Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Как сохранить «элемент питания» науки?

В беседе с Мариной Заверкиной, научным сотрудником Института проблем химической физики РАН, речь идет о том, как в наукограде с авторитетом мирового бренда – Черноголовке – живется молодым ученым.

Просмотров: 1702
ЗАВЕРКИНА Марина Александровна – научный сотрудник Института проблем химической физики Российской академии наук (ИПХФ РАН), кандидат химических наук

Научный центр в Черноголовке признан мировым сообществом средоточием фундаментальной науки. В Международный год химии и Год химии в России нам удалось побеседовать с Мариной ЗАВЕРКИНОЙ, научным сотрудником Института проблем химической физики Российской академии наук, кандидатом химических наук. Наш разговор о том, как в наукограде с авторитетом мирового бренда живется молодым ученым – по сути, «элементам питания» российской науки.

– Расскажите, пожалуйста, коротко, чему посвящена ваша основная научная работа. Что будет являться главным результатом вашей деятельности – открытие в области фундаментальной науки или коммерциализированная разработка?

– Моя работа посвящена исследованиям малоизученных процессов синтеза полиуретановых термоэластопластов. Вероятно, открытия в этой области будут определять научный, экономический и оборонный потенциал нашей страны в целом. На сегодняшнем этапе идут фундаментальные исследования, в будущем, надеюсь, у меня получится коммерциализировать свои разработки.

– Путь от идеи до ее коммерциализации пока признается экспертами самым слабым звеном российской экономики. Однако, например, директору и создателю Института ядерной физики Г.И. Будкера в свое время удалось добиться возможности коммерциализировать разработки института, это помогло учреждению выжить и продуктивно работать и в наше время. По словам Сергея Капицы, для этого надо было быть не только академиком, но Г.И. Будкером, с его изобретательностью и напором. Интересно ваше мнение как представителя молодых исследователей: каким важно быть современному ученому?

– Для того чтобы коммерциализировать свои разработки, необходимо не только иметь талант ученого: энтузиазм и настойчивость, оригинальность, высокий уровень интеллекта, – но и уметь налаживать деловые контакты. Мне кажется, что самым редким и необходимым даром современного ученого из всех перечисленных является оригинальность его личности и мышления, а также умение приобретать связи с нужными людьми. Это, в свою очередь, помогает выжить и продуктивно работать.

– Как вы считаете, достаточно ли будет одного массового проекта «Сколково» для развития науки России? Например, в научном сообществе до сих пор актуальным остается вопрос: почему принято решение построить новый научный город с нуля, а не развивать уже существующие наукограды?

– На вопрос, достаточно ли одного массового проекта «Сколково» для развития науки в России, пока ответить сложно, поскольку как градостроительный проект он находится еще только на стадии развития.

«Сколково» принято называть инновационным кластером. Он не концентрируется только на каком-то одном исторически сложившемся направлении, которое было, например, в Дубне, Троицке. Задача нового проекта – сконцентрировать в одном месте потенциал нескольких тысяч людей и не просто привести крупные компании, которые могут быть заинтересованы в расширении своего присутствия на нашем рынке, но и чтобы они открывали исследовательские центры на нашей территории. Чтобы они вместе с нами решали те проблемы, которые до сих пор пытались решить у себя в стране.

Но все же почему проще построить новый город с нуля, а не развивать уже существующие, которые разбросаны по всей России? Я считаю, лучше создать мощный инновационный центр в одном месте, рядом с Москвой, куда можно было бы пригласить крупные мировые компании и где в то же время удастся собрать молодые силы для синтеза бизнеса и науки. Тем более, проект ориентирован на спрос со стороны миллионов потребителей. И сегодня это эффективнее и дешевле сделать в Москве.

– По мнению гостя нашего журнала, президента Союза развития наукоградов России Валерия Сударенкова, наукоград – это своеобразный «город будущего», сочетание как научного, так и социального модерна. Научный центр в Черноголовке признан мировым сообществом средоточием фундаментальной науки. Однако среди главных проблем наукограда, например, отмечается крайняя недостаточность социальной инфраструктуры. Насколько комфортно вам живется в наукограде, являющемся, по сути, мировым брендом?

– С момента поступления в аспирантуру я проживаю в городе Черноголовке в общежитии, в одиннадцатиметровой комнате с удобствами на этаже. Один из самых больших недостатков Черноголовки – это жилье. Мало того что все четыре общежития переполнены сотрудниками, аспирантами и студентами, но и в тех домах, что строятся, купить квартиры с заработной платой ученого просто невозможно…

– Каким вам видится развитие Черноголовки именно как города науки, его социальной, культурной инфраструктуры?

– На мой взгляд, культурная инфраструктура вряд ли получит свое развитие. Остается надеяться на самое необходимое для жизни, развитие социальной инфраструктуры: прежде всего, решение жилищной проблемы, улучшение условий жизни и труда.

– Согласно данным Росстата, средний возраст кандидатов наук в нашей стране сегодня составляет чуть более 53 лет, а докторов наук – почти 70 лет. Как вы считаете, что необходимо для привлечения талантливых молодых исследователей в науку?

– Чтобы в настоящее время молодые ученые шли в науку, необходимо обеспечить сотрудника соответствующей заработной платой и жильем, дать возможность карьерного роста. Без этих условий пропадет энтузиазм творить, воплощать идеи в реальность. В таком случае ученые либо уезжают за границу, чтобы заработать, либо бросают профессию и реализуют себя на другом, более оплачиваемом поприще.

– Чем стезя ученого привлекла вас?

– Первым человеком, который привил интерес и любовь к науке, была моя школьная учительница химии Евгения Григорьевна Тащиан, которая показывала нам прекрасные эксперименты, проводила занимательные факультативы. Я решила, что стану педагогом, и продолжила обучение в профильном химико-биологическом классе. После окончания биолого-химического факультета МарГУ, где, во многом благодаря руководителю дипломной работы Ларисе Георгиевне Смирновой, у меня возникло желание экспериментировать, делать открытия, самой ставить цели и их решать, я оказалась в Черноголовке…

– Исходя из результатов последнего оценочного цикла Программы международной оценки студентов, завершившегося в 2009 году, российские достижения находятся ниже уровня большинства стран Организации экономического сотрудничества и развития: «Лишь 4,3 процента российских студентов достигли 5-го или 6-го уровней (из 6 возможных) владения естественнонаучными дисциплинами (средний показатель в странах ОЭСР – 8,5 процента). В чем причины кризиса преподавания естественных наук, на ваш взгляд, и как его преодолеть?

– Загрузка педагогов сегодня очень большая – 700‑900 часов в год. Сотрудники разрываются между преподаванием и наукой, которая, по сути, приносит основной заработок. На преподавательской работе много не заработаешь – порядка 12-15 тыс. рублей в месяц. Государство должно либо существенно, в разы, увеличить зарплату преподавателям, либо снизить нагрузку, как на Западе, до 200-300 часов, тогда они смогут на достойном уровне вести и преподавательскую, и научную работу. Пока это не сделано, на преподавательской работе в России будут халтурить, экономя время для научной деятельности, или будут читать свой курс, бегая из одного учебного заведения в другое, что сейчас и происходит.

– ООН объявила 2011 год Международным годом химии. Год химии проводится и в России. Чем он запомнится вам как молодому ученому?

– Первое, что запомнилось: мне выпала честь присутствовать на торжественной церемонии открытия Международного года химии в Москве, которая состоялась в феврале в Большом зале Российской академии наук. Этот год для меня насыщен новыми идеями и исследованиями в области нанотехнологий в полимерной химии, а также порадовал победой на конкурсе молодых ученых на IV Международной конференции-школе по химии и физикохимии олигомеров, проходившей в Казани.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: естественнонаучное образование, молодые ученые, марина заверкина, актуальное интервью, ао-49

Похожие материалы:
Молодые ученые. Наука без акцента
Интервью с лауреатами Зворыкинской премии
Поддержка молодых ученых в Татарстане
Лауреаты Зворыкинской премии
В СФУ презентовали инновационный проект в области восстановительной медицины
Зворыкинский проект: мода на инновации
Разрыв поколений в инженерном образовании
Как повысить престиж профессии ученого?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Экспресс-форум для представителей научно-педагогического сообщества России
Редакция журнала «Аккредитация в образовании» провела экспресс-форум для представителей...
Михаил Калашников – человек и университет
Сегодня ИжГТУ – крупный технический университет региона, выпустивший более 50 тыс. инженеров для...
Состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс»состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии...
Инновационные подходы к повышению профессионального мастерства
Особая миссия Северного педагогического колледжа заключается в подготовке кадров для северных...
10 декабря 2019 года состоится вебинар "Интернационализация высшего образования" под эгидой APQN
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#105В Ярославском колледже управления и профессиональных технологий развивается инклюзивное образование
#107Учителями Подмосковья опробованы перспективные модели поддержки педагогического роста
#104Форум сети INQAAHE состоялся на острове Маврикий
#107Псковский госуниверситет развивает экспортный потенциал региональной системы образования
#108«Серебряный Морин хуур» – созвучие педагогических талантов
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ