Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Многоаспектная проблема реабилитации и социальной интеграции инвалидов

По мнению автора статьи, идея инклюзивного образования займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами педагогического сообщества, станет составной частью его профессионального мышления.

Просмотров: 2614
Н.З. СОЛОДИЛОВА, и.о. ректора Уфимской государственной академии экономики и сервиса, доктор экономических наук, профессор

Пока наша страна в основном только использует международный опыт, адаптируя к отечественным условиям некоторые хорошо отработанные формы инклюзии, положительно зарекомендовавшие себя за рубежом. Трудно принимающая инновации система нормативного массового образования реагирует на это болезненно.

Для того чтобы ввести в России инклюзивное образование, нужно изменить не только методологию внедрения интеграционных инноваций в систему образования, но и массовое сознание людей.

Инклюзивное образование как система требует соответствующего подхода. Это значит, что на государственном, региональном и муниципальном уровнях нужно приводить в соответствие с международными требованиями все подсистемы, прямо или косвенно связанные с интеграционными процессами: образовательные, социальные, нормативно-правовые, экономические.

В статье 24 Конвенции ООН о правах инвалидов говорится, что реализацию права на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают «через инклюзивное образование на всех уровнях». Но на сегодняшний день ни прочной законодательной базы, ни экономической основы для реализации интеграционных процессов в образовании в России нет. Настала пора принять федеральный закон об инклюзивном образовании и обеспечить его исполнение материальными гарантиями.

Надо вводить в правовое поле всю деятельность средних и высших специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья: определение нормативов освоения профессиональных модулей (информационная среда, наполняемость групп, обеспеченность образовательного учреждения соответствующими специалистами и прочее), формирование учебно-методической базы дистанционного обучения.

Для решения проблем социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, по нашему мнению, необходимо:

  • внести изменения в региональные программы «Доступная среда», предусмотрев средства для формирования сети базовых образовательных учреждений, обеспечивающих инклюзивное образование;
  • предусмотреть организацию летнего отдыха молодежи с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных условиях, с учетом более высокой стоимости путевки, поскольку должны покрываться расходы на сопровождение;
  • ввести новые технологии подготовки специалистов (педагогов, психологов, врачей, логопедов, дефектологов и других), которые обеспечат адаптацию студентов с ограниченными возможностями здоровья к образовательному процессу;
  • разработать типовые положения о центрах социальной интеграции, кафедрах вузов, колледжей, должностные инструкции ППС.

Учитывая состояние экономики страны, думается, рациональнее профинансировать отдельно взятое учебное заведение высшего звена и оборудовать его для доступа и обучения людей с ограниченными возможностями здоровья, чем переоснащать все вузы. Тем более приспособления и оборудование, необходимое для студентов с различными группами нарушений здоровья, совершенно разные. Кроме того, инвалидов придется обеспечивать либо местами в общежитиях, либо сопровождающими, которые помогут им добраться до места учебы. Все это обойдется достаточно дорого.

Для решения проблем необходимо:

  • произвести приблизительную оценку стоимости оборудования учебного заведения для обучения инвалидов наиболее распространенных категорий;
  • оценить, при каком количестве студентов с ограниченными возможностями здоровья сложится оптимальное соотношение между выделяемыми средствами и реализацией прав и свобод конкретного гражданина;
  • определить круг вузов, которые будут обязаны произвести мероприятия по техническому обеспечению образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, и проконтролировать выполнение;
  • создать льготную налоговую политику для фирм и организаций, выделяющих средства для реальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья и для поддержки инклюзивного образования в вузах (при условии целевого расходования);
  • исходить из того, что средства, выделенные на образование (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья), представляют собой долгосрочные вложения в науку, культуру, промышленность и иные области, а отдача во многом зависит от качества образования и возможностей его профессиональной реализации.

Реализация инклюзивного образования прямо связана с налаживанием в стране системы ранней комплексной помощи. Как правило, лица с ограниченными возможностями здоровья получают некачественное школьное образование и даже при полной интеллектуальной сохранности и ярко выраженных способностях нуждаются в ликвидации недостатков обучения. Добиться этого можно с помощью специальных программ, а также прививая навыки работы с информацией и выживания в обществе. Например, в Уфимской государственной академии экономики и сервиса создано подготовительное отделение, где проводится дополнительная подготовка абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья.

Следует отметить, что инклюзивное обучение невозможно без социального партнерства. Партнерство в учреждениях образования подменено конкуренцией, где побеждают самые умные, здоровые, сильные и красивые. Устоявшаяся система ценностей массовой образовательной среды находится в глубоком противоречии с идеей инклюзивного образования.

По-видимому, следует проанализировать имеющийся отечественный опыт инклюзивного образования, обратив внимание на такие стратегические показатели, как:

  • наличие и исполнение в стране соответствующего законодательства, согласно которому возможно или рекомендуется интегрированное (инклюзивное) образование;
  • обеспеченность экономической основы этих законодательных актов;
  • отсутствие нормативно-бюрократических препятствий для инноваций, связанных с инклюзивным образованием;
  • подход к воспитанию и обучению лиц с ограниченными возможностями как к отдельной, самостоятельной задаче;
  • готовность и способность специалистов к коллективной совместной работе;
  • реализация системы мер по профилактике, раннему выявлению и комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, способствующей уменьшению последующих затруднений в практической реализации инклюзивного образования;
  • проведение системных преобразований образовательного процесса, благодаря которым становится возможным или облегчается прием в учебные заведения людей с ограниченными возможностями здоровья и их полноценное участие в профессиональном обучении и жизни коллектива;
  • сохранение функционального статуса существующих учреждений специального образования и улучшение условий для обучающихся в них людей;
  • создание сертифицированной образовательной среды с сохранением существующей системы специального образования;
  • открытость систем общего и специального образования для свободного перехода обучающихся;
  • соблюдение права выбора формы обучения и наличие экономического обеспечения его реализации;
  • обеспечение доступности инклюзивного образования;
  • доставка необходимых педагогических ресурсов к нуждающемуся в них студенту, а не студента к ресурсам;
  • соблюдение принципа добровольности: все участники интеграционного процесса взаимодействуют и сотрудничают добровольно;
  • реализация интеграционного процесса в различных формах, в зависимости от потребностей и возможностей обучающихся.

Социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в современное общество является многоаспектной проблемой. Уфимская госакадемия экономики и сервиса выступила с инициативой стать вузом-интегратором системы социально ориентированного профессионального образования. В академии создана первая в Башкортостане кафедра педагогики и психологии инклюзивного обучения и разработана концепция ее развития до 2017 года. Деятельность кафедры обеспечит разработку и внедрение инновационных методик и дидактического материала. Это повысит качество и доступлость образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Идея инклюзивного образования, по нашему мнению, займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами педагогического сообщества, станет составной частью его профессионального мышления.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: зарубежный опыт, УГАЭС, инклюзивное образование, тема номера, ао-55

Похожие материалы:
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов
Доступность профессионального образования для инвалидов
САФУ — центр развития инклюзивного образования в Поморье
Модернизация СПО: европейская версия
Индия: инновационные технологии для здравоохранения
Дорожная карта инклюзивного образования
Российское образование в контексте международных индикаторов
Развитие системы инклюзивного образования на региональном уровне
Инклюзивное образование в Воронежской области
О чем еще говорят… европейцы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (119) 2020

В номере читайте. Высшая школа против пандемии: оперативные меры и долгосрочные стратегии. Регион: адаптация системы образования Хабаровского края к новым условиям. Университеты: стратегия и тактика заимствования. ДПО: актуальная проблематика и лучшие практики. СПО: переход на дистант и комплексное развитие.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Стратегия и тактика заимствования
Всегда была и будет ватерлиния, которая отделяет университеты «первого класса» от остальных....
Из журнала
#112Калининградскому филиалу СПбГАУ исполняется 60 лет
#112Стратегии совершенствования профессионального мастерства
#112Технические кадры для гражданской авиации России
#112Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
#112QUALITY ASSURANCE: развитие на примере образовательных систем ведущих стран мира
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ