Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Реализация программы «Студенческое самоуправление»

С 2006 года Российский союз молодежи реализует программу «Студенческое самоуправление». О создании механизмов организации студенческого самоуправления, его роли и функциях, о результатах программы и проблемах рассказывает руководитель проекта.

Просмотров: 4241

Выбор за тобой!

ФЕДОСЕЕВА Екатерина Викторовна – руководитель всероссийской программы «Студенческое самоуправление» Российского союза молодежи

С 2006 года Российский союз молодежи при поддержке Администрации Президента РФ и Федерального агентства по образованию реализует программу «Студенческое самоуправление». О создании эффективных механизмов организации студенческого самоуправления, его роли и функциях в реалиях сегодняшнего дня, о главных результатах в реализации программы и возникших проблемах рассказывает руководитель программы Екатерина ФЕДОСЕЕВА.

Развивать навыки

Основной целью программы является создание условий для развития социально-активной, профессионально компетентной студенческой молодежи через эффективно работающую систему студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Среди задач программы:

  • обобщение и распространение опыта, внедрение технологий создания и эффективной деятельности органов студенческого самоуправления в образовательных учреждениях профессионального образования;
  • создание условий для формирования самообновляемой системы органов студенческого самоуправления с помощью организации планомерной работы по обучению, консультированию и вовлечению в общественную деятельность актива и кадрового резерва органов студенческого самоуправления;
  • выявление, поддержка и поощрение талантливых, творчески работающих лидеров и руководителей органов студенческого самоуправления, действующих в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
  • внедрение современных технологий в области кадрового и методического обеспечения сферы образования и работы с молодежью;
  • обмен опытом работы в вопросах развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе в вопросах кадрового и методического обеспечения сферы образования и работы с молодежью;
  • разработка нормативно-правовой и методической базы, позволяющей органам студенческого самоуправления работать в образовательных учреждениях профессионального образования;
  • повышение общественной активности студентов и объединение усилий государственных органов, общественных объединений и студентов по развитию системы их участия во всех сферах жизнедеятельности образовательного учреждения.

Проект направлен на студенческую молодежь, администрацию учебных заведений, общественные объединения и органы студенческого самоуправления образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Программа дает участникам возможность развивать cвои управленческие и организационные навыки через:

  • всероссийский конкурс на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления (финал проходит ежегодно в сентябре в Москве);
  • обучающие лагеря-семинары, тренинги, мастер-классы, форумы и круглые столы;
  • консультации по студенческому самоуправлению, выезды мобильной группы тренеров в вузы и ссузы;
  • сайт с новостями и актуальной информацией о проводимых вузами России мероприятиях (www.studorg.ru).

О результатах реализации программы за период 2006-2009 годов говорят следующие цифры и факты:

  • Создано и реорганизовано 493 студенческих совета в вузах и ссузах России.
  • Проведено более 200 лагерей, семинаров, тренингов и мастер-классо впо проекту (за счет федерального бюджета, региональной составляющей и привлеченных средств вузов), что, как следствие, повысило качество работы органов студенческого самоуправления в вузах России.
  • Проект охватил более 65 регионов России, где ведется активная работа по вовлечению студентов вузов из остальных регионов.
  • Создана сеть сбора и распространения информации по реализации проекта и деятельности органов студенческого самоуправления в вузах России через выстраивание информационной сети проекта и работы руководителей проекта «Студенческое самоуправление» в территориальных организациях РСМ.
  • Три года подряд проводится всероссийский конкурс на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления, в котором ежегодно принимает участие порядка 200 работ, более чем из 50 регионов России.
  • Подготовлены, изданы и распространены 15 наименований сборников методических рекомендаций (общим тиражом более 20 тыс. экземпляров) для органов студенческого самоуправления вузов РФ, органов государственной власти муниципального, регионального и федерального уровней.
  • Посредством сайта www.studorg.ru и телефона горячей линии создана единая база органов студенческого самоуправления вузов России.
  • Ежегодно осенью проводится всероссийский семинар руководителей органов студенческого самоуправления, в 2008 году в нем приняли участие представители 219 образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования из 63 субъектов РФ.

Основной проблемой, с которой мы столкнулись в ходе реализации программы, стало принятие поправок в федеральное законодательство. Внесение изменений в статью 13 закона РФ «Об образовании» и федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части, касающейся юридического оформления такого понятия, как «студенческий совет», откладывается и переносится из комитета в комитет уже два года. Мы искренне верим, что в Год молодежи у студенческих советов, наконец-то, появится качественное нормативно-правовое обоснование.

Соуправление учебным заведением

Одно из основных положений Болонской декларации предполагает активное привлечение и участие студентов в оценке качества образования. На необходимость участия студентов в оценке качества образования недавно вновь обращал внимание министр образования и науки РФ А. Фурсенко, принявший участие в конференции «Болонский процесс-2009» в Левене.

Нам кажется, что студенты просто обязаны влиять на качество образования в своем учебном заведении через работу органов студенческого самоуправления.

Во многих странах в учебных заведениях распространен так называемый «внутренний мониторинг качества». Это регулярное, два-три раза в семестр, полугодие, проведение анкетирования среди студентов и преподавателей. Анкеты содержат десятки вопросов, касающихся всех сторон жизни учебного заведения. Анализ таких анкет позволяет судить о деятельности каждого преподавателя, других работников и всех служб и своевременно принимать соответствующие меры. Аналогичный опыт постепенно начинает распространяться и в России.

Также очень важно, чтобы к оценке образовательных программ привлекали студентов, ведь именно молодежь раньше всех узнает о «новинках» технологий и является непосредственным «заказчиком» образовательных программ.

Постоянно развиваться!

Одним из актуальнейших вопросов молодежной политики России, на мой взгляд, сейчас является вопрос мотивации молодежи к активной деятельности.

Для решения этой проблемы необходимо создание единого информационного пространства для молодежной среды, но не только посредством социальных сетей в Интернете, но и живого, настоящего общения. Участие в этом могут и должны принять на местах общественные организации, вузы и т.д.

Но для того, чтоб все эти структуры занимались созданием такого пространства и так называемого «молодежного поля», их тоже необходимо мотивировать, чего, к сожалению, во многих регионах уже много лет не происходит. На деле получается, что люди, работающие с молодежью на местах, работают по собственной инициативе, постоянно пробиваясь через стену непонимания.

Но, с другой стороны, практика реализации программы «Студенческое самоуправление» показывает, что студенчество само придумывает для себя новые формы собственной активности. И наш девиз «Выбор за тобой!» говорит о том, что для того, чтоб жить полноценной жизнью, необходимо постоянно развиваться, и тогда все будет получаться!

Российский Союз Молодежи (РСМ) – негосударственная, неполитическая, некоммерческая, самоуправляемая общероссийская общественная организация, цель которой – помочь молодому человеку найти своё место в жизни, проявить себя, раскрыть свой потенциал.

Организация создана 31 мая 1990 года. Сегодня РСМ самая массовая молодежная организация России. В ее рядах более 200 тысяч юношей и девушек в возрасте от 14 до 30 лет и более 1 миллиона участников программ. Территориальные организации и представительства РСМ работают в более чем 75 регионах РФ. Первичные организации создаются в вузах, училищах, лицеях, на предприятиях.

РСМ реализует около 20 общероссийских и 100 межрегиональных программ и проектов в различных сферах жизни молодежи. Это программы, посвященные патриотическому воспитанию, образовательные, развивающие, международные, проекты, касающиеся профориентации и занятости, культуры, досуга и спорта.

Программы РСМ ориентированы на различные категории молодежи: учащуюся, студенческую и работающую, военнослужащих, предпринимателей, спортсменов. РСМ – это организация для молодёжи и самой молодёжи.

РСМ активно участвует в реализации государственной молодёжной политики. Организация представлена в Общественной палате РФ, в экспертных советах при комитетах Госдумы и Совета Федерации, в коллегии Рособразования и межведомственной комиссии по молодёжной политике. Программы РСМ поддержаны органами исполнительной и законодательной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: молодежная политика, российский союз молодежи, студенческое самоуправление, личный опыт, ао-31

Похожие материалы:
В Омске состоится Форум молодых лидеров ШОС
Максим Мищенко о развитии студенческого самоуправления
Внеучебная деятельность в ДГТУ
Психологическая служба в системе учебного заведения
В Москве стартовала «Школа публичной дипломатии РСМ»
Организация студенческого самоуправления в УГЛТУ
ЮУПИ: приоритет – качество образования
Методология создания единого воспитательного пространства
Развитие внеучебной деятельности студентов
Студенческое самоуправление как фактор повышения конкурентоспособности выпускника

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ