Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Как повысить качество инженерного образования

Качество подготовки отечественных инженеров сегодня многими экспертами оценивается как неудовлетворительное. Между тем, несмотря на явную обеспокоенность общественности, системный подход к решению проблемы отсутствует.

Просмотров: 170

Материал опубликован в журнале №90 от 31.10.2016.

Качество подготовки отечественных инженеров сегодня многими экспертами оценивается как неудовлетворительное. Между тем, несмотря на явную обеспокоенность общественности, системный подход к решению проблемы отсутствует. Кто виноват и что делать, выясняли в конце октября на круглом столе «Общественная оценка эффективности инженерного образования в России».

Барьерный риф

Главным образом, нерешенной остается проблема взаимодействия между государством, бизнесом и образованием. Как это часто бывает, на словах все солидарны, но увидеть друг друга без подзорной трубы и действовать сообща почему-то не получается.

Вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Юрий Песоцкий считает, что взаимодействию бизнеса и образования мешают барьеры. В частности, налоговые. Отсутствие льгот для предприятий, вовлечённых в процесс образования, делает проблематичным передачу оборудования в профильные образовательные организации. По этой же причине имеются сложности с организацией производственной практики студентов, которая, впрочем, зачастую для работодателя реальной пользы не имеет. Причина – в формальном подходе, сгубившем немало хороших начинаний. Так называемое взаимодействие нередко сводится к механическому утверждению учебных планов и заключению договоров. В результате образовательная организация располагает документами для отчётности, работодатель же остается ни с чем.

В неменьшей степени мешает барьер нормативный. До сих пор не принят федеральный закон «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в РФ», где были бы предусмотрены стратегия подготовки инженерных кадров и процедура независимой оценки их квалификации. Пока же дело обстоит так, что на подготовку инженеров вузы отводят недостаточное количество времени, при этом из четырех лет обучения всего два приходятся на практику. Кроме того, даже само понятие «инженер» нормативно нигде не определено.

Есть проблема – должно быть решение, точнее, погружение. Погружение бизнеса в процесс формирования и оценки образовательных программ – это, по словам Юрия Песоцкого, «и вынужденная мера, и социальная ответственность». Руководствуясь ею, «Опора России» организует конкурсы на лучший студенческий бизнес-проект или бизнес-план. Это способствует повышению привлекательности образовательных организаций технического профиля, усиливает интерес обучающихся к предпринимательской деятельности.

Тему продолжил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций (НАРК) Александр Лейбович. По факту, система вовлечения работодателей в процесс повышения качества подготовки инженерных кадров налажена и функционирует с помощью профстандартов и профессионально-общественной экспертизы образовательных программ. Национальный совет по профессиональным квалификациям включил в список аккредитующих организаций порядка 10 крупных отраслевых ассоциаций. Однако успешному взаимодействию бизнеса и образования мешает большое количество формальных промежуточных этапов и документов. Что касается профстандартов, то их применение обязательно только в стратегически важных специальностях, требующих безусловного наличия определённых компетенций и навыков. В целом же профстандарты следует принимать во внимание при составлении должностных инструкций или при обновлении и корректировке ФГОС. Кроме того, подготовка выпуск­ника должна соответствовать критериям профессиональной квалификации примерно на 70 процентов. При этом данный принцип следует соблюдать не в ущерб общей подготовке: согласно опросам, требования работодателей всегда шире узкопрофильных компетенций.

Проблема выбора

По мнению генерального директора первого московского частного технопарка «Сапфир» Александра Сметанова, «для любого работодателя кадры являются товаром, за который в конечном итоге ему придётся заплатить». Чтобы вложения оправдались, «подготовкой инженерных кадров для российской экономики нужно заниматься в масштабах страны и с самого раннего возраста» в рамках проф­ориентации.

Что для этого делается? В Москве, например, действуют 26 техно- и промышленных парков, на территории которых создаются центры молодёжного инновационно-технического творчества. Молодые люди включаются в работу творческих коллективов дейст­вующих предприятий, выполняют несложные задания, имея при этом возможность оценить результат усилий в виде готового продукта: например, прототипа какой-либо детали. И не важно, что далеко не все станут инженерами. Главное здесь – осознанный выбор личностной и профессиональной траектории развития.

Кстати, о выборе. По мнению Александра Сметанова, нередки случаи, когда абитуриенты выбирают вуз «за компанию» или по конкурсу, ориентируясь на количество проходных баллов. К тому же система ЕГЭ создает ситуацию, при которой выпускник с более чем скромными баллами намерен получить высшее образование, не имея к этому предрасположенности. Но, как считает эксперт, высшее образование – не для всех. Необходимо введение обязательных вступительных экзаменов, что позволит выбирать уже вузам, нужен ли им конкретный абитуриент.

Наряду с негативными моментами отмечены и позитивные. Так, в столице ряд вузов успешно сотрудничает с предприятиями. Наличествует и соответствующая нормативная база: законы «О промышленной политике» и «Об инвестициях» направлены на появление вокруг промышленных предприятий технопарков и технополисов, развитие профориентации детей и молодежи. Между тем, далеко не все работодатели понимают нужность этих процессов, в связи с чем их важно активно популяризировать.

Конъюнктура рынка

В популяризации, судя по всему, нуждается и профессионально-общественная аккредитация. Как отмечает заместитель руководителя Центра профессионального образования ФИРО Алла Факторович, вузы все еще довольно сдержанно относятся к такому инструменту оценки качества подготовки. Причина – непонимание надобности прохождения процедуры в условиях отсутствия преференций со стороны государства. При этом такие структуры, как НСПК и отраслевые советы, в той или иной степени выражают позицию российских предприятий, а разработанные ими профстандарты можно рассматривать в качестве эталона для приведения к ним компетенций выпускников. Вывод очевиден: без движения навстречу работодателям у вузов не будет шансов быть востребованными на современном рынке.

– Образовательным учреждениям следует развивать культуру репутационного менеджмента, двигаться к пониманию, что получение оценки от непосредственных потребителей – не тяжкое бремя, а условие выживания, конкурентоспособности, продвижения и роста, – считает эксперт.

В сфере подготовки кадров наблюдается определённая разбалансированность, как подчеркивает ответст­венный секретарь рабочей группы НСПК по вопросам оценки квалификации и качества подготовки кадров, руководитель отдела мониторинга рынка труда «Роснано» Ангелина Волкова. Хотя многие предприятия и отрасли располагают собственными практиками управления кадрами, в целом не наблюдается «ни системного решения, ни точки сборки». Согласно оценкам экспертов Фонда инфраструктурных и образовательных проектов, около трети высокотехнологичных российских предприятий нуждается в описании и стандартизации профессиональной деятельности, то есть в профессиональных стандартах.

Рынок труда сегодня испытывает потребность в специалистах «широкого профиля». Требуются, например, инженеры с навыками в области маркетинга и менеджмента, отмечается спрос и в инженерах-технологах, обладающих компетенциями разработчиков и проектировщиков.

Участники круглого стола сошлись на мнении, что для подготовки специалистов новой формации нужны и новые инструменты, и другой уровень отношений между заинтересованными сторонами. Вузы должны учитывать пожелания потребителей, работодателям, в свою очередь, следует глубже интегрироваться в процессы обучения и оценки инженерных кадров, со стороны государства также необходим внятный ответ на один из важнейших вызовов времени. Главное – услышать друг друга.

Обзор подготовлен по материалам сайтов interfax.ru, poisknews.ru, profiok.com

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: инженерное образование, качество образования, ао-90, акцент

Похожие материалы:
Перспективы независимой экспертизы качества образования
Ключевые проблемы профессионального образования
Качество образования определяет содержание
"Нет сомнений в необходимости воспитательной работы..."
Шанс для развития кораблестроительного образования
Проблемы инженерно-технического образования
Отечественное инженерное образование: как вернуть лидерство?
По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР
Архитектурное образование в США
Процессный подход в обеспечении качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Сочетание фундаментальных знаний и практических навыков в транспортном образовании
Отечественное отраслевое образование имеет многовековую историю. За более чем двухсотлетний...
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Дайджест № 111 «Аккредитация в образовании»
Новые реалии отраслевого образования. Системы ДПО и СПО в процессе трансформации. Лучшие практики...
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#103Алапаевский профессионально-педагогический колледж отметил 120-летие
#97Ивановский колледж культуры отметил 70-летие
#96Международная аккредитация должна стать обязательной
#107Подведены итоги четвертого этапа «Образовательного марафона»
#102Опыт дуального обучения и перспективы его развития
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний