Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: развитие инжиниринговой деятельности

Всё более актуальной становится идея создания в России национальной индустрии электронного обучения. Редакция «АО» предложила обсудить названные острые проблемы представителям вузовского сообщества, попросив их ответить на ряд вопросов.

Просмотров: 717

В последнее время в России сделан ряд важных шагов по формированию государственной политики, касающейся развития инжиниринговой деятельности. В частности, 14 апреля в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Инженерное дело – основа развития России», по итогам которого среди перечня рекомендаций озвучены и давно ожидаемые профессиональным сообществом решения (см. репортаж в №72 «АО»). Временной комиссии СФ по вопросам развития законодательства РФ об инженерной и инжиниринговой деятельности поручено «приступить к разработке проекта ФЗ «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в Российской Федерации», а также «инициировать проведение Всероссийского съезда инженеров в период осенней сессии 2014 года». Думается, эти знаковые события станут новым импульсом для развития отечественной системы подготовки инженерных кадров.

Вкачестве одного из главных факторов глубоких потрясений, ожидающих отечественную систему образования в ближайшие годы, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов не так давно назвал цифровую революцию и международную конкуренцию в сфере электронного обучения. Поэтому всё более актуальной становится идея создания в России национальной индустрии электронного обучения.

Редакция «АО» предложила обсудить названные острые проблемы представителям вузовского сообщества, попросив их ответить на ряд вопросов.

  1. Какие положения, по вашему мнению, должны найти отражение в проекте ФЗ «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в Российской Федерации»? Каковы ваши пожелания разработчикам этого документа?
  2. Какие ключевые вопросы, с вашей точки зрения, в первую очередь должны обсуждаться в рамках Всероссийского съезда инженеров, проведение которого планируется в период осенней сессии Госдумы РФ?
  3. Каковы, по-вашему, главные проблемы, сдерживающие развитие электронного обучения в России? Нужен ли образовательным организациям специальный федеральный закон об индустрии электронного обучения или достаточно существующей нормативной правовой базы?

РОГАЛЕВ Николай Дмитриевич, ректор Национального исследовательского университета «МЭИ» (г. Москва), доктор технических наук, профессор

– (1) Начну с пожеланий. Необходимо определить с самого начала, какова цель этого документа, для чего и кем он должен будет применяться. При этом категорически важно, чтобы в его разработке принимали участие не только специалисты по законотворческой деятельности, но и представители экспертного сообщества – сами инженеры и те, кто занимается их подготовкой.

О самих положениях. В законе представляется целесообразным отразить:

  • требования к организациям, осуществляющим инжиниринговую деятельность и, прежде всего, их кадровому и материально­техническому обеспечению;
  • регламентировать вопросы подготовки и аккредитации специалистов для инженерной деятельности, в том числе вопрос регулярного повышения квалификации.

– (2) Ключевое значение имеет повышение престижности инженерной деятельности. Сравните, насколько высоко уважение к инженерам в ведущих технологически развитых странах – Германии, США, Японии. В свете последних международных событий очевидно, что российская промышленность должна быть готова обеспечить потребность в любой продукции, в том числе самой сложной. Для этого нужны высококлассные специалисты. Но для их подготовки необходимо, чтобы в технические вузы приходила самая талантливая молодёжь. При этом не просто талантливая, но имеющая необходимую школьную подготовку, достаточную для успешного освоения программы вуза.

В связи с этим уместен вопрос о качестве физико-математической подготовки в школах. О результатах сдачи ЕГЭ в 2014 году упоминать не хочется, но придется: в течение первых двух лет учебы вузовские преподаватели вынуждены давать студентам те знания, которые они должны были освоить еще на школьной скамье.

Третий важный вопрос – соответствие подготовки в вузе требованиям реальной профессиональной деятельности. Тесные связи НИУ «МЭИ» с ведущими энергетическими и энергомашиностроительными компаниями и предприятиями позволяют это соответствие обеспечить. Однако далеко не у всех российских вузов есть такие возможности. Поэтому необходимо более активное и широкое внедрение института профессионально-­общественной аккредитации образовательных программ.

– (3) Безусловно, регламентация деятельности в этой сфере необходима – если не на уровне федерального закона, то на уровне нормативных актов Минобрнауки РФ. Вместе с тем следует избегать излишней детализации – информационно­-коммуникативные технологии развиваются стремительно, а вместе с ними и образовательные технологии, основанные на использовании ИКТ. Должны быть определены базовые принципы применения электронного обучения (ЭО), обеспечивающие качество подготовки обучающихся. Ни к чему перечислять платформы, на которых могут применяться дистанционные образовательные технологии (ДОТ), но то, каким образом должен контролироваться результат подготовки с применением ДОТ, должно быть нормативно закреплено.


КУДЖ Станислав Алексеевич, ректор Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики, доктор технических наук, профессор

– (2) Всероссийский съезд инженеров, проведение которого намечено в период осенней сессии Госдумы РФ 2014 года, несомненно, станет знаковым событием и даст новый импульс для развития отечественной системы подготовки инженерных кадров.

Как ректор ведущего технического вуза уверен, что молодежь – важный стратегический ресурс технологического развития России. На такие крупные университеты, как МИРЭА, должна быть возложена приоритетная задача по созданию и развитию кадрового технологического резерва новой индустриализации России. Мы должны направить свои усилия на развитие инженерного образования, стимулирование профессионального роста молодых ученых, популяризацию звания «инженер», а также привлечение к этой работе молодежных общественных организаций. Очень важно в наших условиях изучение и использование опыта предыдущего поколения ученых при ведении научных работ, сохранение традиций научных организаций и памяти великих ученых, которые являются ярким примером для молодежи.

В МИРЭА разработана уникальная система базовых кафедр предприятий, призванная укрепить связь образования с производством и наукой. Образовательная деятельность университета направлена на кардинальное увеличение практических и индивидуальных занятий, полноценной производственной практики – при существенном повышении их качества.

– (3) Технологический прогресс не стоит на месте, и мы просто обязаны своей деятельностью отвечать на вызовы сегодняшнего дня. Количество программ бесплатного онлайн-образования растет стремительно. Всё более актуальной становится идея создания в России национальной индустрии электронного обучения. Однако ряд актуальных проблем еще требует законодательного решения.

В этой связи, Минобрнауки РФ совместно с представителями профессионального сообщества необходимо изучить и проработать вопрос обеспечения высокого качества подготовки в условиях применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ и способствовать созданию системы независимой оценки уровня знаний.


ШЕХОНИН Александр Александрович, проректор по учебно-методической работе Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, кандидат технических наук, профессор

– (3) Для обеспечения независимости и повышения конкурентоспособности электронного обучения в РФ путем создания и развития национальных образовательных платформ, активизации образовательных организаций в формировании современного образовательного русскоязычного контента необходимо развитие существующей нормативной базы. Это позволит решить ряд острых проблем. В частности, требует регламентации применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий относительно образовательной программы в целом, а не ее отдельных частей. На сегодняшний день у образовательных организаций отсутствует возможность создания высокотехнологичных территориальных центров доступа для обеспечения идентификации личности при прохождении аттестации и обеспечения доступа в электронную информационно-­образовательную среду организации. Кроме того, не проработаны вопросы признания результатов обучения по открытым онлайн курсам, не определен статус таких курсов, что не дает возможности для полного раскрытия потенциала электронного обучения в области повышения квалификации и переподготовки. Наконец, отсутствует нормативная база для обеспечения взаимных финансовых расчетов между образовательными организациями, что сдерживает развитие сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких образовательных и иных организаций.


ОСТРОУХ Андрей Владимирович, профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, доктор технических наук

– (3) Системы электронного и дистанционного обучения существуют уже давно и внедрены в ряде российских вузов. Они обладают рядом недостатков, над устранением которых необходимо работать, совершенствуя общий процесс подготовки инженерных кадров.

Одна из проблем заключается в том, что все существующие на сегодняшний день системы электронного и дистанционного обучения разработаны только с учетом образовательных стандартов. Это означает, что все учебные материалы – как теоретические, так и практические, методы самоконтроля полученных знаний, а также алгоритмы проверки и аттестации обучаемого рассчитаны на учеников школ и студентов вузов. Эти системы хороши и в какой­то мере справляются с возложенными на них задачами, но вследствие того, что они не учитывают психофизиологические и производственные факторы, системы дистанционного образования на основе образовательных стандартов работают при подготовке и переподготовке инженеров с недостаточной эффективностью. Очевидным и наиболее важным недостатком можно считать проблему отставания распространения знаний и технологий, умений и навыков и их локализацию и централизацию. Эти проблемы ведут к латентности процесса подготовки и переподготовки инженерных кадров.

Дальнейшее развитие электронного обучения требует законодательной поддержки. Основной идеей проекта концепции федерального закона «Об индустрии электронного обучения (e¬learning)» стало формирование и определение путей развития индустрии электронного обучения в России, а главной целью – правовое обеспечение процесса создания индустрии электронного обучения и на этой основе оздоровление экономики страны и совершенствование системы российского образования. Вместе с тем попытка создать легитимные условия для развития ЭО в нашей стране и превращения его в сектор экономики до сих пор не реализована.

Внесение изменений в закон РФ «Об образовании» (от 1992 г.) в части применения ЭО и ДОТ отчасти решило эту проблему и стало первым шагом в законодательном оформлении электронного обучения в России, получившем развитие в новом законе об образовании, который, в частности, разрешает применять ЭО и ДОТ «независимо от мест нахождения обучающихся».
Необходимо отдавать отчет, что логика дальнейшего развития электронного обучения требует принятия ряда подзаконных актов. Они должны быть направлены на определение порядка организации ЭО и применения ДОТ, требований к электронной информационно­образовательной среде.


ИСАЕВ  Сергей Николаевич, ректор Евразийского открытого института (г. Москва)

– (3) С нашей точки зрения, такой закон нужен не только образовательным организациям, но и всей экономике страны. E-learning индустрия связана не только с образованием, включая значительное количество товаров и услуг: оборудование, комплектующие и сети для образования; программное обеспечение для образования; системную интеграцию; обучение; контент; консалтинговые услуги в образовании. Цель индустрии – предоставить всем участникам экономики знаний продукты и сервисы для повышения эффективности их деятельности.

По мнению разработчиков проекта концепции федерального закона «Об индустрии электронного обучения (e-learning)», разработанного в 2010 году, индустрия электронного обучения – сектор экономики, включающий деятельность предприятий, организаций, образовательных и научных учреждений, органов государственного управления. Основная идея этой концепции – формирование и определение путей развития индустрии электронного обучения в Российской Федерации. Цель – правовое обеспечение процесса создания индустрии электронного обучения и на этой основе оздоровление экономики страны и совершенствование системы российского образования. Известно, что для доработки проекта была создана межведомственная комиссия, к сожалению, дальше дело не пошло. Вместе с тем дальнейшее развитие электронного обучения требует законодательной поддержки.

Примером в этом плане для России может служить развитие e-learning индустрии во многих других государствах. В частности, в Южной Корее закон о e-learning в непрерывном образовании был принят в 2000 году, закон о развитии индустрии e-learning – в 2004-м. Россия в своем развитии отстает лет на двадцать. В Южной Корее за последние годы в 4,5 раза выросло количество провайдеров электронного обучения, предлагающих контент, решения и услуги. E-learning приносит годовой доход в 2,1 млрд. долларов, 77,5 процента университетов используют электронные ресурсы, 17 виртуальных университетов работают в стране и за рубежом.
Вывод прост: если мы не разовьем индустрию e¬learning, потеряем возможность развития российской системы образования и будем вынуждены покупать зарубежные учебники, что грозит потерей самоидентификации страны.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспресс-форум: Концепция развития высшего технического образования
Экспресс-форум: физическое воспитание детей
Инженерное образование в ГУАП: стратегия лидерства
Качество инженерных кадров – ключевой фактор конкурентоспособности страны
Экспресс-форум: образование – от форм к содержанию
Актуальные проблемы отраслевого образования
Инженерное образование в современном мире
Экспресс-форум: Прикладной бакалавриат: что дальше?
Экспресс-форум: кризис и антикризисные меры
Экспресс-форум: мнение работодателя

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ