Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Студенческое самоуправление - лекарство от молодежной пассивности

К диалогу о проблемах и перспективах студенческого самоуправления мы пригласили Анастасию Рыжкову, студентку Московского государственного строительного университа и общественного деятеля. О проектах по организации студенческого сообщества и не только читайте наш материал.

Просмотров: 2900

РЫЖКОВА Анастасия Игоревна - студентка дневного отделения МГСУ-МИСИ НИУ (МИСИ им. Куйбышева). Общественный деятель.

Родилась в 1990 году во Владимирской области.

Сфера интересов: международные проекты, строительство, культура, права студентов.

Не замужем.

– В нескольких словах расскажите где, чему вы учитесь? Почему выбор пал именно на эту специальность? Принимаете ли вы участие в жизни студенческого сообщества во внеучебное время, в чем это участие выражается?

– Я студентка факультета Промышленное и гражданское строительство Московского государственного строительного университета (НИУ). Что касается выбора, то, знаете, строительство - основополагающая отрасль экономики, динамично развивающаяся в нашей стране. Иметь непосредственное профессиональное отношение к этой сфере кажется мне замечательным и интересным.

Так получилось, что моя общественная активность началась, как это обычно случается, с культурно-массовых мероприятий, которые регулярно организовывались и организовываются в стенах alma mater. Но интерес к студенческой самоорганизации быстро вырос за рамки вузовской самодеятельности на московский и федеральный уровень.

Есть достаточно много международных проектов, направленных на адаптацию и внедрение лучшего европейского опыта по студенческому самоуправлению. Например, совсем недавно у нас прошла Учредительная Конференция Российско-Польского Совета Молодежи (ruspol.org). Параллельно мы запускаем проект «Студенческое самоуправление 2.0», основная цель которого – зажечь молодых ребят самоуправлением и помочь реализовать себя в этом направлении. Кроме того, существует проект по трудоустройству, но он находится на начальной стадии, поэтому пока сложно говорить о нем что-то конкретное.

– Что дает студенту участие в студенческом самоуправлении?

– В первую очередь, развитие личностное, ведь самостоятельность и ответственность – это необходимые качества для участника самоуправления.

– Какую роль играет студенческое самоуправление в обществе и государстве?

Студенческое самоуправление как институт и инструмент – универсальное средство. Пока студент сам не поймет, что от него многое зависит, пока он не поймет, что его бездействие выходит по разным показателям дороже, чем активность, до тех пор у нас будет пассивность и общественная вялость.

– Сегодня, к сожалению, не на столько большую роль, как хотелось бы. Хотя, нельзя не отметить, что ведется активная работа в этом направлении на самых разных уровнях.

Для развития института студенческого самоуправления наша команда запустила проект «Студенческое самоуправление 2.0». Проект направлен на внедрение новой модели организации студенческого самоуправления на всех уровнях системы образования России (вуз/регион/страна). Мы считаем, что, изменив подход к студенческому самоуправлению, можно создать самоуправляемую систему в рамках ВУЗов, которая в свою очередь позволит добиться новых стандартов и результатов образования, студенческой науки, студенческого спорта, а также в реализации студенческих социальных и бизнес идей.

Настало такое время, когда студенческое самоуправление может быть эффективным инструментом модернизации. Но для этого оно должно перестать быть формальным и стать конструктивным. Мы стараемся заложить в наш проект механизм работы, который поможет справиться с этой задачей. Конечно, невозможно всё сделать сразу, везде и, Бог знает, как. Но, если молодые люди хотят организовать на базе своего вуза студенческое самоуправление, то мы в рамках проекта им сможем помочь, например, адаптировать «стандартные» рекомендации по ССУ под свое учебное заведение.

Проект «Студенческое самоуправление 2.0» сначала будет реализован для студобъединений нескольких вузов из разных регионов нашей страны. На этой базе будет создана и отработана технология развития студенческого самоуправления. Далее положительные практики будут транслироваться на остальные вузы.

– В последнее время вопрос легитимизации студенческого самоуправления регулярно поднимается на всевозможных конференциях, круглых столах, форумах и т.д.. Как Вы считаете, что – реально – выиграет студенчество с принятием закона о студуправлении?

– Студент старших курсов – это уже сформировавшаяся личность, которая может и должна уметь делать выбор и брать на себя ответственность за него. Здесь я имею в виду выбор, прежде всего, своей профессии, ответственность за получаемое образование, поступки. Студенты, как потребители образовательных услуг, должны быть включены в процесс оценки качества образования (что, кстати, регламентирует болонский процесс). Кроме того, мелкие бытовые проблемы и вопросы культурно-массовых мероприятий должны решаться на уровне студенческого самоуправления.

Знаете, можно даже провести некие параллели между состоянием студенческого самоуправления и гражданского общества. Студенчество - достаточно неформальная и чрезвычайно демократичная среда, для которой актуален вопрос лидерства. Существует большое количество критериев отбора лидеров ССУ, но практически все сводятся к самому главному. Лидер не принимает поспешных решений, он должен оценивать сложившуюся ситуацию, лишь потом делать вывод и действовать согласно принятому решению. Кроме всего прочего, что лидеры студенческих союзов, ССУ должны помнить, что они не только продвигают себя, строят карьеру, но, в первую очередь, они берут на себя ответственность за тех людей, которые доверили им свои мысли, проблемы и, по большому счету, ближайшее будущее. Мне кажется, это как раз то, чего не хватает нам для построения гражданского общества, к которому все так стремятся, очевидно, забывая при этом, что гражданская активность, как и любая другая, неотделима от ответственность за свой выбор, за решение, за действие, за результат. Я считаю этот аспект крайне важным, не только для студенчества, но и для общества в целом.

– В Европе студенты активно участвуют в аккредитации учебных заведений. Какой вы видите роль студенческого самоуправления в создании внешней независимой оценки качества образования?

– В этом процессе оно играет ключевую роль. ССУ того или иного вуза может, да и должно, сделать свою alma mater лучше, но не «подгонкой», а действительными делами и изменениями. В конце концов, кому, как не студенту, знать, какое именно образование он получает? Ведь это он посещает занятия, выполняет контрольные, сдает зачеты и экзамены.

Кроме того, уровень развития студенческого самоуправления в вузе - хороший показатель для оценки руководства того или иного высшего учебного заведения. Ведь зачастую ректорат рассуждает как? ССУ – это структура, предназначенная исключительно для организации мероприятий в вузе и не более.

– Вопрос стипендий и студенческой занятости при ближайшем рассмотрении очень непрост. С одной стороны, сами студенты говорят о невозможности прожить на стипендию и необходимости подрабатывать. С другой, неоднократно высказывались представители профессионально-педагогического сообщества относительно «качества» подготовки специалиста, который не в состоянии освоить учебный материал из-за своей занятости. Говоря о материальном обеспечении, председатель Российского профсоюза студентов «Союз молодежи» Алексей Казак отметил, что «у нас сегодня унизительно маленькая стипендия». В то же время не так давно помощник Президента РФ Аркадий Дворкович высказывался за отмену стипендий, объяснив это тем, что получать денежную компенсацию за учебу – неправильно, и предложил обязать вузы создавать условия для занятости студентов. Каково ваше мнение относительно этой проблемы?

– Вопрос действительно очень и очень сложный. Конечно, нельзя лишать стипендий студентов. При этом давать возможность (хотя бы в рамках расписания) молодым людям получать опыт работы необходимо. Возможно, решением стала бы помощь в трудоустройстве студентов по специальности. Но в этом процессе без активных работодателей не обойтись.

На мой взгляд, это комплексная проблема, и ее непременно нужно поднимать на встречах, круглых столах и дискуссях с активным студенчеством. Сегодня, к сожалению, эта тема практически не обсуждается.

– Как вы относитесь к идее возврата к распределению студентов после окончания вузов?

– Вы знаете, в некоторых областях это вряд ли возможно. Сегодня жизнь очень мобильна и динамична. Хотя практика, на мой взгляд, неплохая.

– Нарисуйте «портрет» современного студента!

– Не могу нарисовать один портрет. Очень многое зависит от внутренней мотивации, желания стать успешным, города проживания. Но, пожалуй, единственное, что всех объединяет, это Интернет, а вот в чем ( в гаджете, модном нетбуке или ПК) и где (сайты, какие социальные сети) уже достаточно индивидуально.

– Социологи отмечают значительную общественную пассивность молодежи: так, только около 3 процентов молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Ваше видение выхода из проблемы: как мотивировать молодежь, в частности, студенчество, на более активное участие во внеучебной деятельности вуза? Что сегодня способно в хорошем смысле «расшевелить» молодое поколение россиян?

– Между строк ответ уже прозвучал выше. Студенческое самоуправление как институт и инструмент – универсальное средство. Пока студент сам не поймет, что от него многое зависит, пока он не поймет, что его бездействие выходит по разным показателям дороже, чем активность, до тех пор у нас будет пассивность и общественная вялость.

– Вероятно, вы согласитесь с тем утверждением, что в наши дни живое общение все чаще подменяет общение сетевое, личные встречи заменили многочисленные социальные сети. Нет ли у вас ощущения, что молодежь активно уходит из общественных структур в виртуальное пространство? Если вы считаете, что это проблема, как смотрите на нее и какие видите модели привлечения молодежи к активной общественной жизни?

– Бороться с информационным пространством и социальными сетями в частности, на мой взгляд, бесполезно и бессмысленно. Главное – это соблюдать баланс, между киберпространством и реальностью. Я уверена, что многие общественные структуры будут уходить в Интернет, поскольку это просто удобно. Не вижу здесь проблемы. Главное, чтобы люди все-таки не забывали, что существует другая реальность, отличная от Интернета. А активная общественная жизнь может быть и в социальных сетях, нужно только не забывать про ответственность за свои поступки и мнения в сети и в жизни.

– Предполагая, что студент получает образование по специальности для того, чтобы в дальнейшем работать в выбранном направлении, можно также предположить, что работодатель должен быть заинтересован в подготовке специалиста. Не секрет, что в наше время участие работодателя зачастую ограничивается предоставлением места для практики, порой весьма формального. Как вы считаете, каким образом работодатель должен участвовать в образовательном процессе?

– Вопрос очень интересный. Мне кажется, что работодатель в первую очередь должен быть заинтересован в том, чтобы вырастить специалиста того уровня, что нужен именно ему. Но процесс здесь не может быть односторонним, даже двухсторонним. Важна крепкая связка «РАБОТОДАТЕЛЬ-ВУЗ-СТУДЕНТ».

Как раз сейчас мы готовим к запуску соответствующий проект. Он пока запланирован на локальном, московском уровне, как эксперимент, как инструмент сбора и обработки данных, отладки системы работы. Таким образом, на созданной базе можно будет вести предметные обсуждения и дорабатывать, а при успехе – выводить на новый уровень.

Если в общих чертах обрисовать проект, то основная задача - перенести период адаптации (когда молодой специалист приходит на работу и его заново обучают тому, что, в принципе, он должен уметь делать на практике после окончания вуза) с площадки работодателя на площадку вуза, при этом работодатель, участвуя в процессе, получает возможность выбрать для себя лучших студентов, тем самым мотивируя молодых людей к лучшим результатам.

– Как вы считаете, есть ли смысл в организации отраслевых студенческих советов? Какую роль они могли бы играть в образовательном процессе?

– Они, несомненно, важны. В первую очередь, они дают молодому человеку - специалисту понимание того, что же на самом деле происходит в отрасли. Не секрет, профессиональные коммуникации, как и компетенции – основа успешной карьеры. Я сама, так сказать, выходец из такого совета. Главное, что дал мне Совет Молодых Строителей, это понимание того, а что же такое «стройка» сегодня. Это понимание существенно мне помогло с определением ориентиров жизненных и профессиональных

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: анастасия рыжкова, студенческое самоуправление

Похожие материалы:
Развитие студенческих объединений в Елецком госуниверситете
В Омске состоится Форум молодых лидеров ШОС
Конкурс социально значимых проектов органов студенческого самоуправления «Моя инициатива в действии»
Студсовет Мурманского технического университета – лучший в городе
Совет проректоров по воспитательной работе федеральных университетов будет создан
Максим Мищенко о развитии студенческого самоуправления
У российских студентов появился свой омбудсмен
Реализация программы «Студенческое самоуправление»
Рустам Минниханов: Студенчество - это самая активная часть общества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Медиастратегию лидерства в образовании обсудят на пресс-конференции в "Интерфаксе"
12 ноября в центральном офисе агентства "Интерфакс" состоится пресс-конференция на тему:...
Пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс» (ул. 1-я Тверская-Ямская, 2, строение 1)...
Открытие онлайн-олимпиады Учи.ру «Юный предприниматель» состоялось в школе «Летово»
5 ноября в международной школе для одаренных детей «Летово» дан старт основному туру III...
Из журнала
#105Международная аккредитация и высшее образование Индии
#106Эволюционный держите шаг?!
#106Подтверждая высокий статус российской музыкальной школы
#104Профориентационная работа в информационно-коммуникационном пространстве «школа – вуз»
#102Сосновоборский механико-технологический техникум отмечает тридцатилетие
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ