Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

IX Международная Российская конференция исследователей высшего образования в НИУ ВШЭ

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии. 

Просмотров: 82

Компания «Аккредитация в образовании» и международный сайт образовательных объявлений HEDclub.com являются информационными партнерами Форума.

«Конференция проводится девятый раз, на ней встречаются российские и зарубежные исследователи, изучающие высшее образование, и с каждым годом она становится более заметной и более селективной, — отметила, открывая конференцию, проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич. — В этом году мы получили более 200 заявок из 28 регионов России и из 17 зарубежных стран, причем в программу была включена только треть. Столь строгий отбор обеспечивает высокий уровень докладов и дискуссий».

Смысл названия конференции — «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями» — сводится к тому, что в современном мире, глобальном и динамично развивающемся, университеты должны оперативно реагировать на происходящие изменения, а значит, заново определять свои цели и способы их достижения. Этого от них ждут ключевые стейкхолдеры — общество, государство, студенты, работодатели. Но университетам не всегда удается соответствовать этим требованиям.

Мы расскажем о трех пленарных докладах, представленных на конференции.

Проводить исследования способны не все

Автор первого доклада, «Многообразие, дифференциация и исследовательский университет», — Филипп Альтбах, основатель Центра международного высшего образования Бостонского колледжа, известный своими работами о деятельности исследовательских университетов мирового класса. Он входит в Совет по повышению конкурентоспособности университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100) и хорошо знаком с российскими реалиями.

Исследовательские университеты занимают самые высокие позиции в иерархии высшей школы, считает Филипп Альтбах, это небольшая и важная часть образовательной экосистемы. Однако не стоит забывать, что существует множество других разновидностей вузов, в том числе политехнические и творческие, для которых исследования не являются основной деятельностью.

Так что, если ваш университет не является исследовательским, не стоит требовать от сотрудников публикации в лучших журналах (они должны прежде всего удовлетворять потребности своих студентов в получении качественного образования). И это не значит, что ваш вуз плохой. Все вузы важны, просто не нужно приписывать им те свойства и функции, которых у них нет по определению.

По мнению Филиппа Альтбаха, необходима четкая дифференциация разных типов образовательных учреждений, и правительствам стран нужно принимать решения по этому вопросу и «расставлять всех по местам». Основой дифференциации должна стать оценка качества, однако ей не всегда уделяют должное внимание.

Впрочем, пока очень сложно найти вуз, который не хотел бы стать исследовательским университетом. Например, такое желание особенно характерно для университетов прикладных наук в Европе. «Мне представляется, что это ошибочная тенденция — они должны специализироваться на профессиональном образовании и не конкурировать с исследовательскими институциями, — считает Филипп Альтбах. — В противном случае миссии университетов смешиваются и все хотят заниматься всем. Это неприемлемо в современной ситуации, когда высшее образование стало массовым, а рынок труда усложнился».

Как улучшить результаты PISA и TIMSS

Автор второго доклада, «Ключевые факторы прогресса португальской системы образования: оценка результатов, диверсификация направлений и интернационализация», — Нуно Крато, бывший министр образования и науки Португалии.

Нуно Крато рассказал, что Португалия еще совсем недавно была отсталой страной. В первой половине XX века по уровню грамотности она отставала и от России, и от соседней Испании. До революции 1974 года высшее образование в Португалии получало лишь 3-4% населения, затем этот процент стал расти, и в 2000-е годы высшее образование стало массовым. На 10 млн населения страны сейчас приходится 3 тыс. аспирантов. Значительно улучшились параметры, связанные с публикационной активностью преподавателей, растет количество зарубежных студентов и проч.

Все это было достигнуто ценой серьезных целенаправленных усилий. Например, все университетские центры подвергли строгой внешней оценке, результаты которой отражались на финансировании. «Были случаи, когда те, кто имел громкое имя, не смог его подтвердить, и наоборот — когда те, кого никто не знал, оказывались успешными учеными», — рассказал Нуно Крато. Сейчас в Португалии на тысячу работающих приходится больше исследователей, чем в среднем в Европе, но их продуктивность все-таки ниже.

За период, пока Нуно Крато был министром, Португалия сделала рывок в международных сравнительных исследованиях качества образования PISA и TIMSS, обогнав по математике в 2015 году даже признанного европейского лидера Финляндию. Кроме того, существенно сократился процент школьников, прекративших обучение. Уникальность ситуации в том, что положительная динамика была у школьников не только с высокими, но и с низкими результатами образования.

Продвинуться в PISA и TIMSS Португалии помогла целенаправленная работа. Были введены новые образовательные стандарты, сформулированы четкие требования к результатам, учителям вменили в обязанность работу с отстающими учениками, дети стали выполнять централизованные тесты в 4 и 6 классе. Кроме того, власти стали публиковать результаты независимых измерений: независимую оценку Нуно Крато считает ключевым фактором улучшения качества работы школы.

Интернационализация образования должна быть средством, а не целью

Директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа Ханс де Вит, признанный во всем мире эксперт по вопросам интернационализации высшего образования, представил доклад «Концепты, подходы, тренды и вызовы интернационализации высшего образования в мире, уроки для российской высшей школы».

Основной посыл доклада в том, что интернационализация в современном университете — это не просто импорт и экспорт образования, обмены студентами и преподавателями, но и элемент стратегического видения. Интернационализация усиливается благодаря массовости высшего образования. В таких странах, как Индия и Китай, где спрос больше предложения, у студентов возникает стимул к обучению за рубежом, а в таких странах, как США, напротив, университеты агрессивно набирают студентов на международном рынке. Если в конце прошлого века интернационализация в высшем образовании была синонимом сотрудничества, то сегодня это еще и конкуренция за студентов и преподавателей.

При этом, считает Ханс де Вит, в вопросах интернационализации университеты нередко склонны к формализму. Например, они стремятся заключить больше международных договоров, которые так и остаются на бумаге. Для достижения результатов нужны реальные партнеры, с помощью которых удастся повысить мобильность студентов и преподавателей, реализовать совместные программы.

Интернационализация должна быть менее элитарной и более эгалитарной, в нее должно быть вовлечено как можно больше студентов. Сегодня максимальный показатель наблюдается в странах Европы — около 20-30%.

В России, по мнению Ханса де Вита (он много работал с российскими вузами в рамках Программы 5-100 и является членом консультативного совета РУДН), развитие интернационализации высшего образования нередко обусловлено стремлением университетов занять высокие места в рейтингах. Для этого они нанимают иностранных профессоров, привлекают иностранных студентов. Но вообще-то все должно быть с точностью наоборот. Российским университетам нужно создавать комплексные стратегии, развивать стратегические партнерства с иностранными университетами, и тогда успех в международных рейтингах гарантирован.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: информационное партнерство, НИУ ВШЭ, конференция, качество образования

Похожие материалы:
УМСО-2018 соберет ведущих экспертов в области современных образовательных технологий
Университеты, меняющие себя и мир
IX международная конференция Исследователей Высшего Образования
Оценка эффективности работы аспирантуры
Слияния в российской высшей школе: мотивы, издержки, возможности
Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных вузов
VIII Международная конференция исследователей высшего образования
В Твери прошла Международная научная конференция «Великий князь Михаил Тверской: эпоха, личность, наследие»
Михаил Котюков: #EdCrunch позволит быть в авангарде модернизации образования
Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии»

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Бизнес-спикеры поделились опытом на Всероссийском форуме профессий #СделайШагвБудущее
Портал для осознанной профориентации WOWPROFI провел Всероссийский форум профессий...
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"...
Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Зачем вузам информационная открытость? Что настораживает в утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам...
Выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес– 2019. Выставка рабочих профессий-2019» пройдет в Набережных Челнах
С 13 по 15 ноября в Набережных Челнах пройдет выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес–...
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве пройдет с 27 октября по 1...
Из журнала
#110Кадровый потенциал Чукотки
#101Педагогический колледж, школа и детский сад вместе готовят педагогов и воспитателей
#111ДПО: стратегия выживания
#111Система ДПО в Губкинском университете: гармония традиций и инноваций
#102Опыт дуального обучения и перспективы его развития
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку