Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Русский – язык больших возможностей

Распространение и поддержка русского языка в мире – миссия Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина (г. Москва). О многогранной деятельности Института Пушкина, который в будущем году отметит полувековой юбилей, рассказывает ректор, доктор педагогических наук Маргарита РУСЕЦКАЯ.

Просмотров: 374

Сегодня, по мнению специалистов, на русском языке в мире говорят более 250 млн. человек. «Русскоязычное» высшее образование остается привлекательным для иностранных граждан: в 2014 году около 15 тыс. студентов из-за рубежа предпочли его образованию в других странах.

Распространение и поддержка русского языка в мире – миссия Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина (г. Москва).

О многогранной деятельности Института Пушкина, который в будущем году отметит полувековой юбилей, рассказывает ректор, доктор педагогических наук Маргарита РУСЕЦКАЯ.

РУСЕЦКАЯ Маргарита

РУСЕЦКАЯ Маргарита Николаевна – ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, доктор педагогических наук.

Родилась в 1972 году в Москве. Окончила Московский педагогический государственный университет, специальность «логопедия с дополнительной специальностью филология». Трудовую биографию начала учителем-логопедом в одной из московских школ. В дальнейшем – старший преподаватель, доцент, профессор кафедры логопедии, директор Научно-исследовательского института столичного образования, проректор по инновационной деятельности Московского городского педагогического университета (2001-2011), начальник управления комплексного анализа и стратегического развития системы образования Департамента образования города Москвы, заместитель руководителя этого Департамента (2011-2013). В настоящее время – ректор Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина.

Автор более 70 научных и методических работ по вопросам развития читательской деятельности и педагогического образования.

Член Совета по русскому языку при Правительстве РФ, член правления Российского общества преподавателей языка и литературы.

Семья: муж, сын.

Хобби: путешествия, рисунок.


Уникальная миссия

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина – уникальная образовательная организация, созданная полвека назад как учебно-методический центр по изучению русского языка как иностранного.

«Начиналась его деятельность с научно-методического центра русского языка, который был организован в 1966 году в МГУ как научное учреждение, – вспоминает Виталий Григорьевич Костомаров, инициатор создания и первый ректор института. – В его задачу входило написание учебников по современному русскому языку для иностранцев. Ведь существовавшие на Западе учебники русского языка были написаны эмигрантами. В них использовалась лексика, бытовавшая до 1917 года, а в советской стране русский язык претерпел большие изменения. Конечно, эти учебники нужно было освежить и приблизить к языку русских людей уже второй половины ХХ века, а также типизировать учебные материалы. Необходимо было провести минимизацию учебного словаря для иностранцев. Потребовались новые эффективные методики обучения русскому языку, многочисленные учебники, словари. Все это и вызвало к жизни наш для того времени совершенно уникальный институт. В то время русский язык нужен был иностранцам, но приехать в Советский Союз в конце 60-х годов было крайне тяжело. Мы предложили принимать иностранцев на стажировку. Для этого необходимо было расширяться. Было решено добавить к научному сектору еще и учебный. В 1973 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о преобразовании НМЦРЯ в составе МГУ в отдельный Институт русского языка им. А.С. Пушкина».

В Институте впервые были разработаны теории и методики преподавания русского языка как иностранного, которые стали фундаментом профессиональной деятельности отечественных и зарубежных русистов, подготовлено большое количество разнообразных учебных и методических пособий, ряд из которых был отмечен различными премиями. Так, учебник «Русский язык для всех», созданный коллективом авторов Института русского языка им. А.С. Пушкина под руководством В.Г. Костомарова, переиздавался 26 раз и был удостоен Государственной премии. Не имеют равных в своей области «Словарь сочетаемости слов русского языка», «Лингво-страноведческий словарь» и многие другие издания.

Высокопрофессиональный коллектив ученых и сегодня удерживает передовые позиции. В опубликованный в марте 2015 года обновленный рейтинг «Топ-100 самых цитируемых российских ученых по данным РИНЦ» по научному направлению «Языкознание» вошли пять профессоров Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

Институт Пушкина продолжает следовать своей миссии: преподавание, распространение, изучение и сохранение русского языка. На интеграции этих стратегических направлений построена вся многоаспектная деятельность образовательной организации.

Готовим молодые кадры

Гос. ИРЯ им. А.С. ПушкинаВ настоящее время сфера преподавания русского языка существенно расширилась. Русский язык как иностранный, как родной и как неродной – вот современные направления деятельности Института, обеспеченные соответствующими организационными структурами, методической и научной базой, успешным многолетним опытом.

В 1999 году в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина был создан филологический факультет, куда принимаются и российские абитуриенты, и граждане зарубежных стран – после подготовительного отделения. Сегодня по результатам рейтинга качества приема в российские вузы, проводимого Общественной палатой РФ, Институт Пушкина входит в десятку лучших государственных вузов России и занимает первое место среди всех государственных вузов гуманитарного профиля. Средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступивших в 2014 году на филологический факультет, – 84,3. Образовательные программы филологического факультета прошли независимую аккредитацию Национального центра общественно­-профессиональной аккредитации – по критериям, разработанным в соответствии с европейскими стандартами гарантии качества высшего образования ESG-ENQA (2013).

Прием в бакалавриат ведется по направлению «Филология» по трем профилям: «Отечественная филология», «Преподавание филологических дисциплин», «Прикладная филология». Студенты получают качественное фундаментальное образование, позволяющее успешно реализовываться в различных сферах: от преподавания русского языка и литературы в школе до творческой деятельности в СМИ и PR-агентствах.

В магистратуре образование можно продолжить по программе «Русский язык как иностранный», важнейшей составляющей которой является овладение уникальной теоретико-методической базой преподавания русского языка как иностранного, либо по программе «Русский язык и межкультурная коммуникация», где большое внимание уделяется изучению культурной антропологии, психолингвистики, основам перевода и другим смежным дисциплинам.

Для тех, кто имеет склонность к исследовательской деятельности, есть возможность обучения в аспирантуре. В Институте Пушкине действует диссертационный совет, где защищено свыше тысячи кандидатских (85 процентов – иностранными соискателями) и более 40 докторских диссертаций (50 процентов – иностранными соискателями).

Уровень подготовки наших выпускников обеспечивает их высокую конкурентоспособность на рынке труда в России и за рубежом. Лучшие выпускники филологического факультета пополняют ряды молодых кадров для образовательных и научных проектов, направленных на продвижение русского языка.

Кроме высшего образования, в Институте реализуются разнообразные программы дополнительного образования.

Все образовательные программы Института разработаны с учетом актуальных запросов государства, общества и международного рынка образовательных услуг.

Русский язык как иностранный

За годы своей деятельности Институт Пушкина только на московской площадке подготовил более 150 тыс. выпускников, владеющих русским языком – это граждане 91 страны мира. Еще больше тех, кто обучался русскому языку в наших зарубежных филиалах, – только на Кубе это число составило 350 тыс. человек.

В настоящее время в вузе проходят обучение представители 64 государств. Мы продолжаем развивать нашу традиционную нишу – преподавание русского как иностранного – с применением последних научных и технологических достижений.

Обучение осуществляется по программам различной продолжительности и сложности, охватывающим несколько уровней образования. Действуют подготовительные курсы для иностранных граждан, поступающих в российские вузы. На факультете обучения русскому языку как иностранному обучаются по программам межвузовских обменов и стажировок студенты зарубежных университетов, изучающие русистику, экономику, международные отношения.

Все занятия проводятся высококвалифицированными преподавателями по самым эффективным методикам, спектр которых постоянно расширяется. Применяются мультимедийные и онлайн-технологии, игротехники, различные приемы, помогающие «поставить» произношение и преодолеть языковой барьер.

Большой популярностью пользуются летние интенсивные программы: зарубежные гости не только изучают язык, но и погружаются в русскую культуру, посещают театры, исторические и памятные места, участвуют в концертах и спортивных мероприятиях. Фактически это «образовательный туризм», который сейчас бурно развивается во всем мире.

Особая, очень важная сфера деятельности Института Пушкина – это повышение квалификации преподавателей-русистов всего мира. И если ранее Институт организовывал только очные курсы и семинары повышения квалификации, то в настоящее время проводятся и дистанционные занятия в режиме онлайн.

Завоевание киберпространства

Гос. ИРЯ им. А.С. ПушкинаРезервы в преподавании и продвижении русского языка лежат в области открытого дистанционного образования. Уникальным инструментом для изучения русского языка в любой точке мира стал портал «Образование на русском» – pushkininstitute.ru. Портал создан в рамках Программы продвижения русского языка и образования на русском языке, утвержденной Советом по русскому языку при Правительстве РФ в ноябре 2013 года. Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина – координационный центр Программы, которая направлена, в том числе, на создание новых форматов изучения русского языка во всем мире. Проект «Образование на русском» предоставляет для этого самые широкие возможности.

Раздел «Русский язык как иностранный» содержит шесть модулей для изучения русского языка по принятым в международной классификации уровням: А1-С2 с возможностью онлайн-тестирования. Преподаватели в своей аудиторной работе с иностранными учащимися также активно пользуются этими ресурсами.

Раздел «Школа профессиональной поддержки» является нашей особой гордостью. Его целевая аудитория – преподаватели русского языка как иностранного, русского языка как родного/неродного. С сентября 2014 года различными программами повышения квалификации было охвачено более 3700 человек. Это очень требовательное профессиональное сообщество, тем ценнее положительные отзывы, которые мы получаем по результатам прохождения курсов.

В марте 2015 года состоялась первая итоговая аттестация по дистанционному курсу «Практическая методика преподавания русского языка как иностранного», который успешно завершили 50 слушателей (в ходе обучения набрали необходимое количество баллов, подготовили и защитили выпускную работу). Среди выпускников курса – граждане России, Азербайджана, Боснии и Герцеговины, Грузии, Италии, Казахстана, Польши, Черногории, Чехии и других стран. Важно отметить, что не только обучение, но и защиты выпускных работ проходили в дистанционном режиме. Современные технологии позволили превратить процедуру экзамена в живое заинтересованное обсуждение профессиональных вопросов.

В разработке электронной школы русского языка участвовали лучшие методисты-практики Института Пушкина, МГУ им. М.В. Ломоносова, РУДН, МГЛУ, а также технических вузов, имеющих опыт создания подготовительных факультетов для иностранцев: МИСиС, МГТУ «Станкин». С момента запуска портала 1 сентября 2014 года его посетили более 300 тыс. человек из 127 стран мира, более 90 тыс. пользователей обучаются на портале электронной школы русского языка.

Одним из стратегических направлений развития является создание электронного подготовительного факультета для иностранных граждан, планирующих поступление в российские вузы. Данный проект в пилотном режиме стартовал для обучающихся трех зарубежных стран (Монголия, Китай, Вьетнам). Подготовительный факультет на портале может стать электронной площадкой для организации работы с будущими иностранными студентами российских вузов.

Сегодня дистанционное обучение – это мировой тренд, который все шире распространяется и в нашей стране. В России создается национальная платформа открытого образования, в которой участвуют МГУ, СПбПУ, НИУ ВШЭ и другие ведущие отечественные вузы. Цифровая образовательная среда – это не только возможность учиться в любой точке мира, но и возможность учиться у лучших.

Онлайн-курсы школы русского языка как иностранного, разработанные в Институте Пушкина для портала «Образование на русском», сегодня используются не только для дистанционного обучения граждан, находящихся за рубежом. Преподаватели широко применяют эти методики в ходе аудиторных занятий с иностранными студентами. Перспективным направлением развития портала мы видим также предоставление обучающих курсов другим российским вузам, которые имеют подготовительные факультеты для иностранных граждан, но не являются профильными в обучении русскому как иностранному. Таким образом, колос­сальный теоретический и практический опыт, наработанный Институтом Пушкина в течение его почти полувековой деятельности, станет доступным всем, кто заинтересован в повышении качества и эффективности преподавания русского языка как иностранного.

Содействие государственной языковой политике

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина совместно с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, Российским университетом дружбы народов является учредителем Российского тестового консорциума. Члены консорциума являются головными вузами России по проведению тестирования иностранных граждан на определение уровня владения русским языком. Кроме перечисленных четырех вузов, на эту деятельность аккредитован также Тихоокеанский государственный университет.

В Институте Пушкина действует Центр языкового тестирования и содействия миграционной политике, который ведет работу по основным направлениям: сертификационное тестирование и государственное тестирование. Государственное тестирование включает в себя комплексный экзамен на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ для получения разрешения на работу, временное проживание и вида на жительство в РФ, а также экзамен для лиц, желающих получить гражданство РФ, и экзамены в системе ТРКИ. В настоящее время создано более 100 локальных центров государственного тестирования. В общей сложности с 1 января 2015 года на площадке Института Пушкина и в локальных центрах сдали интеграционный экзамен и получили государственные сертификаты около 270 тыс. человек.

Сертификационное тестирование предназначено в основ­ном для иностранных граждан, изучающих русский язык у себя в стране, и дает возможность получить международный сертификат с указанием уровня владения русским языком. Наличие такого сертификата является важной дополнительной мотивацией для дальнейшего изучения языка.

Программы сертификационного тестирования Института Пушкина прошли экспертизу Ассоциации лингвистических тесторов Европы (ALTE) и включают несколько видов тестов – «Русский язык повседневного общения»: уровни A1-C2 (для взрослых и для школьников); «Русский язык делового общения» («Бизнес. Коммерция»): уровни B1-C1 (экзамены проводятся совместно с экспертами Торгово-промышленной палаты России); «Русский язык в международном туристском бизнесе»: уровни А1-С1.

В настоящее время действует 45 локальных центров сертификационного тестирования Института Пушкина в 25 странах мира. По уникальным программам вуза прошли тестирование около 30 тыс. кандидатов, из них получили сертификаты более 27 тыс.

Наши специалисты отмечают значительный рост интереса к русскому языку: увеличивается число слушателей курсов, расширяются возрастные границы. Система дистанционного тестирования, которая сейчас активно разрабатывается в Институте, позволит сделать экзамен более доступным, современным, что увеличит число желающих пройти тесты.

Также в Институте Пушкина впервые разработана система тестирования детей­билингвов с использованием дистанционных технологий, которая реализуется в игровой форме, не вызывает стресса у ребенка. Интересные задания и яркий иллюстративный материал мотивируют детей к дальнейшему изучению русского языка.

Кроме тестирования иностранных граждан, Институт Пушкина разрабатывает уникальную систему тестирования знания русского языка как родного (государственного) в профессиональных целях. Это позволит оценивать уровень компетенций сотрудников, для которых необходимо хорошее знание русского языка (секретари, референты, консультанты, государственные служащие и многие другие). Система встраивается в международную систему оценки персонала, которую используют HR-компании и кадровые службы.

Институт, открытый стране и миру

Реализация миссии по распространению русского языка является крайне актуальной. Знание языка открывает дополнительные перспективы в образовании, карьере, обеспечивает доступ к научной и культурной информации. Как и прежде, русский – это язык широких возможностей.

В 2013 году решением Совета глав правительств государств СНГ Институту Пушкина придан статус базовой организации государств-участников Содружества Независимых Государств по преподаванию русского языка. В настоящее время в Институте реализуется проект по созданию модели сопровождения русских школ за рубежом.

Отдельным направлением деятельности является реализация программ студенческих волонтерских отрядов по продвижению русского языка и образования на русском языке в странах СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

Востребованным проектом Института Пушкина является реализация молодежных программ популяризации русского языка в формате интерактивных уроков для иностранцев (в рамках форумов «Селигер», «Таврида», международных смен лагерей «Орленок», «Артек», Океан» и многих других).

Значительный вклад в продвижение русского языка и образования на русском языке вносят Международные олимпиады по русскому языку как иностранному, основателем которых в 1972 году и постоянным организатором является Институт Пушкина. Традиционные партнеры – Россотрудничество, Международная организация преподавателей рус­ского языка и литературы, фонд «Русский мир».

Такие олимпиады – не только праздник, который запоминается участникам на долгие годы, но и, в случае победы, возможность получить образование в российском вузе за счет бюджета Российской Федерации. В июне 2014 года на XIII Международную олимпиаду среди школьников, изуча­ющих русский как иностранный, прибыли 205 гостей из 29 стран СНГ, Западной и Восточной Европы и Азии, на XI Международную олимпиаду учащихся школ с русским языком обучения – 107 старшеклассников, представляющих 16 стран постсоветского пространства. Пятнадцать абс­олютных победителей получили право на обучение в российском вузе.

С 1 по 7 июня 2015 года Институт Пушкина проведет очередную, XII Международную Олимпиаду по русскому языку учащихся школ с русским языком обучения стран СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии. Мы ожидаем, что в ней примут участие более 100 школьников из 16 стран и абсолютно уверены, что после завершения этой Олимпиады друзей России станет больше.

Велика роль русского языка для единения большой многонациональной страны – России, для сохранения ее духовных и культурных традиций. Ежегодно Институт Пушкина реализует мероприятия и проекты, направленные на повышение уровня владения русским языком среди молодежи, знание русской литературы, истории, культуры. Вуз является учредителем отдельных номинаций федеральных конкурсов, в частности, номинации «Мой государственный язык» конкурса «Моя страна – моя Россия».

В 2015 году Государственный институт Пушкина определен координатором проектов Года литературы в России, реализуемых под эгидой Министерства образования и науки РФ. Один из самых масштабных – «Литературное наследие России»: в нем, кроме Института Пушкина, участвуют 67 региональных вузов, которые носят имена российских писателей. Вузы, представившие лучшие мультимедийные материалы, получат возможность создать на их основе массовые открытые онлайн-курсы и разместить их на портале «Образование на русском». Результатом сетевого проекта станет формирование общедоступной коллективной электронной энциклопедии по биографии и творчеству писателей и поэтов, программам образовательного туризма, уникальным достопримечательностям России.

Русский язык объединяет всех говорящих на нем общим мировоззрением и культурными традициями, а значит, помогает становиться единомышленниками. Поэтому мы с гордостью говорим: Институт Пушкина учит русскому языку весь мир!

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
«Грамота.ру»: информировать, консультировать, просвещать
Социально-гуманитарное знание: кто справится с кризисом?
СФУ вошёл в состав Европейской ассоциации цифровых гуманитарных наук
Мобилизация инженерной мысли
Проблемы вузовского филологического образования
Дания – новый игрок на мировом рынке экспорта образования
Сохранить духовный и культурный код нации
Средство от гуманитарной «глухоты»
Гуманитарное знание. Освободиться от предрассудков
Образование на русском языке: международный опыт и пути развития

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ