В Индии состоялась конференция APQNВ марте 2018 года в г.Нагпур состоялась ежегодная конференция Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN), объединившая более 100 участников из 27 стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Просмотров: 306
Материал опубликован в журнале №103 от 25.04.2018.
Новые подходы в аккредитации как отражение новых целей и ценностей в высшем образовании Азиатско-Тихоокеанского регионаНезависимая оценка качества высшего образования является процессом, дающим уверенность в качестве реализуемых вузами образовательных программ и повышающим взаимное доверие между государствами. Практически во всех странах мира созданы и действуют аккредитационные агентства, играющие особую роль в национальных системах высшего образования. В связи с этим важной становится организация площадок и мероприятий для обмена лучшим опытом. Одним из недавних событий стало проведение ежегодной конференции Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN), объединившей в этом году более 100 участников из 27 стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Потенциал для развития Ежегодная конференция APQN «Наращивание потенциала для развития нового поколения системы гарантии качества в сфере высшего образования», организованная на базе Национального колледжа Данвате (Dhanwate National College) и научного и образовательного колледжа Шри Шивайи (Shri Shivaji Education Society Amravati’s Science College), состоялась 22-25 марта в г. Нагпур (Индия).
Азиатско-Тихоокеанская сеть гарантии качества была создана в 2003 году. К настоящему времени в ее состав входят 208 организаций из 40 стран. Среди них 41 аккредитационное агентство – полноправные члены APQN, 22 организации – кандидаты, 15 – ассоциированные члены, 120 региональных образовательных организаций (университеты и колледжи) – институциональные члены и 10 организаций, не входящих в АТР, но заинтересованных в деятельности сети и имеющих права наблюдателей. На мероприятии присутствовали 104 участника из 27 стран – представители экспертных, аккредитующих и образовательных организаций стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Россию представляли Национальный центр профессионально-общественной аккредитации и Ассоциация по сертификации «Русский регистр».
Конференция открылась приветственными словами принимающей стороны: президента APQN Джангсин Джанг (КНР) и экс-президента – заместителя директора Национального совета по оценке и аккредитации Джаганата Патила (Индия). Тематика заседаний была посвящена вопросам наращивания потенциала аккредитационных агентств гарантии качества в регионе и мире, формирования университетов мирового уровня и оценки их деятельности, развития, эффективности и роли институциональной и программной аккредитации, оценки и признания качества высшего образования, стратегии развития гарантии качества в европейском и азиатско-тихоокеанском пространстве, продвижения и развития международной, региональной и национальной системы гарантии качества высшего образования, появления новых трендов глобального образования и возможностей для международной интеграции вузов. Опыт отдельных стран – как больших, так и малых – привлек особое внимание участников конференции.
Опыт Тайваня Анализом опыта развития систем гарантии качества в сфере высшего образования поделились профессор Анжела Юн-Чи Хоу (Angela Yung-Chi Hou), исполнительный директор Совета по оценке и аккредитации высшего образования Тайваня (HEEACT) и профессор Чун-Чи Чи (Chun-Chi Chih), руководитель отдела научных исследований Совета по оценке и аккредитации высшего образования Тайваня (HEEACT).
В настоящее время две трети образовательных организаций Тайваня прошли программную (с 2006 года) и институциональную (с 2011 года) аккредитацию в HEEACT.
Совет Тайваня является единственной аккредитующей организацией по оценке качества высшего образования, проводит аккредитацию на программном и институциональном уровнях, способствует развитию системы самоуправления в колледжах и университетах, а также проводит научные исследования по вопросам усовершенствования системы оценки высшего образования. Совет по оценке и аккредитации высшего образования Тайваня тесно сотрудничает с министерством образования. Так, результаты аккредитации учитываются при разработке предложений для профильного министерства с целью выработки курса развития образования в целом по стране. Кроме того, Совет по оценке и аккредитации высшего образования Тайваня осуществляет совместные проекты по оценке высшего образования, в том числе с привлечением зарубежных аккредитационных агентств: Национального агентства аккредитации высшего образования Индонезии (NAAHE), Аккредитационной комиссии Камбоджи, Центра оценки высшего образования провинции Юньнань (Китай), Шанхайского института оценки образования (Китай), Ассоциации оценки образования Тайваня и других. Государственная политика Тайваня в сфере высшего образования переживает глобальную трансформацию. Согласно принятым постановлениям «Университетский акт» и «Нормы обязательного исполнения Университетского акта» все вузы Тайваня должны размещать на своих официальных сайтах информацию о системах гарантии качества. Информация размещается по таким направлениям, как структура управления образовательной организацией, содержание образовательной программы, перспективы развития образовательной программы, деятельность, результаты оценки качества образовательной программы и результаты экспертизы/аккредитации.
По результатам проведенного мониторинга, в котором приняли участие 75 вузов, у 33% из них информация на официальном сайте организации отсутствовала. Остальные 67% вузов разместили информацию в полном объеме или частично. Большая часть организаций опубликовала информацию о результатах институциональной аккредитации, своих планах развития и выложила отчеты о самообследовании. С учетом быстро развивающегося образовательного рынка страны перед Советом по оценке и аккредитации высшего образования Тайваня стоит задача по оказанию активной поддержки вузам в размещении информации на официальных сайтах для увеличения прозрачности и доступности информации об образовательных программах. Опыт островного государства Маврикий За последние два десятилетия высшее образование Маврикия подверглось значительным изменениям. В частности, профиль образовательных организаций, образовательных программ и контингент студентов стал более разнообразным, что оказало серьезное влияние на систему образования в целом и потребовало комплексного применения современных технологий в образовательном процессе и активного привлечения академического и профессионального сообществ к оценке образовательных программ.
В своем выступлении исполнительный директор Комиссии по оценке высшего образования, профессор Сид Наир (Sid Nair) затронул тему развития у выпускников так называемых «навыков выпускников XXI века» (Equipping Graduates with 21st Century Skills). Наряду с общими и профессиональными навыками на первый план выходят также саморазвитие, личная и социальная ответственность, финансовая грамотность, предпринимательские навыки, владение технологиями и инновациями, критическое мышление, способность к сотрудничеству, умение решать проблемы, креативность и прочие. В подтверждение выступающий привел слова руководителя программы Национального научного фонда (США) Салли О’Коннора: «В XXI веке мы должны говорить о подготовке студентов к профессии, которой еще не существует… использовании технологий, которые еще не изобретены… решении проблем, о существовании которых мы еще не знаем». С 2009 года в островном государстве Маврикий проводились масштабные исследования, направленные на оценку удовлетворенности выпускников качеством образования. Экспертами были выделены наиболее значимые навыки, которыми должен обладать студент XXI века. Среди них способность к устной и письменной коммуникации, сотрудничеству и работе в команде, обучению и приобретению новых навыков, применению знаний на рабочем месте, умение общаться с коллегами и клиентами, совладать с напряжением и стрессом, анализировать и решать проблемы, развивать новые или инновационные идеи, направления и возможности, организация рабочего времени. Среди направлений развития системы гарантии качества Маврикия профессор Сид Наир выделил адаптацию стратегии развития к имеющимся ресурсам, развитие культуры качества в университетах, изменение и развитие научной базы, подготовку и обучение кадрового состава вопросам внутренней оценки образовательных программ и экспертизе, важность поддержки и развития сотрудничества с зарубежными вузами и агентствами гарантии качества, техническую поддержку веб-сайтов университетов, развитие регионального сотрудничества между вузами в области гарантии качества.
Опыт Индонезии Профессор Сугийоно (Sugiyono), член исполнительного совета Национального агентства аккредитации высшего образования (NAAHE), рассказал о перспективах развития институциональной и программной аккредитации в Индонезии. Страна насчитывает 4 625 вузов, из них 1 085 академий, 260 политехнических институтов, 2 493 колледжа, 193 института, 577 университетов и 17 двухгодичных муниципальных колледжей.
По состоянию на февраль 2018 года проведено 1 553 экспертизы на институциональном уровне, что составляет 34% от общего количества проведенных оценочных процедур. Индонезия относится к странам, масштаб реализации образовательных программ которых соотносим с нашей страной. На март 2018 года Национальным агентством аккредитации высшего образования была проведена аккредитация 26 835 образовательных программ. Результаты процедур показали, что среди аккредитованных программ большая часть относится к направлениям «Педагогическое образование», «Инженерные науки», «Медицина» и «Экономика». С 2003 года в системе гарантии качества высшего образования Индонезии произошли существенные изменения. Если ранее процесс аккредитации проводился на добровольных началах, то в настоящее время аккредитация стала обязательной процедурой как на программном, так и на институциональном уровнях.
Сегодня здесь работает несколько аккредитационных агентств. Создается национальная база данных о вузах, которой могут пользоваться все заинтересованные лица. В 2016 году Министерством образования Индонезии был принят новый законодательный документ – Постановление министерства об аккредитации (Ministerial Decreeon Accreditation), определивший новую аккредитационную политику, в основу которой заложены такие принципы, как эффективность оценки качества и ее развитие, учет национального контекста, возможность практического применения результатов аккредитации в образовании, ориентация на оценку результатов обучения, выявление не только сильных сторон, но и областей, требующих улучшений. При институциональной аккредитации вузов NAAHE оценивает образовательную среду, профиль и перспективы развития вуза, а также образовательную деятельность по следующим девяти критериям:
С 2017 года в Индонезии реализуется уникальный проект по проведению онлайн-аккредитации на основе уникальной платформы SAPTO. Онлайн-система позволяет проводить процедуру аккредитации оперативнее и дешевле за счет дистанционного привлечения высококвалифицированных экспертов и надежной информационной системы. Она обеспечивает равные возможности и доступ всех заинтересованных лиц к результатам аккредитации, характеризуется надежностью данных и способствует повышению эффективности аккредитационной процедуры в условиях реализации вузами большого количества образовательных программ. Опыт Китайской Народной Республики Выступающие Ли Ян (Li Yan) и Сун Ин (Sun Ying) из Центра оценки высшего образования Министерства образования Китайской Народной Республики (HEECMoE) и Хуанг Баоин (Huang Baoyin) из Центра развития высшего образования Китая (China Academic Degrees and Graduate Education Development Center, CDGDC) рассказали о лучших практиках в области оценки высшего образования: разработке системы ранжирования университетов по дисциплинам, создании мировых университетов, образовательной платформы в сфере системы гарантии качества высшего образования и базы данных по мониторингу качества высшего образования. Китайские коллеги акцентировали внимание на том, что система гарантии качества высшего образования страны переживает в настоящее время новый этап развития информационных технологий, так называемую «новую информационную эру».
КНР является одной из стран, имеющих самое большое количество образовательных организаций в мире. По состоянию на май 2017 года в стране насчитывалось 2 914 университетов и колледжей, среди них 2 631 университет. К образовательной деятельности привлечено более 680 тыс. преподавателей. Число поступающих в образовательные организации достигает 37 млн. человек, что составляет одну пятую от мирового уровня. Практически 2 млн. выпускников бакалавриата продолжают обучение, из них по программам магистратуры – 1 639 млн. и по программам докторантуры – 342 тыс. Китай запустил программу создания мировых университетов и дисциплин (China’s «World-Class Universities&World-Class Disciplines» Construction). По состоянию на сентябрь 2017 года в стране начитывалось 42 университета мирового уровня, а 95 институтов начали разработку и реализацию 459 дисциплин транснационального образования. Центром развития высшего образования Китая (CDGDC) создана самая большая и полная база данных по дисциплинам. Это уникальный опыт, который оценен не только Министерством образования КНР, но и международным академическим сообществом. Событие было ознаменовано публикацией в «The Times» статьи о прогрессивном развитии высшего образования «Китай подхватывает инициативу участия в соревновании в области науки в стремлении обрести величие» (China Embraces Research Competitionin Drivefor Greatness). В стране разработана система ранжирования университетов по дисциплинам. К 2016 году все вузы Китая неоднократно прошли процедуру аккредитации: оценке подверглись 7 449 дисциплин, реализуемых в 513 образовательных организациях. Была введена новая система критериев оценивания. Изменения коснулись эффективности оценки профессорско-преподавательского состава и ресурсов университетов, качества подготовки специалистов и выявления талантливой молодежи, развития научно-исследовательской деятельности, социальных услуг и академической репутации университетов. Интересен опыт Китая по созданию уникальной платформы системы гарантии качества «5 в 1» (Five in One Quality Assurance System). Систематическое проведение самообследования в вузах, регулярная оценка на программном уровне, периодическое проведение международной аккредитации, мониторинг данных и проведение институциональной оценки обеспечивают баланс количественной и качественной оценки высшего образования и эффективность системы гарантии качества в целом в стране. Еще одной инициативой Китая в области высшего образования является ежегодное проведение опроса студентов, выпускников и работодателей на предмет удовлетворенности обучением и полученными знаниями. В 2016 году было опрошено более 100 тыс. студентов, 30 тыс. выпускников и 8 тыс. работодателей. Центр оценки высшего образования Министерства образования КНР также создал национальную платформу данных по мониторингу качества высшего образования (National Data Platform for Quality Monitoring in Higher Education). Она является одной из новых форм работы в сфере гарантии качества в высшем образовании на национальном уровне. Создание базы данных было высоко оценено профильным министерством и удостоено правительственной награды. Данные платформы собираются по семи направлениям:
Хотя данная платформа начала разрабатываться в 2009 году, она позволила сформировать более 400 отчетов по оценке высшего образования на институциональном уровне. В настоящее время она является самой масштабной платформой для сбора, извлечения, анализа, разработки и визуализации данных. В ее результатах заинтересованы вузы, региональные образовательные департаменты и Министерство образования КНР. Опыт Индии Доктор, профессор Джаганат Патил (Jagannath Patil), заместитель директора Национального совета по оценке и аккредитации (NAAC), рассказал о развитии системы образования в Индии. В стране насчитывается 864 университета, 40 026 колледжей и 11 669 институтов. Число поступающих в образовательные организации достигает 35,7 млн. человек. В вузах преподают 1 365 786 человек, из них 28 779 преподавателей имеют степень Ph.D. К 2030 году Индия будет одной из самых молодых наций в мире, насчитывая 140 млн. абитуриентов, желающих поступить в колледж или университет. Каждый четвертый выпускник в мире, таким образом, будет продуктом индийской образовательной системы.
Национальный совет по оценке и аккредитации, являющийся полноправным членом и учредителем Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании (INQAAHE), полноправным членом Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN), к настоящему времени провел 11 881 аккредитацию в 319 университетах и 7 406 колледжах. В 2016-2017 годах процедуру аккредитации прошли более 1,6 тыс. вузов. Аккредитационную политику Индии также затронули существенные изменения. Экспертиза образовательных программ проводится с привлечением независимых экспертов на основе определенных показателей (Quality Indicator Framework). Всего используется 121 показатель, 30 из них основаны на входных результатах, 53 – на процессе оценки и 38 – на выходных данных. К критериям оценки образовательных организаций относятся:
Аккредитация образовательной организации проходит с применением количественной и качественной оценок и с использованием балльной шкалы (A++, A+, A, B++, B+, B, C, D). Такая оценка обладает репутационным имиджем и позволяет вузам Индии выделиться на фоне других образовательных организаций. Кроме того, в каждом вузе на добровольной основе проводится опрос студентов об удовлетворенности обучением. Интересным является тот факт, что на основе таких опросов может приниматься аккредитационное решение. Так, 3-5% образовательных организаций получили низкую оценку на основе проведенного опроса об удовлетворенности обучением. С 1 сентября 2017 года в аккредитации Индии стала использоваться новая оценочная модель (ICT). Ее основными характеристиками стали сочетание количественных и качественных индикаторов при оценке высшего образования; проведение онлайн-оценки, использование количественных показателей и регулярная внутренняя оценка своей деятельности; использование автоматизированной оценочной модели, позволяющей проводить экспертизу дистанционно; дифференциация в оценке университетов, автономных колледжей и колледжей при вузах; возможность проверки и валидация данных внешними экспертными организациями. Такая система будет интегрирована в образовательную среду к июню 2018 года. Переход на онлайн-аккредитацию является вызовом для индийской системы высшего образования и аккредитационной политики страны, но при этом предоставляет возможности для повышения ее эффективности. Только со временем можно будет оценить результаты проведенной работы, но этот опыт, возможно, представляет интерес для нашей страны.
Тенденции развития региона Практика разных стран Азиатско-Тихоокеанского региона показала, что аккредитация как одна из форм признания качества образовательной деятельности может в значительной степени повлиять на выбор абитуриентами образовательной программы, повысить мобильность студентов и преподавателей, развить научные и образовательные связи и в целом повысить престиж образования в стране. Международные тенденции развития систем оценки качества высшего образования показывают, что в настоящее время перевес происходит в сторону проведения институциональной аккредитации. Прежде всего это связано с возможностями проведения массовой оценки в условиях возрастающего количества вузов, увеличения количества поступающих абитуриентов и образовательных программ. Россия – одна из немногих стран, где на государственном уровне активно обсуждается возможность запуска дистанционной технологии государственной аккредитации как обязательной процедуры, которая существенно смогла бы облегчить проведение экспертизы образовательных программ, подготовку и проверку документации. С одной стороны, применение подобной технологии может обеспечить существенную экономию времени как для вузов, так и для проверяющих органов, с другой – потребует большой подготовительной работы: – разработки онлайн-платформы, позволяющей обрабатывать и хранить данные, структурировать и обеспечивать быстрый доступ и поиск необходимой информации; – формирования системы привлечения экспертов к новой технологии и проведения обучения специалистов, принимающих участие в процедуре; – обработки массива данных всех вузов и реализуемых ими образовательных программ; – разработки электронных форм для вузов по заполнению данных (учебных планов, требований ФГОС и прочего); – создания технологии обработки и принятия решения на основе полученных данных; – необходимости соблюдения единых требований на всех этапах работы со стороны привлекаемых к экспертизе экспертов, проверяющих органов. В целом практика проведения аккредитации схожа во многих странах. Она включает такие обязательные элементы, как проведение вузами глубокой саморефлексии в виде написания отчета о самообследовании, непосредственно визит в вуз и процедуру последействия с последующим принятием решения, которое может признаваться разными государственными и образовательными структурами. России полезен опыт тех стран, масштабы образования которых схожи по своим объемам, разнообразию видов образовательных организаций и специфике системы обучения (Индия, Индонезия). В большей степени в представленных странах практикуется институциональная аккредитация. В сравнении с программной аккредитацией последняя является более управляемой, поскольку содержит меньше объектов оценки и позволяет оценить эффективность применяемой в вузе внутренней системы гарантии качества образования. Таким образом, объектом экспертизы становится не столько содержание образовательных программ, сколько механизм управления и оценки эффективности внутренней системы гарантии качества. Для нашей страны также представляет интерес опыт Индии по применению в аккредитации технологии оценивания, выполняющей имиджевую и мотивационную функции. Это связано с тем, что в настоящее время вопросы репутации, мотивации, индивидуализации, распространения общественного мнения о конкретном вузе и повышения привлекательности образовательных программ получают все больший резонанс среди академического сообщества, студентов и их родителей, а также на международном уровне. Необходимость выделиться на фоне других образовательных организаций объясняется обострением конкуренции между вузами и побуждает вузы проходить независимую оценку в форме аккредитации, аудита, экспертизы и других для подтверждения своей исключительности и высокого уровня качества реализации образовательной деятельности. Применение градации оценивания в аккредитации (например, как в Индии) позволяет формировать новое отношение к независимым процедурам и может способствовать продвижению и позиционированию вуза в стране и за рубежом, а также выступать мотивационным механизмом. С одной стороны, независимые добровольные процедуры формируют некую общую систему ценностей в образовательном пространстве, с другой – обеспечивают мотивацию к формированию таких ценностей. Без понимания ценности оценочная деятельность превращается в декларированные положения, которые на практике могут приводить лишь к выдаче документа, не приводя к существенным изменениям в реализации образовательных программ. Таким образом, вопросы аккредитации актуальны и вызывают самые оживленные дискуссии о ее значении и развитии во всем мире. Участие в конференции позволило проанализировать полученный опыт и выделить общие тенденции в развитии региона:
Модернизация высшего образования России происходит на фоне изменения образовательной парадигмы, одной из задач которой является повышение прозрачности систем оценки вузов и программ. В том числе речь идет о независимых и добровольных процедурах оценки – общественной и профессионально-общественной аккредитации. Хотя каждая страна развивается своим путем и аккредитационная политика стран отличается по своим масштабам, специфике аккредитующих организаций, количеству вузов и формам оценки, опыт передовых стран Азиатско-Тихоокеанского региона важен для выработки общей стратегии развития высшего образования.
ЛИТЕРАТУРА 1. Мотова Г.Н. Россия и Китай: дорога с двусторонним движением // «Аккредитация в образовании». – 2016. – № 8 (84). – С. 48-53. 2. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Кому нужна независимость аккредитационных агентств? // «Аккредитация в образовании». – 2012. – № 57. – С. 12-16. 3. Матвеева О.А. Анализ отечественных и международных практик оценки качества высшего образования на основе ценностного подхода // «Актуальные исследования гуманитарных, естественных, общественных наук», Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2016. – С. 38-43. 4. Наводнов В.Г., Мотова Г.Н. APQN глобализация – pro et contra // «Аккредитация в образовании». – 2010. – № 38. – С. 34-38. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы:
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|