Перспективы независимой экспертизы качества образованияОдним из приоритетных направлений социально-экономической модернизации страны является формирование объективной системы оценки качества образования, которая в своем становлении сталкивается с рядом серьезных проблем. Просмотров: 213
Материал опубликован в журнале №90 от 31.10.2016. НАЛИЗКО Наталья Александровна – заместитель директора по учебной работе Костанайского филиала Челябинского государственного университета, кандидат юридических наук, профессор кафедры права.
Одним из приоритетных направлений социально-экономической модернизации страны является формирование объективной системы оценки качества образования, которая в своем становлении сталкивается с рядом серьезных проблем. Их решение можно считать ключевыми задачами, стоящими как перед высшей школой в целом, так и перед системой независимой экспертизы качества образования в частности. Очевидное и вероятное Присоединение России к Болонскому процессу и модернизация отечественной системы образования акцентировали внимание на проблеме оценки качества – как с точки зрения процесса обучения, так и с точки зрения его результатов. Сегодня качество выступает не только ключевым механизмом создания европейского пространства высшего образования, но и основным условием формирования в его рамках «доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности». Создание взаимопризнанных систем обеспечения качества образования, учитывающих многообразие стран и особенности национальных систем высшей школы, предполагается на вузовском, национальном и общеевропейском уровнях [1]. В некоторых странах Евросоюза такие системы уже разработаны и используются, в других – находятся на стадии становления. В России ситуация следующая. Указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [3] было предписано до 1 апреля 2013 года обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. Однако до сих пор практически единственным работающим механизмом подтверждения качества образования является государственная аккредитация. Нередко в российских вузах почти все образовательные программы имеют государственную аккредитацию, при этом работодатели постоянно говорят о нехватке хороших специалистов и низком качестве обучения. Получается, что государственная аккредитация в условиях повышения требований к вузам не обеспечивает их конкурентоспособность в плане качества подготовки специалистов и не создаёт стимулы для его повышения. Это связано с тем, что при общих высоких требованиях устанавливается нижняя планка всех критериальных значений аккредитационных показателей. Аккредитованные вузы не только имеют право выдавать дипломы государственного образца на протяжении шести лет, но и в этом праве уравнены, однако выпускники образовательных организаций существенно различаются по уровню подготовки. Одни молодые специалисты, благодаря высокому качеству подготовки, пользуются большим спросом со стороны работодателей, другие, с такими же дипломами, – зачастую трудоустраиваются не по специальности. Возникает вопрос: как выявить вузы, обеспечивающие самый высокий уровень подготовки по той или иной образовательной программе? Ответ очевиден – признание высокого качества подготовки выпускников вузов должно осуществляться не государственными структурами, а представителями отечественного и мирового профессионального сообщества посредством внешней независимой оценки. Социальная полезность Несмотря на большое количество появившихся в последние годы проектов и программ федерального и регионального уровней, развитие и применение системы независимой оценки качества до сих пор остается актуальной проблемой. Прежде всего немало дискуссий вызывает сама формулировка «независимая оценка»: независимая, но от кого? От органов управления образованием, образовательных организаций, профессиональных ассоциаций? Чьим интересам должна служить такая система? Кто может и должен проводить независимую оценку? В действующем законе прописано положение о создании общественных советов, которые должны координировать эту работу, но они создаются при Минобрнауки РФ, и их персональный состав утверждается первым лицом ведомства. И, наконец, как относиться к уже полученным результатам, кто и как их может использовать? Структуры, созданные государственными органами управления, проводят «независимую» оценку по критериям, утвержденным теми же государственными органами, и используют результаты для принятия ответственных решений. Однако система независимой оценки может использоваться намного более эффективно другими субъектами и в других целях. Как следует из статьи 96 закона «Об образовании в Российской Федерации» [2], независимая профессионально-общественная аккредитация проводится неправительственными агентствами для выявления образовательных программ, обеспечивающих высокое качество подготовки специалистов с точки зрения интересов социума, предъявляя общественности преимущества и уникальность выпускников данной специальности, то есть способствует развитию системы социально-стратегического партнёрства вуза [4]. Одними из самых значимых и важных элементов этой системы в настоящее время являются две основные категории заинтересованных сторон. Первая категория – это абитуриенты и их родители, выбирающие специальность и вуз для получения качественного образования, дающего возможность последующего трудоустройства с соответствующим уровнем доходов и перспективами профессиональной карьеры. Вторая категория представлена работодателями и инвесторами, которые, в свою очередь, заинтересованы в выпускниках вузов и выбирают специальности и образовательные организации с высокой степенью вероятности получения прибыли. Соответственно, они нуждаются в объективных данных об уровне и качестве образовательных услуг для принятия решений о целевых инвестициях.
В рамках развития социального партнёрства с абитуриентами необходимо:
В качестве основных направлений развития социального партнёрства вуза с работодателями также можно выделить ряд форм взаимодействия. Так, одной из ключевых является совместная деятельность по разработке основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), позволяющая конкретизировать требования к уровню сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускников и разработать учебные планы с учетом требований регионального рынка труда и возможностей вуза. Не менее важны и такие формы, как совместное участие в формировании заказа на подготовку специалистов, непосредственное участие работодателей в учебном процессе, взаимодействие вуза и работодателей в области оценки качества реализации вузовских ОПОП и уровня подготовки выпускников. Мотивы участия работодателей в процедурах независимой оценки лежат в плоскости решения кадровой проблемы. Для этого необходимо обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами и признание квалификаций в национальном и международном масштабах глобальной экономики. Однако профессиональные сообщества пока еще не являются лидерами в координации деятельности всех заинтересованных сторон по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций. Ключевые проблемы Можно выделить несколько значимых проблем, препятствующих развитию системы независимой оценки качества образования в современной России. Первая – обусловлена недостаточным уровнем мотивации образовательных организаций к прохождению процедур независимой оценки и полным отсутствием мотивации каких-либо процедур, связанных с сертификацией квалификаций обучающихся или выпускников. Добровольные процедуры проходят, как правило, активно развивающиеся образовательные организации, системно занимающиеся качеством образования, а также те, которые хотят изменить процесс обучения в лучшую сторону и им необходимо понять проблемы и возможные пути их решения. Но значительная масса образовательных организаций, работающая в режиме функционирования, не имеет достаточной внутренней мотивации к изменению своей позиции. Вторая проблема связана с отсутствием в национальном масштабе связей между работодателями и образовательными организациями. Существует множество успешных локальных практик, когда привлечение работодателей к совершенствованию образовательного процесса дает положительный результат. Но, к сожалению, практика показывает, что в основном образование оторвано от бизнеса. Третья проблема – отсутствие целостного информационного пространства, необходимого для получения достоверных сведений о проведенной независимой оценке и сертификации квалификаций (результаты, критерии оценки, списки программ) всеми участниками образовательного процесса. Это затрудняет использование образовательными организациями результатов независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций, являющихся неоспоримым конкурентным преимуществом. Вследствие этого обучающиеся и абитуриенты испытывают сложности при выборе образовательной организации. Решение обозначенных проблем будет способствовать положительной динамике и достойным перспективам развития не только системы независимой оценки качества обучения, но и процесса модернизации российского образования в целом. ЛИТЕРАТУРА
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|