Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Связанные одной целью

Ректоры ведущих российских вузов представили антикризисные кейсы

Просмотров: 299

Пандемия коронавируса стала своего рода лакмусовой бумагой, позволяющей выявить по-настоящему сильные стороны образовательных организаций. Было ожидаемо, что первыми в «большую перестройку» российского высшего образования включились те, чьи практики организации дистанционного обучения являлись передовыми ещё до кризиса. Задавшись целью ознакомить читателей с передовым опытом, мы предложили ректорам ведущих российских вузов рассказать о своих антикризисных стратегиях и шагах по их воплощению. В этом номере представляем кейсы от руководителей федеральных и опорных университетов.

 

Университетский консорциум исследователей больших данных реализует пилотный проект по изучению реакции на переход в онлайн в условиях пандемии коронавируса.

Учёные анализируют неформальные онлайн-сообщества 327 университетов, педагогические и родительские сообщества, а также аккаунты старшеклассников и студентов.

Как показали результаты первого из четырёх этапов исследования, большинство студентов лояльно отнеслись к переходу на дистанционное образование. Преподавателям вузов требуется время для подготовки к новым условиям обучения. Родители обеспокоены снижением образовательной эффективности, отсутствием привычного формата обучения, возросшим числом домашних заданий, недостатком технических возможностей.

 

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Год основания – 1920.

Количество обучающихся – более 35 тыс., иностранных студентов – около 4,3 тыс. из 101 страны мира. ППС – более 4 тыс.

Потенциал. Участник проекта «5‑100»; 164 научно-исследовательские лаборатории, оборудованные самыми современными приборами; более 200 млн. рублей ежегодно на поддержку талантов; список партнеров включает около 500 зарубежных университетов из 62 стран мира. Формирует в Уральском федеральном округе научно-образовательный и инновационный центр международного уровня путем кооперации с УрО РАН, мировыми научно-образовательными центрами, международными и российскими корпорациями, объединяя научный потенциал Свердловской, Челябинской и Курганской областей. С 2019 года реализует программу цифровой трансформации, развивающую существующие информационные сервисы и создающую новые.

 

КОКШАРОВ Виктор Анатольевич – ректор Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Год рождения – 1964. Окончил исто­рический факультет Уральского государственного университета им. А.М. Горького. В 1992 году получил степень кандидата исторических наук. В 1995 году переведен в Управление внешних связей президиума Уральского отделения РАН на должность главного специалиста, затем в администрацию губернатора Свердловской области. В 2004 году назначен министром международных и внешнеэкономических связей, с 2007 по 2009 годы председатель правительства Свердловской области. С 2010 года – ректор УрФУ.

Является членом экспертного совета при Правительстве РФ, Российского совета по международным делам, Ассоциации технических университетов России и Китая, форума ректоров Университета Арктики, сопредседателем Ассоциации ведущих университетов России, ассоциации «Консорциум опорных вузов госкорпорации «Росатом», председателем Совета ректоров Свердловской области, ревизионной комиссии Ассоциации социально-экономических университетов России.

 

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Год основания – 1804.

Количество обучающихся – более 40 тыс., иностранных студентов – около 9,7 тыс. ППС – 4 тыс.

Потенциал. Участник проекта «5-100», «Вузы как центры пространства создания инноваций», «Экспорт образования». Славится сильными школами математики, физики, биологии, химии, языкознания. Имеет статус инновационного центра технологического развития региона, готовит кадры для реального сектора экономики Республики Татарстан и Приволжского федерального округа. Научные исследования ведутся в рамках 23 основных научных направлений. Около половины из них ориентированы на выполнение исследований естественнонаучного про­филя, треть – гуманитарного, четверть – междисциплинарного. Университету при­над­лежит единственный среди вузов России уникальный комплекс разнопрофильных музеев, имеющих международный статус. Заключены соглашения с 407 вузами и компаниями из 70 стран.

 

ГАФУРОВ Ильшат Рафкатович – ректор Казанского (Приволжского)федерального университета

Год рождения – 1961. Окончил физи-ческий факультет Казанского государ­ственного университета. Кандидат физико- математических наук с 1989 года, доктор экономических наук с 2005 года, профессор с 2008 года. Общественно-политический деятель, депутат Государ­ственного совета Республики Татар­стан с 1995 года (по настоящее время), председатель Совета ректоров вузов РТ с 2010 года, действительный член Академии Наук РТ с 2017 года, Российской академии образования с 2019 года, сопредседатель «Общероссийского народного фронта» в Татарстане с 2019 года. С 2010 года – ректор КФУ.

Имеет почетные звания и награды. Заслуженный экономист РТ (2002), лауреат премии Правительства РФ в области культуры (2009), почётное звание «Заслуженный деятель науки Республики Татарстан» (2019 г.), почётный работник сферы образования РФ (2020).

Награждён орденом Дружбы (2017), золотой медалью «За достижения в науке» РАО (2019), медалью «100 лет образования ТАССР» (2020).

Имеет благо­дарственные письма Президента РФ, Президента РТ, почётные грамоты.

 

Сибирский федеральный университет

Год основания – 2006.

Количество обучающихся – более 26 тыс., иностранных студентов – около 1 тыс. из 45 стран мира. ППС – более 2 тыс.

Конкурентные преимущества. Участник проекта «5-100». Создано 15 малых инновационных предприятий в сфере технологий, консалтинговых и сервисных услуг, 5 международных лабораторий. Заключены соглашения о между­народном сотрудничестве с 48 странами мира. С 2016 года в СФУ работают на постоянной основе порядка 100 ино­странных преподавателей.

Миссией университета является соз­дание передовой образовательной, научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры, продвижение новых знаний и технологий для решения задач социально-экономического развития Сибирского федерального округа, а также формирование кадрового потен­циала – конкурентоспособных специалистов по приоритетным направлениям развития Сибири и России, соответствующих современным интеллектуальным требованиям и отвечающих мировым стандартам.

 

РУМЯНЦЕВ Максим Валерьевич – ректор Сибирского федерального университета

Год рождения – 1976. Окончил Красно­ярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, имеет степень кандидата философ­ских наук. Обучался в Московской школе управления «Сколково» и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Прези­денте РФ. С 2008 по 2013 годы – дирек­тор гума­нитарного института СФУ, с 2013 по 2017 годы – проректор по учебной работе. С 2018 года – заместитель министра образования Краснояр­ского края. С 2020 года – ректор СФУ.

Имеет 78 публикаций, 18 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ, 54 научных работы и 6 учебно-методических.

Поощрен благодарственными письмами губернатора Красноярского края, митрополита Красноярского и Ачинского, дипломами министерств культуры, природных ресурсов и лесного комплекса региона, администрации и главного управления культуры г. Красноярска.

 

Тольяттинский государственный университет

Год основания – 1951.

Количество обучающихся – более 17,5 тыс., 1,3 тыс. сотрудников.

Потенциал. Опорный вуз Самарской области, центр инновационного и технологического развития региона, градообразующий вуз Тольятти. Соучредитель Научно-образовательного центра мирового уровня Самарской области. В структуре – 10 образовательных институтов, обеспечивающих подготовку по широкому спектру технических, естественнонаучных, гуманитарных, экономических и юридических направлений. Также в составе ТГУ – научно- исследовательский институт прогрессивных технологий, выполняющий на мировом уровне исследования в области материаловедения и нанотехнологий. ТГУ – дважды лауреат премии Правительства РФ в области качества (2009 и 2019 гг.).

В 2019 году – проект «Росдистант» ТГУ – победитель крупнейшего в России конкурса профессионального управления проектной деятельностью «Проект­ный Олимп» Аналитического центра при Правительстве РФ.

 

КРИШТАЛ Михаил Михайлович – ректор Тольяттинского государственного университета

Год рождения – 1969. В 1991 году окончил Тольяттинский политехнический институт (в настоящее время Тольяттинский государственный университет), в 1994 году – аспирантуру. Доктор физико-математических наук (2003), профессор. В 1995-2005 годы работал инженером-исследователем, начальником лаборатории, заместителем начальника отдела исследований состава и свойств материалов в Исследовательском центре Научно-технического центра ОАО «АВТОВАЗ». В 2005 году перешёл в ТГУ на должность проректора по научно-исследовательской работе. С 2009 года – ректор ТГУ.

Является членом правления Союза машиностроителей России, членом Совета Самарского регионального отделения «СоюзМаш» и возглавляет его местное отделение в Ставропольском районе и ТГУ. Является членом правления Ассоциации инженерного образования России и возглавляет её Тольяттинское отделение. Входит в состав Российского союза ректоров, президиума Совета ректоров Самарской области, совета при Губернаторе Самарской области по науке, технологиям и высшему образованию.

Имеет награды, грамоты, благодарственные письма, почётные звания различных уровней, в том числе международные.

 

 

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

Год основания – 1918.

Количество обучающихся – более 35 тыс., иностранных студентов – около 3 тыс. ППС – около 3 тыс.

Потенциал. Объединил 7 лучших крымских высших школ: медицинскую, строительную, аграрную, экономическую, гуманитарную, полиграфическую. В структуре – 8 академий и институтов, 5 колледжей и центров, 11 филиалов и 7 научных организаций. Ведётся подготовка специалистов с использованием принципиально новых возможностей, отвечающих высоким требованиям национальных и мировых стандартов. Научно-исследовательская деятельность осуществляется в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в РФ по 115 научным направлениям в рамках 6 научных кластеров инновационного типа, интегрирующих как ведущие образовательные и научные структуры университета, так и предприятия, научные и другие организации Республики Крым.

 

ФАЛАЛЕЕВ Андрей Павлович – и.о. ректора Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

Год рождения – 1972. Окончил Сева­стопольский приборостроительный инсти­тут, факультет технологии и автоматизации машино-, приборостроения и транспорта (ТАМПТ). Преподавал в СПИ, работал ответственным секретарем приёмной комиссии, заместителем декана. В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию, в 2013 году – док­торскую. С 2008 года – проректор по научной работе СевНТУ. В 2016-2017 годах – директор института передовых производственных технологий Санкт‑Петербургского политехнического университета Петра Великого. С 2017 года – исполняющий обязанности ректора КФУ им. В.И. Вернадского.

Изданы 2 монографии, учебник и более 70 научных работ. Принимал непосредственное участие в создании инжи­нирингового центра «Изделия микро- и наноэлектроники». Разрабатывал и координировал программы двойных магистерских дипломов по инженерным специальностям в сотрудничестве с британскими университетами, администрировал ряд европейских образовательных проектов и проектов Агентства стратегических инициатив, создал студенческий Start up клуб.

 

Алтайский государственный университет

Год основания – 1973.

Количество обучающихся – 14 тыс. ППС – около 2 тыс.

Потенциал. Системообразующий (опор­ный) вуз, выступающий генератором лидеров изменений в экономике и социальной сфере Алтайского края, обеспечивающий продвижение русского языка, культуры и образования на русском языке в Центрально- Азиат­ском регионе. Имеет статус 3 феде­ральных инновационных площадок. Обеспечивается подготовка почти 100% специалистов в сфере математических и естественных наук, религиоведения и искусствознания, а также более 75% специалистов сферы гуманитарных, психологических наук и социальной рабо­ты. С учетом накопленного потенциала исследований и разработок способен выступить в качестве центра генерации знаний и трансфера 40 научных разработок на основе прорывных научных исследований.

 

 

БОЧАРОВ Сергей Николаевич – ректор Алтайского государственного университета

Год рождения – 1974. Окончил Алтай­ский государственный университет. Защи­тил диссертации на соискание ученых степеней кандидата и доктора экономических наук. Возглавлял кафедру экономики предпринимательства и маркетинга в альма-матер. С осени 2018 года занимал должность врио ректора, с 2019 года – ректор АлтГУ.

Награждён почетной грамотой Управления по образованию и делам молодежи Алтайского края. Поощрён благодарственным письмом Алтайского краевого законодательного собрания «За многолетний и добросовестный труд» (2013). Вошел в пятерку лучших в рейтинге эффективности ректоров в 2019 году.

Является членом Общественного сове­та при Управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. Входит в состав регионального организационного штаба (проектного офиса) по внедрению в Алтайском крае дорожных карт для улучшения инвестиционного климата.

 

Кейс 1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ

Вуз в условиях форс-мажора

В марте 2020 года стартовала беспрецедентная по масштабу и скорости операция по переводу деятельности образовательных организаций высшего образования из традиционного в дистанционный режим. Какие первоочередные меры были предприняты университетами в условиях форс-мажорной ситуации? Пришлось ли ректорам и их командам принимать нестандартные решения, причем в режиме быстрого реагирования? Каковы результаты и выводы?

 

– Массовый переход на дистанционное обучение стал серьезнейшим вызовом для российской системы высшего образования. Было крайне важно создать условия для освоения преподавателями необходимых компетенций в области цифровых технологий.

Для полного перехода на дистанционное обучение следовало подготовить документы, электронные ресурсы, инструкции для преподавателей и студентов. И этот процесс мы осуществляли постепенно. Первыми на дистант перешли иностранные студенты и те, кто обучался на очно-заочном обучении, затем все остальные. Единственное, что сейчас пока ещё затруднительно, – это проведение лабораторно-практических занятий, хотя, заметим, некоторые из лабораторных работ можно выполнять удаленно, используя виртуальные тренажеры.

Отмечу, что дистанционные технологии обучения в УрФУ мы активно развивали и до пандемии. В этом году по решению наблюдательного совета вуза планировали переводить на дистант 20% всего образовательного процесса, а в результате сделали это на сто. Естественно, готовы к этому оказались не все. В сжатые сроки студентам и преподавателям пришлось изучать особенности дистанционного образования, получать необходимые навыки. Однако они с честью выдержали это испытание. Сотрудники смогли перестроиться, чтобы реализовать образовательные программы в полном объёме. Студенты освоили необходимые инструменты дистанционного обучения.

 

– Первоочередной задачей КФУ всегда были и будут обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья обучающихся и сотрудников при гарантированном высоком качестве образовательных услуг. Эта задача и определила меры, предпринятые руководством вуза. В кратчайшие сроки понадобилось перестроить всю образовательную систему вуза: разработать нормативную базу, скорректировать рабочие программы дисциплин (модулей), практики, переформатировать контрольно-измерительные материалы, реализовать другие меры.

Были предприняты меры по предотвращению снижения трудовой дисциплины, недопущению срыва финансовых обязательств университета, противодействию распространения коронавирусной инфекции на территории университета.

Поскольку пандемия коронавируса и введённый режим самоизоляции негативным образом отразились на качестве жизни и уровне благосостояния населения, была оказана финансовая помощь наиболее уязвимым категориям жителей, прежде всего не имеющим дополнительного заработка иногородним обучающимся. С этой целью при поддержке представителей бизнес-сообщества и глав ряда муниципальных районов Республики Татарстан была организована еженедельная выдача продуктовых наборов и моющих средств. Всего с 17 апреля по 2 июня 2020 года было роздано более 39 тыс. таких наборов на общую сумму более 30 млн. рублей. Кроме того, мы освободили всех находящихся в общежитиях студентов от платы за проживание, разработали программу по их временному трудоустройству.

Оперативный перевод образовательного процесса на дистанционные рельсы обусловил необходимость массового использования таких площадок, как например, MOODLE; Microsoft Teams, Zoom, Skype, онлайн-курсов, многих других ресурсов.

В рамках сотрудничества центра цифровых образовательных технологий EduTech КФУ с компанией Microsoft была оказана техническая поддержка по применению дистанционной платформы, проведён оперативный инструктаж всех преподавателей и студентов вуза по работе с программными решениями и онлайн-платформами. Развитию цифровых компетенций преподавателей различных возрастных групп способствовали обучающие вебинары и мастер-классы, инструкции по дистанционной работе, тренировочные видеоролики. В первые же часы введения усиленных мер по профилактике коронавирусной инфекции на базе центра EduTech КФУ был организован call-центр технической и методической поддержки сотрудников и студентов.

Также был проведён анализ обеспеченности ППС оборудованием для осуществления образовательного процесса в дистанционном формате. Сотрудники получили необходимую орг- и компьютерную технику.

В целом для успешной адаптации студентов и преподавателей к новым реалиям университет оказывает всю возможную методическую, техническую и психологическую поддержку, исходя из реальных запросов.

 

– Решение о переходе на дистанционное обучение приняли 16 марта, и уже в течение недели основная часть учебной работы была выстроена в соответствии с этим форматом. Мы точно понимали, что и с помощью каких ресурсов и платформ нужно делать. Университет у нас большой, но в каждом институте, опираясь на имеющийся задел, было найдено оптимальное решение.

Конечно, многим преподавателям такой переход показался вызовом. При этом, замечу, за последние годы почти все из них регулярно проходили повышение квалификации по вопросам использования различных цифровых технологий в учебном процессе, и соответствующие позиции есть в эффективном контракте каждого научно-педагогического работника.

Ректор – всегда главный антикризисный менеджер вне зависимости от формы обучения студентов. И ряд неотложных мер был принят. Например, утверждены локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной, государственной итоговой аттестации и практики в дистанционном формате. Изданы распорядительные акты ректора и курирующих различные области деятельности университета проректоров об организации работы, образовательного процесса, профилактики распространения инфекции.

 

– Для нас эта ситуация оказалась не то чтобы штатной, но и не шоковой. Мы обеспечиваем обучение в онлайн-формате с 2015 года – именно тогда был запущен проект «Росдистант», а думать на тему онлайн-обучения и готовиться к этому мы начали еще в 2013 году. Перевод всех студентов на дистант мы сделали за один день – 16 марта. Прежде всего одномоментно в три раза увеличили контакт-центр для сопровождения студентов и сотрудников – с 10 до 27 человек. И, несмотря на кратно возросшую на него нагрузку, сохранили 100% уровень дозвона с учетом обратных звонков. Также в течение дня сгенерировали пароли от личных кабинетов на платформе «Росдистант» студентам-очникам и обеспечили им доступ к уже разработанному контенту. Конечно, потом мы ещё неделю развозили технику по домам сотрудников и отстраивали взаимодействие преподавателей и студентов в онлайн-режиме. Но главное сделали за один день – не оставили студентов без учебной нагрузки и внимания.

Сегодня в ТГУ на платформе «Росдистант» по 160 образовательным программам по 70 направлениям подготовки и 4 специальностям обучается более 17 тысяч студентов из 22 стран и 85 регионов Российской Федерации (включая тысячу человек из Москвы и Санкт-Петербурга). Все это мы бы не сделали на достаточно высоком уровне, если бы не готовились несколько лет.

За 5 лет преподаватели ТГУ разработали 1,3 тыс. онлайн-курсов от 2 до 10 ЗЕТ, что эквивалентно 2,7 тысячам электронных контентов по 2 ЗЕТ. 1 ЗЕТ – это зачетная единица трудоёмкости, равная 36 часам совместной с преподавателем и самостоятельной работы. Для производства электронных видео и аудиолекций в ТГУ был создан собственный центр, включая 5 студий звукозаписи, 2 съемоч­ных павильона. Для контактной онлайн-работы преподавателей со студентами оборудованы комнаты для вебинаров. Но главное – создана и отлажена вся система взаимодействия студентов, преподавателей и сотрудников.

Мы научились оперативно отвечать на вопросы студентов в онлайн-режиме и решать их проб­лемы в регламентные сроки. Сохранять и анализировать цифровой след и принимать решения на осно­ве больших данных. Генерировать в автоматическом режиме мотивирующие сообщения для студентов в зависимости от их учебного и платежного поведения.

Уже с 2016 года мы обеспечиваем весь цикл предоставления и сопровождения высшего образования онлайн – от приёма до выпуска. Когда понадобилось перевести в онлайн очников, мы оценили обеспеченность программ очной формы обучения уже созданным электронным контентом и подключили всех преподавателей к нашей платформе в тех случаях, когда этих контентов не было: по сути, перевели лекции в формат вебинаров на своей же платформе.

В апреле 2020 года мы выложили 100 наших онлайн-курсов в открытый доступ на сайт free.rosdistant.ru, что позволяет получать обратную связь от внешних пользователей, среди которых не только студенты, но и руководство вузов.

Весь этот колоссальный опыт просто невозможно сжать до нескольких дней, недель или месяцев даже силами всей страны. По одной простой причине – производственный цикл обучения в вузе составляет от двух до шести лет в зависимости от уровня образования и формы обучения. То есть, для того чтобы отстроить систему, нужно пройти минимум через один цикл.

 

– Первое, что было сделано, – издан приказ об изменениях в работе университета, его подразделений и структур. Затем принимали не столько первоочередные меры, сколько решали появившиеся в связи с этим проблемы. Поскольку мы переходили на фактически новую форму обучения, у студентов и преподавателей возникало много вопросов, на которые необходимо было отвечать быстро, в рабочем режиме. Это, пожалуй, было самым сложным, поскольку потребовался специальный «инструмент», который в итоге удалось оперативно наладить.

В социальной сети ВКонтакте был создан студенческий ситуационный центр, куда поступали волнующие коллектив университета вопросы, отзывы, комментарии. Там же выполнялся мониторинг посещаемости занятий и всех процессов, которые происходили во время их проведения. Если возникали какие-то проблемные вопросы, на них тут же давались ответы. Таким образом, социальная сеть стала для нас самым быстрым и динамичным инструментом, позволяющим систематизировать учебный процесс, взаимодействовать сотрудникам, студентам и администрации вуза практически в режиме реального времени.

По сути, ВКонтакте мы создали структурированное виртуальное пространство, своего рода электронный университет. Сегодня мы выходим на новую модель управления вузом, представляем себе её возможности.

 

– Действительно, внезапно изменившиеся условия потребовали быстрых решений, которые можно распределить по двум группам. Стратегические решения были нацелены на продолжение образовательного процесса, сохранение высокого качества образования. В результате установлены партнерские отношения с УрФУ и Университетом 20.35, которые оказали поддержку по внедрению модели цифровизации в АлтГУ. Мы расширили возможности образовательного контента через получение доступа к внешним образовательным онлайн-платформам.

Оперативные меры – профилактика распространения коронавирусной инфекции и проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий в учебных корпусах и в общежитиях – обеспечили снижение угрозы для жизни и здоровья студентов и сотрудников университета. Срочно пришлось решать вопросы технического характера, связанные с содержанием образовательного процесса в дистанте. Отдельное внимание было уделено работе с иностранными студентами, которые не уехали на родину и остались в общежитиях АлтГУ.

Сегодня главное внимание обращено на приемную кампанию-2020. Особая ответственность на наш университет ложится в связи с его участием в федеральном пилотном проекте «Поступление в вуз онлайн». Созданный в университете оперативный штаб фактически в круглосуточном режиме решает эти и многие другие вопросы.

Основная роль университета в масштабе региона не поменялась. АлтГУ удалось сохранить свое значение даже в период снижения деловой активности, снижения доходов населения, и мы по-прежнему являемся драйвером развития региона.

Усилилась коммуникационная функция университета – он стал своеобразным информационно-коммуникационным образовательным центром.

Оказавшись в социальной изоляции, студенты и преподаватели начали позиционировать виртуальные площадки вуза как место для общения. В дистанте студенты стали чаще посещать занятия. Количество просмотров видеосюжетов о проходящих в университете мероприятиях бьет все рекорды. Поддерживается связь с обучающимися в вузе иностранными гражданами. Кроме того, АлтГУ стал оператором в социальной сфере. Мы помогаем студентам с трудоустройством. Проводим волонтерские городские мероприятия.

 

Дистанционные технологии обучения в УрФУ мы активно развивали и до пандемии. В этом году по решению наблюдательного совета вуза планировали переводить на дистант 20% всего образовательного процесса, а в результате сделали это на сто. Естественно, готовы к этому оказались не все. В сжатые сроки студентам и преподавателям пришлось изучать особенности дистанционного образования, получать необходимые навыки. Однако они с честью выдержали это испытание.

 

 

Кейс 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

Фактор устойчивости: базовые компоненты и новые решения

Как гласит определение, информационно-образовательная среда (ИОС) – сложная совокупность составляющих. Это и квалифицированные обученные педагоги, и методы электронного обучения, и программное обеспечение, и цифровые образовательные ресурсы, и необходимая техническая база, и служба поддержки применения ИКТ. Какие из этих компонентов оказались наиболее подготовленными и эффективно сработавшими в условиях массового перехода вуза на онлайн-образование? И ключевой момент: что является гарантией его качества?

 

– Сотрудники УрФУ получают дополнительные компетенции на специальных вебинарах по организации работы со студентами в условиях дистанта, причём некоторые преподаватели уже делятся опытом создания успешных онлайн-курсов. Также организованы курсы ДПО по использованию цифровых инструментов для дистанционного обучения. Благодаря этим мерам в новых условиях преподаватели не только оперативно решают текущие задачи, но и создают собственные электронные образовательные ресурсы, которые будут использовать в дальнейшей работе. Кроме того, дополнительное обучение способствует переходу ППС на используемые студентами каналы коммуникации – социальные сети и мессенджеры.

Вкладом УрФУ в повышение квалификации российских преподавателей является деятельность международного научно-методического центра, где разрабатываются программы, основанные на лучших практиках преподавания математики, информатики и технологий. Новые компетенции в области цифровой экономики научно-педагогические работники любого российского университета могут освоить абсолютно бесплатно, при этом многие курсы размещены в онлайн-режиме. Полученный на цифровизацию грант Минобрнауки РФ в размере 647 млн. рублей позволит не только перестроить многие процессы в университете, но и тиражировать некоторые практики в других вузах.

 

– Учебный процесс с применением дистанционных образовательных технологий для КФУ не является новшеством. На протяжении десяти лет вуз реализует программы двойных дипломов, совместные образовательные программы с зарубежными партнерами, в рамках которых чаще всего приходится использовать именно ДОТ.

До момента полного перехода на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий в университете уже была сформирована база из размещенных в системе Moodle более 2 тыс. цифровых образовательных ресурсов по основным дисциплинам (модулям). ЦОР-ресурсы обеспечивают реализацию практических занятий, организацию самостоятельной работы обучающихся. Инструментальные возможности Moodle позволили применять и совершенствовать современные педагогические технологии.

Наличие собственных 7 студий, где можно записывать видео и организовывать вебинары, позволило в дистанционном формате проводить лабораторные работы, эксперименты, использовать симуляции. Для преподавания некоторых дисциплин в университете используются виртуальные решения, цифровые тренажеры. Например, мультимедийный образовательный ресурс «Учебная среда XXI+», телеметрический практикум по физике, виртуальная биотехнологическая лаборатория, лаборатории «Виртуальное производство», «Виртуальный автомобиль», прочие.

В образовательный процесс активно внедрены открытые информационные источники: электронно-библиотечные системы «Znanium.com», «Консультант студента», «Консультант врача» и другие.

Большое внимание КФУ уделяет внутренней оценке качества образования. По результатам опроса в апреле 2020 года, 85% студентов удовлетворены организацией учебного процесса с использованием ДОТ: при переходе на дистант были сохранены все контактные академические часы, изменился только способ взаимодействия обучающихся с преподавателями.

Для обеспечения качества обучения проводится масштабная работа, используются специальные инструменты, реализуются проекты. Например, студенты имеют удалённый доступ к установленному в кампусах университета лицензионному ПО, с помощью которого могут быстро и качественно решать учебно-исследовательские задачи. Преподаватели применяют облачные программные решения, позволяющие обучающимся в дистанционном формате достигать запланированных образовательных результатов. С целью обмена практиками по организации дистанционного обучения среди ППС в университете реализуется проект «Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного обучения в КФУ». Распространению передовых практик онлайн-образования также способствует телеграм-канал «Цифровое образование КФУ».

Важным аспектом является сбор данных «цифрового следа» студентов и работы педагогов, анализа проведенных онлайн занятий, что позволяет улучшить показатели успеваемости и качества образовательного процесса. Кроме того, с 2020 года на базе информационно-аналитической системы КФУ «Электронный университет» реализуется проект по разработке программного модуля для прогноза академической успешности/неуспешности студентов.

 

– С середины марта мы проводили занятия по утверждённому расписанию, но без присутствия студентов и преподавателей в аудиториях. Отмечу, что для СФУ дистанционное обучения не является новым форматом. В университете существует собственная система электронного обучения e‑learning SibFU (еКурсы), где размещены учебно-методические материалы по всем образовательным программам – всего более 20 тыс. единиц онлайн-ресурсов. Для взаимодействия преподавателей и студентов в дистанционном формате действуют онлайн-сервис «Вебинар» и платформа «Мой СФУ». У студентов есть доступ к научной электронной библиотеке университета. Установлены партнёр­ские отношения с внешними онлайн-платформами, в том числе других университетов. Размещённые на них дополнительные бесплатные учебные курсы преподаватели могут использовать для организации дистанционной работы со студентами.

Когда стало понятно, что учебный процесс будет протекать в электронной среде, нагрузка на неё возросла. В период максимальной активности мы получили 15-кратный рост посещений, поэтому пришлось добавлять серверных мощностей, проводить оптимизацию архитектуры, расширять количество лицензий для системы вебинаров. Надо отметить, что все наши сервисы работают на базе собственного центра обработки данных и для каждого из них выстроена кластерная архитектура виртуальных серверов с балансировкой нагрузки. Это часть выполненного ранее технологического задела, который очень пригодился в нынешней ситуации.

Есть как минимум два ключевых условия, без которых качественное дистанционное образование невозможно: высокая мотивация обучающегося и развитый уровень учебной деятельности.

Согласно статистике, драйвер дистанционного образования в России – это преподаватели, которые являются носителями новых практик. Вот уже более двадцати лет не прекращается дискуссия по поводу «А можно ли из «аудиторного» преподавателя стать «дистанционным» и насколько возможно это совмещать?». На этот счёт существуют разные точки зрения, в том числе и такая, что преподаватель дистанционного образования – совершенно другая специализация.

Переход на дистант – процесс весьма ресурсозатратный: преподавателю нужно время, чтобы перевести каждое из возможных занятий в онлайн-формат, а порой даже целый курс приходится прорабатывать с нуля. Неготовность кадров зачастую препятствует введению дистанционного формата обучения. Чтобы нивелировать эту данность, мы постоянно повышаем квалификацию ППС. Например, учим тому, как переносить контактную работу из аудитории в электронную среду, чтобы повысить целесообразность присутствия студента в аудитории «сегодня и сейчас».

 

– Для организации совместной работы мы используем хорошо известные и проверенные средства связи – мессенджеры Viber, WatsApp, приложение Skype. Из новых – программу Zoom, платформу Moodle. С начала периода самоизоляции и перехода на дистанционное обучение запустили платформу «Электронный университет», которая сейчас активно наполняется контентом.

Что касается преподавателей, то они не просто справились, а сделали это творчески, ещё раз убедив всех в том, что в КФУ работают талантливые, одарённые, технически компетентные, ищущие люди. Фактически с первых дней работы университета в новых условиях мы объявили конкурс используемых ППС дистанционных практик, и по результатам общего онлайн-голосования с участием сотрудников, студентов и родителей еженедельно выбираем лучшие.

За прошедшие десять недель мы отобрали 50 таких практик, наблюдали за процессом их усовершенствования. Если в первую неделю дистанционного обучения лекции и практические занятия проводились с помощью видеотрансляций, сейчас – с использованием дополненной виртуальной реальности, виртуальных тест-систем. Очень ценно, что преподаватели могут перенимать опыт коллег. Более того, за десять недель дистанта многие из ППС смогли реализовать свои замыслы. Здесь нет предела совершенству, а профессиональное и студенческое сообщество вуза с энтузиазмом поддерживает эти инновации.

 

– В области применения цифровых образовательных технологий АлтГУ является региональным лидером.

ЭОС университета представлена постоянно совершенствуемой распределенной электронной системой обучения, которая полностью обеспечивает возможность качественной реализации модульных образовательных программ и индивидуализации обучения. Кроме того, функционируют системы управления учебными процессом и контентом. В настоящее время внутренняя и внешняя образовательные платформы АлтГУ насчитывают более 4 тыс. онлайн-курсов, более 400 из которых имеют высшую категорию качества по утвержденным в вузе стандартам.

Имеющийся серьёзный задел по обучению с использованием смешанных образовательных технологий позволил в кратчайшие сроки перейти на полный дистант. По нашему мнению, это обусловило непроизвольную модернизацию всего высшего образования. Во всяком случае, в нашем университете это был рывок в сторону цифровых технологий, когда преподаватели и студенты осваивали ранее не известные им цифровые сервисы. К слову, мы получили и хороший опыт привлечения студентов к цифровому волонтёрству.

Очевидно, что организация онлайн-обучения потребует от преподавателя новых знаний и умений в области разработки и использования онлайн-курсов, тьюторства, прокторинга, экспертизы, других видов деятельности. В целом пришло понимание, какие необходимы направления развития, а также методы технической и организационной поддержки учебного процесса.

 

 

Кейс 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ

После пандемии: «длинная повестка» для вуза

– Министр образования и науки РФ Валерий Фальков неоднократно подчеркивал, что очное высшее образование, которое было до пандемии, и то, каким оно должно стать после нее, – «это разные сущности». Поэтому «вузовские команды должны иметь продуманную длинную повестку – куда дальше идти…». Так что там, «за горизонтом» пандемии? Как должен измениться вуз и каковы основные пункты его новой «длинной повестки»?

 

– Уверен, что дистанционный формат обучения позволит студентам не только в полном объёме получать необходимые знания, но предоставит им дополнительные, во многом уникальные возможности. Если студент хочет провести ревизию компетенций и взять максимум от обучения, сейчас перед ним открыты все возможности: большинство образовательных платформ сделали доступ к своим курсам бесплатным.

Благодаря дистанту процесс привлечения в вуз иностранных студентов стал ещё более интенсивным и результативным. Так как часть образовательного контента реализуется через онлайн-курсы, доступ к уникальным образовательным ресурсам университета может быть получен из любой точки мира.

Кризис показал важность развития дистанционного обучения, однако это вовсе не означает, что в такой формат следует переводить всё образование. Образование – это не только освоение учебного материала, но и живое общение, социализация, жизнь в коллективе, где человек обретает друзей, любовь, семью. Важнейшая роль и функция университета – передать накопленный опыт от Учителя Ученику. Именно здесь студент получает возможность полноценно общаться, образовывать сообщества, которые невозможно создать в удалённом режиме, в том числе совместно с преподавателями и учёными.

 

– Пандемия стала катализатором развития образовательных онлайн-ресурсов, программных решений, возможностей, индикатором готовности вузов к новым подходам в реализации очного обучения. Вероятно, этот формат неизбежно изменится в сторону смешанного.

Студенты и преподаватели получили возможность оценить положительные аспекты онлайн-формата. Массово апробированы основы смешанного обучения, когда одна часть курса (дисциплины) реализовывалась посредством непосредственной контактной работы на платформе «Microsoft Teams», другая – в цифровых образовательных ресурсах: как разработанных ППС КФУ, так и размещённых на открытых онлайн-платформах. Правильность такого решения подтвердили и результаты опроса студентов: свыше 59% высказались за более активное использование дистанционных форматов после выхода из режима предупреждения распространения короновирусной инфекции.

Пандемия COVID-19 внесла, безусловно, определенные коррективы в стратегию дальнейшего развития вуза. Вместе с тем – как участник проекта «5-100» и претендент на участие в конкурсе Российской программы академического превосходства (РПАП) 2021-2024 – КФУ и в докоронавирусный период концентрировал имеющиеся ресурсы по приоритетным направлениям, отвечая глобальным вызовам.

В рамках подготовки к конкурсному отбору РПАП мы завершаем работу над долгосрочным стратегическим документом, определяющим основные направления трансформации образовательной, научно-исследовательской, инновационной и управленческой моделей, а также позиционирование вуза в национальной и региональной системах координат.

По понятным причинам пока не будем раскрывать детали нашей «длинной повестки», лишь отмечу, что для сохранения конкурентоспособности вуз должен обладать гибкостью и умением оперативно встраиваться в меняющийся образовательный и научно-исследовательский ландшафт. Только развивая новые прогрессивные технологии и оперативно внедряя их в учебный и научный процессы, можно достичь успеха в современном цифровом мире. С этой целью в структуре вуза были созданы такие подразделения, как институт передовых образовательных технологий и центр цифровых трансформаций, задачами которых являются разработка, апробация и масштабирование цифровых образовательных и промышленных технологий как внутри университета, так и за его пределами.

 

– Опыт, который мы сейчас приобретаем, просто необходимо будет использовать в дальнейшем. Это позволит совершенствовать качество образования, образовательные организации смогут использовать лучший опыт друг друга, создавать сетевые образовательные программы. У студентов появится больше возможностей для формирования индивидуальной образовательной траектории.

Часть курсов определенно можно перевести в дистант. Скажем, гуманитарные дисциплины, особенно те, которые не являются для студентов профильными. Учитывая поручение Президента РФ относительно механизма «бесшовного» перевода студентов после второго курса на другое направление подготовки, перед нами, вероятно, будет стоять задача разработки образовательных программ таким образом, чтобы первые два года достаточно большие потоки студентов обучались примерно одинаково.

Думается, пандемия отчетливо высветила особую значимость университетов. Период самоизоляции показал, что ценность их не ограничивается набором образовательных практик. Конечно, теперь мы знаем: почти всё можно заменить на «цифру», перевести в онлайн, – но в таком случае, что будет представлять собой вуз – комбинат по подготовке специалистов с заданным уровнем компетенций?

Университет – это место силы, место живой энергии и мысли. Почему нас так тянет в студенческие годы? Потому что тогда мы проживали что-то большое, а не просто присутствовали на «парах».

Конечно, трансформация произойдёт, и, в первую очередь, будут оптимизированы многие избыточные и устаревшие процессы. Например, заочная форма обучения совершенно точно не останется такой, как прежде. Опыт работы в режиме самоизоляции показал, что заочное обучение можно легко перевести в дистант. Студентам не нужно приезжать из других городов, селиться в общежитии, слушать установочные лекции. Такой формат теперь кажется неприемлемым и неоправданно затратным.

Если говорить про российское образование в целом, должно произойти переосмысление некоторых регрессивных моделей поведения: жить по инерции, не рассматривать альтернативные варианты развития… Человек, который приходит в университет, должен иметь возможность выбора.

 

– Онлайн-образование, в том числе высшее, будет развиваться быстрее. Ему уже дан серьезный толчок. Форс-мажор, связанный с пандемией, показал, что наш кейс создания полной экосистемы высшего образования онлайн оказался достаточно успешным. Использование наработок онлайн-обучения, электронных курсов позволит сделать существенно более эффективным очное образование, высвободив время на творческую, научную и проектную работу. По сути, это смешанное обучение. Мы еще три года назад почувствовали на себе эффективность применения в очном обучении онлайн-решений, разработанных для Росдистанта. В 2017 году мы стали заменять некоторые лекционные занятия качественным электронным контентом и высвобождать время на проектную работу. Сейчас 100 % студентов-очников с первого по третий курсы вовлечены в проектную работу по профилям своих образовательных программ. С 1 сентября 2020 года в эту деятельность на обязательной основе будут включены студенты очной формы обучения всех курсов.

Мы приветствуем смешанные команды. Например, в команду ТГУ «Формула студент», самую успешную сегодня в стране в соответствии с международным рейтингом «формулистов» Formula Student Combustion и Electric, кроме инженеров входят экономисты, журналисты и лингвисты. Сейчас думаем о возможности формирования смешанных команд не только в разрезе направлений, но и в разрезе форм обучения. То есть когда в одной команде есть и очники, и заочники, обучающиеся онлайн. По сути, выстраивание нового процесса высшего образования полностью в онлайн-формате – чем мы занимаемся с 2015 года – ведет к реинжинирингу процесса очного обучения. Пандемия только подстегивает нас к форсированию этих работ.

Мы будем масштабировать нашу систему на новые образовательные программы, в основном, в сфере информационных технологий, в том числе для англоязычной аудитории. Но и в чистом виде очное образование будет оставаться – вероятно, чем дальше, тем больше в виде эксклюзива.

Пандемия корректирует стратегические приоритеты. Изначально бизнес-модель Росдистанта строилась по принципу B2C. Теперь мы планируем выход на рынок B2B – за время пандемии поступили запросы от четырех вузов о подключении к нашей платформе, включая экосистему, которая вокруг нее создана.

Грамотное управление и хорошая команда позволяют ставить и решать подобные задачи внутри университета даже в условиях сильно ограниченного финансирования. Росдистант создан на внебюджетные средства университета без дополнительного финансирования со стороны. За пять лет бюджет проекта составил 520 млн рублей. Конечно, сейчас нам бы не помешали инвестиции на её масштабирование. Но важны не только прямые инвестиции со стороны государства, а и условия для поддержки подобных инициативных решений. Сейчас ситуация становится более благоприятной – инициативы цифровой трансформации образования приветствуются и поддерживаются. Но стратегии и программы развития должны исходить от самого университета.

 

– Во-первых, иллюзии по поводу того, насколько широко можно применять дистанционный или онлайн форматы образования, развеялись. По сути, вся система высшего образования прочувствовала это на себе.

Определенно, каждое направление подготовки может иметь свою долю онлайн или дистант формата (применительно к тем же лекциям), но при этом должны измениться форма подачи материала, содержание, длительность и место проведения занятия.

Не осталось никаких сомнений относительно того, что практические занятия можно и удобно реа­лизовывать в дистанционном формате. Особенно по тем направлениям подготовки, где студент приобретает конкретные практические навыки, использует различное оборудование.

Сейчас КФУ выстраивает новую модель управления вузом. У студента появляется возможность выбирать и формировать собственный профиль компетенций, выстраивать коммуникацию с преподавателем, анализировать особенности системы образования.

В качестве эффективного инструмента, позволяющего осуществить всё вышеперечисленное, мы используем студенческий ситуационный центр. Если раньше мы говорили о студенческом само­управлении и не передавали обучающимся никаких полномочий, то сейчас, по большому счёту, они получили новый рычаг воздействия на вуз.

Безусловно, «длинная повестка» существует. Университет будет продолжать совершенствовать свою информационную платформу, с помощью которой можно улучшить, автоматизировать многие процессы. Например, подавать документацию в электронном виде.

Сегодня уже очевидно, что вузам следует быть готовыми к таким явлениям, как пандемия: например, учебные планы должны отличаться достаточной гибкостью, необходимо уметь быстро переходить к альтернативным формам подачи материала, использовать иные форматы взаимодействия преподавателя с аудиторией.

Десять недель в условиях самоизоляции показали, что вузам необходимо обращать внимание и на работу пресс-служб, которые формируют актуальную картину происходящего. Так, пресс-служба КФУ в эти дни работает очень интенсивно и эффективно. Возможно, именно поэтому складывается мнение, что в период пандемии в нашем вузе всё стабильно, учебный процесс идет по плану и без сбоев.

Ещё одним инструментом, который можно использовать вдолгую, считаю финансовую поддер­жку студентов. Чтобы помочь обучающимся, мы разработали и организовали систему выдачи беспроцентного займа, кредита.

 

– Жизнь вузов поделилась на «до» и «после» пандемии. Сильно изменилась ситуация, связанная с запросами от бизнес-сообщества на новые профессиональные навыки. Увеличилась ответственность университета перед своими выпускниками за формирование актуального портфеля компетенций.

Сейчас перед вузовской командой стоит серьезнейшая задача интеграции в образовательный процесс высокоэффективных цифровых сервисов, ориентированных на рынок труда и реализацию потребностей цифровой экономики при оптимальном сочетании дистанционной и традиционной форм обучения.

Во всех этих вопросах нам хотелось бы разобраться вместе с руководителями федерального и регионального министерств, коллегами из других университетов, представителями бизнеса всего Евразийского пространства.

В этой связи мы решили в качестве ключевого на IV Международном образовательном форуме «Алтай – Азия: Евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики» рассмотреть проблему развития высшего образования после пандемии.

Регистрация открыта на официальном сайте форума altaiasia2020.asu.ru до 15 июля. Приглашаем к диалогу заинтересованных коллег.

 

 

Кейс 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

В поисках «подушки безопасности»…

– Что значит «подушка безопасности» для домохозяйств – тема известная: финансовые эксперты давно просвещают россиян по этому поводу. Но что гарантирует экономическую устойчивость такого сложного организма, как вуз, как сформировать его «подушку безопасности»? И кто в этом случае должен выступать основным ее гарантом – государство? Или новая ситуация ставит вопрос о корректировке (возможно, даже и радикальной смене) финансово-экономической модели российской высшей школы, в том числе, например, в сторону ее большей автономии?

 

– Разумеется, поддержка вуза со стороны государства очень важна, особенно в период глобальных перемен.

Сложившаяся ситуация в условиях пандемии с большей долей вероятности неблагоприятно отразится на финансово-экономическом состоянии российской высшей школы. В особенности для тех вузов, в структуре доходов которых значительную часть занимают поступления от внебюджетной деятельности в целом, в том числе от платных образовательных услуг.

Закрытие границ, сложная экономическая ситуация в мире и стране неизбежно скажутся на масштабах приёма обучающихся, что отразится не только на общей финансовой маневренности вузов и их способности завершать начатые и запускать новые проекты развития. При самых неблагоприятных условиях это повлечёт за собой необходимость оптимизации самого ценного ресурса вуза – штата научно-педагогических работников, количество которых напрямую зависит от численности обучающихся.

В этой связи одной из мер недопущения эскалации кризисной ситуации в вузах могут стать государственные гарантии и поддержка. На федеральном уровне – включение в перечень системообразующих организаций крупных университетов, имеющих градообразующее значение. На уровне субъектов РФ – беспроцентные среднесрочные кредиты на пополнение дефицита оборотных средств, беспроцентные образовательные кредиты для физических лиц, целевое расширение всех форм обучения для нужд субъекта.

Ввиду объективного проседания сегмента коммерческого приёма в ближайшие год-два вузу необходимо тесно взаимодействовать с региональными акторами – органами государственной власти – для расширения контрактного приёма по наиболее востребованным в регионе направлениям подготовки и специальностям.

Как правило, острая потребность в педагогических и медицинских работниках наблюдается в каждом регионе. Совместная деятельность вузов и субъектов РФ, с одной стороны, решит проблему восполнения дефицита в соответствующих кадрах, с другой – позволит снять избыточную нагрузку на рынок труда с выпускников ссузов и вузов, которые смогут продолжить обучение на программах бакалавриата и магистратуры.

Как показывает практика, кризис приводит к возрастанию спроса на программы переподготовки и повышения квалификации. У вузов появляется возможность расширить предложения по программам дополнительного профессионального образования при условии правильного позиционирования и своевременного реагирования на потребности рынка труда.

 

– Деятельность университетов довольно строго регламентируется. Учредитель утверждает стандарты образования, а их соответствие контролируется Рособрнадзором. Эта модель не предусматривает гибкости, несмотря на наличие некоторой автономии. Персонализация обучения, использование цифровых технологий требуют не такого формализованного подхода. Качество образования не задаётся количеством сопутствующих документов. Оно связано с качеством педагогического состава, технологиями и методикой обучения, инфраструктурными возможностями университетов.

На мой взгляд, главный разрыв, который все ощутили при переходе на дистант, – это отсутствие способности оперативно трансформироваться. Оказалось, что большинство университетов может обеспечить качество образования только тогда, когда студент находится в их поле зрения, то есть в аудитории. Вузы не нарастили опыт, который помог бы им быстро адаптироваться к текущим условиям для решения срочных задач.

Пандемия показала: вузам можно и нужно давать больше полномочий. В таком случае все управленческие действия можно корректировать в соответствии с развитием конкретной ситуации.

 

– Наш учредитель и основной заказчик подготовки специалистов – государство. Следовательно, оно и должно за это платить. Бороться с глобальным вызовом, которым является пандемия, самостоятельно ни одна компания, предприятие или университет не сможет. Нужен единый центр принятия и координации решений.

Насколько вузам будет необходима автономия в таких условиях? Сложно сказать. На мой взгляд, лучшее, что мы уже приобрели в этот период, – это динамичность. В рамках своих компетенций вузам была предоставлена свобода. И тот новый инструментарий, который мы ввели, это тоже элемент динамики: государство даёт некие стратегические направления, а мы на месте, иногда в течение суток, реализуем совершенно другой формат образовательной деятельности. Более того, в условиях неоднородной пандемической ситуации государство многие полномочия передало в регионы.

Мы признательны Минобрнауки РФ за то, что вузы получили достаточно большие полномочия, не были ограничены в действиях. И наш университет не исключение. На мой взгляд, в этой ситуации министерство отработало на пять с плюсом. По сути, заняло позицию некоего стратега по под­держке системы образования. Обеспечило вузам возможность наладить диалог, ознакомиться с лучшими практиками дистанционного образования. Мониторило ситуацию, чтобы там, где есть провалы, подключиться и помочь. К слову – в КФУ провалов не было.

Полагаю, лучшая «подушка безопасности» – это сбалансированность всех процессов в вузе, соответствующее финансирование из государственных и частных источников, их диверсификация. Реализуемые университетами образовательное, научное, инновационное и производственное направления деятельности и есть те самые «подушки безопасности».

 

– Вызванная пандемией коронавируса ситуация показала, что используемая вузами финансово-экономическая модель нуждается в корректировке.

Во-первых, университеты вынуждены пересматривать вопросы финансового планирования своей деятельности, а именно более гибко планировать денежные потоки, реагируя на потребности рынка. Во-вторых, для планирования и контроля внебюджетного денежного потока вузу необходимо более тщательно выбирать статьи расходов, отдавая безусловный приоритет условно-постоянным (заработная плата, налоги, коммунальные платежи), и ранжируя все остальные с точки зрения целесообразности.

Основную долю поступлений в бюджет нашего университетов составляют доходы от образовательной деятельности. Конкурентная среда на рынке образовательных услуг приводит к сдерживанию роста их стоимости низкой рентабельности. И это на фоне того, что работа в новых условиях требует значительных дополнительных затрат на техническое оснащение учебного процесса в удаленном формате (как минимум, приобретение серверного и сетевого оборудования).

У региональных вузов осталось мало возможностей для финансового маневра и создания «подушки безопасности»: диверсификация доходов в направлении необразовательных направлений деятельности, экономия расходов и действенная политика в сфере сокращения дебиторской задолженности. Алтайский государственный университет использует в своей деятельности все перечисленные выше инструменты, однако, в современных условиях даже они не компенсируют выпадающих доходов; средства вынужденно расходуются для избегания кассовых разрывов в денежных потоках университета и сохранения финансовой устойчивости.

 

Кейс 5. КОММУНИКАЦИОННЫЙ

Форматы «новой слышимости»

– В условиях общей экономической неопределенности вовлечение бизнеса, профессионального сообщества, региональных властей в тесное стратегическое партнерство с вузом становится критически важным. Чтобы услышать друг друга и договориться, необходимо найти новые инструменты, каналы, общие интересы и точки соприкосновения. Какие? Более того, грядет приемная кампания, и она станет своего рода первым экзаменом на умение вуза в новых условиях увеличивать число своих сторонников и союзников в среде молодой аудитории. Как?..

 

– УрФУ входит в консорциум по развитию востребованности кадров в сфере образования для цифровой экономики. Эта деятельность приобретает сегодня особое значение, поскольку российские вузы столкнулись с беспрецедентными вызовами. Консорциум выступит катализатором процессов трансформации образования. Именно сейчас важно объединить усилия вузов, экспертного сообщества, бизнес-партнеров с целью создания условий для непрерывного обучения и расширения возможностей освоения новых компетенций преподавателями, исследователями, учебно-вспомогательным персоналом. В состав консорциума, помимо вузов, также вошли IT-компании, образовательные платформы и центры компетенций.

В связи с текущими обстоятельствами в дистанционный формат будет полностью переведена и работа приёмной комиссии вуза. Все документы абитуриенты смогут подавать через личный кабинет на priem.urfu.ru или портал государственных услуг. Консультации они смогут получить также в удалённом режиме.

Дата начала приёмной кампании остаётся неизменной – 17 июня. Конкретные сроки окончания приёма документов, проведения вступительных испытаний и зачисления зависят от сроков проведения и проверки единого государственного экзамена. Как только выйдет соответствующий приказ, мы сообщим необходимую информацию.

Если потребуется, начало учебного года для первокурсников сдвинется на несколько дней до момента, пока все абитуриенты не будут зачислены. УрФУ – один из лидеров по приёму в стране: мы планируем набрать 6,380 тыс. студентов на бюджетные и 5 тыс. на контрактные места по всем формам обучения.

 

– В условиях экономической рецессии сложно рассчитывать на расширение сотрудничества с деловым сообществом, находящимся в ещё более затруднительном положении и испытывающим на себе афтершоковые импульсы вынужденного простоя и ограниченного производства.

Вместе с тем КФУ продолжает осуществлять крупные проекты в сотрудничестве с региональными бизнес-партнерами. Для справки, сейчас мы работаем над созданием научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины, который запустили совместно с группой компаний «ТАИФ» при научно-методической поддержке Ноттингемского университета (Великобритания) и Университета Корнелла (США).

Ныне наиболее реалистичным вариантом считаю углубление сотрудничества вуза с органами государственной власти субъектов РФ. Чтобы рассчитывать на финансовую поддержку со стороны регионов, КФУ необходимо сконцентрироваться на проектах, имеющих социально-экономическую значимость как в области прикладных естественнонаучных и социо-гуманитарных исследований, так и в части расширения программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации по наиболее востребованным специальностям.

Среди ключевых особенностей приёмной кампании в КФУ необходимо отметить онлайн-формат взаимодействия с абитуриентами и их родителями: приём заявлений, документов, вступительные испытания.

Сроки подачи документов для поступления, вступительных испытаний и зачисления установлены в зависимости от сроков сдачи ЕГЭ. Заявления о приёме в университет с приложением необходимых документов будут приниматься с 20 июня только в электронной форме через социально-образовательную сеть КФУ «Буду студентом!».

Все вступительные испытания предполагается проводить только с использованием дистанционных технологий. На официальном интернет-портале университета размещена пошаговая инструкция по проведению дистанционных вступительных испытаний и необходимые требования к компьютерной технике.

Система онлайн-подачи документов в КФУ хорошо апробирована и применяется в течение последних пяти лет. Так, по итогам 2019 года абитуриенты сдали более 15 тыс. вступительных экзаменов, из которых почти половину с применением дистанционных технологий.

Важнейшей особенностью текущей приемной кампании является сохранение стоимости обучения для поступающих на первый курс на уровне 2019 года. В КФУ организованы и проходят Дни открытых дверей в формате «инста-лайф».

Ежегодно университет расширяет перечень новых направлений и профилей подготовки. В этом году вниманию абитуриентов предлагаются такие направления, как управление в технических системах, наноматериалы, организация работы с молодёжью, политические науки, документоведение и архивоведение, другие.

 

– Сибирский федеральный университет всегда работал в партнёрстве с региональной властью. В своё время был даже принят краевой закон о поддержке СФУ. Мы видим, что нас слышат, откликаются. Думаю, о многом скажет факт, когда совсем недавно коллектив вуза в очередной раз переизбрал губернатора Красноярского края Александра Усса на должность президента университета. Для нас это большая честь и в то же время большая ответственность.

Что касается приёмной кампании, дистанционный формат и высокий темп потребуют от сотрудников университета, отвечающих за процедуру приёма, и от школьников новых навыков и мобилизации.

Приём на все уровни образования будет проходить только дистанционно, включая вступительные испытания. Документы можно направить через суперсервис «Поступление в вуз онлайн» или информационную систему университета АИС «Абитуриент».

Важный пункт – степень подготовленности инфраструктуры университета и цифровой среды. Для наших сотрудников это очень серьёзная, персонализированная работа, связанная с высоким уровнем менеджмента и коммуникации. Клеркам, сопровождающим этот процесс, придётся наращивать дополнительные компетенции.

Кампания будет стремительной, учитывая новый график проведения ЕГЭ и важность начать учебный год 1 сентября. По сути, у нас есть только август на проведение всех вступительных испытаний. Абитуриентам также придётся мобилизоваться – у них будет очень мало времени на принятие решения.

 

– Платформа «Росдистант» и сформированная вокруг нее экосистема уже 5 лет бесперебойно обеспечивают поступление абитуриентов, проживающих во всех часовых поясах мира, в режиме 24/7. В приемной кампании 2020 года мы масштабировали этот опыт на всех наших абитуриентов, сделав поступление полностью дистанционным. Для очников приём стартует 19 июня, но уже сейчас можно оставить заявку на поступление на сайте приёмной комиссии, даже со смартфона. В личном кабинете абитуриент сможет выбрать направления подготовки, загрузить необходимые документы, внести информацию об индивидуальных достижениях, сдать вступительные испытания в удобное время, отслеживать конкурс в режиме онлайн, получить уведомление о зачислении. Для поддержки абитуриентов работает многоканальный контакт-центр.

Опыт пригодился при разработке федерального Суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» – наши сотрудники вошли в рабочую группу по его созданию. Сам Тольяттинский госуниверситет стал одним из 53 вузов, поступить в который в 2020 году можно через эту систему с использованием портала Госуслуг.

В этом году ТГУ открывает две новые программы бакалавриата в области ИТ-технологий: «Цифровая трансформация бизнеса» и «Разработка социальных и экономических информационных систем». Программы разработаны в соответствии международными руководствами в области компьютерных наук, программной инженерии, информационных систем и технологий, а также рекомендациями крупных международных и российских ИТ-компаний. Большинство курсов будет изучаться с использованием автоматической проверки заданий, что, в сочетании с возможностью доступа к цифровому контенту курса в режиме 24/365, позволяет в кратчайшие сроки овладеть необходимыми ИТ-компетенциями. Платформа обучения полностью эмулирует современные технологии разработки программного обучения.

Первокурсники, поступающие на бюджет с высокими баллами ЕГЭ, получат повышенную стипендию: 6500 рублей за ЕГЭ по физике, химии, информатике с результатом от 70 до 94 баллов и 8500 рублей – за ЕГЭ по любому предмету с результатом от 95 до 100 баллов. Абитуриенты, поступающие на платное обучение, также в зависимости от баллов ЕГЭ могут получить гранты, которые покроют от 20 % до 50 % стоимости обучения за первый семестр. Грант может быть пролонгирован при хорошей успеваемости студента. При поступлении в ТГУ также будут учитываться индивидуальные достижения, за которые дополнительно можно получить до 10 баллов.

 

– Безусловно, вуз должен не просто получать средства из федерального бюджета и существовать сам по себе. Ему необходимо быть неотъемлемой частью экономики региона.

Что касается КФУ им. В.И. Вернадского, то в тех отраслях, где ожидается перестройка регионального рынка, университет выступает драйвером изменений. В Крыму к таким отраслям относятся сельское хозяйство и здравоохранение, и в этих сегментах мы создаем инновационные пилотные площадки и научную базу для них, готовим специалистов.

Одна из таких площадок – Инновационная сельскохозяйственная долина. Здесь уже обкатываются новые технологии для их последующего масштабирования в экономику региона, что, в свою очередь, повысит её конкурентоспособность.

Так как отрасль здравоохранения региона будет претерпевать изменения, мы нацелены на создание научно-аналитического центра при главе Республики Крым по предотвращению разного рода угроз, в том числе распространения коронавирусной инфекции. Выводы, которые уже можно сделать, наглядно показывают, что, помимо реализации мобилизационных мер к борьбе с подобными биологическими угрозами, необходимо привлекать учёных.

Приёмная кампания и в нашем вузе, и многих других определяется решениями Минобрнауки РФ и Рособрнадзором. Задача – соответствовать принятым федеральным центром требованиям. Что касается приёма – например, иностранных абитуриентов, – сейчас мы работаем над тем, чтобы в дистанционном режиме начать отбор. Возможно, к занятиям в новом учебном году им придётся приступить в дистанте. Всё это укладывается в новую модель и университета, и его управления, которую уместно назвать студентоориентированной.

За десять недель дистанционного обучения в условиях самоизоляции все наши преподаватели прошли технологический, информационный интенсив, освоили цифровые компетенции. С учётом этого опыта на следующий год мы переходим в формат электронного университета, где большинство процессов будет цифровизировано. При этом, повторюсь, от иллюзий, что перевести в цифру можно практически всё, мы избавились, и в следующем учебном году можно ожидать мощный рост педагогических технологий – как в нашем, так и других университетах России и мира.

Пандемия коронавируса позволила уйти от общепринятых стандартов, а некоторые их них даже разрушить. Это означает появление и развитие нового, прогрессивного, что, на мой взгляд, для университетов очень даже позитивно.

 

– Стабильность для нас в такой ситуации – в совместной работе с правительством Алтайского края по национальным проектам.

В конце мая состоялось подписание договора об участии АлтГУ в реализации Центра выявления и поддержки одаренных детей «Талант22». В рамках проекта будет проведена масштабная работа по формированию дополнительных образовательных программ для талантливых школьников по модели образовательного центра «Сириус». Реализовывать эти программы университет будет на своей базе.

Ещё одно направление совместной работы АлтГУ с краевым правительством – сфера дополнительного образования. Университет активно участвует в реализации мероприятий национальных проектов «Новые возможности для каждого», «Демография», «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях».

Развиваются дополнительные сервисы для слушателей и органов исполнительной власти, обеспечивающие обратную связь и своевременное информирование о новых возможностях получения дополнительного образования. Открыта тематическая горячая линия.

– Чтобы обеспечить безопасность абитуриентов, Алтайский государственный университет перевёл приёмную кампанию этого года полностью в дистанционный формат. Документы будут приниматься по двум каналам взаимодействия: через суперсервис «Поступление в вуз онлайн» и личный кабинет абитуриента, расположенный на сайте вуза.

Вступительные испытания на творческие направления подготовки, в магистратуру и аспирантуру будут проходить в дистанционном формате на «Открытом образовательном портале АлтГУ» с использованием инструментов онлайн-идентификации личности и контроля над соблюдением регламента экзамена.

Профориентационная работа также переведена в дистанционный формат. В этом году усилили информационное сопровождение мероприятий приёмной кампании – 2020 в социальных сетях, сделали акценты на таргетированной рекламе.

Используем новые формы работы и для продвижения новых образовательных программ, реализация которых начата с 2020 года. Например, впервые будем осуществлять набор на специальность «Правовое обеспечение национальной безопасности» и направление бакалавриата «Системный анализ и управление».

 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-119, дистанционное обучение, дистанционное образование, сергей бочаров, андрей фалалеев, михаил криштал, максим румянцев, ильшат гафуров, виктор кокшаров, алтайский государственный университет, крымский федеральный университет, тольяттинский государственный университет, сибирский федеральный университет, КФУ, УрФУ, антикризисные кейсы, коронавирус, круглый стол

Похожие материалы:
Новые образовательные технологии в вузе-2013
Экспресс-форум: научно-исследовательская работа вузов
Михаил Криштал в топ-50 медиаактивных ректоров России
Новые образовательные технологии: электронное обучение в России
ТГУ - это бренд
Будущее за электронными учебными курсами?
Профессор Клаус Вашик: Электронное обучение должно существовать как системная часть вуза
От «лоскутной» автоматизации к цифровому университету
Новые образовательные технологии в России
В АлтГУ обсудили проблемы электронного обучения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (119) 2020

В номере читайте. Высшая школа против пандемии: оперативные меры и долгосрочные стратегии. Регион: адаптация системы образования Хабаровского края к новым условиям. Университеты: стратегия и тактика заимствования. ДПО: актуальная проблематика и лучшие практики. СПО: переход на дистант и комплексное развитие.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Уникальный курс перевода от Союза переводчиков России и РосНОУ
На базе Российского нового университета завершились дистанционные курсы повышения квалификации...
Из журнала
#110«Лебедь, Щука и Рак»: образовательная политика в Бразилии
#110Лёд тронулся,и это не может не радовать! Независимая аккредитация профессионального образования в Кыргызстане
#112Перспективы набора узбекских студентов на обучение в российские вузы
#112В России прошел первый международный хакатон по нефтяной тематике c цифровыми решениями «HOT CHALLENGE»
#112НАЦАККРЕДСОВЕТ: миссия выполнима
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ