Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

«Новая школа» в условиях Севера

Проблема сохранения традиционного уклада жизни и экономики коренных жителей Севера стоит сегодня достаточно остро. Проект кочевой школы в фактории Лаборовая призван помочь в решении этой проблемы. Задача Ямальского многопрофильного колледжа – подготовка педагогических кадров для новой модели школы.

Просмотров: 2655

Г.А. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, заместитель директора по инновационной и экспериментальной работе Ямальского многопрофильного колледжа

Д.П. ТИХОНОВА, начальник инновационно-экспериментального отдела

Уникальная модель «кочевой школы» разработана педагогами ямало-Ненецкого автономного округа. За подготовку нового корпуса учителей взялся Ямальский многопрофильный колледж

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж» было основано в 2006 году путем реорганизации 4 профессиональных образовательных учреждений – Салехардского педагогического колледжа, Салехардского медицинского училища, Салехардского межокружного училища культуры и искусств и профессионального училища №12.

ПРОБЛЕМА сохранения традиционного уклада жизни и экономики коренных жителей Севера стоит сегодня достаточно остро. Причиной ее является постепенный отказ молодежи жить по заветам предков, вести семейно-родовой уклад жизни, заниматься традиционными видами национального промысла. Это обусловлено тем, что детей северян-кочевников, охотников, рыболовов отрывали от семей и отправляли на обучение в интернаты. Получив среднее образование, подростки редко возвращались в стойбища. Уже к 2004 году эта тревожная тенденция стала особенно заметна: многие родители, ведущие кочевой образ жизни и занимающиеся традиционной экономикой, отказывались отдавать своих детей в интернаты. Ответом властей ЯНАО на эти отказы стал проект кочевой школы в фактории Лаборовая.

ЗНАЧЕНИЕ идеи «кочевой школы» для развития региона трудно переоценить. Открытие образовательных учреждений такого типа позволит организовать обучение и воспитание детей в условиях семейного, производственного кочевья народов Севера, будет способствовать углубленному изучению родных языков в естественных жизненных условиях, позволит обучающимся знакомиться с живыми народными традициями, обычаями родителей. А привитие ценностей этнической культуры народов приведет к новому развитию коренных северян в современном историческом контексте.

Исходя из этого, было принято принципиальное решение – создать условия для подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений подобного типа. В качестве первого практического шага Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа принял специальный документ о присвоении колледжу статуса региональной инновационной площадки по теме «Модель подготовки педагогических кадров для работы в системе кочевого образования детей коренных малочисленных народов Севера». На сегодняшний день это стало одним из приоритетных направлений деятельности Ямальского многопрофильного колледжа, а для системы профессионального образования Ямала – началом уникального опыта подготовки квалифицированных педагогических кадров, которые владеют как смежными предметными специальностями, так и основами этнопедагогики и этнопсихологии. Решение поставленной цели стало возможным благодаря консолидированной работе ГОУ СПО ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» с департаментом образования ЯНАО, ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования», Управлением образования МО «Приуральский район» ЯНАО и МОУ «Лаборовская начальная общеобразовательная школа».

СУТЬ и инновационность проекта заключается в поиске и проверке нового содержания, методов и форм подготовки педагогических кадров особого профиля, обеспечивающих потребности коренного населения Ямала в обучении и воспитании детей в условиях кочевого образа жизни, без отрыва от семьи и исконных занятий народа. Авторы проекта считают, что успеха в реализации задач «кочевой школы» может достичь педагог, вышедший из этой же среды, овладевший внутренним интеллектуальным миром этноса, его духовностью, мировоззрением, народной философией. В связи с этим, в число студентов колледжа, на которых направлена работа по реализации проекта, входят обучающиеся, закончившие в прошлом Лаборовскую начальную общеобразовательную школу, в которой обучение сочеталось с приобщением учеников к основам традиционной экономики и жизни северных народов.

Дело в том, что школа в поселке Лаборовая – единственная на Ямале, имеющая возможность весь календарный год проводить для детей этнокультурные и этнопедагогические занятия. Педагогический коллектив ведет разработку и апробацию новой системы организации учебно-воспитательного процесса (автор и руководитель эксперимента – педагог Анна Павловна Неркаги). По сути, речь идет о создании и апробации новой, альтернативной северной региональной модели школы образования, развития и трудового образа жизни в условиях кочевья. По содержанию такая школа практически не будет отличаться от обычной адаптивной школы, но во второй половине учебного дня здесь будет проводиться обязательное профориентационное воспитание, в том числе по экспериментальной программе эколого-трудового обучения в тундровых экстремальных условиях. В связи с этим закономерно сотрудничество школьного педагога-новатора и Ямальского многопрофильного колледжа по подготовке педагогических кадров для новой модели школы.

РЕАЛИЗАЦИЯ проекта «кочевой школы» также потребовала от коллектива колледжа выработки новых подходов:

  • к формированию учебного плана, совмещающего наиболее востребованные педагогические специальности (учитель начальных классов и воспитатель детского сада) для работы в кочевой этнической школе;
  • к разработке методики преподавания учебных дисциплин на основе модульно-компетентностного подхода, позволяющего дифференцировать содержание обучения, индивидуализировать педагогическое воздействие с учетом уровня подготовленности обучаемых;
  • к разработке содержания образования, включающего модули и учебные элементы, направленные на освоение особенностей этнокультуры, этнопедагогики, этнопсихологии, в частности, включение в национально-региональный компонент учебного плана дисциплин «Родной язык» (ханты, ненецкий), «Культура народов Ямала», «Литература народов Севера», «Этнология», в преподавание общепрофессиональных дисциплин – модулей «Этнопедагогика», «Этнопсихология», «Основы экономики и хозяйственной деятельности на Ямале», в преподавание дисциплин предметной подготовки учебных элементов – модулей «Краеведение», «Этническая литература», «Декоративно-прикладное искусство народов Севера» и др.

Работу над реализацией проекта проводят административные и педагогические работники колледжа: руководитель проекта – директор колледжа И.М. Трисорука, научное руководство – заместитель директора по инновационной и экспериментальной работе Г.А. Преображенская, координатор работы – заместитель директора по учебной работе Г.М. Дубченко. Непосредственно педагогическую деятельность ведут педагоги колледжа, среди которых заслуженные учителя РФ, почетные работники системы профессионального образования. Со стороны Лаборовской начальной общеобразовательной школы тьюторами проекта выступают руководитель и педагоги школы, в том числе вдохновитель создания кочевых школ на Ямале А.П. Неркаги.

ПРОЕКТ подготовки кадров для кочевых школ осуществляется в три этапа.

Первый этап, подготовительный, проводился в течение 2010 года, когда основная работа была направлена на подготовку ресурсной базы: нормативно-правового, материально-технического, информационно-методического обеспечения. Были разработаны и утверждены положение о проекте региональной инновационной площадки, учебный план, календарный учебный график, основная профессиональная образовательная программа, учебно-методические комплексы. Составлен перечень необходимого учебного оборудования, расходных материалов, учебных и методических пособий для дальнейшего приобретения.

Второй этап, основной, рассчитан на период 2011-2013 годов. Это непосредственная реализация комплекса мероприятий по подготовке педагогических кадров для кочевых школ Ямало-Ненецкого автономного округа. Так, с сентября 2010-2011 учебного года в группе по специальности «Преподавание в начальных классах» студенты приступили к учебным занятиям в очно-заочном режиме. В течение первого года обучения был завершен процесс общеобразовательной подготовки, а также организован процесс освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности. Кроме этого, организовано сотрудничество с учителями Лаборовской начальной общеобразовательной школы по вопросам разработки содержания модулей и учебных элементов, направленных на освоение особенностей этнокультуры коренных малочисленных народов Севера. Также разработаны методические рекомендации по созданию учебных программ дисциплин национально-регионального компонента, на основании которых были созданы инновационные учебные программы, учитывающие особенности среды обитания, специфику мировосприятия и мышления обучающихся, природно-географические и хозяйственные особенности региона.

Третий этап, итоговый (2014), включает обобщение опыта, анализ и публикацию результатов реализации проекта по подготовке кадров для работы в системе кочевого образования детей коренных малочисленных народов Севера.

ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ место в реализации проекта занимает методическая подготовка педагогов, участвующих в реализации проекта. Для них организованы и проводятся обучающие семинары на темы: «Разработка учебно-методических комплексов с учетом национальных особенностей коренных малочисленных народов Севера», «Современные образовательные технологии в обучении коренных малочисленных народов Севера». Идет подготовка к проведению он-лайн конференции «Подготовка тьюторов к работе с детьми в условиях кочевой школы» с учителями Лаборовской начальной общеобразовательной школы. Запланированы проведение мастер-классов с участием педагогов колледжа и школы поселка Лаборовая и выездного обучающего семинара на базе школы для преподавателей-методистов на тему «Организация практики студентов в условиях кочевой школы». Осмысление и предварительное обобщение результатов проекта проводится на заседаниях научно-методического совета колледжа.

С обучающимися, в свою очередь, помимо образовательной деятельности, ведется психолого-педагогическая работа, включающая проведение социально-психологических тренингов, направленных на формирование готовности к работе в условиях кочевой школы, а также осуществляется индивидуальная консультативная помощь студентам с учетом их образовательных способностей и потребностей.

МЕЖДУНАРОДНАЯ презентация проекта по подготовке педагогических кадров для кочевых школ состоялась в рамках проведения в ноябре 2011 года в г. Салехарде Арктического образовательного форума с участием представителей Норвегии, Финляндии, Венгрии, Канады, которые отметили ряд ожидаемых внешних эффектов от реализации проекта, а именно:

  • создание условий для занятости представителей малочисленных народов Севера в системе образования ЯНАО, увеличение доли малочисленных народов Севера среди сельских учителей и воспитателей;
  • поддержку целостности этнической семьи, обеспечение возможности обучения и воспитания детей коренных малочисленных народов Севера без отрыва от семьи, что создает дополнительные условия для их успешной социализации;
  • сохранение и поддержку традиционного образа жизни и этнической культуры коренных малочисленных народов Севера;
  • сохранение законов отчего дома, уникальной экологии человека, животного и растительного мира;
  • снятие социальной напряженности, мирный диалог северной культуры с техногенной цивилизацией;
  • также возможность подготовки тьюторов семейного воспитания в условиях ведения кочевого образа жизни в сотрудничестве с Региональным институтом развития образования.

Полученные результаты в целом будут способствовать созданию более качественных условий для образования и воспитания детей коренного населения ЯНАО, сохранению и дальнейшему развитию традиционного образа жизни и этнической культуры коренных малочисленных народов Севера.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Новости №84
Создание школы XXI века надо начинать заново
Школьная лаборатория нанотехнологий
Проблемы и перспективы развития научно-технического творчества
МИЭТ посетили американские школьники из города Талсы
Альтернативный «Стандарт» или альтернатива «Стандарту»?
Образовательный эксперимент «Школа здоровья»
Создание школы XXI века надо начинать заново
Университетский комплекс не может развиваться без новых идей

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ