Новости образования «АО-97»Президентские гранты теперь смогут получать не только студенты вузов, но и ссузов. Соответствующий указ подписан президентом Владимиром Путиным . Просмотров: 137
Материал опубликован в журнале №97 от 25.09.2017. ПРЕЗИДЕНТСКИЕ гранты теперь смогут получать не только студенты вузов, но и ссузов. Соответствующий указ подписан президентом Владимиром Путиным 28 сентября 2017 года. Устанавливается, что, начиная с 2017-2018 учебного года, гранты «предоставляются также лицам, проявившим выдающиеся способности и поступившим на обучение в профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам подготовки специалистов среднего звена». Ежегодно выделяется не более 1,2 тыс. таких вознаграждений в размере 20 тыс. рублей ежемесячно. По данным Счётной палаты РФ, в 2016 году их получили 1 172 первокурсника. Деньги выплачиваются из местных, региональных и федерального бюджетов в течение всего срока обучения. Однако право на получение гранта надо не только заслужить, но и сохранить. В документе прописаны условия, нарушение которых влечёт за собой лишение статуса грантополучателя. Так, если студент досрочно прекращает обучение, он должен вернуть всю сумму, предоставленную в виде гранта. Также в указе предусмотрено наказание для тех, кто по окончании учебного заведения не отработает в России пять лет. В этом случае возвращению подлежат не только все полученные в виде гранта деньги, но и требуется заплатить штраф – сумму, вдвое превышающую раз-мер полученной за годы обучения. СОВЕЩАНИЕ по проблемам реализации распоряжения, наделившего научные и образовательные организации правом самостоятельно присуждать учёные степени, провёл заместитель председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович 2 октября. Решено, что требования к диссертациям, присуждаемым по новым правилам, должны быть не ниже требований к качеству диссертаций ВАК при Минобрнауки РФ. Информация о предстоящих защитах должна размещаться в интернете. К обсуждению работ должны привлекаться как отечественные, так и зарубежные учёные. Всё вышеперечисленное будет отражено в подготавливае-мом ведомственном нормативном акте. РАСШИРЕННОЕ заседание Совета по законодательному обеспечению развития цифровой экономики при председателе Госдумы РФ состоялось 25 сентября. Обсуждались такие темы, как правовое регулирование в сфере цифровых технологий; подходы к принятию решений на основе аналитики данных, машинного обучения и систем искусственного интеллекта; опыт применения машинного обучения и искусственного интеллекта в Сбербанке, компании «Яндекс», Московском физико-техническом университете; влияние искусственного интеллекта на экономики стран; использование и перспективы развития технологии блокчейн в корпоративном и государственном секторах и другие. Руководитель Сбербанка Герман Греф подчеркнул, что новые технологии предполагают децентрализацию экономики, а для России это означает смену системы управления и серьезнейшую реформу в образовании. Комментируя его высказывания, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии на-родного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Татьяна Клячко отметила, что происходит смещение от преподавания к обучению (англ. – «fromteachingtolearning»). Резко повышается способность учащихся к постоянному самообразованию. – В то же время должна вырасти и новая система оценки знаний, контроля, признания этих знаний. В этом вопросе уже вырисовываются некоторые очертания, но видны в первую очередь проблемы, связанные с тем, что система ломает прежние рамки и выходит в совершенно другую плоскость, – считает эксперт. ГЛАВА Минобрнауки РФ Ольга Васильева выступила на Правительственном часе в Госдуме РФ с докладом о реализации государственной политики в сфере образования. Говоря об обеспечении единого образовательного пространства, министр обозначила три задачи: включение содержания в образовательные стандарты, сокращение федерального перечня учебников, которых на сегодняшний день насчитывается 1 377, и создание государственной вертикали в управлении содержанием образования. Затронуты были также темы целевого приема в вузы, создания национальной системы учительского роста, актуализации ФГОС СПО, развития дополнительного образования и онлайн-курсов, повышения финансирования отраслевых вузов и другие. В ходе обсуждения доклада Вера Ганзя выразила обеспокоенность тем, что фонды оплаты труда в образовании практически не увеличиваются, а зарплата повышается исключительно за счет оптимизации сети образовательных учреждений. Елена Драпеко высказалась за повышение доступности второго высшего образования по творческим специальностям. Владимир Катенев, заметив, что развитие цифровых технологий приведет к упразднению целого ряда профессий, просил учитывать это в процессе подготовки специалистов. Исключить из базового закона понятие образовательной услуги предложил Олег Смолин и поддержал усилия министра по возвращению содержания в образовательный стандарт, но призвал отказаться от обязательного ЕГЭ по иностранному языку. Депутат высказался против сокращения количества вузов и их филиалов и одновременно предложил узаконить электронные уни-верситеты. Сообщив, что в ряде регионов школьников с инвалидностью насильно переводят на надомное обучение, выступающий призвал остановить этот процесс, направив в регионы соответствующую инструкцию. Прекращение бездумного слияния вузов и увеличение экспорта образования отметил Вячеслав Никонов. Однако программа строительства и реконструкции школ нуждается в более существенном финансировании. В противном случае к 2025 году повсеместно избавиться от второй сме-ны не получится. Кроме того, нужны законы о возвращении содержания образования во ФГОС, совершенствовании целевого приема в вузы, базовых кафедрах. Необходимо также ограничить право органов власти и муниципалитетов запрашивать у образовательных организаций информа-цию, которая уже имеется на официальных сайтах. СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничестве и взаимодействии с целью привлечения молодых кадров в наиболее востребованные экономикой России отрасли, популяризации рабочих и инженерных специальностей подписали Росмолодежь и Союз машиностроителей России. Первый молодежный промышленный форум «Работай в России!», в рамках которого состоялось подписание документа, прошел на базе Южно-Российского государственного политехнического университета им. М.И. Платова. Участниками стали около 400 молодых специалистов машиностроительных предприятий и студентов технических вузов. Форум призван стать единым пространством для информационно-делового взаимодействия по «управлению знаниями» на предприятиях оборонно-промышленного комплекса страны. РЕЗКО сократить число участников программы «5-100» предложила глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева на общем собрании ректоров ведущих университетов России – членов ассоциации «Глобальные университеты». – Нужно оставить эффективные вузы, не более 6, чтобы к 2020 году они вошли в ту самую пятерку, о которой нас просил президент. Все остальные вузы отчитаются о проделанной работе и истраченных деньгах за тот период, который был, – сказала министр. – Можно обращать внимание на те достижения, которые достигнуты, чтобы остальные подтягивались, но нельзя делать резких движений, которые сведут на нет достижения прошлых лет, – возразила вице-премьер Ольга Голодец. Программа повышения международной конкурентоспособности – достаточно широкое понятие, речь идет обо всех вузах, отметил ректор РУДН Владимир Филиппов: – Если следовать логике «шести–восьми», то вспоминается старый советский анекдот, когда генеральный секретарь на политбюро говорит: «Есть предложение улучшить жилищные условия советских граждан. Есть возражения? Если нет, то список этих граждан прилагается». Подробнее на стр. 14 ГЕНДЕРНЫЙ паритет в показателях выпускников вузов остается далекой мечтой. Так, женщины составляют лишь четверть поступивших на инженерные специальности, но их примерно три четверти среди учащихся в области здравоохранения. Среди направлений подготовки, почти достигших гендерного равенства, управление бизнесом, право, естественные науки, математика и статистика. Подробнее об этом и других аспектах – в докладе «Educationat a Glance 2017», представляющем собой обзор систем образования в нескольких десятках стран. Резюме доклада на русском языке http://bit.ly/2x7wkJW РЕДАКЦИЯ журнала «Аккредитация в образовании» поздравляет Артема Кудрявцева – спикера вебинаров, организуемых в рамках проекта «МЕДИАактивность вузов РФ», – с победой на международном фестивале корпоративного и документального кино CannesCorporateMedia& TV Awards. Компания GreatAdvertisingGroup, в которой он работает, произвела ролик «ИТМО открывает все двери», получивший каннского дельфина за лучшее маркетинговое видео bit.ly/ao97New3. – Если вы видите, что студенты смотрят YouTube, сидят на Facebook и других онлайн-платформах, становится понятно, что сегодня это наилучший способ их найти и заинтересовать. В первую очередь, университет должен им понравиться: тогда они зайдут на его сайт и будут искать дополнительную информацию. И хорошее видео в этом очень помогает, особенно сейчас, когда конкуренция в сфере образования обостряется, – считает директор фестиваля Александр Камель. ТРАДИЦИОННЫЙ для молодых аграриев страны форум, проводимый Российским союзом сельской молодежи при поддержке Минсельхоза РФ в рамках деловой программы крупнейшей агропромышленной выставки «Золотая осень», состоялся 6-7 октября. Уже в девятый раз форум стал серьезной площадкой по обмену опытом и выработке предложений по вопросам предпринимательской активности молодежи на селе, внедрению передовых технологий в АПК и объединил около 300 участников – студентов и преподавателей средних и высших аграрных образовательных организаций, представителей ученических производственных бригад, молодых специалистов. Журнал «Аккредитация в образовании» традиционно выступил информационным партнером. – Активное участие в проектах форума студентов, магистрантов и аспирантов говорит о заинтересованности молодых людей в возрождении русской деревни. Стартапы молодых ученых демонстрируют отношение современной молодежи к решению наиболее актуальных вопросов развития крестьянского (фермерского) хозяйства и сельских территорий в целом, – отметила, приветствуя участников, заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт. Сенатор также выразила уверенность в том, что неординарная жизненная позиция сельской молодежи может сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого и динамичного развития отечественного АПК, создании благоприятной и комфортной жизни на селе. УТВЕРЖДЕН список первых вузов-участников консорциума приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». В него вошли 39 образовательных организаций. • Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой. • Белгородский государственный национальный исследовательский университет. • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова. • Дальневосточный федеральный университет. • Казанский (Приволжский) федеральный университет. • Казанский национальный исследовательский технологический университет. • Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина. • Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. • Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). • Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств • Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный ис-следовательский университет). • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. • Московский политехнический университет. • Московский физико-технический институт (государственный университет). • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС». • Национальный исследовательский Томский государственный университет. • Национальный исследовательский Томский политехнический университет. • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». • Новосибирский государственный технический университет. • Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России. • Российская академия музыки имени Гнесиных. • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. • Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева. • Российский государственный гуманитарный университет. • Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина. • Российский институт театрального искусства – ГИТИС. • Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова. • Российский университет дружбы народов. • Российский университет транспорта (МИИТ). • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. • Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. • Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России. • Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. • Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. • Финансовый университет при Правительстве РФ. • Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский универ-ситет). • Южный федеральный университет. Эти вузы первыми внедрят программы по экспорту образования, развивающие новые формы совместных образовательных программ и программ на английском языке, предлагающие онлайн-курсы, образовательные туристические маршруты и летние программы обучения для иностран-цев. С 2021 года все российские образовательные организации высшего образования должны бу-дут перенять их опыт. Источники bit.ly/ao97New1, bit.ly/ao97New2 Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|