Экспресс-форум: развитие инжиниринговой деятельностиВсё более актуальной становится идея создания в России национальной индустрии электронного обучения. Редакция «АО» предложила обсудить названные острые проблемы представителям вузовского сообщества, попросив их ответить на ряд вопросов. Просмотров: 719
В последнее время в России сделан ряд важных шагов по формированию государственной политики, касающейся развития инжиниринговой деятельности. В частности, 14 апреля в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Инженерное дело – основа развития России», по итогам которого среди перечня рекомендаций озвучены и давно ожидаемые профессиональным сообществом решения (см. репортаж в №72 «АО»). Временной комиссии СФ по вопросам развития законодательства РФ об инженерной и инжиниринговой деятельности поручено «приступить к разработке проекта ФЗ «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в Российской Федерации», а также «инициировать проведение Всероссийского съезда инженеров в период осенней сессии 2014 года». Думается, эти знаковые события станут новым импульсом для развития отечественной системы подготовки инженерных кадров. Вкачестве одного из главных факторов глубоких потрясений, ожидающих отечественную систему образования в ближайшие годы, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов не так давно назвал цифровую революцию и международную конкуренцию в сфере электронного обучения. Поэтому всё более актуальной становится идея создания в России национальной индустрии электронного обучения. Редакция «АО» предложила обсудить названные острые проблемы представителям вузовского сообщества, попросив их ответить на ряд вопросов.
– (1) Начну с пожеланий. Необходимо определить с самого начала, какова цель этого документа, для чего и кем он должен будет применяться. При этом категорически важно, чтобы в его разработке принимали участие не только специалисты по законотворческой деятельности, но и представители экспертного сообщества – сами инженеры и те, кто занимается их подготовкой. О самих положениях. В законе представляется целесообразным отразить:
– (2) Ключевое значение имеет повышение престижности инженерной деятельности. Сравните, насколько высоко уважение к инженерам в ведущих технологически развитых странах – Германии, США, Японии. В свете последних международных событий очевидно, что российская промышленность должна быть готова обеспечить потребность в любой продукции, в том числе самой сложной. Для этого нужны высококлассные специалисты. Но для их подготовки необходимо, чтобы в технические вузы приходила самая талантливая молодёжь. При этом не просто талантливая, но имеющая необходимую школьную подготовку, достаточную для успешного освоения программы вуза. В связи с этим уместен вопрос о качестве физико-математической подготовки в школах. О результатах сдачи ЕГЭ в 2014 году упоминать не хочется, но придется: в течение первых двух лет учебы вузовские преподаватели вынуждены давать студентам те знания, которые они должны были освоить еще на школьной скамье. Третий важный вопрос – соответствие подготовки в вузе требованиям реальной профессиональной деятельности. Тесные связи НИУ «МЭИ» с ведущими энергетическими и энергомашиностроительными компаниями и предприятиями позволяют это соответствие обеспечить. Однако далеко не у всех российских вузов есть такие возможности. Поэтому необходимо более активное и широкое внедрение института профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. – (3) Безусловно, регламентация деятельности в этой сфере необходима – если не на уровне федерального закона, то на уровне нормативных актов Минобрнауки РФ. Вместе с тем следует избегать излишней детализации – информационно-коммуникативные технологии развиваются стремительно, а вместе с ними и образовательные технологии, основанные на использовании ИКТ. Должны быть определены базовые принципы применения электронного обучения (ЭО), обеспечивающие качество подготовки обучающихся. Ни к чему перечислять платформы, на которых могут применяться дистанционные образовательные технологии (ДОТ), но то, каким образом должен контролироваться результат подготовки с применением ДОТ, должно быть нормативно закреплено.
– (2) Всероссийский съезд инженеров, проведение которого намечено в период осенней сессии Госдумы РФ 2014 года, несомненно, станет знаковым событием и даст новый импульс для развития отечественной системы подготовки инженерных кадров. Как ректор ведущего технического вуза уверен, что молодежь – важный стратегический ресурс технологического развития России. На такие крупные университеты, как МИРЭА, должна быть возложена приоритетная задача по созданию и развитию кадрового технологического резерва новой индустриализации России. Мы должны направить свои усилия на развитие инженерного образования, стимулирование профессионального роста молодых ученых, популяризацию звания «инженер», а также привлечение к этой работе молодежных общественных организаций. Очень важно в наших условиях изучение и использование опыта предыдущего поколения ученых при ведении научных работ, сохранение традиций научных организаций и памяти великих ученых, которые являются ярким примером для молодежи. В МИРЭА разработана уникальная система базовых кафедр предприятий, призванная укрепить связь образования с производством и наукой. Образовательная деятельность университета направлена на кардинальное увеличение практических и индивидуальных занятий, полноценной производственной практики – при существенном повышении их качества. – (3) Технологический прогресс не стоит на месте, и мы просто обязаны своей деятельностью отвечать на вызовы сегодняшнего дня. Количество программ бесплатного онлайн-образования растет стремительно. Всё более актуальной становится идея создания в России национальной индустрии электронного обучения. Однако ряд актуальных проблем еще требует законодательного решения. В этой связи, Минобрнауки РФ совместно с представителями профессионального сообщества необходимо изучить и проработать вопрос обеспечения высокого качества подготовки в условиях применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ и способствовать созданию системы независимой оценки уровня знаний.
– (3) Для обеспечения независимости и повышения конкурентоспособности электронного обучения в РФ путем создания и развития национальных образовательных платформ, активизации образовательных организаций в формировании современного образовательного русскоязычного контента необходимо развитие существующей нормативной базы. Это позволит решить ряд острых проблем. В частности, требует регламентации применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий относительно образовательной программы в целом, а не ее отдельных частей. На сегодняшний день у образовательных организаций отсутствует возможность создания высокотехнологичных территориальных центров доступа для обеспечения идентификации личности при прохождении аттестации и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду организации. Кроме того, не проработаны вопросы признания результатов обучения по открытым онлайн курсам, не определен статус таких курсов, что не дает возможности для полного раскрытия потенциала электронного обучения в области повышения квалификации и переподготовки. Наконец, отсутствует нормативная база для обеспечения взаимных финансовых расчетов между образовательными организациями, что сдерживает развитие сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких образовательных и иных организаций.
– (3) Системы электронного и дистанционного обучения существуют уже давно и внедрены в ряде российских вузов. Они обладают рядом недостатков, над устранением которых необходимо работать, совершенствуя общий процесс подготовки инженерных кадров. Одна из проблем заключается в том, что все существующие на сегодняшний день системы электронного и дистанционного обучения разработаны только с учетом образовательных стандартов. Это означает, что все учебные материалы – как теоретические, так и практические, методы самоконтроля полученных знаний, а также алгоритмы проверки и аттестации обучаемого рассчитаны на учеников школ и студентов вузов. Эти системы хороши и в какойто мере справляются с возложенными на них задачами, но вследствие того, что они не учитывают психофизиологические и производственные факторы, системы дистанционного образования на основе образовательных стандартов работают при подготовке и переподготовке инженеров с недостаточной эффективностью. Очевидным и наиболее важным недостатком можно считать проблему отставания распространения знаний и технологий, умений и навыков и их локализацию и централизацию. Эти проблемы ведут к латентности процесса подготовки и переподготовки инженерных кадров. Дальнейшее развитие электронного обучения требует законодательной поддержки. Основной идеей проекта концепции федерального закона «Об индустрии электронного обучения (e¬learning)» стало формирование и определение путей развития индустрии электронного обучения в России, а главной целью – правовое обеспечение процесса создания индустрии электронного обучения и на этой основе оздоровление экономики страны и совершенствование системы российского образования. Вместе с тем попытка создать легитимные условия для развития ЭО в нашей стране и превращения его в сектор экономики до сих пор не реализована.
Внесение изменений в закон РФ «Об образовании» (от 1992 г.) в части применения ЭО и ДОТ отчасти решило эту проблему и стало первым шагом в законодательном оформлении электронного обучения в России, получившем развитие в новом законе об образовании, который, в частности, разрешает применять ЭО и ДОТ «независимо от мест нахождения обучающихся».
– (3) С нашей точки зрения, такой закон нужен не только образовательным организациям, но и всей экономике страны. E-learning индустрия связана не только с образованием, включая значительное количество товаров и услуг: оборудование, комплектующие и сети для образования; программное обеспечение для образования; системную интеграцию; обучение; контент; консалтинговые услуги в образовании. Цель индустрии – предоставить всем участникам экономики знаний продукты и сервисы для повышения эффективности их деятельности. По мнению разработчиков проекта концепции федерального закона «Об индустрии электронного обучения (e-learning)», разработанного в 2010 году, индустрия электронного обучения – сектор экономики, включающий деятельность предприятий, организаций, образовательных и научных учреждений, органов государственного управления. Основная идея этой концепции – формирование и определение путей развития индустрии электронного обучения в Российской Федерации. Цель – правовое обеспечение процесса создания индустрии электронного обучения и на этой основе оздоровление экономики страны и совершенствование системы российского образования. Известно, что для доработки проекта была создана межведомственная комиссия, к сожалению, дальше дело не пошло. Вместе с тем дальнейшее развитие электронного обучения требует законодательной поддержки.
Примером в этом плане для России может служить развитие e-learning индустрии во многих других государствах. В частности, в Южной Корее закон о e-learning в непрерывном образовании был принят в 2000 году, закон о развитии индустрии e-learning – в 2004-м. Россия в своем развитии отстает лет на двадцать. В Южной Корее за последние годы в 4,5 раза выросло количество провайдеров электронного обучения, предлагающих контент, решения и услуги. E-learning приносит годовой доход в 2,1 млрд. долларов, 77,5 процента университетов используют электронные ресурсы, 17 виртуальных университетов работают в стране и за рубежом. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|