Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Марафон ДПО

В прошлых номерах «АО» были опубликованы ответы участников I Всероссийского медиапроекта в сфере ДПО «Образовательный марафон» на вопросы журнала. Продолжаем знакомить читателей с лидерами дополнительного профессионального образования страны.

Просмотров: 324

Материал опубликован в журнале №90 от 31.10.2016.

В прошлых номерах «АО» были опубликованы ответы участников I Всероссийского медиапроекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»1 на вопросы журнала. Продолжаем знакомить читателей с лидерами дополнительного профессионального образования страны.

  1. В чем секрет успеха ДПО вашего вуза?
  2. Почему вы решили участвовать в проекте «Образовательный марафон»?
  3. Какие актуальные проблемы в сфере ДПО (в том числе отраслевые) вы считаете приоритетными?
ПОП Екатерина Николаевна ПОП Екатерина Николаевна – начальник отдела качества и дополнительного образования Горно-Алтайского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент

– (1) В Горно-Алтайском государст­венном университете (ГАГУ) дополнительное профессиональное обра­зование реализуется мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и в конечном счете результативность. Благодаря кадровому составу вуза стало возможным оперативно реагировать на вызовы в образовании и науке, ориентироваться на потребности экономики и запросы рынка труда.

Кроме того, качество ДПО вуза обеспечивается инновационными элементами в содержании программ, их гибкостью и вариативностью, что выражается в реализации индивидуальной образовательной траектории слушателя. Считаем, что уход от массового обучения способствует повышению уровня подготовки будущего специалиста конкретного предприятия. Понятно, что не каждой программе можно придать вариативный характер, но мы рассматриваем все возможности.

– (2) ГАГУ – современный вуз, деятельность которого направлена на динамичное наращивание научно-исследовательского потенциала, внедрение инноваций, разработку новых дополнительных профессиональных программ, поиск свежих идей. Для эффективной реализации этих процессов необходимо делиться передовым опытом, быть в курсе актуальной информации. Поскольку концепция «Обра­зовательного марафона» максимально этому способствует, наше руководство приняло положительное решение относительно участия вуза в этом проекте. Считаем, что победа в конкурсе будет способствовать дальнейшей разработке и апробации новых модулей программ высшего образования (в том числе педагогического), станет мощным стимулом для коренного обновления системы ДПО.

– (3) К числу приоритетных проблем дополнительного профессионального образования можно отнести:

  • «выпадение» системы ДПО из сферы государственного регулирования по причине многолетних структурных диспропорций в области подготовки кадров на фоне «массовизации» образования и снижения его качества;
  • недостаточное развитие системы дистанционного обучения, не позволяющее включить в систему ДПО слои населения с особыми потребностями;
  • старение преподавательского состава и снижение его инновационного потенциала;
  • несовершенство нормативной базы, регулирующей функционирование сетевых форм взаимодействия, особенно разных уровней ДПО;
  • отсутствие стимулов к развитию государственно-частного партнерства в сфере дополнительного профессионального образования.
ДАЦЕНКО Елена Викторовна ДАЦЕНКО Елена Викторовна – начальник управления дополнительного профессионального образования Тольяттинского государственного университета, член президиума научно-методического экспертного совета Минобрнауки Самарской области

– (1) Во-первых, важную роль играют основные принципы нашей работы – клиентоориентированность и тщательное изучение кадрового рынка с целью отбора наиболее востребованных обществом специальностей.

Во-вторых, для проведения курсов мы приглашаем преподавателей-практиков, настоящих профессионалов. Взаимодействие с ними обеспечивается в том числе на базе Института дополнительного образования «Жигулёвская долина», созданного университетом совместно с Центром инновационных технологий и кластерных инициатив с целью подготовки кадров для резидентов особой экономической зоны «Тольятти» и автомобильного кластера Самарской области.

Кроме того, мы предлагаем разнообразный образовательный контент: от хобби-программ до эксклюзивных курсов, разработанных по запросам заказчиков. Выполняя свои обязанности с максимальной функциональностью, сохраняем вместе с тем гибкую ценовую политику.

Немалое значение имеют и технические условия: аудитории вуза обеспечены современным оборудованием, что позволяет работать быстро и качественно. Клиенты чувствуют себя комфортно и могут лично оценить эффективность нашей деятельности.

Всё это составляет основу успеха ДПО ТГУ, что большим секретом и не является.

– (2) Университет находится в городе, который не так давно получил статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОР). Помимо этого, в Тольятти реализуется проект особой экономической зоны. Оба проекта подразумевают привлечение квалифицированных кадров. ТГУ как системообразующий вуз для ряда отраслей промышленности, в которых лидирующая роль принадлежит Самарскому региону, на протяжении шестидесяти пяти лет своей деятельности обеспечивал кадрами строительство и функционирование крупнейших предприятий губернии: Жигулёвской ГЭС, АвтоВАЗа, заводов «большой химии» и многих других. Для успешной реализации проектов ТОР и ОЭЗ вуз должен решить задачу удержания талантливых молодых людей в городе и создать механизм генерации инновационных идей и подготовки команд для их реализации, в том числе и путём переподготовки уже имеющегося персонала.

Мы считаем, что участие в «Образовательном марафоне» благоприятно скажется на развитии ТГУ и Тольятти, позволит сделать ещё один шаг на пути к общему благополучию.

– (3) Сегодня у людей появился удобный способ получения образования без отрыва от работы и ежедневных домашних дел – дистанционное обучение и массовые открытые онлайн-курсы. При этом очень многие желающие получить дополнительное образование дистанционно не умеют работать с онлайн-сервисами, что значительно усложняет процесс приобретения знаний и увеличивает затраты главного ресурса – времени.

Также отметим, что финансовый кризис не мог не коснуться и образовательной сферы: стремящиеся воспользоваться нашими услугами просто-напросто не могут себе это позволить. Как следствие – мы теряем клиентов.

УРАЗБАХТИН Рустем Нурович УРАЗБАХТИН Рустем Нурович – директор центра дополнительного образования Уфимского государственного авиационного технического университета, кандидат технических наук, доцент

– (1) Для программ ДПО Уфимского государственного авиационного технического университета характерна ориентация на взрослых обучающихся, которые предпочитают практикоориентированное обучение, субъект-субъектное взаимодействие в процессе профессиональной подготовки с опорой на имеющийся у них трудовой опыт, высокую долю самостоятельной работы, прикладной характер содержания образования.

Важнейшей специфической характеристикой программ ДПО УГАТУ выступает их предельная ориентация на заказчика. Повышение квалификации и переподготовка действующего персонала предприятий организуются на основе кастомизированных программ обучения. В противовес типовым, эти программы, разработанные под индивидуальные запросы конкретного заказчика, призваны решать его специфические управленческие и профессиональные задачи. Контингент слушателей каждой программы уникален, поэтому все ее компоненты сформированы предельно адресно.

Каждая программа повышения квалификации и переподготовки формируется под конкретный контингент обучающихся, имеющих уникальные (единственные в своем роде) квалификационные дефициты. Требования работодателей к их подготовке также вполне конкретны и эксклюзивны. Как правило, они связаны с планируемыми или уже осуществленными технико-технологическими изменениями на предприятии, в результате которых возникает необходимость дополнительного обучения работников с компетенциями (квалификацией), не в полной мере соответствующими новым задачам производства.

Еще одной специфической чертой программ ДПО вуза выступает их подстраивание под конкретные целевые группы (всегда существенно различающиеся по всем социально-демографическим и психологическим характеристикам). Эта особенность обуславливает необходимость проектирования содержания данных программ в модульной компоновке и в рамках такой структуры учебного плана, которая допускает частое обновление дизайна и контента образовательного продукта.

– (2) Участие в проекте «Образовательный марафон» позволит центру дополнительного образования и УГАТУ еще раз заявить о себе как о полноправных участниках образовательной среды. Кроме того, общение с профессионалами в этой области всегда дает положительные результаты и помогает выстроить вектор развития.

– (3) Одна из проблем – обозначение новых профессиональных компетенций в качестве цели программ ДПО только за рамками системы образования. Как правило, это прямой запрос работодателя, в чем проявляется особенность рассматриваемых программ (и, соответственно, специфика их разработки и оценивания результативности). Образовательные организации могут участвовать в конвертации кадрового запроса в формулировки, пригодные для целей оценивания, но не заявлять его вместо работодателя как заказчика качества профессионального образования. Именно поэтому разработка и реализация программ ДПО невозможна без тесного взаимодействия образовательных организаций и служб по персоналу предприятий (концепция «персонифицированного образовательного пакета»).

ЖМУРОВ Владимир Александрович ЖМУРОВ Владимир Александрович – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Тюменского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор

– (1) Приятным событием этой осени стало признание Тюменского ГМУ одним из лидеров в своей отрасли и регионе по итогам независимой оценки качества образования российских вузов в 2016 году. Исследование проводилось международным информационным агентством «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки РФ. Победа университета неслучайна: мы реализуем более 300 программ дополнительного профессионального образования ежегодно, нашими слушателями являются более 7 тыс. человек по всей стране. Университет не только активно развивает сотрудничество с вузами и учреждениями медицинской отрасли, но и реализует программы ДПО для специалистов других сфер деятельности с учетом потребностей рынка труда и образовательных услуг. Мы сочетаем в своей работе традиционный подход и современные технологии обучения. Качество образования регулярно подтверждается в результате прохождения сертификации по стандартам ISO.

– (2) Участие вуза в проекте «Образовательный марафон» – еще одна возможность продемонстрировать высокий уровень качества дополнительного профессионального образования, которое отвечает современным международным требованиям, а также соответствие наших образовательных продуктов тенденциям рынка. Это и возможность напомнить специалистам о том, что они делают правильные вложения в свой образовательный и профессиональный капитал, обучаясь по программам ДПО в Тюменском ГМУ.

– (3) Есть задачи, которые университет успешно решает благодаря слаженной работе команды высокопрофессиональных специалистов. Мы стали одной из первых образовательных организаций в стране, вступивших в систему непрерывного медицинского образования (НМО), утвержденную Минздравом РФ в 2016 году. На сегодняшний день университет предлагает более 200 программ дополнительного профессионального образования, размещенных на официальном портале edu.rosminzdrav.ru. Непрерывное медицинское образование – это новая парадигма развития ДПО в здравоохранении, в которую Тюменский ГМУ уже успешно встроился. С начала 2017 года мы будем реализовывать программы ДПО, в том числе с использованием образовательного сертификата территориального фонда обязательного медицин­ского страхования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Дополнительное профессиональное образование: время и бремя перемен
Оценивать качество по европейским стандартам
ИПКиПРО Тульской области успешно реализует программу развития
Программа развития Северо-Кавказского федерального университета
ИГХТУ возглавит Экспертный совет по развитию дополнительного образования
Модернизация системы управления качеством
Приумножение репутационного капитала университета
Обеспечение качества программ ДПО
Актуальные направления развития российского образования
Развитие региональной системы оценки качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ