Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Одаренные дети – надежда России?

Вопрос «О проекте Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему», рассмотренный на заседании коллегии Минобрнауки РФ, до сих пор будоражит общество, вскипая дискуссиям то на сайтах «всемирной паутины», то на телевизионных экранах. Видимо, и время пришло, и наболело.

Просмотров: 5281

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.
Джон Локк.

Вопрос «О проекте Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему», рассмотренный на заседании коллегии Минобрнауки РФ в конце января, до сих пор будоражит общество, вскипая дискуссиями то на газетных страницах столичных и региональных изданий, то на сайтах «всемирной паутины», то на телевизионных каналах. Видимо, и время пришло, и наболело.

Разрыв в цепи

Наболело давно. Например, в книге «Когнитивные способности», изданной десять лет тому назад, доктор психологических наук, профессор Института психологии РАН, директор института психологии Государственного университета гуманитарных наук Владимир Дружинин обратил внимание: «По образу жизни лиц интеллектуального труда Россия в течение пяти лет скатилась к уровню наиболее слабо развитых стран третьего мира». Ценности «интеллект», «знания», «культура» в общественном сознании молодого поколения россиян занимают все более низкие места»1. Почему? Ответ можно найти здесь же. «Из России уезжают физики, математики, генетики, медики. Не только евреи и немцы, но и русские, татары, украинцы и т.д., – пишет автор, – 37 процентов студентов и ученых готовы уехать за рубеж навсегда. В Российской академии наук 56 процентов научных сотрудников имеют зарплату ниже прожиточного минимума. С 1985 года лица, занятые в сфере российской науки и образования, стали беднее в 5-6 раз. Большинство молодых ученых и преподавателей не имеют квартир и элементарных предметов быта, а 31 процент не имеет никаких дополнительных заработков».

Печальная картина! А вывод, который делает В. Дружинин, лишен всякого оптимизма, какой-либо надежды на лучшее будущее: «В современной России носители высокого интеллекта и творческих способностей (не отдельные исключительные представители, а социальная группа в целом) не в состоянии поддерживать образ жизни, позволяющий: а) воспроизводить себя биологически, б) создавать среду, необходимую для развития способностей у своих детей».

Позитивного за последние десять лет в стране в области образования накопилось не столь много. Конечно, всегда находятся люди, у которых есть иные шансы. Они в состоянии отдать своих чад и в элитный детский сад, и в элитную школу, и платить репетиторам. Но в целом ситуация такова, что, языком В. Дружинина, происходит разрыв в цепи «социального наследования творчества». Судьба детей врачей, ученых, преподавателей вузов – «это судьба маргиналов, не удовлетворенных своим статусом».

Ненамного лучше судьба детей предпринимателей, способных оплатить хорошее образование. Кто не знает, что большинство российских предпринимателей, работающих «ради детей», их воспитанием не занимается. Некогда! А значит, нет для ребенка образца для подражания и, как следствие, нет развития познавательных способностей детей.

Что касается элиты российского общества – крупных предпринимателей, политиков, высокопоставленных чиновников, – то она в основном не связывает судьбу своих детей с Россией. Что же получается, если из России эмигрируют молодые люди с высшим и неоконченным высшим образованием, с высокой квалификацией и приличным уровнем доходов? Снижается общий уровень культуры и интеллектуальности общества. А кто же будет продвигать прогресс, заниматься модернизацией государства, экономики и общества? Для этого нужны талантливые люди.

Что есть талант?

С 2006 года московским издательством «Спец-Адрес» в стране выпускается ежегодная общероссийская энциклопедия «Одаренные дети – будущее России», посвященная образованию, учебным заведениям, преподавателям, учителям и даже меценатам. Как утверждает главный редактор энциклопедии Антон Бруй, на ее страницах на бесплатной основе публикуется информация о 15 тыс. талантливых детей по всей России. Чем же прославились эти дети? В основном это учащиеся и выпускники учебных заведений страны, которые становились призерами различных предметных олимпиад по гуманитарным, точным и естественным наукам, победителями выставок и конкурсов технического творчества молодежи, лауреатами региональных, всероссийских и международных конкурсов художественного творчества юных. Это дети, активно занимающиеся спортом.

В России сейчас, по данным статистики2, около 70 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучается 20 млн. детей. Охват общим образованием в Российской Федерации по-прежнему является, несмотря ни на что, одним из самых высоких в мире и составляет 81 процент от численности населения в возрасте от 7 до 17 лет включительно. На одной чаше весов 20 млн., на другой – всего лишь 15 тыс. одаренных? Не очень верится подобной «арифметике». На самом деле, много ли вообще в стране одаренных детей? «Называют разные цифры. Но если мнения обобщить, то около 20‑25 процентов детей нуждаются в продвинутом обучении», – таков ответ ведущего научного сотрудника лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО, профессора МГППУ Натальи Шумаковой корреспонденту «Российской газеты» Ирине Ивойловой3. На ее взгляд, одаренность может проявляться в разном возрасте, а главными признаками у детей респондент считает повышенную исследовательскую или творческую активность, высокую познавательную мотивацию.

Какие странности сопутствуют талантливым? Механическое запоминание не их конек, поэтому в младших классах у детей могут быть плохие оценки по языкам. Проблема в том, как отмечает Н. Шумакова, что учителям сложно осознать: ученик, который плохо учится, может быть одаренным. «В России идет огромная утечка талантов до подросткового возраста, – утверждает она. – Недавно в Москве вышла книга доктора психологических наук Елены Щеблановой «Неуспешные одаренные школьники». Думаю, педагоги, прочитав книгу, посмотрят на своих учеников другими глазами».

На самом деле, а что есть талант? Это привилегия избранных или возможное в потенциале свойство всех? Какова его природа? Можно ли ставить тождество между ним и одаренностью? В каком возрасте проявляется одаренность? На эти темы ученые пишут книги. Не в нашей компетенции мудрствовать. Возьмем за точку отсчета определение, которое дается в проекте Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему. «Одаренность (талант) – это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». И далее «Одаренный (талантливый) ребенок, подросток, молодой человек выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Замечание по поводу внутренних предпосылок здесь очень важно.

«Сырой» проект

В марте проект Концепции, разработанный Минобрнауки, был представлен для обсуждения в Общественной палате РФ. РИА «Новости» сообщило, что «эксперты считают проект «сырым», хотя и признают важность его создания, поскольку из-за отсутствия системной поддержки одаренных детей в стране с каждым годом становится все меньше».

Проблема выявления и поддержки талантливых детей стоит сегодня в России очень остро. «Миссия государства – обеспечить равные условия для того, чтобы выявлять и поддерживать одаренности детей вне зависимости от сферы одаренности, социального положения и имущественных возможностей семей» – это ключевая фраза из доклада ректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослава Кузьминова, с которым он выступил на коллегии. Она потрясает своей актуальностью, глубоким смыслом. И одновременно многих пугает. Ее воплощение в жизнь грозит едва ли не переворотом во всей системе образования. «Мысль превосходная, и государству давно было пора обратить внимание на одаренных детей, – считают эксперты. Однако не так просто будет воплотить ее в жизнь, учитывая, что бюджетные деньги здесь играют неглавную роль, – так пишет Анна Курская4 в статье «Одаренные дети как английский газон педагогики». – Нужны длительные совместные усилия педагогов, психологов и родителей, плюс большая организационная работа со стороны государства. В этом смысле национальная поддержка талантов – как английский газон, за которым, согласно известной шутке, нужно ухаживать не менее трехсот лет, чтобы он приобрел идеальный вид». Именно отсутствием внешних благоприятных условий специалисты объясняют тот факт, что российские дети по своим академическим успехам не находятся в числе первых в мире.

Хотя здесь надо учитывать, что в России и за рубежом нет универсальных методов оценки одаренности детей. И все же детей, относящихся к «высокой норме», у нас меньше, чем во многих странах мира, при этом много детей запущенных. Это мнение профессора Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), руководителя городского ресурсного центра одаренности Виктории Юркевич. А руководитель отдела оценки качества образования Института содержания методов обучения РАО Галина Ковалева, опираясь на международные исследования PISA, утверждает, что «процент одаренных детей у нас не такой уж маленький, около 6 процентов в элите мира, но только из-за того, что Россия – большая страна. В то же время, например, маленькая Япония дает вклад в 13 процентов, а США – 25».

Интересное наблюдение сделали ученые: чем нестабильнее социальная среда, тем ярче всплеск творческих способностей российских школьников. Вот тут-то мы впереди всех! Нестабильности у нас хватает, а во всем остальном… Хорошо еще успели прыгнуть в последний вагон – так образно можно позиционировать принятие программы поддержки одаренных школьников и студентов.

О приоритетах

Что самое важное в концепции? Пожалуй, можно согласиться с профессором Н. Шумаковой, что концепция определяет приоритеты в работе с одаренными детьми и дает возможность получать государственное финансирование, но… Ее позиция близка многим представителям профессионального сообщества: «К сожалению, она (концепция) пока не дает полного ответа на вопрос: среди кого и как искать одаренных детей? А самое главное, как им помочь, как их не потерять? Ученые говорят о двух подходах: когда самые способные дети определяются после участия в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, и когда делается акцент на создании максимально богатой интеллектуальной, художественной, творческой среды.

Что нам обещают?! Все-таки вырастет число олимпиад и других интеллектульных состязаний, расширится их тематика. Работы победителей предлагается публиковать в Интернете, чтобы гарантировать честность отбора. Возможно, появятся олимпиады по философии, социологии, политологии. Учителя, подготовившие призеров, победителей всероссийских или международных олимпиад, смогут рассчитывать на материальное вознаграждение (сейчас этот труд не оплачивается).

Кстати, об учителях обычных школ. Большинству из них некогда работать с талантами – это почти бесспорная истина, царящая в умах. Многие уверены, что лишь при индивидуальном обучении одаренных можно в результате добиться успеха. Особенно трудно учителям начальной школы, где кружковая работа – редкое явление. И не всегда бывает просто увидеть интересы ученика, не всегда они связаны со школьной деятельностью. То есть прежде чем поставить диагноз: обладателем какой именно одаренности ученик является, нужно очень потрудиться. Образ многознайки, вундеркинда, резко опережающего своих сверстников, – это всего лишь один из типов одаренных детей, утверждают психологи. Легче всего учителю распознать интеллектуальный и академический типы одаренности (их обладатели имеют особые способности именно к обучению). Но есть еще креативный. Дети этого типа обладают нестандартным мышлением, у них свой особенный взгляд на мир, а стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя. А еще есть художественный тип одаренности, социальная и спортивная одаренности. Во всем этом учитель должен разбираться детально. Мера успеха? Психологи любят повторять фразу: «Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг».

Что же нам предлагает концепция?

Должны появиться новые образовательные программы в институтах повышения квалификации учителей. Вузовские курсы «Педагогика» и «Психология» дополнятся разделами об одаренных детях. Организуется переобучение для учителей, которые пойдут работать в спецшколы и лицеи. Студенты будут изучать международный опыт работы с талантливыми детьми.

В бюджетах появятся субсидии, гранты, стипендии для тех, кто работает с одаренными школьниками и студентами. А школьники смогут также рассчитывать на именные гранты. И что особо приветствуется: будет объявлен всероссийский конкурс на подготовку методических пособий по выявлению одаренности.

Искать и поддерживать таланты поручат особому Координационному совету при Правительстве России. Средства для этого поступят в специальный фонд, который обяжут регулярно публично отчитываться во всех тратах. Этот же фонд станет финансировать Всероссийскую олимпиаду школьников.

Где учить?

В стране в настоящее время есть несколько типов специализированных образовательных учреждений, ориентированных на работу с одаренными детьми. Наиболее известные: Московский центр образования № 57, Московский СУНЦ, школа № 239 в Санкт-Петербурге, Московская школа-интернат «Интеллектуал», Новосибирский СУНЦ, Челябинский лицей для одаренных детей. Но, как считают специалисты, при заведомо высоком уровне образования в них задача сопровождения и поддержки одаренных детей и подготовки их к творческой профессиональной деятельности не всегда решалась успешно.

Считается, что большую роль в развитии одаренных детей играет система дополнительного образования. По данным Минобрнауки, в нее включено 17,6 тыс. муниципальных (95 процентов) и государственных образовательных учреждений и 240 тыс. объединений (кружков, секций, учреждений дополнительного образования детей), организованных на базе других учреждений. Имеют возможность заниматься художественным и научно-техническим творчеством, физической культурой и спортом, туризмом, краеведением, учебно-исследовательской деятельностью 49,1 процента от численности детей в возрасте от 5 до 18 лет. Охват – широкий, но все центры, пестующие талантливую молодежь, не имеют никаких функциональных связей ни со школами, ни тем более с вузами, стоя особняком. Вывод, с которым трудно не согласиться, делает в статье «Работа с одаренными детьми требует ювелирной точности» ректор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), доктор психологических наук, профессор Виталий Рубцов: «В целом же и к сожалению, ориентация российского образования на середняка в полной мере сохраняется, и сейчас хорошо осознается нашим обществом. И хотя необходимость работы с одаренными детьми можно считать заявленной государственной проблемой, тем не менее, проблема формирования действенной системы выявления, поддержки и сопровождения детей с одаренностью остается сложнейшей комплексной задачей».5

Стремясь к ювелирной точности

Еще за год до заседания коллегии в вышеупомянутой статье профессор В. Рубцов достаточно подробно описал сложившуюся ситуацию в России, связанную с проблемой выявления и обучения одаренных детей, подготовкой педагогических кадров для этой категории, и четко указал на те моменты, которые мешают развернуть работу в масштабах страны.

В отличие от тех, кто не устает в СМИ петь дифирамбы всероссийской олимпиаде школьников («проводится по 21 учебному предмету», «ежегодно участвуют 7 млн. школьников в возрасте от 10 до 18 лет»), считая ее базовой в системе выявления и поддержки одаренных детей, В. Рубцов указал на ее ограниченность: «этот метод, во-первых, выявляет школьников с уже сложившейся (готовой) одаренностью, а во-вторых, сама технология проведения этих интеллектуальных соревнований такова, что требует от ребенка или подростка особых регулярных навыков, не всегда имеющихся у одаренных детей, даже относящихся к группе особо одаренных. Понятно, что на олимпиадах не могут себя проявить дети, у которых одаренность еще не проявлена и носит только потенциальный характер. Пренебрегать этим контингентом детей мы не имеем права еще и потому, что, как я уже говорил, «индекс успешности» у мотивированных на развитие детей в конечном итоге выше, чем у многих особо одаренных детей».

Ученый раскрывает многоэтапность выявления одаренных детей, предлагая целую «батарею» методов. Здесь и опросы учителей, хорошо знающих своих подопечных, и использование контрольно-оценочных методик (разработаны в Психологическом институте РАО, Институте психологии РАН), и интеллектуальные тесты, и проектно-исследовательские работы учащихся, и опросы родителей.

Он предлагает пути выхода из драматической ситуации по подготовке кадров (учителей и психологов) для работы с одаренными детьми. Оказывается, даже в ведущем вузе страны, в МПГУ, в системе подготовки педагогов на всех предметных факультетах предусмотрен только один спецкурс по проблемам работы с одаренными детьми общим объемом 24 часа, из них только 12 часов аудиторных. По сути дела это лишь очень небольшой факультатив!

Никто не уменьшал и роль семьи в развитии одаренности. Журналисты часто описывают случаи из жизни, когда многодетные мамы, рассказывая об успехах своих детей, признаются, что те из них добились лучших результатов, кому они больше уделяли внимания, начиная с грудного возраста. «Необходимо организовать специальное психологическое просвещение и дать хорошее методическое оснащение для воспитания ума и личности ребенка в семье», – пишет В. Рубцов. В общем, неслучайно журналист сравнил национальную поддержку талантов с английским газоном – поднатужиться и вникнуть в проблему придется всем.

  1. Дружинин В.Н. «Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие». М.: ПЕР СЭ; СПб: ИМАТОН-М, 2001, с. 210.
  2. http://kononv.com/teachers/metod/9.html
  3. «Российская газета». Федеральный выпуск № 5693 (20) 01.02.2012.
  4. http://www.school.edu.ru/news.asp?ob_no=93221
  5. «Учительская газета» от 01.03.2011 г.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-54, школьные дневники, поддержка талантливой молодежи

Похожие материалы:
ИНЖПРОМФЕСТ-2014 – за будущее отечественной инженерии!
Домашнее обучение за рубежом и в России
Бизнес заинтересован в реформировании образования
Домашнее обучение за рубежом и в России
«Проектный вызов» в Руян-городе
Встреча экспертов Russian StartUp Tour с молодыми предпринимателями Самары
Завершилась онлайн экспертиза проектов первого потока конкурса «Зворыкинская премия 2013»
Ивестиционные программы Фонда развития интернет-инициатив
«Startup поиск» собрал талантливых молодых исследователей в Уфе
В России появится первый Honors College

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Медиастратегию лидерства в образовании обсудят на пресс-конференции в "Интерфаксе"
12 ноября в центральном офисе агентства "Интерфакс" состоится пресс-конференция на тему:...
Пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс» (ул. 1-я Тверская-Ямская, 2, строение 1)...
Открытие онлайн-олимпиады Учи.ру «Юный предприниматель» состоялось в школе «Летово»
5 ноября в международной школе для одаренных детей «Летово» дан старт основному туру III...
Из журнала
#106Проблемы и перспективы развития системы независимой оценки качества в сфере высшего образования
#102Значительный вклад в развитие Дагестана вносит филиал ДГУ в Кизляре
#111Инженеров будущего готовят в Новочебоксарском химико-механическом техникуме
#102Коркинский горно-строительный техникум готовит востребованные кадры
#104Елена Дзятковская: «На путь проб и ошибок у нас, вероятно, не осталось времени»
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ