Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

К вопросу о мониторинге

Введение рейтинговой системы оценки деятельности вуза, вне всякого сомнения, является исключительно своевременной и удачной формой контроля. Двадцатилетний опыт работы ректором медицинского института дает возможность Юрию Перову, доктору медицинских наук, профессору, выступить с предложениями по усовершенствованию этой системы.

Просмотров: 304

Введение рейтинговой системы оценки деятельности вуза, вне всякого сомнения, является исключительно своевременной и удачной формой контроля. Двадцатилетний опыт работы ректором медицинского института дает возможность Юрию ПЕРОВУ, доктору медицинских наук, профессору, выступить с предложениями по усовершенствованию этой системы.

К сожалению, как следует из многочисленных выступлений СМИ и руководителей вузов, оценки единого государственного экзамена нередко далеки от истины. Опыт педагогов Кубанского медицинского института свидетельствует: в 30 процентах случаев высокие баллы ЕГЭ не подтверждаются итогами экзаменационных сессий. Видимо, этот показатель пока не своевременен, и учитывать его в рейтинге сегодня не стоит.

* **
Определение эффективности деятельности вуза по принципу «да» и «нет» крайне несовершенно: само понятие «рейтинг» предполагает градуальную оценку показателей. Достаточно рассмотреть два случая.

Пример первый. Вуз достиг 10-процентного порогового значения доли докторов наук и профессоров в численности профессорско-преподавательского состава, и в рейтинге появился 1 балл, то есть «да». В другом институте показатель вырос до 30 процентов, а оценка одинакова, хотя следовало бы признать, что она должна быть в три раза выше.

Пример второй. В вузе N иностранные студенты составляют 1 процент от общего контингента обучающихся, институт получает оценку «да». В вузе NN уже каждый двадцатый студент – иностранец, но деятельность котируется так же, хотя в этом направлении вуз NN работает в пять раз лучше.

Если показатели мониторинга будут характеризоваться многобалльностью при определении успешности, а не отвечать на вопрос «да» или «нет», информация для реальной оценки станет значительно полнее. Хочется, чтобы разработчики рейтинговой системы подумали о принципе балльной градуальной оценки.

* **
Уровень научной работы является важнейшим показателем. Если в вузе нет инноваций – патентов, открытий, защищенных ВАКовских диссертаций, – это не институт, а среднее учебное заведение. К сожалению, главным показателем развития науки в высшем учебном заведении считается количество затраченных средств, хотя сумма израсходованных денежных знаков является лишь косвенным показателем. Конкретными результатами можно считать:

  • свидетельства на открытия;
  • зарегистрированные патенты;
  • количество защищенных ВАКовских диссертаций (кстати, докторская диссертация в рейтинге приравнена к кандидатской, а должна быть оценена хотя бы как три кандидатских);
  • проведение всероссийских научных конференций и международных конгрессов;
  • число работ, опубликованных в ВАКовских и зарубежных журналах;
  • издание ВАКовского научного журнала;
  • проведение студенческих научных конференций и так далее.

Все эти показатели следовало бы рассчитывать на 100 штатных преподавателей, чтобы уравнять возможности больших и малых вузов.

Средства на науку могут быть израсходованы с нулевым результатом, таких примеров много. Значительно точнее был бы показатель «эффективность использования средств», рассчитанный по формуле, где в числителе значится затраченная вузом сумма, а в знаменателе – вышеперечисленные показатели в баллах. При этом получится, что чем меньше истрачено средств, тем лучше показатель.

Кубанский медицинский институт много лет издает ВАКовский журнал «Кубанский научный медицинский вестник», за последние десять лет в среднем на каждого штатного сотрудника получен один патент РФ. За последние 5 лет получено 3 свидетельства на открытие. Однако ни при аккредитации, ни при мониторинге эти достижения ничего не дают. Кстати, научную деятельность уместнее учитывать за десять лет, а потом в среднем за один год. Это значительно точнее, чем учет расходов без оценки результатов.

* **
Лицензионная норма учебных площадей для вузов чрезвычайно завышена, что особенно болезненно для негосударственных вузов. В соответствии с законом № 273 право на бесплатное использование госучреждений (например, больниц) для учебной и производственной практики студентов имеют только государственные вузы. Частные вузы такого права лишены. Это грубое нарушение Конституции РФ, а именно положения о равноправии всех форм собственности. Для негосударственных вузов остается только разорительная аренда: в Краснодаре каждый квадратный метр ежегодно обходится в 7-8 тыс. рублей. Получается, что за 10 кв. метров арендованной для одного студента площади вуз должен заплатить 70 тыс. рублей. При стоимости обучения в 100 тыс. рублей на пополнение библиотеки, компьютерного парка, оплату электроэнергии, тепла, водоснабжения, зарплату, налоговые отчисления и прочие расходы остается только 30 процентов.

Нормы учебных площадей должны быть в полном соответствии со СНИПами, рассчитанными учеными-гигиенистами, то есть не более 4-6 кв. метров на студента. Для обеспечения учебного процесса этого более чем достаточно.

* **
Поражает возрастающий поток обязательной отчетности. Сегодня фактически исписывается за год более 1 тыс. страниц, причем любая ошибка в бумажном Эвересте расценивается как преднамеренная дезинформация! Отчетность должна быть сугубо цифровой и включать до 30 показателей на двух-трех страницах.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: наука, рейтинги, кубанский медицинский институт, точка зрения, ао-69

Похожие материалы:
Как взвесить успешность?
Амурский госуниверситет на 3 месте в рейтинге РИНЦ среди вузов ДВФО
Михаил Федорук рассказал о дорожной карте Новосибирского госуниверситета
Тюменский госуниверситет лидирует в рейтингах по числу публикаций и цитирований
Когда наука становится приоритетом
Негосударственные вузы: есть надежда, что завтра будет лучше
НГУ в числе лидеров России по проценту цитируемых статей
Рейтинг российских научных организаций по версии SCImago
Российская модель рейтингования: подходы и критерии
Как попасть в рейтинговый научный журнал?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (118) 2020

Кадры новой формации не появятся сами по себе – их нужно правильно готовить. Для прорывных исследовательских решений необходимы как надлежащие условия, так и слаженная работа в команде. Развитие социально-экономического потенциала страны - это, прежде всего, приумножение человеческого капитала. Об этом и не только - в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#110«Лебедь, Щука и Рак»: образовательная политика в Бразилии
#110Новые аспекты развития Национальной системы квалификаций в 2019 году
#112Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
#111Система ДПО в Губкинском университете: гармония традиций и инноваций
#110Навстречу столетнему юбилею
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ