Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Университет для региона, страны и мира

Главные символы Балтийского федерального университета им. И. Канта, изображенные на логотипе вуза, – морская волна и мост. Университет неизменно движется вперёд, как нарастающая волна, интегрируя лучшие отечественные и европейские достижения в единое пространство высшего образования и науки. Свидетельством постоянного движения вперёд стал запуск университетского научно-технологического парка «Фабрика».

Просмотров: 59
А.П. КЛЕМЕШЕВ, ректор Балтийского федерального университета им. И. Канта, доктор политических наук, профессор

Главные символы Балтийского федерального университета им. И. Канта, изображенные на логотипе вуза, – морская волна и мост. Университет неизменно движется вперёд, как нарастающая волна, интегрируя лучшие отечественные и европейские достижения в единое пространство высшего образования и науки. Свидетельством постоянного движения вперёд стал запуск университетского научно-технологического парка «Фабрика».

Запуск «Фабрики» не просто один из пунктов реализации стратегии развития – слишком много усилий потребовалось, чтобы это сделать. Это символ модернизации как Балтийского федерального университета, так и Калининградской области в целом.

Став в 2011 году федеральным, БФУ им. И. Канта получил серьезное дополнительное финансирование. Коллектив отдавал себе отчет: государственная поддержка будет поступать всего пять лет, поэтому требуется успеть привести университет в такое состояние, чтобы он мог сам обеспечивать стабильный приток средств, а значит – стать привлекательным не только для абитуриентов, но и для бизнеса.

Стратегия развития БФУ им. И. Канта условно называется «7К»: концентрация, контрактация, компетенции, конкуренция, коммуникации, кооперация и кампус. Согласно этой модели стратегия развития заключается в концентрации имеющихся ресурсов, создании нового кампуса, внедрении компетентностного подхода в образовательный процесс, модернизации управления на принципах эффективной контрактации, специализации на коммуникациях и кооперации России и зарубежной Европы, развитии конкурентной среды науки и инноваций в Калининградской области.

При этом было принято важное решение: не пытаться охватить все перспективные отрасли и направления науки, а сосредоточиться на нескольких приоритетных областях, в числе которых медицина, материаловедение и наносистемы, биотехнологии, энергосбережение и энергоэффективность. Это те научные сферы, где интересы Калининградской области пересекаются с запросами глобального уровня. В итоге за два года университет сумел привлечь более 30 учёных, в том числе из иностранных вузов. Почти каждый из них создал свою лабораторию или научный центр, которые в свою очередь стали точками роста в инновационном развитии вуза.

Т.Р. ГАРЕЕВ, проректор по развитию и инновационной деятельности БФУ им. И. Канта:

– Если рассматривать университет как портфель продуктов – образовательных программ, научных подразделений, то в 2011 году наш портфель был неинтересным. Мы понимали, что нужна серьезная модернизация. И логика развития нам подсказала: прежде всего необходимо решать кадровый вопрос, причём привлекать в университет в первую очередь не преподавателей, а учёных. Мы исходили из того, что в университете должна появиться критическая масса исследователей, которые знают, что такое современная наука и современные технологии. И вот когда эта инновационная, актуальная, конкурентная исследовательская среда появится, сами учёные смогут перестроить образовательный процесс изнутри, по-настоящему глубинно. Администрация же вуза, действуя лишь сверху, не может добиться реальной эффективности. Сейчас мы и создаём подобную критическую массу.

Исследователей привлекаем не зарплатами. Зарплаты в привычном понимании у нас обычные. Но мы даем ученому свободу: позволяем создавать лабораторию, предоставляем помещение, на федеральные средства закупаем оборудование (причём не вмешиваемся в этот процесс и не диктуем, что нужно, а от чего лучше бы отказаться). Исходим из того, что исследователю необходимо обеспечить возможность заниматься наукой, и если материально-техническая база будет достаточной, специалист сам себя прокормит: например, получит гранты или проведет исследования по заказу крупных бизнес-компаний.

Пожалуй, самой крупной победой университета в деле создания высокотехнологичных лабораторий стала Школа рентгеновской оптики. Её работу в БФУ им. И. Канта организовал Анатолий Снигирев, сотрудник Европейского центра синхротронного излучения (ESRF, г. Гренобль, Франция). Этот ученый является разработчиком рефракционной оптики («оптики Снигирева»), позволившей существенно улучшить возможности управления рентгеновским излучением, создать рентгеновский микроскоп наноразмерного разрешения. В конце 2013 года проект получил мегагрант Правительства РФ. Сейчас формируется уникальная технологическая среда (комплекс Focused ion beam, FIB) производства элементов и устройств рентгеновской оптики – от прототипирования до изготовления сложных технологических изделий с использованием точной механики и MEMS-технологий, создан уникальный научно-образовательный комплекс для проведения синхротронных исследований SynchrotronLIKE, включая подготовку высококвалифицированных специалистов к экспериментам на базе ультраяркого острофокусного источника на жидком галлии. Результаты работы коллектива школы регулярно публикуются в международных научных изданиях, проводятся конференции, семинары.

Успешно работают и другие научные лаборатории, центры: по голографии (фотонике), магнетизму, излучению, микроэлектронике, генной инженерии, клеточным технологиям, нелинейной химии, нейрофизиологии, энергоэффективности, математической геофизике (этот коллектив занимается разработкой прикладных технологий разведки углеводородов).

Перспективным замыслом было собрать большую часть высокотехнологичных, наукоёмких лабораторий в одном месте – в научно-технологическом парке «Фабрика». Этот имущественный комплекс представляет собой капитально реконструированное здание бывшей обувной фабрики, которое правительство области передало университету. Общая площадь помещений – около 9 тыс. кв. метров. Сделан ремонт по самым современным технологиям, обеспечена вся необходимая инфраструктура.

Этот проект реализован досрочно. В результате учёные смогут беспрепятственно взаимодействовать друг с другом. Важен и психологический аспект: мы это сделали – значит, и другое сумеем, тем более что «Фабрику» планировалось запустить лишь в 2015 году. Наконец, имиджевый плюс: «Фабрика» – один из способов визуализации прогресса университета. И чиновники, и обыватели, и представители бизнеса теперь видят: в регионе имеется ядро инновационного развития, именно здесь, в Калининграде, есть первоклассные учёные, дорогостоящее оборудование, передовые технологии.

Перед университетом стоит задача – обеспечить коммуникацию науки и бизнеса. Для этого в ближайшее время появится бизнес-инкубатор, в котором упор будет сделан на проекты, связанные с наукой. Параллельно БФУ им. И. Канта активно продвигает практикоориентированное бизнес-образование (действуют европейская бизнес-школа и экономический факультет). Всё это позволит выполнить задачу стратегического развития вуза, которая заключается в формировании Университета, узнаваемого и признаваемого в числе ведущих российских университетов мирового класса, задающего технологические стандарты для территории и осуществляющего подготовку высококвалифицированных кадров, обладающих перспективой построения карьеры в любой точке мира.

Из Стратегии развития Балтийского федерального университета им. И. Канта на 2013-2020 годы:

– Создание научно-технологического парка БФУ им. И. Канта «Фабрика» призвано обеспечить процесс трансформации достижений науки в практические решения прикладных задач развития экономики, содействовать коммерциализации научных открытий и изобретений, созданию научно-технических продуктов, готовых для продвижения на рынок.

Основная задача – реализация проектов, в результате которых появляются устойчивые инновационные предприятия за счет объединения возможностей растущего научного потенциала университета по актуальным приоритетным направлениям с появляющимися новыми потребностями в модернизации секторов российской экономики.

Таким образом, создание научно-технологического парка, в котором сосредоточатся ЦКП и внедренческие компании, обслуживающие интересы территориальных кластеров, позволяет комплексно подойти к решению проблемы развития нескольких ключевых элементов инновационной инфраструктуры в Калининградской области.

Исходя из этого, главная идея модернизации «Фабрики», включающей инновационной бизнес-инкубатор, заключается в предоставлении широких возможностей для самореализации талантливой технической молодежи и студентов (создание студенческих конструкторских и научных бюро).

Кроме того, «Фабрика» позволит комплексно подойти к подготовке и оснащению помещений для размещения новых лабораторий, создаваемых в рамках программы развития в условиях жесткого дефицита полезных площадей.

Также «Фабрика» станет инструментом привлечения в университет новых кадров высшей научной квалификации, важнейшим элементом контрактов с которыми является оснащение новых лабораторий и современных рабочих мест.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-73, федеральные университеты, балтийский федеральный университет, андрей клемешев, калининградская область

Похожие материалы:
Создана Ассоциация студенческих научных обществ федеральных университетов
Геннадий Федоров: «Главная задача - подготовка кадров для региона»
Принято решение о создании Крымского федерального университета
Ректор БФУ им. И. Канта вошел в состав Общественной палаты РФ
V Балтийский образовательный форум
Молодые ученые обсудили перспективы развития Калининградской области
Андрей Клемешев: «Кто-то что-то нам всегда должен»
СКФУ: Политика форсированного роста
Подготовка медицинских кадров в БФУ имени Иммануила Канта
Модульная система обучения вводится в БФУ им. И. Канта

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ТЕХНООПТИМИСТЫ ПРОТИВ ТЕХНОСКЕПТИКОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРОЙДЕТ В «СКОЛКОВО»
VIII Международный Форум инновационного развития «Открытые инновации» состоится с 21 по 23...
Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Зачем вузам информационная открытость? Что настораживает в утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам...
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве пройдет с 27 октября по 1...
Выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес– 2019. Выставка рабочих профессий-2019» пройдет в Набережных Челнах
С 13 по 15 ноября в Набережных Челнах пройдет выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес–...
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"...
Из журнала
#103Владислав Бородачев о первоочередных задачах развития НСК
#95Глазовский государственный педагогический институт успешно решает проблемы педагогического образования
#104Нацаккредсовет рассмотрел вопросы аккредитации вузов культуры и искусства
#111Рубцовский институт – центр образования, науки и культуры юго-западной части региона
#111Дайджест № 111 «Аккредитация в образовании»
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку