Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: Концепция развития высшего технического образования

Разработка отраслевых квалификационных рамок, содержащих требования к специальностям инженерно-технического профиля, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России, позволит сформировать основные образовательные программы подготовки инженеров, ориентированные на потребителя и реализуемые с его непосредственным участием.

Просмотров: 6599

Редакция «АО» постоянно возвращается к обсуждению актуальной темы «Высшее техническое образование: какой инженер нужен стране». Реальность подтверждает, что эта проблема находится в фокусе внимания высшего политического руководства России.

Темой 22-го заседания Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 30 марта 2011 года в Магнитогорске, стала подготовка инженерных кадров. По итогам заседания Президент РФ Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений.

Сегодня ректоры ведущих технических вузов страны отвечают на вопросы редакции, которые касаются реального контента их действий, вытекающих из духа и буквы президентских поручений:

  1. Какие пункты утвержденного Президентом РФ перечня поручений кажутся вам наиболее важными для будущего отечественной высшей технической школы?
  2. Какую роль, на ваш взгляд, сыграет при формировании государственного задания на подготовку инженерно-технических кадров введение показателя, характеризующего трудоустройство и работу по специальности выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования в течение не менее трех лет после окончания обучения?
  3. Каким вы видите комплекс мер, направленных на повышение престижа инженерных профессий, а также привлекательности обучения специальностям инженерно-технического профиля, которые будут реализовываться конкретно вашим вузом?
  4. Какие «ответные» шаги будут вами предприняты в случае уменьшения объема государственного задания на подготовку кадров по основным образовательным программам высшего профессионального образования, не являющимся профильными для федеральных государственных образовательных учреждений ВПО, осуществляющих обучение по инженерно-техническим специальностям?

ЛЁВИН Борис Алексеевич, ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), доктор технических наук, профессор

(1) Глава государства четко определил приоритеты развития высшей школы: повышение качества и престижа инженерного образования, участие бизнеса в образовательном процессе, усиление государственной поддержки инновационных вузов.

Перед Россией стоят глобальные задачи, связанные с интенсивной интеграцией страны в мировое экономическое пространство, формированием благоприятного инвестиционного климата, повышением конкурентоспособности отечественной промышленности. Реализовывать эти задачи должны конкретные люди – главным образом, специалисты с дипломами инженеров. Поэтому приоритетом для передовых технических вузов должно стать дальнейшее развитие инновационной научно-образовательной структуры. При поддержке государства вузы обязаны осуществлять процесс воспроизводства квалифицированных инженеров, являющихся основой кадрового обеспечения развития реального сектора экономики и государства в целом.

(2) Введение этого показателя станет еще одним критерием реального потенциала вузов. Специалисты не должны выпускаться в никуда и обязаны оправдывать затраты государства на их обучение.

Отраслевые вузы готовы к введению такого показателя, и это видно на примере МИИТ. В 2010 году трудоустроено 97 процентов выпускников бюджетной формы обучения, в том числе более 60 процентов на предприятия железнодорожного транспорта.

Необходимо вспомнить и одну из основных базовых ценностей отраслевого образования – систему целевой подготовки кадров. Ежегодно практически 100 процентов целевиков, выпускников железнодорожных вузов, приходят работать на предприятия, выдавшие им направления на целевое обучение. И процент отсева в ближайшие три года будет очень незначительным. Это легко объяснить. Как правило, потомственные железнодорожники целенаправленно, начиная со школьной семьи, готовятся к поступлению в отраслевой вуз, проходят через систему довузовской подготовки, осваивают курс инженерного образования, проходят производственную практику на предприятиях, которые станут местом их будущей работы.

Предприятия заинтересованы в закреплении молодых специалистов. «Лишних» выпускников-целевиков не бывает, заказ на их подготовку подкреплен реальным прогнозом потребности отрасли в инженерных кадрах.

На наш взгляд, система целевой подготовки является примером реализации принципа взаимовыгодного партнерства вузов и бизнеса в интересах государства. Работодатель выдает вузам обоснованный заказ, получает квалифицированные кадры, которыми комплектуются отраслевые предприятия. Так что средства, которые государство вкладывает в подготовку целевиков, с лихвой себя оправдывают.

(3) МИИТ постоянно и целенаправленно реализует инновационные подходы в подготовке кадров. Это активная профориентационная работа среди выпускников средних школ, развитие системы довузовской подготовки кадров, внедрение в учебный процесс результатов научных исследований и разработок, выпуск современной учебно-методической литературы, реализация инновационных технологий, в том числе электронных и дистанционных. Разумеется, очень важна поддержка бизнеса, который должен быть полноправным участником учебного процесса и научной деятельности вузов, в том числе в рамках инновационных конкурсов, проводимых Правительством РФ.

(4) Позвольте вспомнить выражение древнегреческого философа: «прежде чем вести разговор, давайте договоримся о терминах»...

Например, в МИИТ есть институт экономики и финансов (ИЭФ) и юридический институт (ЮИ). Логично добавить в названия этих институтов слово «транспорта». Натяжки при этом не будет.

ИЭФ недавно отметил восьмидесятилетие. И все это время вуз, как это ни банально звучит, был кузницей финансово-экономических кадров для отрасли. Институт в своей деятельности всецело ориентирован на основного заказчика – ОАО «РЖД».

ЮИ готовит, главным образом, специалистов в области транспортного права и таможенного дела на транспорте. И эти специальности никак не назовешь непрофильными.

Что же касается ответных шагов, то, надеюсь, в них не будет необходимости. Разумеется, какая-то часть выпускников названных институтов трудоустраивается вне сферы транспорта. Но дипломы экономиста или юриста МИИТ весьма высоко котируются в самых различных областях деятельности, в том числе и за рубежом.

Все наши специальности сориентированы на транспорт. Считаю, что государственное задание для отраслевых вузов – при безусловном приоритете подготовки инженерных кадров – должно формироваться с учетом реальных потребностей предприятий в специалистах самого разного профиля, в том числе и не связанных непосредственно с эксплуатационным процессом.


ГОРБОКОНЕНКО Александр Дмитриевич, ректор Ульяновского государственного технического университета, кандидат технических наук, профессор

(1) Весь перечень поручений президента представляет безусловный интерес. К числу наиболее значимых можно отнести поручение министру образования и науки к 1 июня 2011 года внести изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок подготовки специалистов инженерно-технического профиля с возвращением им прежнего наименования квалификации – «инженер». Идея всеобщей «бакалавризации» высшего образования поставила под угрозу высшее инженерно-техническое образование России – одно из главных завоеваний отечественной высшей школы. Именно на пятом курсе будущие инженеры завершают свою общенаучную и общеинженерную подготовку изучением специальных дисциплин. Без такого системного окончания обучения инженерная мысль на практике почти не работает, и потребуются большие затраты, чтобы довести технического специалиста до приемлемого в реальных условиях работы уровня. Очень важным является также поручение Правительству РФ к 1 августа 2011 года увеличить нормативы финансового обеспечения при формировании госзадания на подготовку инженерно-технических кадров. Это касается затрат на развитие материально-технической базы и кадрового потенциала, совершенствование профессиональных образовательных программ, привлечение иностранных специалистов к образовательному процессу, а также на мероприятия, связанные с повышением квалификации кадров.

(2) Трудоустройство выпускников по специальности является, конечно, одним из важных показателей эффективности расходования средств, выделяемых государством на высшее образование. В то же время вводить этот показатель при формировании государственного задания на подготовку инженерно-технических кадров следует с определенной осторожностью. Существует опасность безвозвратно потерять накопленный вузами потенциал по временно не востребованным, но стратегически важным для государства направлениям и специальностям.

(3) Престиж инженерных профессий будет подниматься с оживлением реального сектора экономики страны. Наш университет постоянно расширяет географию сотрудничества с ведущими высокотехнологичными предприятиями разных регионов России. Предприятия, предлагающие достойную заработную плату, хорошие социально-бытовые условия, привлекательные программы ипотечного кредитования, пользуются все возрастающим спросом у выпускников. Среди иногородних предприятий, с которыми Ульяновский технический университет имеет наиболее плодотворные связи, можно отметить Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) в г. Сарове Нижегородской области, Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт, ОАО «Пензтяжпромарматура» (г. Пенза) и ряд других.

(4) Ответные шаги очень простые: повышение качества подготовки выпускников и их конкурентоспособности на рынке труда. Уменьшение госзадания приведет к увеличению количества студентов, поступающих на платной основе. Разговоры о непрофильности экономистов и гуманитариев в технических вузах ведутся давно, но это не мешает студентам этих специальностей нашего университета систематически занимать призовые места на всероссийских олимпиадах и конкурсах, оставляя далеко позади студентов профильных вузов.


ПЛЕВЕ Игорь Рудольфович, ректор Саратовского государственного технического университета, доктор исторических наук, профессор

(1) Каждый пункт перечня поручений, по нашему мнению, очень важен для развития инженерного образования и повышения престижа профессий технического профиля. Он предусматривает меры как материального стимулирования, так и морального: увеличение затрат на развитие материально-технической базы и кадрового потенциала, совершенствование профессиональных образовательных программ, учреждение именных стипендий Президента РФ, создание инжиниринговых центров, повышение престижа инженерных профессий и другие. В комплексе это должно дать требуемый результат. Создание отраслевых квалификационных рамок, содержащих набор требований к специалистам инженерно-технического профиля, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России, сделает систему подготовки специалистов более четкой.

(2) И этот показатель, и ряд других необходимо вводить. На наш взгляд, до сих пор на уровне федерации, на уровне регионов нет четкой программы, стратегии действий по инновационному развитию, а значит, отсутствует среднесрочный прогноз на рынке трудовых ресурсов. Образование – одна из консервативных сфер, нередко отстающих от развития экономики, и здесь особенно нужны планирование и прогноз.

Согласитесь, чтобы ввести новое направление и начать по нему подготовку, необходимо сформировать и утвердить учебные планы, провести курсы переподготовки преподавателей и т.п., что занимает массу времени. Конкретный пример – приход в Саратовскую область «Северстали». Нам пришлось совместно с представителями бизнеса в срочном порядке менять ряд направлений учебного процесса, лицензировать новые специальности. А результат станет очевиден далеко не сразу, в лучшем случае – через четыре-семь лет.

Одно из обстоятельств, формирующих спрос на выпускников вузов, – уровень доверия работодателей к диплому учебного заведения. Мы выпускаем ежегодно тысячи специалистов, процесс их подготовки проверен десятилетиями, отлажен, более того, мы его совершенствуем, ориентируясь в ряде случаев на потребности экономики даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Наша молодежь востребована на рынке труда как никогда ранее. Приходится констатировать: многие, лучшие из выпускников, уезжают в другие регионы России, в другие страны и успешно там трудоустраиваются. В Саратовском регионе, к сожалению, не создано соответствующих условий для личностного роста и профессиональной реализации, в том числе нет достойной оплаты труда молодых и перспективных специалистов.

(3) Президент и Премьер-министр РФ неоднократно заявляли, что вузам необходимо вести собственную профориентационную работу. Два года назад мы в корне пересмотрели подход к работе с абитуриентами, не только с точки зрения форм и методов работы, но и содержания.

Важная составляющая – убеждение абитуриентов и их родителей, что за инженерными профессиями будущее. Мы реализуем специальный информационный проект, цель которого – помочь молодым людям определиться с будущей профессией, а значит, доступно и подробно объяснить абитуриентам и их родителям, в каких сферах будущий специалист найдет себя, в чем состоят плюсы этого выбора. У нас выходит собственная программа на региональном канале ТВ, где также рассказывается о преимуществах технического образования. Однако процесс убеждения идет эффективнее, если он подкреплен не только словами, но и делом. Поэтому в СГТУ в течение последнего времени на постоянной основе проводятся конференции, семинары, фестивали с участием школьников. Начиная с прошлого года, абитуриенты могут приехать в вуз, чтобы заранее ознакомиться с местом будущей учебы.

Мы активно развиваем на своей базе перспективные и пользующиеся огромной популярностью среди молодежи направления – робототехнику и IT.

Впервые в области приступили к реализации идеи воспитания инновационного человека со школьной скамьи. С этой целью на базе нашего лицея открылся «Школьный технопарк» – уникальный проект не только для Саратовского региона, но и России в целом. Такой технопарк не требует вложения больших средств, однако первые результаты его работы можно наблюдать уже сегодня: интерес и к нашему вузу, и к техническому образованию возрос многократно.

(4) Понятно, чем продиктована эта инициатива. Однако нужно взвешенно и избирательно подходить к этому вопросу. Например, в СГТУ ведется подготовка не «вообще» экономистов, а экономистов по отраслям – машиностроению, строительству и т.п. Они обладают знаниями и навыками как техническими, так и экономическими, управленческими – именно такой специалист необходим инновационной экономике.

В университете прикладному обучению всегда уделялось самое пристальное внимание. Более 30 эффективно действующих филиалов кафедр на предприятиях области дают возможность подготовить специалистов, уже приспособленных к работе на крупном предприятии.

Очевидно, что современный рынок труда испытывает серьезную потребность в квалифицированных выпускниках средних специальных учебных заведений. Как свидетельствует опыт большинства развитых стран, именно люди со средним профессиональным образованием, а вовсе не «белые воротнички», составляют основу любой экономики и обеспечивают технологическое и промышленное развитие своих государств. И у нас по мере роста экономики спрос на таких специалистов будет только повышаться. Поэтому считаем крайне важным предложение Председателя Правительства РФ Владимира Путина о присоединении учебных заведений системы СПО к вузам.

Подготовка кадров по рабочим специальностям также требует серьезной модернизации в соответствии с задачами современной экономики. Но в том состоянии, в котором эти специальности пребывают сейчас, они не нужны инновационной экономике. Осознавая это, СГТУ подписал соглашения с крупнейшими машиностроительными предприятиями Саратовской области. В рамках соглашений планируется открытие двух крупных центров по подготовке высококвалифицированных рабочих, которые будут учиться работать на самом современном дорогостоящем оборудовании с применением технологий завтрашнего дня.


НОВОСЕЛОВ Владимир Васильевич, ректор Тюменского государственного нефтегазового университета, доктор технических наук, профессор

(1) Наиболее важными поручениями Президента РФ считаем те, которые непосредственно направлены на обеспечение качества подготовки инженерных кадров. Безусловно, в итоге каждое из поручений является необходимой составляющей достижения интегрированного результата, наполняющего определение «качество подготовки». Однако требуемый результат не будет достигнут без «увеличения нормативов финансового обеспечения в части, касающейся затрат на развитие материально-технической базы и кадрового потенциала, совершенствования профессиональных образовательных программ, привлечения иностранных специалистов к образовательному процессу, а также на мероприятия, связанные с прохождением практики и стажировок в ведущих российских и иностранных организациях, в том числе в инжиниринговых и исследовательских центрах».

(2) Безусловно, введение показателя, характеризующего трудоустройство выпускников в течение трех лет после окончания вуза, позволит сделать более эффективной работу учебных заведений и повысит их ответственность за трудоустройство бывших студентов. Но опыт нашего университета – вуза, в котором помощь выпускникам в поиске работы осуществлялась всегда, – показывает, что содействие трудоустройству и отслеживание карьерного пути молодых специалистов в течение года после получения диплома, как это происходит в настоящее время, оказывается достаточным. Специалист с опытом работы уже не сталкивается с такими проблемами при поиске нового места работы, как выпускник без опыта.

(3) Сегодня Тюменским государственным нефтегазовым университетом реализуется следующий комплекс мер:

  • прохождение практики студентов и стажировки преподавателей в ведущих российских и иностранных предприятиях и организациях;
  • создание возможности выбора индивидуальной траектории обучения – освоение дополнительных профессиональных программ и рабочих профессий;
  • содействие в трудоустройстве;
  • проведение общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, в том числе международных;
  • привлечение студентов к научной деятельности через научно-образовательные центры;
  • привлечение иностранных специалистов к образовательному процессу.

(4) Рассматривая в ретроспективе развитие университета, в том числе реализуемые образовательные программы, мы пришли к выводу, что непрофильных программ у нас нет. Сегодня ТюмГНГУ – это университетский комплекс, реализующий программы всех уровней профессионального образования: от начального до послевузовского. Выполняя поручения по обеспечению подготовки специалистов на федеральном и региональном уровнях, мы приняли в свой состав 14 колледжей и техникумов. Получается, это повод объявить, например, подготовку специалистов с высшим образованием по технологии продуктов продовольственного питания не «нашим» профилем. Но в составе университетского комплекса ведется подготовка и поваров, и кондитеров. Лучшие из них стремятся продолжить свое обучение на следующих уровнях образования. И такая возможность им предоставляется. Убеждены, что возможность выбора образовательной траектории и качественной ее реализации – светлое будущее отечественного образования. По крайней мере, опыт нашего университета это подтверждает.


ШАЛАЙ Виктор Владимирович, ректор Омского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор

(1) Утвержденный перечень поручений Президента РФ направлен на создание в России эффективной системы инженерного образования, актуализацию роли инженерно-технических работников в технологической модернизации страны.

Ряд поручений затрагивает наиболее острые вопросы технического образования, связанные с решением стратегических задач подготовки инженерных кадров, определяет направления, на которых необходимо сосредоточить усилия, в том числе принять законодательно оформленные решения.

Разработка отраслевых квалификационных рамок, содержащих требования к специалистам инженернотехнического профиля, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России, позволит сформировать основные образовательные программы подготовки инженеров, ориентированные, прежде всего, на потребителя и реализуемые с его непосредственным участием, сократить время адаптации выпускников к производственной деятельности. Выстраивание программы обучения под нужды конкретного предприятия или группы родственных позволит реализовать новые образовательные стандарты, предусматривающие значительную свободу в построении образовательного профиля.

На усиление научно-производственной составляющей высшего технического образования направлено и поручение, связанное с государственной поддержкой кооперации вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства. Фактически это позволяет перенести отраслевую науку в вузы от этапа НИР до ОКР – вплоть до организации собственного производства. Эта мера также будет способствовать развитию кафедр и их филиалов на высокотехнологичных производствах и НИИ, созданию научно-производственно-образовательных ресурсных центров, центров коллективного пользования.

Увеличение нормативов финансового обеспечения в части, касающейся затрат на развитие материальнотехнической базы и кадрового потенциала, позволит обеспечить образовательный процесс современной материально-технической базой. Это насущная необходимость, без которой у инженерного образования нет будущего, так как каждая инженерная программа требует оснащения оборудованием стоимостью от десятков до сотен миллионов рублей.

Необходимо отметить и актуальность поручения по привлечению квалифицированных инженерно-технических кадров к выполнению заданий программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы». С целью обеспечения эффективности подготовки таких кадров целесообразно, на наш взгляд, выделить в отдельную категорию вузы, осуществляющие подготовку инженерных кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса, в том числе в соответствии с Государственным планом подготовки научных работников и специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2011-2015 годы. Важно предусмотреть для этого и дополнительное финансирование, которое будет направлено на повышение качества подготовки специалистов, – за счет приобретения современного оборудования и уменьшения количества студентов, приходящихся на одного преподавателя.

(2) Это, безусловно, будет способствовать повышению престижа инженерных профессий и закреплению инженерно-технического кадрового потенциала реального сектора экономики. Однако эта мера должна подкрепляться финансово в виде целевой субсидии для студента, которую необходимо возвращать в случае досрочного расторжения обязательств. Следует учесть и то, что взаимосвязь качества полученного образования и профессиональной траектории выпускника на протяжении трех лет не всегда однозначна. В первую очередь это связано с недостаточным уровнем оплаты труда и социальной защищенности инженерно-технических работников на значительной части предприятий реального сектора экономики, в частности предприятий машиностроительного и авиаракетостроительного комплексов. Это также в определенной степени приводит к недостаточному престижу инженерных профессий.

(3) Исполнение поручения о включении в перечень требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, направленных на раннюю профессиональную ориентацию, безусловно, будет способствовать привлекательности обучения по специальностям инженерно-технического профиля. Одной из эффективных мер в этом направлении могло бы стать получение старшеклассниками начального профессионального образования в межшкольных учебных центрах. Целесообразно было бы рассмотреть вопрос о включении физики в число обязательных выпускных экзаменов, сдаваемых в школах в формате ЕГЭ, что способствовало бы повышению уровня подготовки по этому предмету в школе и повышению конкурса при поступлении в вузы на инженерно-технические специальности и направления.

В нашем университете проводится комплексная работа, направленная на повышение привлекательности среди школьников региона специальностей и направлений технического профиля. Профориентационные мероприятия проводятся на базе университета, школ, предприятий. Все мероприятия проводятся совместно с потенциальными работодателями – представителями промышленных предприятий и организаций. Организуются экскурсии на базе научно-производственно-образовательных ресурсных центров ОмГТУ, работают кружки политехнической школы, ведется работа по созданию лицеев технической направленности, преподаватели университета проводят занятия в школах города, школьники приглашаются на студенческие олимпиады и конкурсы технической направленности, причем зачастую не только в качестве зрителей, но и полноценных участников.

(4) Следует весьма осторожно пользоваться подобным критерием при формировании государственного задания, так как зачастую в технических вузах – например, в Омском техническом университете – складываются сильные научно-педагогические «непрофильные» школы, которые обеспечивают качество образования ничуть не хуже, чем в «профильных» вузах. Кроме того, в случае существенного уменьшения или отсутствия приема на коммерческие места непрофильных, но востребованных в обществе (и особенно у абитуриентов) образовательных программ снижаются как общая привлекательность вуза для абитуриентов, так и вузовский бюджет. Фактически сегодня развитие и поддержка многих инженерных специальностей идут не за счет государства, а за счет средств, получаемых вузом от внебюджетной деятельности. Когда государство будет готово заместить и увеличить эту составляющую, тогда и можно будет говорить о сокращении непрофильной деятельности.


СИГОВ Александр Сергеевич, ректор Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета), доктор физико-математических наук, профессор

– (1) Важнейшими для будущего отечественной высшей технической школы из утвержденного Президентом РФ перечня представляются следующие пункты:

– разработка на основе национальной квалификационной рамки отраслевых квалификационных рамок, содержащих набор требований к специалистам инженерно-технического профиля, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России;

– при формировании государственного задания на подготовку инженерно-технических кадров предусмотреть:

  • увеличение нормативов финансового обеспечения в части, касающейся затрат на развитие материально-технической базы и кадрового потенциала, совершенствование профессиональных образовательных программ, привлечение иностранных специалистов к образовательному процессу, а также на мероприятия, связанные с прохождением практики и стажировок в ведущих российских и иностранных организациях, в том числе в инжиниринговых и исследовательских центрах;
  • введение показателя, характеризующего трудоустройство и работу по специальности выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования в течение не менее трех лет после окончания обучения;

– представить предложения, направленные на осуществление мер государственной поддержки создания в Российской Федерации инжиниринговых центров;

– предусмотреть в ходе реализации федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы» осуществление мероприятий, направленных на привлечение к выполнению заданий программы квалифицированных инженерно-технических кадров;

– разработать комплекс мер, направленных на повышение престижа инженерных профессий, а также привлекательности обучения по специальностям инженерно-технического профиля;

– издать нормативные правовые акты, предусматривающие с 2013 года меры государственной поддержки с целью развития кооперации российских образовательных учреждений высшего профессионального образования и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичных производств.

(2) На наш взгляд, успешный выпускник имеет личную заинтересованность в устройстве на работу по специальности. Особенно если он прошел хорошую школу, обучен не только штатными преподавателями вуза, но и специалистами промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций науки, выполнил ряд актуальных для конкретного предприятия курсовых проектов и соответствующий дипломный проект, не понаслышке знаком с условиями и стилем работы этого предприятия и, в результате, овладел комплексом необходимых компетенций. С другой стороны, предприятие также будет заинтересовано в таком молодом специалисте и постарается предложить ему адекватную заработную плату. Поэтому названный показатель будет действительно объективно отражать уровень работы студента и вуза – в совокупности. Кстати, подобные модели давно и успешно реализуются в МИРЭА. – (3) Повышение престижа инженерных профессий – одна из стратегических задач, стоящих не только перед высшей школой, но и всей страной в целом. Мы осознали это достаточно давно, и сегодня можно констатировать, что проделана большая работа и создан хороший задел на будущее в направлении повышения престижа инженерных профессий. Особо хотелось бы отметить программу «Золотое кольцо МИРЭА», которая представляет собой цикл экскурсий для школьников на предприятия-лидеры высокотехнологичных производств. В течение последнего года около 500 школьников посетили научно-исследовательский институт «Восход», Межведомственный суперкомпьютерный центр РАН, концерн «Моринформсистема-АГАТ» и другие предприятия, с которыми университет сотрудничает в рамках реализуемой модели обучения «вуз – базовое предприятие». В результате ребятам предоставлена реальная возможность не только больше узнать об инженерных профессиях и возможностях трудоустройства после окончания вуза, но и лично познакомиться с практической деятельностью предприятий. В частности, особый интерес вызвало знакомство с работой Государственной автоматизированной системы изготовления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения, а также системами «Выборы» и «Правосудие», которые были разработаны при непосредственном участии выпускников МИРЭА. Отрадно отметить, что с каждым годом подобные программы находят все больший отклик среди школьников, что доказывает повышение конкурса и проходного балла на технические специальности в нашем университете.

(4) Мы считаем, что в МИРЭА непрофильных программ нет. К их числу нельзя отнести, например, экономические специальности, которые предусматривают узкую специализацию в интересах предприятий сферы высоких технологий и оборонно-промышленного комплекса. Если же необходимость в «ответных шагах» всетаки возникнет, думается, университету придется перенести «центр тяжести» на разнообразные программы дополнительного образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ОмГТУ выиграл грант на реализацию проекта Tempus «NETCENG»
Отечественное инженерное образование: как вернуть лидерство?
Правительство РФ приняло план популяризации рабочих и инженерных профессий
Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы
Губернатор Тюменской области о перспективах развития образования и науки региона
УлГТУ: Найти свой путь повышения качества
Транспортное образование: включить режим опережения
Проект ТЕМПУС NETCENG: Мировые стандарты ТРИЗ для решения инженерных задач
Экспресс-форум: развитие инжиниринговой деятельности
Ректор ОмГТУ Анатолий Косых рассказал о планах развития университета

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ