Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Проблемы СПО глазами аналитиков

Оценки состояния системы СПО российскими источниками и аналитиками ОЭСР разнятся кардинально. Каковы причины?

Просмотров: 2521

«Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи». Эти крылатые строчки Сергея Есенина как нельзя лучше подходят к системе среднего специального образования. Точнее, к определению ее состояния.

Если обратиться к российским источникам, то получается, что система СПО оптимизируется и развивается. И данные процессы в основном омрачают только две проблемы: состояние материально-технической базы (в некоторых учебных заведениях она устарела чуть ли не на 70 процентов) и качество педагогических кадров (они плохо знают особенности современного производства и, как следствие, не могут подготовить студентов к практической работе на производстве). А остальное – как в известной шутливой песенке, исполненной в свое время Леонидом Утесовым: «Все хорошо, прекрасная маркиза…»

К несколько иному выводу подводит обзор Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) национальной инновационной системы и инновационной политики Российской Федерации, сделанный 2010 году по специальному запросу российского правительства. В нем отмечается, что в советское время количество специалистов, получивших образование уровня 5А по международной стандартной классификации, строго контролировалось властями. В 1990 году на каждые 100 студентов-первокурсников средних специальных учебных заведений приходилось 63 студента-первокурсника вузов. Такое соотношение оставалось неизменным, начиная с 1970 года и заканчивая началом перестройки.

В период реформ привлекательность колледжей и техникумов в глазах молодежи упала. Частично аналитики объясняют это явлением «инфляции квалификаций», наблюдающемся также во многих странах ОЭСР. Но самой существенной причиной потери контингента аналитики назвали государственную политику. Они написали в обзоре, что «Россия унаследовала от Советского Союза сравнительно сильную систему профессионально-технического образования, но в течение последних 20 лет ею несколько пренебрегали, и теперь она находится в состоянии серьезной деградации».

Очень серьезный вывод. Особенно если учесть, что в основу обзора положены такие источники, как доклад Министерства образования и науки РФ и результаты исследовательских поездок представителей по Москве, Санкт-Петербургу, Томску и Республике Татарстан, то есть по отнюдь не самым слабым в плане инновационного развития городам и регионам.

Сделать профессионально-техническое образование более привлекательным для молодежи и более приспособленным к потребностям инновационной экономики – вот задача, которая стоит перед российской властью. А путь к достижению результата, по мнению экспертов, лежит «через успех общей стратегии экономического развития».

Остается только одно – пройти этот путь.

Автор: С.И. Макарова

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Федеральному бюджету колледжи не по силам. А региональному?
Знак вопроса похож на петлю
Дайджест № 116 «Аккредитация в образовании»
Экспресс-форум: децентрализация СПО
Особенности нижегородского профессионального образования
Итоги регионализации системы управления
Экспресс-форум: совершенствование профессионального мастерства
Экспресс-форум: СПО в условиях децентрализации
Ветер перемен в инфраструктуре образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ