Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Перспективы набора казахстанских студентов на обучение в российские вузы

В этом году в журнале будет опубликована серия статей о перспективах набора иностранных студентов в российские вузы. Редакция благодарит за предоставленные материалы одного из постоянных авторов – главного научного сотрудника, доктора философских наук, профессора РАНХиГС при Президенте РФ Гульнару КРАСНОВУ.

Просмотров: 32

КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна – главный научный сотрудник, доктор философских наук, профессор РАНХиГС при Президенте РФ.

МОЖАЕВА Полина Николаевна – младший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ.

Характеристика образовательного рынка

По данным ЮНЕСКО, уровень грамотности среди молодёжи в возрасте от 15 до 24 лет в Казахстане составляет 99,84%. Доля возрастной группы до 14 лет (2018) – 28%, с 10 до 24 лет – 20%. Таким образом, в этой стране численность населения моложе 24 лет – 48%.

В марте 2010 года Казахстан официально присоединился к Болонской декларации и в соответствии с требованиями Болонского процесса перешел к трехуровневой модели подготовки кадров: бакалавриат – магистратура – докторантура (PhD). Обучение в магистратуре и докторантуре включено в послевузовское образование.

Доступ к высшему образованию дает общее среднее или техническое и профессиональное, или послесреднее образование. Для поступления в вуз – национальный исследовательский университет, национальное высшее учебное заведение, исследовательский университет, университет, академию, институт и приравненные к ним консерваторию, высшую школу, высшее училище – выпускники школ сдают выпускные экзамены, которые одновременно являются и вступительным экзаменом в вуз – в форме единого национального тестирования (ЕНТ).

В Казахстане действует 125 университетов, из них 1 – международный (Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави), 1 – автономный (Назарбаев Университет), 53 – государственных (включая 9 национальных и 13 негражданских), 16 – акционерных, 54 – частных. Казахский национальный университет им. аль-Фараби (КазНУ) по результатам рейтинга QS в 2018 году стал первым вузом Казахстана и единственным в Центрально-Азиатском регионе, получившим «Четыре звезды» превосходства в международном рейтинге «QS Stars Development Road map».

По данным Комитета по статистике Республики Казахстан, в 2017-2018 учебном году в стране обучались 496,21 тыс. студентов. По сравнению с предыдущим учебным годом количество обучающихся в вузах увеличилось на 19,14 тыс. чел. или 4%, однако за десять лет показатель сократился на 30,8% или 220,84 тыс. человек.

В Казахстане существует бесплатное высшее образование, финансирующееся из республиканского бюджета, и платное. Почти 30% всех обучающихся в вузах получают образование за счет государственного образовательного гранта.

Как правило, обучение в крупных городах Казахстана стоит дороже, чем в регионах. Разница между минимальной и максимальной стоимостью обучения в вузах страны достигает 14 раз.

Самая высокая стоимость обучения в Казахстанском институте менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП): в 2018-2019 учебном году цена одного кредита составит 71 900 тенге по всем специальностям, в среднем за один год студент осваивает 30 кредитов, в итоге стоимость обучения в вузе обойдется чуть больше 2 млн. тенге.

Успешно функционируют совместные университеты: Казахстанско-Британский технический университет, Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави, Казахстанско-Американский свободный университет, Казахстанско-Немецкий университет, Казахстанско-Российский медицинский университет.

Создание международных и иностранных учебных заведений в Республике Казахстан и (или) их филиалов осуществляется на основе международных договоров или по решению правительства, что также соотносится с межгосударственным соглашением, где одним из обязательных условий создания иностранного филиала является разрешение, полученное на государственном уровне в принимающей стране. Лицензирование образовательной деятельности международных учебных заведений и учебных заведений, создаваемых на территории республики другими государствами или юридическими и физическими лицами, их филиалов, а также их государственная аттестация и аккредитация осуществляются в соответствии с законодательством страны, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными РК. Министерство образования и науки Казахстана для повышения качества высшего образования внесло поправки в свое законодательство, согласно которым студенты могут обучаться в филиалах на первом и втором курсах, а начиная с третьего – только в головном вузе. Такие поправки касаются и иностранных филиалов, поскольку их деятельность должна осуществляться в соответствии с законодательством РК.

Согласно данным Института ЮНЕСКО по статистике[1], в 2017 году количество граждан Казахстана, выехавших на обучение за рубеж, составило 89 505 человек.

В первой десятке стран приема казахстанских студентов: Россия, Кыргызстан, Турция, а также США, Великобритания, Чехия, Польша. Обучение за рубежом граждан Казахстана возможно в рамках двусторонних международных договоров со странами, а также в рамках международной стипендии «Болашак», учрежденной в 1993 году указом Президента РК.

В рамках международных договоров ежегодно выделяются правительственные гранты зарубежных стран для граждан Казахстана. Так, в настоящее время количество выделенных мест по странам следующее: Египет – 47, Турция – 85, Китай – 100, Венгрия – 45, Украина – 20, Монголия – 5, Латвия – 6, ОАЭ – 5, Польша – 4, Словакия – 4.

В России в 2016-2017 учебном году обучалось 39 757 граждан Казахстана[2] в 616 вузах, расположенных в 141 городе.

Наиболее популярны у казахстанских абитуриентов вузы Сибири, Москвы и Урала. Самый крупный контингент обучающихся – 14,4 тыс. человек, или 20% – сосредоточен в пограничной Омской области. При этом по заочной форме чаще всего лидируют негосударственные вузы.

Почти две трети казахстанцев обучаются в высшей школе России по программам бакалавриата, подавляющее большинство – на бюджетных местах, причем общая доля контрактников из РК на дневных отделениях российских вузов уменьшилась с 39,4% в 2015-2016 учебном году до 37,7% в 2016-2017 учебном году. Наименьший показатель удельного веса контрактников из Казахстана среди обучающихся по программам высшей квалификации – магистратуры и аспирантуры.

В 2018-2019 учебном году в рамках постановления Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (№ 891 от 08.10.2013) на обучение граждан Казахстана было выделено 450 квот, аналогичное число квот – в предыдущем году. Конкурсный отбор проводится на базе РЦНК в г. Астана.

По данным портала Russia.Study, в 2018-2019 учебном году на 450 квот была подана 3 161 заявка от граждан Казахстана, из них на программы бакалавриата – 1 796 заявлений, программы магистратуры – 431 заявление, аспирантуры – 144 заявления. Для сравнения, в 2017-2018 учебном году на 452 квоты подано 3 709 заявок от граждан Казахстана, из них на программы бакалавриата – 1 626 заявлений, программы магистратуры – 711 заявлений, аспирантуры – 176 заявлений.

С учетом этих данных можно сделать вывод, что наиболее востребованы программы бакалавриата. Популярные направления подготовки: «Лечебное дело», «Юриспруденция», «Менеджмент», «Лингвистика», «Международные отношения». Эта тенденция наблюдается в течение последних двух лет.

Российские вузы, активно привлекающие казахстанских абитуриентов, ежегодно проводят выездные консультации для старшеклассников. В ряде городов РК действуют организации, оказывающие помощь в поступлении в вузы РФ. Это «Славянский культурный центр» в Павлодаре, «Gaudeamus» в Уральске, славянский центр «Лад» в Кокшетау и другие.

За пределами РФ, на территории Казахстана, в 2016-2017 учебном году по российским программам с участием российских преподавателей обучались в 6 филиалах, а также 20 учебных центрах и иных подразделениях 9 российских вузов, в том числе их партнерских организаций 8 682 гражданина Республики Казахстан. Из них по программам высшего образования учились 7 169 человек (2 392 – очно, 4 777 – заочно), по программам ДПО – 33 человека, на подготовительных отделениях и курсах – 1 480 человек. За последнее десятилетие число казахстанцев, получавших российское образование «по месту жительства» сократилось в три раза: в 2005-2006 учебном году их насчитывалось 25,8 тыс., из них большинство учились в Современной гуманитарной академии[3].

SWOT-анализ и определение конкурентных преимуществ

Сильные стороны. Высокий уровень социальных и культурных связей России и Казахстана обусловлен глубокими историческими, политическими и экономическими связями. При этом активно развиваются как двусторонние связи в экономике, так и в рамках участия в ЕАЭС, СНГ, ШОС.

Наблюдается значительное увеличение числа казахстанских абитуриентов в российских вузах. В 2016-2017 учебном году они составили почти четверть от всех иностранных граждан, обучавшихся по различным программам очной и заочной форм. С 2016-2017 учебного года очная форма обучения доминирует.

По данным социологических опросов[4], в ближайшие годы интерес к обучению в России у граждан Казахстана сохранится, и прежде всего у групп с низким экономическим положением.

В 2018 году российские вузы вошли в список ведущих зарубежных организаций, рекомендуемых для обучения по стипендиальной программе «Болашак». Среди рекомендуемых Московский государственный институт международных отношений, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский национальный исследовательский технический университет им. Н.Э. Баумана, Национальный исследовательский университет МАИ, Национальный исследовательский университет МФТИ, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, Российский национальный исследовательский университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Санкт-Петербургский государственный университет.

В стране активно работает Казахстанская ассоциация выпускников российских вузов, созданная в 2007 году. Примечательно, что входят в нее выпускники как советских вузов, так и российских. Кроме того, отдельными российскими вузами также созданы свои ассоциации выпускников в Казахстане: например, РУДН и УрФУ. Среди выпускников российских (в том числе, советских) вузов много выдающихся политических и общественных деятелей, ректоров вузов Казахстана.

Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан существует безвизовый въезд. Нормативная правовая база сотрудничества в области образования и признания документов достаточно большая, как в двустороннем формате, так и в рамках участия стран в ЕАЭС, СНГ, ШОС.

Россией выделяется значительное количество квот гражданам Казахстана на обучение в вузах РФ: в 2018-2019 учебном году – 450 квот, аналогично в предыдущем году. Конкурсный отбор был крайне высоким: на 450 квот – 3 161 заявка, то есть 7 человек на место.

Поскольку русский язык является официальным языком в Казахстане и практически все население им владеет, граждане имеют возможность получить актуализированную и достаточно полную информацию о российской системе образования в целом и предложениях российских вузов с указанием уровней, направлений, кратким описанием компетенций и прочим для очного обучения на русском языке.

Ввиду отсутствия языковых барьеров российские вузы активно участвуют в ведущих образовательных площадках и выставках, проводимых в Казахстане.

Причины спроса на российское образование, указываемые в ходе социологических опросов самими студентами из Казахстана: высокое качество обучения, хорошие отзывы о российских вузах от тех, кто ранее в них учился, удобнее получить высшее образование на русском языке (многие казахстанские абитуриенты – выпускники русскоязычных школ). Немаловажен и фактор стоимости обучения: в связи с резкой девальвацией рубля, начавшейся в 2014-2015 учебном году, образование и проживание в России стало дешевле.

Возрастная группа граждан до 24 лет составляет в Казахстане 48%. Демографические факторы стимулируют рынок высшего образования в стране, непосредственно затрагивая набор, зачисление и исходящую мобильность. При этом, по данным ЮНЕСКО, общий уровень грамотности среди молодёжи составляет 99,84%.

Значителен интерес руководства Казахстана к реализации программ исходящей академической мобильности для своих граждан (особенно на уровне подготовки в магистратуре и аспирантуре) по таким приоритетным отраслям экономики, как энергетика, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство.

Российские вузы имеют, по сравнению с вузами Казахстана, лучшие показатели в мировых образовательных рейтингах. В результате реализации государственной программы развития образования Казахстан должен увеличить количество вузов, отмеченных в рейтинге лучших мировых университетов: в 2015 году – 1, к 2020 – 2.

В целом российские вузы имеют большой опыт работы по набору студентов из Казахстана.

Слабые стороны. Хотя реформирование национальных систем образования в соответствии с принципами Болонского процесса во многом способствует упрощению признания и сопоставимости уровней образования, пути реализации тех или иных положений Болонской декларации в России и Казахстане отличаются. Например, в области подготовки медицинских кадров. Россия по-прежнему осуществляет подготовку медицинских кадров в рамках интегрированных образовательных программ (специалитет), Казахстан реализует двухуровневые программы бакалавриата и магистратуры в области медицины. Отсутствие соответствующих положений о соотношении уровней и их признании в имеющихся соглашениях служит определенным барьером для мобильности высококвалифицированных кадров с целью продолжения обучения по программам специализации и осуществления профессиональной деятельности в наших странах.

Ситуация усугубляется тем, что все соглашения о признании между Россией и Казахстаном заключены до системных изменений в образовании обеих стран и основывались на понятиях эквивалентности, что подразумевало необходимость соответствия образования по определенным критериям: таким как продолжительность обучения, объем образовательных программ и перечень профессиональных дисциплин. Эти же критерии приняты в Казахстане для экспертной оценки образования в ходе процедуры признания.

Кроме того, снижение эффективности соглашений объясняется наличием в них внутренних нормативных барьеров. Прежде всего это касается положений об обратной силе: зачастую их отсутствие создает абсурдную ситуацию, когда соответствующее положениям соглашение требует прохождения процедуры признания, поскольку было получено за год или несколько месяцев до вступления соглашения в силу. Другим барьером является наличие положения о создании межгосударственного органа в соглашении 1998 года, о котором говорилось выше, для выработки критериев признания. Такая норма не применяется Россией из-за достаточно высокого уровня информационного взаимодействия между странами, однако является формальной причиной для отказа полномочных органов Казахстана от применения соглашения в целом.

Игнорирование соглашения одной из сторон существенно снижает эффективность документа. Несмотря на то, что Российская Федерация выполняет обязательства по признанию образования, принятые в рамках соглашений с Казахстаном, выпускники российских вузов сталкиваются с административными барьерами в области признания по возвращении на родину, что существенно снижает привлекательность российского образования для абитуриентов.

По сравнению со стоимостью обучения в казахстанских университетах стоимость обучения в российских вузах высокая.

Продвижение в социальных сетях образовательных программ, реализуемых в вузах России, на русском языке недостаточно.

Слабо развиваются и совместные образовательные программы с национальными университетами Казахстана, только в рамках сетевых университетов: СНГ и УШОС.

Имеется недостаток осведомленности в российских вузах о системе образования Казахстана, ее потребностях.

Форум ректоров вузов России и Казахстана (2017). Фото: Олег Игошин. www.msu.ru

Возможности. Сотрудничество с Россией является ключевым для Казахстана, оно играет важную роль не только в укреплении сложившихся связей, но и в решении обеими странами важнейших задач своего экономического развития в стратегическом плане. В товарообороте Казахстана Россия занимает первое место.

Между странами активно развиваются отношения на всех уровнях власти. В октябре 2016 года президенты обеих стран утвердили План совместных действий России и Казахстана на 2016-2018 годы – стратегический документ, определяющий первоочередные задачи двустороннего сотрудничества. Страны ведут активное сотрудничество на международной арене, на площадках ООН, ОБСЕ за счет совпадения или близости позиций по ключевым международным и региональным вопросам.

Отношения между странами скрепляет Договор о Евразийском экономическом союзе (2014), включение стран в Единое экономическое пространство (2012), объединение в Таможенный союз (2010), сотрудничество на площадках ЕЭС, СНГ, ОДКБ и ШОС, а также в СВМДА.

Между странами действует межправительственная комиссия по сотрудничеству. Осуществляется работа по взаимодействию между странами в сферах транспорта, межрегионального и приграничного, инвестиционного и банковского, военно-технического сотрудничества, науки и новых технологий, промышленности. Одной из приоритетных сфер является топливно-энергетический комплекс, сотрудничество в сферах электроэнергетики, в нефтегазовой отрасли, в том числе осуществляется транзит казахстанской нефти через РФ на внешние рынки.

Ежегодно развиваются и укрепляются связи между странами в экономической сфере. В их основе Программа долгосрочного экономического сотрудничества между Правительством РФ и Правительством РК до 2020 года. Внимание уделяется развитию связей между регионами обеих стран[5].

Действует межправительственная комиссия по комплексу «Байконур». Россия арендует расположенный в Казахстане комплекс. Ведется работа по созданию российско-казахстанского космического ракетного комплекса «Байтерек». Сотрудничество в космической сфере между Россией и Казахстаном является одним из ключевых.

Между странами активно развиваются отношения в военной и военно-технической областях. Россия осуществляет поставки вооружения в Казахстан, оказывает содействие в ремонте и модернизации казахстанской военной техники, проводит подготовку казахстанских военнослужащих в российских военно-учебных заведениях.

В последние годы среди выпускников школ Казахстана наблюдается значительное увеличение заинтересованности в получении высшего образования. Средний показатель зачисления в вузы за период с 1971 по 2015 год составляет 25,1%.

Растет число казахстанских студентов, обучающихся за рубежом на послевузовском уровне. Важным фактором здесь является отсутствие качественных программ магистратуры и докторантуры в национальных вузах и в то же время наличие хорошего уровня бакалаврских программ, низкий уровень показателей в мировых образовательных рейтингах.

Расширяется влияние казахстанских выпускников российской (в том числе, советской) системы образования на продвижение ее позитивного имиджа за рубежом и формирование будущего контингента студентов из Казахстана для обучения по российским образовательным программам.

До настоящего времени в Казахстане сохраняется значительное количество русскоязычных школ, в вузах преподавание осуществляется на русском языке.

Повышение качества жизни и образовательной инфраструктуры в российских университетских центрах – хорошая возможность для привлечения дополнительного контингента иностранных студентов, в том числе из Казахстана.

Российские и казахстанские вузы развивают совместные программы в рамках их участия в Сетевом университете СНГ и Университете Шанхайской организации.

Стратегические риски (внешние и внутренние). Указом Президента Казахстана Н. Назарбаева «О переводе алфавита казахского языка с кириллицы на латинскую графику» от 26.10.2017 Республика Казахстан поэтапно переводит алфавит казахского языка на латинскую графику к 2025 году.

По данным исследовательского проекта «Интеграционный барометр ЕАБР» Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития и международного исследовательского агентства «Евразийский монитор», интерес к обучению в России несколько снижается[6]. Положительно к этому отнеслись 24% казахстанских респондента: для сравнения – в 2016 году их было 27%.

Другим тревожным фактом является то, что среди сотен вузов, рекомендуемых для обучения, прохождения языковых курсов победителями конкурса на присуждение международной стипендии «Болашак», российских всего десять.

Представители российских вузов нередко указывают на достаточно сложные условия работы в Казахстане, связанные с искусственными бюрократическими барьерами и высоким уровнем коррупции в системе образования.

В Казахстане распространено мнение, что образование в работающих здесь филиалах российских вузов уступает западным (в основном, американским и британским) аналогам и не соответствует уровню достигнутых между странами стратегических отношений.

К внутренним российским рискам можно отнести следующие:

– ужесточение миграционной и визовой политики в России в отношении студентов из стран СНГ в связи с террористическими угрозами;

– невостребованность российских дипломов, падение интереса к российскому образованию в Казахстане;

– удорожание жизни в России, снижающее экономическую привлекательность страны как места обучения для граждан Казахстана.

К внутренним казахстанским рискам можно отнести следующие:

– ухудшение экономической ситуации в Казахстане в связи с затянувшейся экономической рецессией, девальвацией национальной валюты в Казахстане и сокращением доходов населения;

– переориентация исходящей мобильности на страны Европы и США;

– популярность получения религиозного образования у молодежи, в том числе на неофициальной основе, а также возвращение боевиков из лагерей международных террористических организаций в Казахстан.

 

Стратегически необходимые мероприятия

Какие же мероприятия необходимо провести российским вузам, чтобы использовать свои сильные стороны для увеличения численности студентов из Казахстана?

  • Повышение качества жизни и образовательной инфраструктуры в российских университетских центрах, привлекающее дополнительный контингент иностранных, в том числе казахстанских студентов. Обеспечение «дружелюбной» среды для студентов из Казахстана.
  • Проведение на регулярной основе опросов, выявляющих уровень удовлетворенности условиями обучения и проживания иностранных студентов в российских вузах.
  • Проведение региональных, городских и институциональных культурных мероприятий с участием студентов из Казахстана.
  • Продвижение возможностей российских вузов в наиболее активных социальных сетях и медиапространстве Казахстана на русском и казахском языках. Учитывая стремительный рост популярности социальных сетей в стране, российским вузам, стремящимся войти на образовательный рынок Казахстана, следует обратить внимание на распространение информации о своих программах и связях с казахстанскими партнерами на YouTube, VKontakte, Pinterest, Facebook, Instagram.
  • Развитие совместных образовательных программ и сетевого взаимодействия с университетами Казахстана.
  • Перспективы экспорта российского высшего образования в Казахстан зависят от развития экономических и инвестиционных связей между странами. Нужно активнее развивать связку «отраслевые соглашения (контракты)» – «участие вузов в кадровом обеспечении соглашений (контрактов)» – «привлечение иностранных студентов (слушателей дополнительного/второго образования) на обучение в российские вузы для целевого обучения».

Во избежание обозначенных выше рисков можно рекомендовать провести ряд мер, которые используют сильные стороны российских вузов.

  • Привлечение к приемной компании успешных казахстанских выпускников российских (в том числе и советских) вузов и казахстанских студентов, чтобы продемонстрировать успехи в развитии карьеры в результате получения российского образования. Например, указание на сайтах вузов фамилий выдающихся выпускников, а также на профилях вузов в Википедии на русском и казахском языках.
  • Организация и проведение различного рода мероприятий в Казахстане для иностранных граждан, в том числе зональных предметных олимпиад, летних университетов, школ и лагерей для потенциальных абитуриентов всех уровней высшего образования из Казахстана.
  • Привлечение российского бизнеса для поддержки и развития экспорта российского образования в Казахстане.
  • Инициирование в Казахстане проведения годов российского образования и русского языка.
  • Инициирование проведения форума казахстанских выпускников российских (советских) вузов.
  • Инициирование проведения регионального рейтинга вузов СНГ и ШОС.
  • Создание вузовских ассоциаций казахстанских выпускников.

Для минимизации и преодоления слабых сторон, во избежание угроз и для лучшего использования возможностей российским вузам требуется провести комплекс мероприятий.

Слабая сторона: устаревшая база межправительственных соглашений о взаимном признании документов об образовании между Россией и Казахстаном. Мероприятие: представляется необходимым актуализировать имеющиеся между странами соглашения о взаимном признании для расширения контингента обладателей образования, признаваемого в упрощенном варианте. Для этого необходимо проведение консультаций заинтересованных сторон и ведомств обеих стран в двухстороннем формате.

Слабая сторона: российские вузы в Казахстане мало развивают совместные образовательные программы с национальными университетами, в том числе по русскому языку. Мероприятия: 1) проведение на регулярной основе форумов ректоров России и Казахстана, научных конференций и семинаров с постоянным расширением числа участников; 2) инициирование российскими вузами создания совместных программ с ведущими вузами Казахстана, особенно по приоритетным направлениям социально-экономического развития Казахстана; 3) проведение семинаров с участием ведущих вузов России и Казахстана по практикам реализации совместных образовательных программ в странах востребованных образовательных программ, реализуемых совместно вузами обеих сторон; 4) приглашение представителей вузов Казахстана на международные и региональные образовательные мероприятия, проводимые в России; 5) приглашение выпускников из Казахстана на международные форумы выпускников, проводимые в России; 6) повышение квалификации русистов Казахстана очно и с использованием дистанционных технологий.

Слабая сторона: недостаточная осведомленность в российских вузах о системе образования Казахстана, ее потребностях. Мероприятия: повышение квалификации сотрудников международных служб, проведение маркетинговых исследований образовательного рынка Республики Казахстан на регулярной основе; проведение семинаров и конференций с участием ведущих вузов России и Казахстана по ознакомлению с образовательными системами стран, российскими вузами, особенностями ведения образовательного процесса по востребованным направлениям подготовки.

Слабая сторона: отсутствует системная работа c выпускниками российских (в том числе, советских) вузов в Казахстане, при этом имеется их значительное количество. Мероприятия: 1) создание вузовских ассоциаций выпускников в Казахстане; 2) проведение форума выпускников российских (в том числе, советских) вузов в Казахстане; 3) привлечение к работе Всемирной ассоциации выпускников (www.alumnirussia.org); 4) налаживание связей с выпускниками российских (в том числе, советских) вузов в Казахстане, создание базы данных выпускников из Казахстана.

 

Кейс успешной практики рекрутинга студентов

Сетевой университет СНГ (СУ СНГ) как консорциум ведущих вузов создан в 2008 году при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Основная цель – учреждение СУ СНГ как системы межвузовского сотрудничества, направленной на достижение таких целей, как создание единого (общего) образовательного пространства вузов государств-участников СНГ путем реализации совместных образовательных программ, организации «включенного обучения», новых форм межвузовского сотрудничества; механизмов для развития академической мобильности студентов и преподавателей в рамках СНГ; содействие межкультурному диалогу в студенческой среде, сохранению, развитию и взаимообогащению культуры, языков, исторических и национальных традиций народов государств-участников СНГ.

В состав консорциума вошли ведущие университеты из 9 государств: Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины. В частности, казахстанские университеты: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова.

Участники консорциума действуют на основании многосторонних и двусторонних межгосударственных соглашений государств-участников СНГ, национального законодательства государства местонахождения участника, своих уставов и локальных норм, применяемых в процессе образовательной, административной и иной деятельности, Соглашения о консорциуме по созданию СУ СНГ и соглашений о совместной подготовке магистров в области международного права, а также в области информатики и энергетики, по направлениям «Менеджмент», «Экономика», «Филология», «Международные отношения», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Мехатроника и робототехника», «Материаловедение и технологии материалов», «Нефтегазовое дело», «Туризм».

Всего за период функционирования проекта количество граждан Казахстана, закончивших магистерские программы СУ СНГ, составило 326 человек.

 

Хорошие перспективы

В последние годы наблюдается увеличение популярности обучения за рубежом в целом и в России в частности. В настоящее время за рубежом обучается более 89 505 граждан Казахстана. Это свидетельствует о значительной емкости образовательного рынка страны.

Абсолютное большинство граждан Казахстана обучается в российских вузах на бюджетной основе. Ввиду затянувшейся экономической депрессии конкурс на бюджетные места абитуриентов из Казахстана может возрасти.

В качестве целевых моделей экспорта в Казахстане можно принять две модели: «внутреннюю интернационализацию» и «институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом».

Модель «внутренней интернационализации» предполагает привлечение казахстанских студентов для получения высшего образования на всех уровнях (бакалавриат, магистратура, аспирантура, программы повышения квалификации) в очной, очно-заочной и заочной формах исключительно на территории Российской Федерации (в соответствии с закрепленным ВТО способом поставки услуг «Потребление услуги за рубежом»). Экономический эффект от реализации модели (доходы от экспорта) складывается из средств, привлеченных от казахстанских студентов в качестве оплаты стоимости обучения, а также средств «оставленных» в российской экономике в период обучения (расходы на проживание, питание, транспорт, мобильную связь и прочее.)[7].

Модель «институционального присутствия российских образовательных организаций за рубежом» предполагает его расширение в различных формах: таких как открытие зарубежных филиалов; поддержка российских образовательных организаций за рубежом как самостоятельных юридических лиц (славянские университеты, русские школы); открытие представительств и центров поддержки российского образования, зарубежных центров русского языка, курсов русского языка как иностранного. Это будет способствовать наращиванию экспортных доходов, в первую очередь за счет открытия филиалов, ведь большая часть обучающихся в филиалах российских вузов являются гражданами Казахстана. Это обеспечит выполнение основного показателя приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» – по количеству иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях высшего образования, поскольку в соответствии с законодательными нормами Казахстана студенты могут обучаться в филиалах на первом и втором курсах, и только начиная с третьего – в головном вузе[8].

Россия является одной из ведущих стран приема казахстанских студентов. Российские вузы занимают более высокие позиции в международных образовательных рейтингах, чем казахстанские. Россией и Казахстаном реализуется большое количество двусторонних проектов. В целом перспективы набора граждан Казахстана в российские вузы хорошие, особенно ввиду распространенности русского языка в стране и наличия у русского языка статуса государственного.

 


[1] UNESCO Institute for Statistics. Outbound internationally mobile students by host region. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.uis.unesco.org/Education/Pages/international-student-flow-viz.aspx.

[2] Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 8 / Минобрнауки РФ. – М.: ЦСПиМ, 2018.

[3] Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 8 / Минобрнауки РФ. – М.: ЦСПиМ, 2018.

[4] Задорин И.В., Гуркина О.А., Жвирблис Л.В., Кунахов А.В., Шубина Л.В. Интеграционный барометр ЕАБР – 2016 (пятая волна измерений). – СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2016. – С. 59-60.

[5] Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан за 2016 год: http://91.206.121.217/TpApi/Upload/62a26680-de4d-4310-8201-8e15e21562ee/obzor_economy_Kazahstan_2017.pdf.

[6] Интеграционный барометр ЕАБР – 2017. Центр интеграционных исследований ЕАБР. 2017.

[7] Краснова Г.А., Байков А.А., Арапова Е.Я. Модель экспорта образования: внутренняя интернационализация // «Аккредитация в образовании». – №8 (100). – 2017. – С. 30-34.

[8] Краснова Г.А., Байков А.А., Арапова Е.Я. Модель экспорта образования: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом // «Аккредитация в образовании». – № 2 (102). – 2018. – С. 14-16.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-109, международное сотрудничество, гульнара краснова

Похожие материалы:
Открытие сети международного образовательного сотрудничества
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Поколение учащихся за рубежом
В ДГУ состоялась встреча с Послом Швейцарии в РФ
Вузы Черноземья выступают за расширение взаимодействия
Центр компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ проводит курсы повышения квалификации
В России и мире развивается интернационализация высшего образования
Вышел второй номер международного журнала Higher Education Discovery
Как привлечь в российские вузы больше иностранных студентов
Европейские эксперты оценят качество двух магистерских программ САФУ

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Сочетание фундаментальных знаний и практических навыков в транспортном образовании
Отечественное отраслевое образование имеет многовековую историю. За более чем двухсотлетний...
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Дайджест № 111 «Аккредитация в образовании»
Новые реалии отраслевого образования. Системы ДПО и СПО в процессе трансформации. Лучшие практики...
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#107Псковский госуниверситет развивает экспортный потенциал региональной системы образования
#106Профессиональное становление студентов Института искусств и информационных технологий СПбГУП
#103Модель экспорта образования: онлайн-обучение
#97Краснодарский архитектурно-строительный техникум готовит строителей будущего
#94СГПУ активно участвует в окружной комплексной программе обновления кадров
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний