СМК – спасение в качествеНа старте «нулевых» Хабаровский государственный педагогический университет изменил профиль и получил статус Дальневосточного гуманитарного университета. Происшедшее нельзя считать простой переменой имени. Новый статус повлек за собой глубокую перестройку всей деятельности вуза. О том, как это происходило, рассказывает первый проректор Светлана Машовец. Просмотров: 2479
Для изменения статуса в начале 2000-х годов Хабаровский государственный педагогический университет имел вескую причину
На старте «нулевых» Хабаровский государственный педагогический университет изменил профиль и получил статус Дальневосточного гуманитарного университета. Происшедшее нельзя считать простой переменой имени. Новый статус повлек за собой глубокую перестройку всей деятельности вуза. О том, как она происходила, рассказывает первый проректор Светлана МАШОВЕЦ. В ситуации неустойчивости, отсутствия в образовании общей стратегии, свойственной тому времени, каждый вуз искал возможные пути развития и способы выживания. Хабаровский государственный педагогический университет – тоже. За несколько лет в вузе были открыты такие гуманитарные специальности, как «Социальная работа», «Филология», «Перевод и переводоведение», «Лингвистика и межкультурная квалификация», «Психология» и другие. Когда выяснилось, что из всего перечня реализуемых специальностей педагогических только половина, было решено привести название университета в соответствие с его деятельностью. И в июле 2005 года вуз получил новое имя. Сегодня университет, единственный на Дальнем Востоке, готовит преподавателей по гуманитарным и естественнонаучным специальностям для вузов и научно-педагогические кадры для академических институтов. Более 98 процентов выпускников трудоустраивается. Такие данные, с одной стороны, опровергают мнение министра образования РФ А.А. Фурсенко, заявившего, что получение гуманитарных профессий – это путь в никуда, а с другой – являются подтверждением смысла заголовка одной из статей в журнале «Аккредитация в образовании» (октябрь, 2010) – «Для гуманитариев работодателем является вся страна». Выпускники университета имеют такой уровень коммуникативных способностей и гуманитарной подготовки, который позволяет им быстро найти себя и работу в любой сфере. Это говорит о качестве полученного образования и конкурентоспособности учебного заведения. В современных условиях каждый вуз стремится занять свою нишу на рынке образовательных услуг. Думается, это возможно только в двух случаях: когда вуз имеет свой привлекательный и неповторимый образ, и если является учреждением, которому можно доверять, поскольку здесь дают качественное образование. Создание такого учреждения – дело длительное, кропотливое. В течение года весь коллектив работал над концепцией гуманитарного университета с доминирующей педагогической составляющей. В итоге было решено превратить учебное заведение в центр, реализующий и транслирующий в социум гуманитарные ценности, осуществляющий междисциплинарные исследования, а также инициирующий молодежные инициативы. Особую роль в реализации этой миссии играет управление на всех уровнях. От его целей, стиля и характера во многом зависит развитие образовательного учреждения, атмосфера в коллективе, качество работы сотрудников. Ориентируясь на позицию выдающегося русского мыслителя И.А. Ильина, который считал, что «спасение – в качестве», ректорат университета принял решение создать систему управления на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Поскольку эти стандарты разработаны не для образовательных учреждений, было решено, опираясь на их структуру и идеи, разработать такую систему, которую можно перенести на ниву гуманитарного образования. Были уточнены некоторые понятия, самостоятельно сформулированы основополагающие позиции. Администрация университета отказалась от жесткой системы контроля, потому что в гуманитарных системах описать конечный результат деятельности и формально зафиксировать его невозможно. В нашем понимании менеджмент качества – это живая саморазвивающаяся система, которую можно рассматривать не только как ресурс, но и как необходимое условие развития вуза. СМК нужна не для того, чтобы устранять возможные несоответствия, после того как они возникнут, а для их предотвращения, предупреждения. Основной ее принцип «улучшению – нет предела». Ориентируясь на эти позиции, в вузе разработали руководство по качеству и серию стандартов, которые описывают все основные процессы жизнедеятельности учебного заведения, ввели должности уполномоченных по качеству на каждой кафедре (в настоящее время их 43) и назначили на эти должности размышляющих, толерантных, аутентичных преподавателей, признающих самоценность человека, а также способных выявлять тенденции, анализировать и интерпретировать результаты, эффективно взаимодействовать с людьми. Основная цель деятельности уполномоченных – тщательный анализ различных направлений деятельности кафедры с целью исключить возможные негативные последствия осуществляемых процессов. Для этого они проводят анкетирования, собеседования со студентами и преподавателями, находят симптомы проблем, анализируют полученные данные, планируют и реализуют корректирующие и предупреждающие действия. Кроме этого, уполномоченные привлекаются к проведению аудитов в структурных подразделениях. Проверки ведутся по программам «Методическое обеспечение учебного процесса», «Система обеспечения и проведения итоговой аттестации студентов», «Использование информационных ресурсов в процессе обучения», «Наличие электронных контрольно-измерительных материалов по дисциплинам и их использование в учебном процессе», «Организация внеучебной деятельности на факультете» и т.д. Всего программ аудитов 11, и они охватывают все направления деятельности вуза. Одним из наиболее эффективных инструментов менеджмента качества, является мониторинг. Это длительное (на протяжении пяти лет) наблюдение за процессами по одним и тем же критериям. Объект для него выбирается ежегодно на основе анализа деятельности коллектива. Самым сложным и важным при осуществлении мониторинга является определение соответствия критерию. Покажем, как это делается, на конкретном примере. Так, одним из критериев деятельности факультета является организация образовательного процесса. Этот критерий «распадается» на ряд показателей (см. табл.). Чтобы сделать вывод о соответствии критерию, необходимо оценить состояние организации образовательного процесса по всем показателям. Для такой оценки используются индикаторы как, по возможности, предельно конкретизированные проявления каждого показателя. Они высвечивают такие аспекты деятельности, которые в повседневной рутине оказываются на периферии внимания руководителя. Так обнаруживаются проблемные зоны, требующие дополнительных управленческих усилий. Развернутую систему «критериев – показателей – индикаторов» можно рассматривать как определенную программу-ориентир, задающую основные реперные точки для организации жизнедеятельности каждого структурного подразделения. Именно по этим критериям кафедры и факультеты в конце каждого учебного года проводят анализ, фиксируя изменения, которые способствуют либо препятствуют повышению качества подготовки. Еще одним объектом ежегодного мониторинга является процесс адаптации студентов. Начальный уровень приступивших к занятиям выявляется ежегодно. Проводится диагностика уровня знаний по основным предметам школьного курса, необходимым для дальнейшего обучения, выявляются причины выбора профессии, изучаются ожидания, личностная и мотивационная готовность первокурсников к обучению и уровень их информационной компетентности и тревожности. На основании полученной информации преподаватели получают рекомендации по работе с каждой категорией студентов, психологи предлагают мероприятия для более быстрой и успешной адаптации. Результаты этой работы позволяют организовать образовательный процесс таким образом, чтобы создать наиболее благоприятные условия для обучающихся. Длительное изучение особенностей процессов, постоянный анализ способствуют повышению качества подготовки специалистов, делают университет востребованным у молодежи.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|