Многоаспектная проблема реабилитации и социальной интеграции инвалидовПо мнению автора статьи, идея инклюзивного образования займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами педагогического сообщества, станет составной частью его профессионального мышления. Просмотров: 2726
Пока наша страна в основном только использует международный опыт, адаптируя к отечественным условиям некоторые хорошо отработанные формы инклюзии, положительно зарекомендовавшие себя за рубежом. Трудно принимающая инновации система нормативного массового образования реагирует на это болезненно. Для того чтобы ввести в России инклюзивное образование, нужно изменить не только методологию внедрения интеграционных инноваций в систему образования, но и массовое сознание людей. Инклюзивное образование как система требует соответствующего подхода. Это значит, что на государственном, региональном и муниципальном уровнях нужно приводить в соответствие с международными требованиями все подсистемы, прямо или косвенно связанные с интеграционными процессами: образовательные, социальные, нормативно-правовые, экономические. В статье 24 Конвенции ООН о правах инвалидов говорится, что реализацию права на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают «через инклюзивное образование на всех уровнях». Но на сегодняшний день ни прочной законодательной базы, ни экономической основы для реализации интеграционных процессов в образовании в России нет. Настала пора принять федеральный закон об инклюзивном образовании и обеспечить его исполнение материальными гарантиями. Надо вводить в правовое поле всю деятельность средних и высших специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья: определение нормативов освоения профессиональных модулей (информационная среда, наполняемость групп, обеспеченность образовательного учреждения соответствующими специалистами и прочее), формирование учебно-методической базы дистанционного обучения. Для решения проблем социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, по нашему мнению, необходимо:
Учитывая состояние экономики страны, думается, рациональнее профинансировать отдельно взятое учебное заведение высшего звена и оборудовать его для доступа и обучения людей с ограниченными возможностями здоровья, чем переоснащать все вузы. Тем более приспособления и оборудование, необходимое для студентов с различными группами нарушений здоровья, совершенно разные. Кроме того, инвалидов придется обеспечивать либо местами в общежитиях, либо сопровождающими, которые помогут им добраться до места учебы. Все это обойдется достаточно дорого. Для решения проблем необходимо:
Реализация инклюзивного образования прямо связана с налаживанием в стране системы ранней комплексной помощи. Как правило, лица с ограниченными возможностями здоровья получают некачественное школьное образование и даже при полной интеллектуальной сохранности и ярко выраженных способностях нуждаются в ликвидации недостатков обучения. Добиться этого можно с помощью специальных программ, а также прививая навыки работы с информацией и выживания в обществе. Например, в Уфимской государственной академии экономики и сервиса создано подготовительное отделение, где проводится дополнительная подготовка абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что инклюзивное обучение невозможно без социального партнерства. Партнерство в учреждениях образования подменено конкуренцией, где побеждают самые умные, здоровые, сильные и красивые. Устоявшаяся система ценностей массовой образовательной среды находится в глубоком противоречии с идеей инклюзивного образования. По-видимому, следует проанализировать имеющийся отечественный опыт инклюзивного образования, обратив внимание на такие стратегические показатели, как:
Социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в современное общество является многоаспектной проблемой. Уфимская госакадемия экономики и сервиса выступила с инициативой стать вузом-интегратором системы социально ориентированного профессионального образования. В академии создана первая в Башкортостане кафедра педагогики и психологии инклюзивного обучения и разработана концепция ее развития до 2017 года. Деятельность кафедры обеспечит разработку и внедрение инновационных методик и дидактического материала. Это повысит качество и доступлость образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Идея инклюзивного образования, по нашему мнению, займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами педагогического сообщества, станет составной частью его профессионального мышления. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|