Волгоградский медицинский университет: траектория развитияВолгоградский медицинский университет второй год подряд входит в лучшую сотню вузов России и более пятнадцати лет не покидает десятку лучших медицинских и фармацевтических вузов, занимая среди них пятое-седьмое места, обладает множеством наград и достижений. Просмотров: 136
Открывая новые путиВолгоградский государственный медицинский университет – один из крупнейших медицинских и фармацевтических вузов России. За восемьдесят лет пройден путь от провинциального мединститута до университета с мировым именем, накоплен богатый опыт и бережно хранятся сложившиеся традиции. В настоящее время в университете проходят подготовку различного уровня около 15 тыс. человек. Сегодня учебный процесс ведут опытнейшие преподаватели, среди них 3 академика и член-корреспондент РАН, более 500 кандидатов наук, почти 200 человек имеют докторскую степень и профессорское звание. Неслучайно, ВолгГМУ второй год подряд входит в лучшую сотню вузов России и более пятнадцати лет не покидает десятку лучших медицинских и фармацевтических вузов, занимая среди них пятое-седьмое места, обладает множеством наград и достижений. Мониторинг высших учебных заведений, проведенный Минобрнауки РФ, также подтвердил, что работа в Волгоградском госуниверситете проводится в верном направлении. Осуществляя подготовку высококвалифицированных специалистов XXI века, вуз активно внедряет перспективные инновации, осуществляет большую работу по открытию новых специальностей. В 2011 году в университете лицензированы пять направлений подготовки, и студенты-первопроходцы уже в 2015 году начнут получать дипломы. К числу новых относятся и такие направления, как «Педагогическое образование» (профиль «Биология»), «Социальная работа», «Менеджмент» (в здравоохранении), «Биология» (профили «Генетика» и «Биохимия»), «Биотехнические системы и технологии». Светить всегда…Волгоградский государственный медицинский университет подходит к восьмидесятилетию, с каждым годом наращивая свой потенциал. Уже четверть века руководит университетом академик Российской академии наук, главный клинический фармаколог Министерства здравоохранения России, председатель Совета ректоров вузов Волгоградской области, член Оксфордского клуба ректоров Европы, почетный гражданин города-героя Волгограда, доктор медицинских наук, профессор Владимир Иванович Петров. – Университету исполняется восемьдесят лет, но этот возраст для медицинского вуза – лишь только начало жизни, – подчеркнул ректор ВолгГМУ. – Созданный в 1935 году и прошедший огонь великой войны, он первым среди вузов Советского Союза начал подготовку специалистов на освобожденной, но еще разрушенной территории уже в марте 1943 года и выпустил 147 молодых врачей осенью 1943 года. Забота о завтрашнем днеНаправление подготовки «Педагогическое образование» в фокусе беседы с первым проректором – проректором по учебной работе, доктором педагогических наук, профессором Виктором МАНДРИКОВЫМ. – Виктор Борисович, с какой целью в ВолгГМУ было открыто направление подготовки «Педагогическое образование»? – Областью профессиональной деятельности выпускников данного направления является начальное, среднее общее, а после магистратуры также среднее профессиональное и высшее образование. Молодой специалист способен осуществлять учебно-воспитательную, методическую, культурно-просветительную, преподавательскую, научно-исследовательскую и организационно-управленческую деятельность в соответствующих образовательных учреждениях. Учитывая интенсивное развитие науки, сопровождающееся сменой базовых технологий, что особенно заметно в медико-биологической сфере, необходимо непрерывное обновление педагогических кадров, привлечение молодых специалистов, способных привнести в процесс преподавания современные методы и подходы. Это является актуальным, в том числе и для всех как вновь открываемых, так и уже давно существующих направлений подготовки в нашем университете, – везде нужны молодые и активные преподаватели, способные к продолжению традиций Волгоградского медицинского университета. – Что становится точкой опоры при открытии нового направления подготовки? – Конечно же, высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав. Кадры решают всё – формула стара, но точна. Образовательный процесс на направлении подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Биология») обеспечивают более 120 преподавателей, и более 75 процентов педагогов имеют ученую степень или ученое звание, причем более 29 процентов из них – доктора наук, профессора. А более чем из ста преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, свыше 80 процентов имеют ученые степени или ученые звания. При этом средний возраст педагогического состава лишь ненамного превышает сорок лет. Второй точкой опоры является творческий подход к работе. Организация практики новых направлений подготовки – непростое, но живое и интересное дело, предоставляющее возможности для внесения нового в повседневную работу. Вебинары и конференции в режиме on-line стали в медицинском университете привычной формой приобщения студентов к научной жизни страны и мира. И вот один из результатов: студенты направления подготовки «Педагогическое образование» ВолгГМУ признаны лучшими вожатыми смены-2014 в оздоровительном санатории «Янтарь» (г. Анапа). Обращение к личностиО направлении подготовки «Социальная работа» в ВолгГМУ рассказал декан факультета социальной работы и клинической психологии, доктор социологических наук, профессор Михаил ВОЛЧАНСКИЙ. – Михаил Евгеньевич, в рамках страховой медицины врач оказался в ситуации жесткого временного прессинга, и многие ожидания пациентов, вызванные традиционными представлениями о враче-слушателе, враче-собеседнике, просто не в силах реализоваться. Какой выход из этой ситуации видится вами? – Конечно, врачу сегодня необходимо владеть самыми разными, и не только медицинскими, знаниями, умениями и технологиями. Особенно важно знать человеческий потенциал, медицинский работник должен способствовать пробуждению возможностей и ресурсов личности. Поэтому факультет социальной работы и клинической психологии осуществляет реализацию программы по направлению (специальности) «Социальная работа» в рамках специализированного профиля «Медико-социальная работа с населением». Главной целью профессиональной деятельности бакалавра, окончившего вуз по этому направлению, считается забота о качестве жизни и раскрытие возможностей человека, семьи, общества, а социальную работу можно рассматривать как личностную службу помощи людям. Деятельность медицинских социальных работников включает предоставление информации и содействие при организации ухода за детьми и пожилыми людьми. Они помогут обратиться за общественной поддержкой или государственной помощью, оформить опекунство, занимаются вопросами материальной обеспеченности малоимущих и трудовой занятости. К их сфере деятельности относится оказание юридической помощи или распознавание случаев плохого обращения с детьми, поддержка людей, проходящих реабилитационные программы при разных видах зависимости, адаптирующихся после заключения или после лечения в психиатрической клинике, и иная подобная работа. – Кафедра социальной работы основана в 2004 году в связи с открытием в университете нового факультета – в то время единственного в России, – где проводится подготовка специалистов по взаимосвязанным специальностям – социальной работы и клинической психологии. Наверное, не время говорить о каких-либо достижениях? – Напротив, успехи налицо. Следует отметить удачный старт специальности «Социальная работа» – грант Российского фонда гуманитарных исследований (2005-2007). За небольшой срок кафедре удалось наладить контакты с Берлинской высшей школой социальной работы и социальной педагогики. Учитывая заинтересованность будущих специалистов в передовом международном опыте по организации социальной работы, состоялись двусторонние визиты студентов и преподавателей ВолгГМУ и студентов Берлинской академии, установлена связь с факультетом здравоохранения и социальных проблем Университета Центральной Калифорнии. Значительная работа проведена по материально-техническому обеспечению: появились учебные аудитории, лекционные залы с медиапроекторами, компьютерный класс, в котором активно применяется конструктор тестов. Выполнение хоздоговорных тем позволило приобрести интерактивную доску, другую технику и оборудовать специальную аудиторию для проведения тренингов. Хотя профессорско-преподавательский состав молод и средний возраст составляет немногим более тридцати пяти лет, ученую степень доктора или кандидата наук имеют 67,7 процента преподавателей. Сотрудники факультета опубликовали по специальности «Социальная работа» 4 монографии, 89 статей, из них 2 в зарубежной печати. Стоит отметить, что 19 статей увидели свет на страницах журналов, рецензируемых ВАК. Преподаватели кафедры приняли участие в 37 всероссийских и 24 городских и региональных научно-практических конференциях, в 2 всероссийских конгрессах, организовали городской научно-практический семинар «Основы реабилитации детей с органическими нарушениями». В апреле 2013 года за заслуги в области развития отечественного образования профильная кафедра социальной работы ВолгГМУ Министерства здравоохранения РФ была удостоена звания «Золотая кафедра России». – Какое участие в научной деятельности принимают студенты, обучающиеся по новому направлению подготовки? – Более четырех лет на кафедре функционирует студенческое научное общество, студенты и аспиранты учатся проводить социально-психологические тренинги по работе с пациентами, находящимися в трудных жизненных ситуациях, тренинги личностного роста, командообразования, по управлению человеческими ресурсами, формированию лидерских качеств. В активе научных свершений – победа в конкурсе на получение государственного научного гранта Волгоградской области «Оптимизация лечения больных с артериальной гипертензией, основанная на индивидуальной работе с пациентом». С момента открытия специальности это уже второй научно-исследовательский грант, выигранный сплоченной группой ученых, в его осуществление вовлечены студенты старших курсов факультета. В феврале-апреле 2013 года исследовательской группой проведено объемное научное исследование с выборкой более 8,5 тыс. респондентов на тему «Особенности санитарно-гигиенической культуры трудоспособного населения Волгоградской области». – Говоря о значении практического опыта, на память сразу приходят слова Льва Ландау: «Верховным судьей всякой физической теории является опыт. Без экспериментаторов теоретики скисают». Какое значение отводится практической работе при подготовке специалистов нового направления? – Для учебно-практической подготовки специалистов по образовательной программе специальности «Социальная работа» используются базы городских и областных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения. Среди них медико-социальная экспертная комиссия, областной геронтологический центр, волгоградские специализированные дома ребенка, СПИД-центр, областные наркологический и психиатрический диспансеры, центры социальной и медико-реабилитационной помощи населению, учреждения психолого-педагогической службы и другие. Позвольте мне тоже прибегнуть к цитате и привести слова Жан-Жака Руссо: «Против всего можно устоять, но не против доброты». В таком виде деятельности, как социальная работа, порой бывает сложно найти грань между практической подготовкой студентов и благотворительностью. Студенты университета, преподаватели факультета и другие участники «Школы юного медика» традиционно организуют благотворительную акцию в приютах для детей и подростков. Воспитанникам демонстрируется новогодняя сказка. Театрализованная постановка сопровождается поэтическим конкурсом и, конечно же, проходит в творческой и праздничной атмосфере. По итогам конкурса дети получают подарки и призы студентов факультета. Знание спецификиДругим начинанием Волгоградского государственного медицинского университета стала подготовка высококвалифицированных менеджеров для системы здравоохранения. О причинах, побудивших принять такое решение, рассказал руководитель направления подготовки «Менеджмент», кандидат экономических наук Светлана Юльевна СОБОЛЕВА. – Одной из основных нерешенных проблем в подготовке управленцев в сфере здравоохранения является наличие двух различных траекторий подготовки. Первая основана на классическом медицинском образовании, когда специалист после прохождения обучения по таким специальностям, как «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Фармация», «Медико-профилактическое дело», имеет возможность пройти интернатуру или ординатуру по организации здравоохранения и таким образом получить возможность занимать управленческие должности в лечебном учреждении. Второй траекторией, которая в настоящий момент получает все большую популярность, является подготовка будущего управленца в сфере здравоохранения по профилям «Менеджмент» или «Экономика». Такие программы, чаще в виде дополнительного образования – например, подготовка мастера делового администрирования, – порой открывают классические университеты, не имеющие тесных контактов с медицинскими учреждениями, не вовлеченные глубоко в проблематику здравоохранения. Однако медицинская сфера имеет, во-первых, очень четко определенную специфику, а во-вторых, свои многолетние традиции подготовки организаторов здравоохранения. На наш взгляд, решение данного вопроса возможно только в образовательной среде медицинского вуза, который имеет возможность инкорпорировать специалистов в области менеджмента, экономики, финансов, права и, в союзе с кафедрами организации здравоохранения, готовить руководителей медицинских организаций. Именно сочетание классического подхода к подготовке организаторов здравоохранения, подразумевающего выполнение отраслевой функции, с изучением современных тенденций менеджмента способно привести к синергетическому эффекту в качестве образования и ответить на запрос общества в получении специалиста нужной квалификации, нужного уровня образования и обладающего всеми необходимыми компетенциями. Направление подготовки «Менеджмент» было открыто в университете в 2011 году. Конечной целью этой работы является улучшение качества управления лечебными учреждениями, поскольку оно перестало соответствовать рыночным условиям функционирования медицинской отрасли. Обучение строится в полном соответствии с требованиями ФГОС ВПО по менеджменту и предусматривает в базовой части профессионального цикла изучение теории менеджмента, маркетинга, учета и анализа, финансового и стратегического менеджмента и других дисциплин. В вариативной части изучаются дисциплины, относящиеся непосредственно к сфере здравоохранения: «Управление в здравоохранении», «Экономика и финансирование здравоохранения», «Медицинское страхование», «Основы фармакоэкономики и лекарственного обеспечения» и прочие. Таким образом, основные управленческие компетенции развиваются в ходе специализации и накладываются на отраслевую специфику. Успешное развитие направления опирается на сочетание в образовательном процессе таких компонентов, как наличие в вузе специалистов организации здравоохранения, экономики и менеджмента, а также тесное взаимодействие с лечебными учреждениями. Именно последний фактор является определяющим в формировании навыков студента, поскольку такие взаимосвязи позволяют реализовать все виды практики в полном объеме. Профессорско-преподавательский состав регулярно в соответствии с требованиями ФГОС организует мастер-классы и экспертные лекции специалистов-практиков, которые получают позитивный отклик среди студентов. Так, в вузе выступали профессор колледжа святого Джорджа Лондонского университета Элла Поултон, профессор Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете Леон де Адриан, менеджер компании «ВымпелКом» Михаил Земцов, директор фонда «Институт экономических и социальных исследований» Михаил Шевяков, практикующий маркетолог Валентина Ситникова. Кроме того, большая часть занятий проводится в интерактивном режиме с применением современных образовательных технологий: например, метод малых групп, кейс-стади, деловые и ролевые игры, тренинги, дебаты. Простор для творчестваЕщё об одном новом направлении работы медицинского университета рассказал нашему корреспонденту руководитель направления подготовки «Биология» (профили «Генетика» и «Биохимия»), кандидат медицинских наук Михаил БУКАТИН. – Михаил Владимирович, какова особенность направления подготовки «Биология»? – Область профессиональной деятельности выпускника этого направления включает исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрану природы. Объектами профессиональной деятельности являются биологические системы различных уровней организации, процессы их жизнедеятельности и эволюции, биологические, биомедицинские, природоохранительные технологии, биологическая экспертиза и мониторинг, математические и алгоритмические модели биологических процессов. – Каким представляют свое будущее юноши и девушки, получающие знания, умения и навыки в этой области деятельности? – Сферой профессиональной деятельности выпускников являются научно-исследовательские, научно-производственные, проектные организации, общеобразовательные и специальные учебные заведения. В соответствии с полученной профилизацией в области исследования живой природы на всех уровнях организации выпускник может быть подготовлен к продолжению образования в магистратуре и аспирантуре или заняться научно-исследовательской, научно-производственной, организационно-управленческой, педагогической и просветительской деятельностью. Магистры по направлению «Биология» могут занимать руководящие должности в диагностических лабораториях бактериологии, вирусологии и иммунологии медицинских учреждений, центрах экстракорпорального оплодотворения и репродукции, генетических центрах, организациях, связанных с безопасностью жизнедеятельности и других – по профилю подготовки. Работа с техникойЖивой интерес студентов вызывает такое направление подготовки, как «Биотехнические системы и технологии». О нем рассказал кандидат технических наук Сергей БЕЗБОРОДОВ: – Направление находится на стыке двух разных сфер: техники и биологии. В связи с этим набор учебных предметов довольно широк. С одной стороны, изучаются инженерно-технические дисциплины: информационные технологии, инженерная и компьютерная графика, метрология, стандартизация и технические измерения, электротехника и электроника и тому подобное. С другой – такие естественнонаучные дисциплины, как химия, биология, экология, биофизические основы живых систем. Практические занятия проходят в лабораториях, компаниях по производству медицинских и биотехнических приборов. Выпускники этого направления могут принимать участие в разработке, внедрении и эксплуатации различных биотехнических приборов, в том числе медицинских. Они создают инструментальные средства диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний человека, проводят эксперименты и испытания в условиях диагностических и лечебных медицинских центров, больниц, амбулаторий и поликлиник, выступают в качестве привлеченных специалистов по ремонту медицинских и диагностических систем. Эти специалисты относятся к разряду редких, и они нужны в научно-исследовательских институтах, на предприятиях, в амбулаториях, лабораториях и в больницах, поскольку современная медицинская техника нуждается в квалифицированном обслуживании и регулярных профилактических мероприятиях. Уметь лечить– Люди, которые трудятся в нашем вузе, совершенно не такие, как все, – подвел итог ректор университета В.И. Петров. – Это не значит, что они выглядят особой кастой, нет. Просто отношение к жизни несколько иное. Оно складывается из того, что каждый из преподавателей и студентов ежедневно видит физические страдания человека, отчего пересматривает свое отношение к миру, становится добрее. Самая главная наша политика – здоровье пациентов. Мы люди, рожденные лечить и учить лечить. Я благодарен коллегам за то, что все мы – одна команда, что все мы – одна семья, живущая под девизом, светя другим, сгораю сам. Волгоградский государственный медицинский университет – один из крупнейших медицинских и фармацевтических вузов России. За восемьдесят лет пройден путь от провинциального мединститута до университета с мировым именем, накоплен богатый опыт и бережно хранятся сложившиеся традиции. В настоящее время в университете проходят подготовку различного уровня около 15 тыс. человек. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|