Вологодский государственный педагогический университет: повысить престиж профессии учителяУчитель – ключевая фигура в обществе, считает гость сегодняшней рубрики «актуальное интервью» ректор Вологодского государственного педагогического университета Александр ЛЕШУКОВ. Как повысить престиж учительской профессии, какие задачи стоят перед педагогическими вузами и как их решает ВГПУ – тема нашей беседы. Просмотров: 5603
Говорить с учеником на одном языкеЭто искусство приобретается в педагогическом вузе
Учитель – ключевая фигура в обществе, считает гость сегодняшней рубрики «актуальное интервью» ректор Вологодского государственного педагогического университета Александр ЛЕШУКОВ. Как повысить престиж учительской профессии, какие задачи стоят перед педагогическими вузами и как их решает ВГПУ – тема нашей беседы. – От учителя сегодня требуется многое: и эрудиция, и методическая и профессиональная компетентность, и владение ИКТ, и любовь к детям. Как бы вы ответили на широко обсуждаемый сегодня вопрос: из какого вуза выходят лучшие учителя – из классического или педагогического? – Задачи образования в обоих случаях разные, а, следовательно, различается и содержание образования. Хотя часть учителей приходит в школу из классических университетов, все-таки эти вузы, прежде всего, существуют для того, чтобы готовить кадры для научно-исследовательской работы. Главной задачей педагогического университета является подготовка педагогических кадров, и его выпускники лучше вооружены методами передачи освоенных наук школьникам. Приведу слова Н.И. Пирогова: «Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Самые обыкновенные и ежедневные предметы, хорошо и искусно внушенные ребенку, для него в стократ полезнее в будущем, чем высокие истины, худо уложенные и нисколько не приноровленные к его понятиям». Подготовка в классическом университете предполагает, что студент, давайте его назовем «будущий учитель», готовится в логике соответствующей науки, а не в логике того, как эту науку преподнести другому человеку. В этом принципиальная разница. Что нам важнее? Ключевой показатель эффективности профессионального образования – это число выпускников, трудоустраивающихся по специальности. И здесь педагогический вуз может дать большую фору классическому университету. Доля выпускников классического университета, идущих в школы, как известно, ничтожно мала. По данным нашего центра содействия трудоустройству выпускников в 2009 году в учреждения образования устроились на работу 53 процента окончивших педагогические специальности ВГПУ. – Как идет процесс подготовки перехода на двухуровневую систему обучения в вашем вузе? Какое место в образовательной нише, на ваш взгляд, займет учитель-бакалавр? – Университет традиционно осуществляет подготовку учителей практически по всем предметам базисного учебного плана школы. Учитывая потребности образовательных учреждений области в педагогах, способных вести обучение по нескольким школьным предметам, ВГПУ готовит учителей по основной и дополнительной специальности, что особенно актуально для сельских школ, которые преобладают в структуре общеобразовательных учреждений региона. Мы уже имеем опыт работы по системе уровневого образования. Ведется подготовка бакалавров по направлениям «Филологическое образование» и «Технологическое образование». Тридцать человек обучаются по программам магистратуры. В 2010 году состоится первый выпуск бакалавров. В вузе ведется работа по разработке основных образовательных программ на основе ФГОС. В 2011 году будет осуществляться набор только на направления подготовки бакалавриата и для обучения по программам магистратуры. При реализации двух профилей срок обучения бакалавров будет увеличен до 5 лет. – Достаточна ли степень бакалавра для преподавания в школе? Или приоритет будет отдаваться учителю-магистру? – Не сомневаюсь в том, что университет обеспечит базовую подготовку бакалавров, достаточную для практической профессиональной деятельности. Сейчас мы готовим учителей в течение пяти лет по основной и дополнительной специальности, а будем готовить пять лет по двум профилям подготовки. Магистратура – это углубленное и специализированное обучение с исследовательской составляющей. Ее выпускник становится «продвинутым» специалистом в определенной области, а может и начать академическую карьеру. Больше беспокоит вопрос, какие должности бакалавры-педагоги смогут занимать в образовательных учреждениях. Есть опасение, что работодатели будут все же предпочитать принимать на работу специалистов и магистров. Считаю, что педагогическим университетам необходимо расширить магистратуру по педагогическому профилю, предусмотреть большее количество бюджетных мест, иначе в профильных классах наших российских школ будут работать только педагоги-бакалавры. Кроме того, необходимо обеспечить всей информацией по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования не только родителей и абитуриентов, но и работодателей, чтобы обеспечить востребованность учителей-бакалавров на рынке труда. – К вопросу о репутации российского учителя: как сделать так, чтобы в профессию шли достойные, педагоги по призванию? Что нужно сделать, чтобы повысить престиж учительской профессии, на ваш взгляд? – Давайте начнем с понятия «престижная профессия». Престиж (от французского «prestige» – воздействие, авторитет) – это, во-первых, влиятельность людей данной профессии в обществе. Во-вторых, достойная оплата труда. Если говорить об авторитете учителя, то в этом вопросе уповать на государство не стоит. О своем авторитете учителя должны в первую очередь думать сами. Справедливости ради следует сказать, что конкуренция в образовании существовала всегда. Всегда были школы, славящиеся своими педагогическими коллективами, традициями преподавания и выдающимися результатами обучения. Уровень полученных знаний в такой школе зачастую гарантировал поступление в вуз. В эти школы всегда стремились и ученики, и учителя. Но государство в вопросе поднятия престижа профессии учителя может и должно помочь. Например, с помощью СМИ. Стоит больше говорить о том, что престиж учительской профессии хотя и медленно, но растет. Этому способствует стремление общества к повышению уровня образования. Множится число учительских конкурсов, развивается система грантовой поддержки творчески работающих учителей. Появляются реальные цели, для достижения которых надо вступать в конкурентную борьбу. Ежегодно принимаются прекрасные образовательные программы, но до тех пор, пока педагог будет получать одну из самых низких зарплат в государстве, учитель будет стоять «в хвосте» списка престижных профессий. Остро необходима федеральная программа «Педагогические кадры», которая в комплексе решала бы задачи повышения престижа труда учителя, его социального статуса и уровня жизни, закрепления в школе молодых кадров. – Одобряете ли вы идею интернатуры, по окончании которой молодой специалист сдает профессиональный экзамен? При каких обязательных условиях эта идея могла бы быть воплощена в вашем регионе? – Необходимость введения интернатуры продиктована прежде всего тем, что при четырехлетнем бакалавриате продолжительность педагогической практики сокращена. При этом считаю обязательным курирование педагога-интерна как со стороны вуза, так и опытных учителей-методистов в школе. Мы планируем уже в этом году закрепление педагогов-наставников за выпускниками, трудоустроившимися в школы, и проведение конференции молодых учителей. Однако вопрос педагогической интернатуры следует рассматривать вместе с введением сертификационных экзаменов для всех граждан, собирающихся работать в школе. Эта идея уже обсуждается педагогическим сообществом. Кстати, в музее университета есть два архивных документа более чем 70-летней давности, выданных одному и тому же лицу: диплом об образовании с присвоением квалификации преподавателя средней школы и аттестат на звание учителя средней школы с правом преподавания. Не пора ли обратиться к подобному опыту? – Говоря о проблеме духовно-нравственного кризиса в сознании современной молодежи, эксперты отмечают необходимость гуманитаризации педагогического образования. Какие шаги в этом направлении предпринимает ВГПУ? – Еще в 1996 году в Вологодской области под руководством А.В. Камкина, доктора исторических наук, заведующего кафедрой теории, истории культуры и этнологии ВГПУ, была разработана образовательная программа «Истоки» для учащихся 1-9 классов школы. В основе программы лежит знакомство школьников с ценностями и идеалами российской цивилизации, а основным контекстом является обращение к ее духовно-нравственному началу. В начальной школе особенностью содержания предмета является сосредоточение внимания на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрытии мира отечественных традиций. В основной школе открывается новый уровень в познании истоков: дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками, приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной, материальной, художественной и духовной культуры, развитие интереса к самостоятельному анализу и осмыслению истоков. Разработка данного курса для старших классов ведется в настоящее время, акцент учебного курса переносится на развитие социокультурных истоков управленческой культуры. Для реализации программы вышли в свет восемь учебников и полный цикл учебно-методического сопровождения. С 2002 года программа «Истоки» допущена Министерством образования для использования в образовательных учреждениях России и ныне успешно применяется более чем в 50 регионах страны, неизменно показывая высокую результативность и широкую востребованность. Педагогическая и родительская общественность подтверждают положительное влияние программы на формирование жизненных ориентиров учащихся. За разработку и внедрение в широкую практику новых методик преподавания А.В. Камкину присуждена Государственная премия по образованию за 2005 год, а в 2010 году учебный курс получил диплом Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». – Как отмечают вологодские социологи, средний возраст учителя в вашем регионе составляет около 47 лет, причем более половины работающих преподавателей предпенсионного возраста. В чем вы видите причины сложившейся ситуации? – Эта проблема обсуждалась на недавней коллегии Департамента образования Вологодской области. Кроме старения педагогических кадров и снижения притока молодых учителей было отмечено увеличение доли выпускников педагогических колледжей в общем числе молодых специалистов, трудоустраивающихся в школу. При этом выпускники колледжей зачастую выполняют несвойственные им функции учителей-предметников, что часто влияет на качество образования. Учитель в школе должен иметь базовую подготовку по предмету. Поэтому необходимо перейти к адресной подготовке учителей. Во-первых, через систему заочного обучения педагогов, не имеющих высшего образования. В прошлом году мы ожидали увеличение конкурса на заочное отделение, поскольку введение новой системы оплаты труда в школе ориентирует учителей на получение высшего образования. Однако конкурс возрос незначительно (1,7 в 2009 году против 1,6 в 2008 году). Во-вторых, обучение учителей-предметников другим профилям через систему переподготовки и второго высшего образования. Например, учителя истории – географии или филологии. Мы готовы в зависимости от потребностей региона реализовывать те профили подготовки, по которым областная система образования испытывает наибольший дефицит. Что касается причин уменьшения притока специалистов с высшим педагогическим образованием, они очевидны. Выпускники педвуза имеют более высокий уровень образования и социальной адаптации в обществе и зачастую востребованы на рынке труда в более высокооплачиваемых секторах экономики. Следует отметить при этом, что препятствуют возвращению специалистов с высшим педагогическим образованием в родные районы преимущественно социально-бытовые факторы. Анкетирование выпускников педагогического вуза и студентов показывает, что многие из них хотели бы работать в школе. Так, по данным опросов, после прохождения педагогической практики желание работать по профессии увеличилось у 34% студентов, интерес к работе с детьми повысился у 60%, уровень тревожности перед профессией понизился у 50% студентов, проходивших практику. Вместе с тем студентов пугает низкая заработная плата молодых учителей, отсутствие социальных гарантий, и самое главное – возможности получения благоустроенного жилья. – Какие меры необходимы для закрепления молодых учителей в школе? – Радует, что Правительство Вологодской области в полной мере осознает проблемы в образовательной системе региона и предпринимает усилия по их решению. Планируется выплата «подъемных» молодым учителям, приходящим на работу в сельские школы, разрабатываются меры по льготному ипотечному кредитованию для молодых специалистов-педагогов, работающих в сельской местности. Хочется затронуть еще и вопрос о работе муниципальных органов образования по трудоустройству выпускников. Не секрет, что часто даже выпускники, имеющие целевые направления оказываются невостребованными в своих районах. Поэтому нужно повысить ответственность работодателей за трудоустройство выпускников, поступавших в вуз по целевым направлениям. Необходимо расширить введение контрактной подготовки, включая заключение контрактов на предвыпускном курсе, а также ввести прямые экономические показатели для работы руководителей, занимающихся закреплением молодых специалистов в школах и омоложением кадров. – На чем основывается работа Центра содействия трудоустройству вашего вуза? – Вхождение нашей страны в Болонский процесс означает смену приоритетов в пользу работодателей. В этой связи возрастает роль работы вузовского центра содействия трудоустройству. Уже два года традиционно мы проводим Дни муниципальных районов. Этот пилотный проект направлен на усиление адресной работы с абитуриентами и работодателями. Мероприятие включает проведение встреч школьников и родителей со студентами и преподавателями, работодателей – со студентами выпускных курсов. В апреле этого года Вологодский государственный педагогический университет и Департамент образования Вологодской области с участием глав муниципальных районов провели День предварительного трудоустройства выпускников. Мы надеемся, что работа в этом направлении поможет изменить ситуацию по обновлению учительских кадров, но, безусловно, решить эту проблему можно только путем создания и реализации региональной долгосрочной межведомственной программы. – 2010 год объявлен в России Годом учителя. Каких позитивных перемен в связи с этим вы ожидаете? – Конечно, это привлечение внимания к учителю, укрепление авторитета педагога и его социального статуса. И еще пора осознать, что педагогическое образование занимает ключевую позицию в обществе, потому что от того, как преподаватели вуза научат учителей, так учителя будут учить учеников, и соответственно такие у нас будут в дальнейшем инженеры, экономисты, юристы и люди рабочих профессий. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|