Инклюзивное образование в Воронежской областиОт общественной организации родителей детей-инвалидов «Искра Надежды» к областной инновационной площадке – таков путь становления инклюзивного образования в Воронежской области, где полностью реализуется право выбора образовательного учреждения. Просмотров: 5188
Всё начиналось с надеждыОт общественной организации родителей детей-инвалидов «Искра Надежды» к областной инновационной площадке – таков путь становления инклюзивного образования в Воронежской области, где полностью реализуется право выбора образовательного учреждения. Конечно, решены не все вопросы, но сделан главный шаг: детей перестали делить на «больных» и «здоровых». О том, как выглядит в регионе общая картина по инклюзивному образованию, рассказывает Татьяна ПОВЕТКИНА, доцент Воронежского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, руководитель организации «Искра Надежды» и ресурсного центра поддержки инклюзивного образования ВГПУ.
– Татьяна Евгеньевна, как все начиналось? Догадываюсь, что в Воронежской области именно родители стали первыми инициаторами введения инклюзивного образования в учебных заведениях. – Да, родители стали востребовать права своих детей на получение качественного образования рядом с домом, создание необходимых условий, жизнь в семье, а не в интернатном учреждении. В 2009 году «Искра Надежды» обратилась к губернатору Воронежской области, а также в департамент образования, науки и молодежной политики с просьбой открыть экспериментальную площадку по инклюзивному образованию и содействовать решению вопроса о создании условий для обучения и коррекции детей с нарушениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. С этого момента началась совместная работа департамента образования и общественной организации, в результате которой летом 2011 года появились важные документы, регулирующие инклюзивное образование в регионе: «Положение об организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», «Соглашение об информационном обмене между департаментами», которое регламентирует порядок взаимодействия по обмену информацией о детях с ограниченными возможностями здоровья. Также внесены изменения в «Положение о психолого-медико-педагогической комиссии с включением функций по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями и определению для них специальных условий для обучения, воспитания, социализации и адаптации». И, наконец, в 2011 году на базе трёх общеобразовательных школ и трех детских садов Воронежа, а также учреждения дополнительного образования детей «Реальная школа» создана областная инновационная площадка «Отработка модели интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе общеобразовательной школы, дошкольного образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования детей». В 2010 году было решено открыть ресурсный центр инклюзивного образования на базе общественной организации «Искра Надежды». Его функционирование обеспечивал грант Европейской комиссии ЕС в России. В рамках гранта осуществлялась юридическая поддержка инициатив родителей и специалистов, заинтересованных в развитии инклюзивного образования, проводились различные мероприятия, в том числе с международными экспертами. Занятия по пониманию инвалидности и развитию толерантного отношения к людям с инвалидностью помогали готовить школьное сообщество к появлению «особенных» детей в школах. Но возможности общественной организации ограничены. Для дальнейшего развития инклюзивного образования требовалось научно-методическое сопровождение образовательного процесса, обучение специалистов. Это было возможно лишь в рамках высшего учебного заведения. Поэтому решением ученого совета Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ) в ноябре 2011 года был создан ресурсный центр поддержки инклюзивного образования. – Расскажите о деятельности центра: что планировалось изначально, каких результатов достигли на сегодняшний день? – Целью создания центра (РЦПИО) была ресурсная поддержка мероприятий по популяризации и внедрению в образовательные учреждения региона современных образовательных технологий инклюзивного образования. Поскольку инклюзивное образование в Воронежской области официально начало внедряться в экспериментальном режиме с сентября 2011 года в 7 образовательных учреждениях Воронежа, предстояла большая работа по научно-методическому, нормативно-правовому обеспечению инклюзивного образовательного процесса, формированию готовности всех его участников. Была необходима подготовка и переподготовка специалистов, призванных работать в этой области. Решать все эти задачи призван РЦПИО ВГПУ. Центр организует семинары и видеоконференции с участием зарубежных и отечественных экспертов в инклюзивном образовании, ведет курсы повышения квалификации «Основы инклюзивного образования», организует работу студентов-добровольцев с детьми-инвалидами, проводит «Уроки доброты» в школах города. Проводится даже инклюзивный фестиваль творчества «В кругу друзей», в котором принимает участие около 900 детей из специальных (коррекционных) образовательных учреждений Воронежской области и средних общеобразовательных школ. Специалисты ресурсного центра принимают активное участие в разработке нормативно-правовых документов. Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области уже приняты положения об инклюзивной группе, об инклюзивном классе, об организации интегрированного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных учреждениях Воронежской области. Сейчас ведется работа по разработке проекта, предусматривающего внесение изменений в закон Воронежской области от 14 февраля 2005 года № 3-ОЗ «Об образовании» в части образования детей с особыми образовательными потребностями. В центре разработана и представлена в департамент образования методика расчета норматива финансирования общеобразовательных учреждений Воронежской области с учетом возможности обучения ребёнка с ОВЗ в рамках инклюзивного образования. – Какие плюсы и минусы выявлены в ходе образовательного эксперимента? – Экспериментальная площадка функционирует один год, хотя дети с инвалидностью учились в обычных школах и раньше, но без создания каких-либо дополнительных условий. Проведенный «Искрой Надежды» мониторинг показал, что 50 процентов детей-инвалидов Воронежской области учатся в обычных общеобразовательных школах, 35 процентов – посещают специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения и 15 процентов – не обучаются вовсе. В образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте, стало возможным обучение детей с особыми образовательными потребностями по индивидуальной программе и индивидуальному учебному плану. Учителя, работающие в инклюзивном классе (группе ДОУ) сами постоянно учатся на семинарах, курсах, методических объединениях и применяют полученные знания в работе. В школах разработаны программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и программы формирования культуры инклюзии в школьном сообществе. В инклюзивных классах значительно расширилась воспитательная и внеклассная работа. Учиться в таких классах стало гораздо интереснее. За год работы экспериментальной площадки не было ни одного случая недовольства со стороны родителей здоровых детей по поводу их совместного обучения с детьми-инвалидами. А родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, очень довольны подобной организацией их жизнедеятельности. – Видимо, причиной тому являются положительные изменения в учебе или поведении? – Появляется мотивация для различных достижений. Развитие детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного обучения идет более быстрыми темпами, чем при обучении в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Например, один мальчик с ДЦП стал пытаться ходить без ходунков. Девочка с синдромом Дауна победила в нескольких творческих конкурсах. Слабослышащая девочка стала хорошо понимать речь по артикуляции собеседника, а слепая – ходить самостоятельно, без помощи бабушки. Все это бесценные приобретения инклюзивного образования. – Все ли дети, нуждающиеся в бесплатной коррекционной помощи, получают ее? – В Воронежской области бесплатную коррекционную помощь дети-инвалиды получают в реабилитационном центре «Парус надежды». Безусловно, что в рамках инклюзивного образования коррекционная помощь должна предоставляться в образовательном учреждении. В школах должны появиться специальные педагоги (логопеды, олигофренопедагоги, тифло- и сурдопедагоги, специалисты по работе с аутичными детьми и т.д.). Но пока это перспективы ближайшего будущего. – Есть ли выбор у обучающихся? – Помимо федеральных законов, право выбора образовательного учреждения закреплено в Положении об организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Воронежской области. Когда это право нарушается, в Воронежской области на помощь приходят юристы общественной организации «Искра Надежды». – Как построен процесс обучения инвалидов в ВГПУ, других вузах Воронежа? Удается ли создать безбарьерную среду для полноценной интеграции студентов-инвалидов? – Если создание безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях сейчас финансируется на федеральном уровне, то вузы решают эту проблему самостоятельно. Во многих вузах Воронежа обучаются слабовидящие и незрячие студенты, с нарушением опорно-двигательного аппарата. Больше проблем у слабослышащих и глухих студентов. Пока без сурдопереводчика их обучение не представляется возможным. Широко развивается дистанционное образование для студентов с инвалидностью. В университетах и институтах создаются отделы (центры) по работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья. Они решают многие вопросы: от передвижения студента по учебному заведению до составления индивидуальной программы обучения и обеспечения методическими материалами. – Что, на ваш взгляд, особенно мешает социализации детей и студентов с инвалидностью? – Без инклюзивного образования полноценная социализация невозможна. Процесс включения в образование и есть процесс социализации, при котором учащийся приобретает все необходимые жизненные компетенции. Есть много причин, по которым этот процесс может тормозиться. Среди них неготовность учителя к работе с детьми-инвалидами, неактивная позиция руководителя образовательного учреждения, отсутствие финансирования инклюзивного образования и, в связи с этим, невозможность предоставления всех необходимых условий для обучения учащегося с особыми образовательными потребностями. Иногда проблемы могут создавать родители здоровых детей. Но педагоги и учащиеся, которые уже учатся инклюзивно, вам скажут, что все дети, без исключения, должны жить и учиться вместе, понимать и поддерживать друг друга. Это необходимо как здоровым, так и тем, кто ограничен в возможностях. Это нравственная модель общества. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 1
Оставить комментарий
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|