Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Подготовка кадров для нефтегазовой отрасли

Процесс модернизации нефтеперерабатывающей отрасли заставил вузы пересмотреть свои подходы к подготовке кадров. Однако уровень подготовки специалистов все еще отстает от потребностей рынка. Компания «Газпром нефть» решает эту проблему, создавая в регионах присутствия полный цикл подготовки специалистов начиная со школьной скамьи.

Просмотров: 322

Процесс модернизации российской нефтеперерабатывающей отрасли заставил вузы пересмотреть свои подходы к подготовке кадров. Однако уровень подготовки специалистов в учебных заведениях все еще отстает от потребностей рынка. Компания «Газпром нефть» решает эту проблему, создавая в регионах присутствия полный цикл подготовки специалистов начиная со школьной скамьи. 

Инвестиционное партнерство - так называется новый принцип сотрудничества компании «Газпром нефть» с учебными заведениями. Это не спонсорство, при котором все отношения компании и образовательного заведения ограничиваются перечислением денег. Партнерство предполагает участие спонсора непосредственно в учебном процессе. Разумеется, в своих интересах. Например, в Омской области компания реализует образовательную программу «Школа-СУЗ/ВУЗ-ОНПЗ», в рамках которой в школах города открыты инженерные классы, оснащенные современными учебными комплексами для кабинетов химии и физики. По словам проректора ОмГТУ Александра Мышлявцева, работа со школами дает результат: прошлогодний набор в вуз показал, что уровень абитуриентов стал намного выше. При выборе партнеров «Газпром нефть» исходит из таких критериев как прогноз потребностей в выпускниках определенных направлений подготовки, рейтинг учебного заведения, квалификация преподавательского состава. Магистерские программы компании уже открыты в Московском физико-техническом институте, Санкт-Петербургском государственном политехническом университете Петра Великого, Тюменском государственном архитектурно-строительном университете. Отдельное направление работы - развитие системы дуального образования и создание базовых кафедр «Газпром нефти» в регионах присутствия компании.

Дуальное образование - это система подготовки студентов по выбранной профессии одновременно в двух учреждениях: с одной стороны, в учебном заведении - университете, институте, а с другой стороны - на производстве, то есть сочетание обучения теории и практической подготовки. Учреждения являются партнерами. 

Для студентов базовых кафедр разрабатываются программы прикладного бакалавриата и магистратуры, а на предприятиях создается учебная база для приобретения практических навыков по будущей профессии. 

Особенностью новых обучающих программ является практикоориентированность - они занимают не меньше 50% учебного времени, а также углубленное изучение профильных дисциплин на основе новейших технологий, ориентация на реальные потребности компании. Выгода всех участников партнерства от сотрудничества очевидна: компания приобретает высококвалифицированных специалистов, вуз повышает уровень подготовки, обновляет материально-техническую базу, а выпускники получают работу на предприятиях «Газпром нефти». 

Кафедры уже созданы в РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина и Омском государственном техническом университете (ОмГТУ), причем в последнем базовую кафедру возглавляет Олег Белявский, директор Омского нефтеперерабатывающего завода «Газпром нефти». 

«Два ключевых компонента успеха бизнеса - это технологии и люди. Технологии можно приобрести - говорит Олег Белявский.- Подготовку же сотрудников, чей уровень квалификации позволяет решать задачи управления высокотехнологичным производством, мы ведем системно и планомерно. Профориентационную работу начинаем в старших классах, помогаем школьникам углубленно изучать профильные предметы. Следующая ступень - базовая кафедра «Газпром нефти» в Омском государственном техническом университете. Специальная программа обучения, разработанная преподавателями университета совместно со специалистами Омского НПЗ, сочетает углубленную теоретическую подготовку с отработкой компетенций, необходимых для предприятий нефтепереработки. Здесь же ведется обучение персонала завода и дочерних обществ по программам Ростехнадзора. Для усиления теоретической подготовки работников открыт учебный центр. Созданная платформа позволяет нам организовать эффективное обучение на базе современных образовательных технологий».   

Образовательная программа «прикладного бакалавриата» - базовая кафедра «Газпром нефти» - была создана в Омском государственном техническом университете в 2014 году. Кафедра ведет подготовку студентов по трем направлениям: «Машины и аппараты химических производств», «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов», «Системы и технические средства автоматизации и управления» и по магистерской программе «Автоматизация технологических процессов и производств». По словам Олега Белявского, в проект подготовки кадров для нефтеперерабатывающей отрасли было вложено более 40 млн руб. 

Больше половины учебного плана базовой кафедры составляют практические занятия студентов на производстве. На Омском нефтеперерабатывающем заводе был создан уникальный учебно-технический полигон на базе установки, выведенной из эксплуатации. Учебный полигон оснащен реальным оборудованием и современными обучающими тренажерными системами - имитаторами работы оборудования и симуляторами технологических процессов. Каждый студент базовой кафедры имеет возможность участвовать в стипендиальной программе «Газпром нефти» и проходить оплачиваемую практику на предприятиях компании. А по окончании вуза выпускники базовой кафедры получают возможность работать на НПЗ компании в России - Омске, Москве и Ярославле, а также в сербской компании «Нефтяная индустрия Сербии» (НИС), в которой «Газпром нефть» является контролирующим акционером. 

В ближайшие шесть лет «Газпром нефть» планирует инвестировать в образовательные программы в Омской области более 270 млн руб. Средства будут направлены на оснащение образовательных учреждений, формирование премиального и стипендиального фондов для студентов и преподавателей. Также компания намерена финансировать практику стажировки студентов и преподавателей, помогать школам в организации классов с углубленным изучением естественных наук. По словам партнера компании «ЭКОПСИ Консалтинг» Михаила Балакшина, инвестиции в образование в нефтяном бизнесе являются сегодня мировым трендом. 

«В этом году наша компания проводила исследование среди крупнейших нефтегазовых компаний мира по приоритетным направлениям работы с персоналом,- говорит он. - Результаты показали, что наибольший в последние два года рост был достигнут именно в области профессиональной подготовки кадров. Этот тренд, несмотря на кризис, набирает обороты. В нефтегазовой отрасли всего мира остро стоит вопрос обновления кадров. И отбор лучшей молодежи для отрасли со школьной скамьи - это подход, доказавший свою эффективность». 

Работа на современном нефтяном и нефтехимическом производстве тесно связана с наукой. ОНПЗ совместно с Нефтехимическим институтом (НХИ) ОмГТУ регулярно проводит как профильные научные конференции для молодых специалистов, студентов и школьников, так и научные конференции по направлениям НХИ. В течение года студенты базовой кафедры «Газпром нефти» ОмГТУ принимали активное участие в работе этих конференций. По словам декана НХИ ОмГТУ Владимира Юши, со временем тематика их работ будет связана не только с темой их выпускной квалификационной работы, но и с тем производством, на котором им предстоит в дальнейшем работать. 

«Нет сомнений, что соответствие проекта базовой кафедры ОНПЗ в ОмГТУ современным тенденциям, идеи, заложенные в этот проект, обеспечат не просто его успешную реализацию, - говорит Владимир Юша. - Мы получим высококачественный продукт - подготовленные инженерно-технические кадры, которые отвечают требованиям современного нефтеперерабатывающего производства, и конкурентоспособную систему высшего профессионального образования по профильным техническим направлениям». 

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспресс-форум: Концепция развития высшего технического образования
Инженерное образование: от традиций к инновациям
Омский политех вступает во всемирную инициативу CDIO
В Омске появятся воскресные школы робототехники
Инженерное образование: механизм подготовки требует ремонта
Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы
Отечественное инженерное образование: как вернуть лидерство?
ОмГТУ выиграл грант на реализацию проекта Tempus «NETCENG»
Проект ТЕМПУС NETCENG: Мировые стандарты ТРИЗ для решения инженерных задач
Проблема инженерного образования – в школе

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ