На пути к самостоятельной экспертизеФакультет иностранных языков ННГУ создан в 2005 году для обеспечения решения стратегической задачи развития вуза в области расширения экспорта образования и дальнейшей интеграции в международное образовательное сообщество. В настоящее время на факультете обучаются более 400 студентов и слушателей из 67 стран мира. Просмотров: 1474
О перспективах признания иностранного образования в национальном исследовательском университете
Факультет иностранных студентов (ФИС) Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, национального исследовательского университета, создан в 2005 году для обеспечения решения стратегической задачи развития вуза в области расширения экспорта образования и дальнейшей интеграции в международное образовательное сообщество. В настоящее время на факультете обучаются более 400 студентов и слушателей из 67 стран мира (Азии, Африки, Европы, Америки, СНГ). На безвозмездной основеС момента основания на факультете иностранных студентов ННГУ действует сектор, оказывающий помощь обучающимся в прохождении процедуры признания иностранного образования. Сотрудники его проверяют комплектность пакета документов, необходимых для получения свидетельства о признании. Они связываются с посольствами, национальными министерствами образования и учебными заведениями в странах выдачи в случаях, когда необходимо получить дополнительные сведения о документах или когда студент испытывает трудности с получением финальных дипломов (как это часто бывает в странах Африки и арабского мира) и проставлением штампов легализации. Кроме того, студенты получают помощь при переводе иностранных документов об образовании (ИДО) на русский язык и последующем нотариальном заверении. Им не нужно самим ехать в Москву, чтобы сдать документы на экспертизу в ФГНУ «Главэкспертцентр», за них это делают сотрудники сектора. Услуги в формировании комплекта документов и их отправке для прохождения процедуры признания оказываются иностранцам на безвозмездной основе. За время существования ФИС свидетельства о признании иностранного образования были получены по 211 иностранным документам. Из них 175 ИДО были выданы в странах дальнего зарубежья, 36 ИДО – в странах ближнего зарубежья. Порой бывает непростоЗа годы работы факультета комплектность пакета документов, необходимых для получения свидетельства, значительно менялась, правила приема документов на экспертизу становились более жесткими. Например, если в начале 2007 года студентам из Конго, Камеруна, Габона и некоторых других стран для получения свидетельства было достаточно предоставить только табель успеваемости (Releve de notes) и свидетельство об окончании школы (Attestation), а в некоторых случаях только табель, то уже в конце этого же года требовался финальный диплом. Но финальные документы в этих странах выдаются только через несколько лет после окончания учебного заведения и при поступлении в вуз они там не требуются. Сложности при получении свидетельства об эквивалентности испытывали также абитуриенты из Турции. С 2009 года при поступлении на первый курс им стало необходимо предоставлять не только диплом об окончании средней школы и табель успеваемости, но и OSS (свидетельство о сдаче централизованных экзаменов), а также сертификат, подтверждающий владение русским языком в объеме первого сертификационного уровня. Последнее обстоятельство осложняло их поступление в вуз, поскольку свидетельство о признании нельзя выдать до окончания подготовительного отделения, а за три летних месяца получить оба документа (сертификат ТРКИ и свидетельство об эквивалентности) невозможно успеть. В настоящее время требование о предоставлении сертификата ТРКИ-1 в отношении турецких студентов отменено. Дополнительного признания не требуетсяВ конце 2011 года свет увидел федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур признания документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях», № 385. Согласно ему признание документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории нашей страны осуществляется в соответствии с ее международными договорами и законодательством. Таким образом, многим выпускникам-иностранцам, начиная с 2012 года, свидетельство о признании образовательных документов перестало быть нужным, но все студенты ННГУ, выпускавшиеся в 2012 году и обладавшие ИДО, к моменту выпуска уже прошли процедуру признания. Выпускники ННГУ 2013 года, имеющие ИДО, в своем подавляющем большинстве тоже уже прошли процедуру признания документов, у них есть свидетельства об эквивалентности. Но один из них (обладатель азербайджанского диплома бакалавра) может получить диплом магистра без прохождения экспертизы. Бакалаврские дипломы, выданные в Азербайджане и поименованные в соглашении между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях, не требуют дополнительного признания. Как уже стало ясно, появление ФЗ № 385 от 2 декабря 2011 года значительно сократило поток иностранных студентов, нуждающихся в признании образования. Для сравнения: если бы такой закон вступил в силу еще на этапе становления факультета, то получать свидетельства о признании пришлось бы только 107 иностранцам из тех 211 студентов ННГУ, которые уже имеют этот документ. Формировать свою базуНовый федеральный закон об образовании в Российской Федерации вступает в силу 1 сентября 2013 года. Он позволяет национальным исследовательским университетам, коим и является и ННГУ им. Н.И. Лобачевского, а также другим образовательным организациям высшего образования, указанным в ч. 10 ст. 11, «самостоятельно осуществлять в установленном ими порядке признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации» [2], не подпадающих под действие международных договоров о взаимном признании. Цель – организация приема на обучение в эти организации, а также доступ к осуществлению в них профессиональной деятельности лиц, «имеющих такие иностранное образование и (или) иностранную квалификацию» [2]. С одной стороны, появление этого закона положительно скажется на привлечении большего количества иностранных студентов в российские вузы, а с другой – усложнит их работу. Во-первых, сотрудникам университетов придется принимать самостоятельные решения о признании или непризнании ИДО, а также их подлинности. Чтобы принять такое решение, необходимо иметь соответствующие знания и опыт, которыми в необходимом объеме в настоящее время обладают только сотрудники организаций, занимавшихся признанием на протяжении нескольких десятков лет и накопивших колоссальный опыт в этой области. Это такие организации, как Центр международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова, Учебно-методический центр СПбГПУ, ФГУ «Интеробразование», а также региональные центры признания, действовавшие до 2010 года. В настоящее время единственной организацией, осуществляющей признание, является ФГНУ «Главэкспертцентр». Чтобы качественно делать ту же работу, нужно достичь той же квалификации специалистов этих организаций. Прийти к этому можно, только проведя тысячи и тысячи экспертиз ИДО и набрав тысячи образцов документов. А это значит, что в начале работы по признанию национальные исследовательские университеты будут сталкиваться с трудностями при рассмотрении каждого пакета иностранных документов об образовании. В создавшейся ситуации нам видится единственно правильное решение – постепенно переходить от централизованного признания к признанию самостоятельному. Необходимо постоянно находиться в контакте со специалистами в этой области, консультироваться с ними, параллельно формируя свою базу ИДО. Это работа не одного месяца и даже года. А еще необходимо учитывать, что национальные системы образования постоянно претерпевают изменения: появляются новые образцы документов, вводятся новые квалификации, изменяются принципы оценки знаний. В результате справочные материалы по различным системам образования, издающиеся ежегодно в России, очень быстро устаревают. В этой ситуации неоценимую поддержку может оказать «Главэкспертцентр», на который Правительством РФ возложена обязанность осуществлять функции «национального информационного центра по информационному обеспечению процедуры признания документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации» [3]. Несмотря на все сложности на пути к самостоятельному признанию, при постепенном к нему переходе у национальных исследовательских университетов появится возможность привлечения большего количества иностранных абитуриентов, а также отбора самых талантливых и перспективных из них. В целом же этот процесс должен положительно сказаться на развитии академической мобильности и активно способствовать развитию сотрудничества между российскими и иностранными вузами. В конечном итоге это упрочит положение России на международном образовательном рынке. ЛИТЕРАТУРА
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|