Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Сахалинский государственный университет. Сокровища острова

Динамичное развитие СахГУ объясняется не только его потенциалом, но и плодотворным сотрудничеством с различными предприятиями, ведомствами, научными учреждениями и органами власти. Результатом тесного социального взаимодействия является участие работодателей в подготовке основных образовательных программ и их экспертизе.

Просмотров: 493

Сахалинский государственный университет – высшее учебное заведение в одном из самых отдаленных регионов России

МИНЕРВИН Игорь Георгиевич – ректор Сахалинского государственного университета, кандидат физико-математических наук.
Родился в 1957 году в селе Стародубское Долинского района Сахалинской области. Окончил Южно-Сахалинский государственный педагогический институт, Сахалинский государственный университет и аспирантуру Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Работал в ЮСГПИ ассистентом, старшим преподавателем, деканом физико-математического факультета. В 1998 году стал проректором Сахалинского государственного университета. С 2001 по 2009 годы – первый вице-мэр по финансам и экономике, председатель комитета экономики администрации г. Южно-Сахалинска. В 2013 году избран ректором университета.
Приоритеты в научной деятельности: физика, геофизика, экономика, вопросы стратегического планирования, экология. Автор более 80 научных работ и ряда изобретений. В процессе работы учился и стажировался в различных вузах страны и США.
Академик РАЕН, действительный член Международной академии наук о природе и обществе, член научно-экспертного совета и совета по защите информации при правительстве Сахалинской области.
Награжден почетным знаком «За заслуги перед городом Южно-Сахалинском». Почетный работник высшего профессионального образования, лауреат всероссийского конкурса «Лучший муниципальный служащий».
Женат, двое взрослых сыновей.

Становление и рост

История вуза началась в 1949 году, когда был создан Южно-Сахалинский учительский институт. В 1954 году он был преобразован в Южно-Сахалинский государственный педагогический институт, а в 1998 году распоряжением Правительства Российской Федерации на базе ЮСГПИ и трех колледжей острова создан Сахалинский государственный университет (СахГУ). В 2011 году согласно приказу Минобрнауки РФ в состав вуза вошли еще четыре учебных заведения.

На этом преобразования не завершились: два года назад было принято решение об открытии в составе университета Технического нефтегазового института. Современное здание для него было приобретено правительством Сахалинской области и безвозмездно передано в пользование высшего учебного заведения, а крупнейшая  в мире нефтегазовая компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» на создание новой вузовской структуры выделила 8 млн. долларов. Благодаря этому институт сегодня оснащен самым современным оборудованием, необходимым для проведения образовательного процесса: от наноэдьюкаторов до учебных макетов буровой установки, компьютерных тренажеров и классов по моделированию процессов в геологической среде.

Успешно выполняется стратегическая программа развития всего университета. В вузе создана лучшая на Дальнем Востоке физико-химическая лаборатория, в которой могут проводиться любые аналитические исследования как органических, так и неорганических веществ. Сахалинский государственный университет является обладателем уникального оборудования зондирования земли и шельфовой акватории с помощью технологий, использующих искусственные спутники Земли.

Важный вектор

Научная деятельность в СахГУ ведется по четырем естественнонаучным и шести гуманитарным направлениям. К наиболее значимым исследованиям ученых относятся изучение строения и динамики литосферы Сахалина и Курильских островов, разработка концепции происхождения Охотской культуры, исследование петрогенетической информативности минералов рудных месторождений Дальнего Востока для организации геолого-информационных систем, создание методов оценки извлекаемых запасов нефти при разработке шельфовых месторождений острова, изучение растительного и животного мира на трассе нефтегазопровода, изучение серых китов, сравнительный анализ физической активности и состояния здоровья жителей Сахалина и Хоккайдо.

Игорь МИНЕРВИН, ректор Сахалинского государственного университета:

– Не мечтой, а задачей видится вхождение в будущем Сахалинского государственного университета в топ­-100 лучших вузов мира. У высшего учебного заведения есть для этого все условия: поддержка компаний-работодателей, заинтересованных в развитии университета, поскольку его выпускники востребованы в широком международном пространстве. Сахалинская область, находясь в Азиатско-Тихоокеанском регионе, занимает очень удобную геополитическую позицию. Следует взять в расчет и давние партнерские связи СахГУ с вузами-побратимами, с которыми происходит выстраивание нового вектора развития отношений. И самое главное – вуз располагает сильным профессорско-преподавательским составом.
Совместными усилиями мы сможем достичь самых высоких вершин, подтвердив высокое звание Сахалинского государственного университета как образовательного, научного и культурного центра.

Показатели финансирования науки вуза многократно превосходят аккредитационные нормативы Минобрнауки РФ. Хотя бюджетное финансирование научно-исследовательских работ СахГУ по заданию федерального министерства растет с каждым годом, доля конкурсного финансирования является доминирующей. В настоящее время 90 процентов всех средств на науку вуз зарабатывает на этой основе, главным образом по естественнонаучному направлению, причем в доле конкурсного финансирования преобладают иностранные компании, что становится подтверждением результативности научной деятельности. Важнейшим направлением является и внедрение собственных разработок в развитие экономики региона.

В научно-исследовательских институтах, расположенных на территории Сахалинской области, значительную часть молодых научных сотрудников составляют выпускники вуза. С другой стороны, серьезный вклад в качество образовательного процесса вносят известные ученые Дальневосточного отделения Российской академии наук. Университет имеет совместные с РАН структуры: лабораторию археологии и этнографии с Институтом археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск), лабораторию биоресурсов и методов оптимизации их использования с Сахалинским филиалом Дальневосточного геологического института ДВО РАН.

Сахалинский государственный университет традиционно является базовым вузом для организации престижных международных встреч и симпозиумов. В 2013 году вуз в очередной раз выступил организатором межвузовской научно-практической конференции студентов-инноваторов «Иннова­2013», с каждым годом приобретающей всё большие масштабы. На конференции было представлено 13 студенческих научно-исследовательских проектов, 85 докладов, а общее число участников, прибывших не только из учебных заведений Сахалинской области, но и из Москвы и Санкт-Петербурга, составило 260 человек.

Научно-исследовательская деятельность университета поднимается на новый уровень. В высшем учебном заведении создан Сахалинский научно-исследовательский институт опережающего развития, который начал работу по техническому, естественнонаучному, гуманитарному, социально-экономическому направлениям для дальнейшего развития островного региона.

Совместный труд

Динамичное развитие СахГУ объясняется не только его потенциалом, но и плодотворным сотрудничеством с различными предприятиями, ведомствами, научными учреждениями и органами власти. Результатом тесного социального взаимодействия является участие работодателей в подготовке основных образовательных программ и их экспертизе. Партнеры из правительства Сахалинской области, прокуратуры и судов, Института морской геологии и геофизики ДВО РАН, Главного управления МЧС России по Сахалинской области, ГТРК «Сахалин», ОАО «Сахалинавтотранс» и другие входят в состав государственных экзаменационных комиссий, участвуют в проведении занятий, мастер-классов, руководят практикой и работой над дипломными проектами.

Островной вуз тесно взаимодействует и с оператором нефтегазового проекта «Сахалин-2» компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД» по таким направлениям, как профориентационная работа, формирование заказа на подготовку специалистов, магистров, аспирантов, проведение практики, трудоустройство выпускников. Например,  будущие нефтяники в скором времени начнут проводить исследования на собственном, лучшем на Дальнем Востоке полигоне для обучения бурению и ремонту скважин.

Поступательно развивается взаимодействие и с предприятиями рыбопромышленного комплекса.

География дружбы

Международные связи Сахалинского государственного университета имеют давнюю историю, так как первый договор с Хоккайдским университетом (Япония) был подписан в 1989 году. В настоящее время у СахГУ более 40 соглашений о сотрудничестве, заключенных с вузами и научными центрами стран Азиатско-Тихоокеанского региона, главным образом Японии, Республики Корея, КНР и США.

В соответствии с основными направлениями международного сотрудничества университет и его зарубежные партнеры проводят конференции и симпозиумы, обмениваются научной литературой, совместно издают научные труды, осуществляют преподавательские и студенческие обмены. Так, в 2012-2013 годах от 85 до 145 студентов и от 25 до 40 преподавателей вуза стали участниками программ в рамках международной академической мобильности. Около 40 иностранных студентов обучались в течение года по программам различной продолжительности, преподаватели ведущих зарубежных университетов читают лекции по нефтегазовому делу, экономике, юриспруденции, педагогике.

С 25 января по 16 февраля в Соединенных Штатах Америки в рамках программы международных визитов состоялся специальный проект для российских преподавателей журналистики «Обучение журналистской профессии: развитие независимых и свободных средств массовой информации». Группа преподавателей журналистики побывала в Вашингтоне, Тампе, Атланте, Денвере, Нью-Йорке и посетила крупнейшие центры по подготовке и переподготовке журналистов: Американский университет, университет Гарварда, Тринити-колледж, Мэрилендский университет, университеты Тампы и Джорджии, Поинтерский институт изучения СМИ, Колумбийский университет. Вместе с американскими коллегами российские педагоги обсудили важнейшие вопросы преподавания дисциплин и новые подходы в изучении журналистики в эпоху цифровых технологий.

Расширению программы международной академической мобильности будет уделяться особое значение и впредь. При этом речь идет не просто об обменах, а об открытом образовательном пространстве, взаимодействии образовательных программ. Студенты не будут брать академический отпуск или пересдавать предметы после возвращения с учебы в иностранном вузе, а станут выбирать необходимую образовательную траекторию в СахГУ и вузах, с которыми заключены соглашения в рамках межуниверситетского сетевого взаимодействия.

Успехи

В 2013 году университет стал лауреатом конкурсов «Лучшие вузы Дальневосточного федерального округа», «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России», включен в национальный реестр ведущих образовательных учреждений страны. Демонстрируют успехи и студенты СахГУ, становясь победителями и призерами всероссийских олимпиад практически по всем дисциплинам. Например, будущие сахалинские экологи стали лучшими на Дальнем Востоке и вторыми – в России.

Издательство Сахалинского государственного университета, выпустившее за последние пять лет более 500 наименований литературы общим тиражом 68 тыс. экземпляров, получило 23 диплома конкурса «Лучшее вузовское издание».

Университет широко использует современные технологии. Была создана корпоративная сеть, объединяющая более 1 тыс. рабочих мест, в том числе 38 компьютерных классов, включая библиотеку и читальные залы. Отработана технология внутривузовского использования электронной почты, электронной доски объявлений. Издаются электронный научный журнал, «Вестник СахГУ» и «Филологический журнал». В высшем учебном заведении активно работает редакция официального сайта, регулярно выпускается университетская газета «УниверCity».

В составе СахГУ сегодня 7 институтов, 3 факультета, 3 колледжа, техникум и филиалы, где получают знания около 10 тыс. студентов по различным специальностям и направлениям подготовки высшего образования, СПО и специальностям аспирантуры. В университете создана система непрерывного профессионального образования, есть возможность получения второго высшего образования, прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации, что создает условия для образования в течение всей жизни.

Уроки тепла

В последнее время в вузе набирает обороты студенческая активность, особенно в социальном направлении. Инициаторами создания и реализации молодежных проектов этого вектора деятельности в Сахалинском государственном университете стали студенческий совет вуза и волонтерский отряд.

Среди наиболее значимых мероприятий, проводимых студентами, проект «Во имя жизни», который реализуется в вузе в течение семи лет. Студенческий совет университета совместно с волонтерским отрядом шефствует над воспитанниками детских домов Сахалинской области в городах Красногорск и Корсаков, готовя творческую программу и проводя акции по сбору подарков и сладостей для детей. Ряд социальных акций направлен на работу с пожилыми людьми («Старость – в радость», «От поколения к поколению» и другие). Студенты взяли шефство над ветеранами войны, в союзе с Советом ветеранов г. Южно-Сахалинска оказывают посильную помощь нуждающимся. Кроме того, регулярно проводятся мероприятия в Южно-Сахалинском доме-интернате для престарелых. В ближайшее время студсовет СахГУ планирует создать на базе университета штаб федерального проекта «Технология добра». Его работа будет нацелена на стимулирование добровольческой активности студенческой молодежи.

Студенты вуза регулярно участвуют в грантовых конкурсах, организуемых Российским союзом молодежи, направляя полученные средства на реализацию проектов в социальной сфере. В 2013 году студент первого курса Технологического института СахГУ стал победителем в направлении «Информационный поток» с проектом «Острова инфо».

Горизонты

Сахалинский государственный университет уверенно смотрит в будущее. В настоящее время разрабатывается концепция практикоориентированного образования, поэтому продолжаются переговоры с потенциальными работодателями о создании площадок для прохождения так называемой непрерывной практики. Это позволит формировать у будущего специалиста не только общие умения, навыки, но и конкретные профессиональные компетенции, необходимые работодателю, даст возможность студенту определиться, куда конкретно он пойдет работать после окончания вуза.

Университет вошел в федеральную программу «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», согласно которой предусмотрено строительство общежития на 800 мест для студентов, молодых ученых и аспирантов.

Сделать предстоит многое: стратегической целью является создание многоуровневого инновационного учебно-научного комплекса по подготовке высококвалифицированных кадров, ориентированного на решение социально-экономических задач области. Вуз расширяет возможности регионального профессионального образования: разработан стратегический план развития СахГУ до 2020 года, осуществляется дистанционное обучение. Следующий рубеж – реализация модели образования в течение всей жизни, когда в стенах одного вуза осуществляется непрерывная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации на протяжении всей трудовой деятельности специалиста. С этой целью открываются новые специальности, создаются современные научно-исследовательские лаборатории, происходит переоснащение учебного оборудования. В перспективе – осуществление подготовки специалистов с высшим образованием на севере Сахалина. Учитывая географическое положение, планируется разрабатывать и активно внедрять образовательные программы международного уровня, а в обозримом будущем создавать филиалы или представительства вуза в различных странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

В октябре 2014 года Сахалинскому государственному университету исполнится шестьдесят пять лет. За это время выпущены десятки тысяч студентов, и всех их объединило то, что именно в альма-матер они стали квалифицированными специалистами.

Международный отдел СахГУ отмечает на карте мира города и страны, где трудятся выпускники университета. Значками на ней обозначены Пекин и Гонконг, Израиль и Австралия, Новая Зеландия и Республика Корея, Украина и Голландия, Канада и США. Это свидетельствует о высокой востребованности выпускников. Но подавляющее большинство молодых специалистов всё же остается жить и работать на Сахалине и Курилах. Это говорит о том, что главное высшее учебное заведение области выполняет миссию по закреплению молодых квалифицированных кадров в регионе.

В наши дни Сахалинская область, согласно оценке Минрегионразвития РФ, занимает ведущие позиции в стране по ряду важнейших социально-экономических показателей. Их достижение было бы невозможным без главного сокровища – знаний.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экзамен сдает вуз, принимают – студенты
Капиталы Финансового университета, или Как создать изменения
Качество воспитательной деятельности
СМК как база для динамичного развития вуза
Золотой портал южноуральского вуза
Что сдерживает развитие профессионально-общественной аккредитации?
Негосударственные вузы: есть надежда, что завтра будет лучше
«ГОС» или «НЕГОС»: выбор в пользу качества
Университет нового поколения
Достойное образование – точка роста специалиста

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ