Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Перспективы независимой экспертизы качества образования

Одним из приоритетных направлений социально-экономической модернизации страны является формирование объективной системы оценки качества образования, которая в своем становлении сталкивается с рядом серьезных проблем.

Просмотров: 145

Материал опубликован в журнале №90 от 31.10.2016.

НАЛИЗКО Наталья Александровна НАЛИЗКО Наталья Александровна – заместитель директора по учебной работе Костанайского филиала Челябинского государственного университета, кандидат юридических наук, профессор кафедры права.

Одним из приоритетных направлений социально-экономической модернизации страны является формирование объективной системы оценки качества образования, которая в своем становлении сталкивается с рядом серьезных проблем. Их решение можно считать ключевыми задачами, стоящими как перед высшей школой в целом, так и перед системой независимой экспертизы качества образования в частности.

Очевидное и вероятное

Присоединение России к Болонскому процессу и модернизация отечественной системы образования акцентировали внимание на проблеме оценки качества – как с точки зрения процесса обучения, так и с точки зрения его результатов.

Сегодня качество выступает не только ключевым механизмом создания европейского пространства высшего образования, но и основным условием формирования в его рамках «доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности». Создание взаимопризнанных систем обеспечения качества образования, учитывающих многообразие стран и особенности национальных систем высшей школы, предполагается на вузовском, национальном и общеевропейском уровнях [1]. В некоторых странах Евросоюза такие системы уже разработаны и используются, в других – находятся на стадии становления. В России ситуация следующая.

Указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [3] было предписано до 1 апреля 2013 года обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. Однако до сих пор практически единственным работающим механизмом подтверждения качества образования является государственная аккредитация. Нередко в российских вузах почти все образовательные программы имеют государственную аккредитацию, при этом работодатели постоянно говорят о нехватке хороших специалистов и низком качестве обучения. Получается, что государственная аккредитация в условиях повышения требований к вузам не обеспечивает их конкурентоспособность в плане качества подготовки специалистов и не создаёт стимулы для его повышения. Это связано с тем, что при общих высоких требованиях устанавливается нижняя планка всех критериальных значений аккредитационных показателей. Аккредитованные вузы не только имеют право выдавать дипломы государственного образца на протяжении шести лет, но и в этом праве уравнены, однако выпускники образовательных организаций существенно различаются по уровню подготовки. Одни молодые специалисты, благодаря высокому качеству подготовки, пользуются большим спросом со стороны работодателей, другие, с такими же дипломами, – зачастую трудоустраиваются не по специальности.

Возникает вопрос: как выявить вузы, обеспечивающие самый высокий уровень подготовки по той или иной образовательной программе? Ответ очевиден – признание высокого качества подготовки выпускников вузов должно осуществляться не государственными структурами, а представителями отечественного и мирового профессионального сообщества посредством внешней независимой оценки.

Социальная полезность

Несмотря на большое количество появившихся в последние годы проектов и программ федерального и регионального уровней, развитие и применение системы независимой оценки качества до сих пор остается актуальной проблемой.

Прежде всего немало дискуссий вызывает сама формулировка «независимая оценка»: независимая, но от кого? От органов управления образованием, образовательных организаций, профессиональных ассоциаций? Чьим интересам должна служить такая система? Кто может и должен проводить независимую оценку? В действующем законе прописано положение о создании общественных советов, которые должны координировать эту работу, но они соз­даются при Минобрнауки РФ, и их персональный состав утверждается первым лицом ведомства. И, наконец, как относиться к уже полученным результатам, кто и как их может использовать? Структуры, созданные государст­венными органами управления, проводят «независимую» оценку по критериям, утвержденным теми же государст­венными органами, и используют результаты для принятия ответственных решений. Однако система независимой оценки может использоваться намного более эффективно другими субъектами и в других целях.

Как следует из статьи 96 закона «Об образовании в Российской Федерации» [2], независимая профессионально-общественная аккредитация проводится неправительст­венными агентствами для выявления образовательных программ, обеспечивающих высокое качество подготовки специалистов с точки зрения интересов социума, предъявляя общественности преимущества и уникальность выпускников данной специальности, то есть способствует развитию системы социально-стратегического партнёрства вуза [4].

Одними из самых значимых и важных элементов этой системы в настоящее время являются две основные категории заинтересованных сторон. Первая категория – это абитуриенты и их родители, выбирающие специальность и вуз для получения качественного образования, дающего возможность последующего трудоустройства с соответствующим уровнем доходов и перспективами профессиональной карьеры. Вторая категория представлена работодателями и инвесторами, которые, в свою очередь, заинтересованы в выпускниках вузов и выбирают специальности и образовательные организации с высокой степенью вероятности получения прибыли. Соответственно, они нуждаются в объективных данных об уровне и качестве образовательных услуг для принятия решений о целевых инвестициях.

​Костанайский филиал Челябинского государственного университета – динамично развивающаяся организация, ориентированная на сохранение лучших традиций классического образования, развитие и инновационную деятельность. Образовательный процесс в филиале основан на неразрывной связи теории и практики, научно-исследовательской работе преподавателей и студентов.

В стремлении занять одно из ведущих мест в образовательном пространстве Республики Казахстан и Российской Федерации с последующим выходом на мировой образовательный рынок, филиал реализует программу стратегического развития. Программа подчинена основной миссии – обеспечению высокого профессионального уровня специалистов с высшим образованием и научных кадров, формированию гражданских и нравственных качеств личности в условиях современного общества и динамично меняющихся потребностей рынка труда. «Ежегодно выпускники школ города и области выбирают наше учебное заведение для получения классического университетского образования, достойного уровня современного человека», – подчеркивает директор филиала Раиса Тюлегенова.

В рамках развития социального партнёрства с абитуриентами необходимо:

  • обеспечить старшеклассникам качественную педагогическую и информационную поддержку в проектировании ими профессионально-образовательного маршрута;
  • разработать организационно-функциональную модель социального партнёрства вуза по педагогической и информационной поддержке профессионального самоопределения старшеклассников, обеспечивающую удовлетворение потребностей подростка в его профессиональном выборе в соответствии с запросом регионального рынка труда и показатели её экономической эффективности для каждого субъекта поддержки;
  • шире использовать в предпрофильной подготовке и профильном обучении интерактивные формы и методы (в традиционном режиме и режиме e-learning), которые позволят старшекласснику идентифицировать себя в определенной сфере производственной деятельности и принять взвешенное решение о выборе будущей профессии;
  • создать информационную среду или так называемый электронный кампус, включающий сайт, электронные учебно-методические комплексы, цифровые образовательные ресурсы и другие структурные элементы, с целью расширения информационного поля подростка и повышения его готовности к самостоятельному проектированию образовательно-профессионального маршрута;
  • обеспечить повышение педагогического мастерства всех субъектов – участников педагогической и информационной поддержки в традиционном режиме и режиме e-learning, с использованием возможностей интернета.

В качестве основных направлений развития социального партнёрства вуза с работодателями также можно выделить ряд форм взаимодействия. Так, одной из ключевых является совместная деятельность по разработке основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), позволяющая конкретизировать требования к уровню сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускников и разработать учебные планы с учетом требований регионального рынка труда и возможностей вуза. Не менее важны и такие формы, как совместное участие в формировании заказа на подготовку специалистов, непосредственное участие работодателей в учебном процессе, взаимодействие вуза и работодателей в области оценки качества реализации вузовских ОПОП и уровня подготовки выпускников.

Мотивы участия работодателей в процедурах независимой оценки лежат в плоскости решения кадровой проблемы. Для этого необходимо обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами и признание квалификаций в национальном и международном масштабах глобальной экономики. Однако профессиональные сообщества пока еще не являются лидерами в координации деятельности всех заинтересованных сторон по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций.

Ключевые проблемы

Можно выделить несколько значимых проблем, препятст­вующих развитию системы независимой оценки качества образования в современной России.

Первая – обусловлена недостаточным уровнем мотивации образовательных организаций к прохождению процедур независимой оценки и полным отсутствием мотивации каких-либо процедур, связанных с сертификацией квалификаций обучающихся или выпускников. Добровольные процедуры проходят, как правило, активно развивающиеся образовательные организации, системно занимающиеся качеством образования, а также те, которые хотят изменить процесс обучения в лучшую сторону и им необходимо понять проблемы и возможные пути их решения. Но значительная масса образовательных организаций, работающая в режиме функционирования, не имеет достаточной внутренней мотивации к изменению своей позиции.

Вторая проблема связана с отсутствием в национальном масштабе связей между работодателями и образовательными организациями. Существует множество успешных локальных практик, когда привлечение работодателей к совершенствованию образовательного процесса дает положительный результат. Но, к сожалению, практика показывает, что в основном образование оторвано от бизнеса.

Третья проблема – отсутствие целостного информационного пространства, необходимого для получения достоверных сведений о проведенной независимой оценке и сертификации квалификаций (результаты, критерии оценки, списки программ) всеми участниками образовательного процесса. Это затрудняет использование образовательными организациями результатов независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций, являющихся неоспоримым конкурентным преимуществом. Вследствие этого обучающиеся и абитуриенты испытывают сложности при выборе образовательной организации.

Решение обозначенных проблем будет способствовать положительной динамике и достойным перспективам развития не только системы независимой оценки качества обучения, но и процесса модернизации российского образования в целом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Экспертиза качества образования: европейский подход. – М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008.
  2. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г., № 273 в редакции от 03.07.2016 // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. – № 53 (часть I). – Ст. 7598. – 2016. – № 312. – Ст. 1.
  3. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики [Текст]: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г., № 597 //Собрание законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. – № 19 – Ст. 2334.
  4. Ракутина Н.М. Стратегическое партнерство в региональном малом бизнесе //egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128867578325689541/Default.aspx
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, челябинский государственный университет, казахстан, ао-90, акцент

Похожие материалы:
Российские университеты в мировых рейтингах
ЯГТУ: Путь развития и движения к успеху
Как повысить качество инженерного образования
Приумножение репутационного капитала университета
О развитии национальной системы оценки качества образования в Казахстане
Будущее университетов: желаемое и возможное
Высшая школа: nervus vivendi интеграции
Российские эксперты оценили качество образования одного из старейших китайских университетов
Новый подход к выбору лучших программ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#106Базовый центр по топ-50 в Саратове реализует эффективную стратегию развития
#97ТГУ – лидер глобального образовательного пространства
#96В какие вузы стремятся поступить
#99Алексей Чаплыгин о силе брендов российских вузов
#109Перспективы набора казахстанских студентов на обучение в российские вузы
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний