Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

К юбилею Владимира Дмитриевича Шадрикова

Статья под рубрикой «Юбилей» посвящена профессору, директору Института содержания образования ГУ-ВШЭ, члену Аккредитационной коллегии Рособрнадзора Владимиру Дмитриевичу Шадрикову.

Просмотров: 2062

«Все было впервые и вновь...»

В.Д. ШАДРИКОВ - профессор, научный руководитель факультета психологии ГУ-ВШЭ, директор Института содержания образования ГУ-ВШЭ, член Аккредитационной коллегии Рособрнадзора

Образование – это особая сфера, работа в образовании – особая стезя. Тот, кто это понимает и отдает себя полностью этой работе, становится настоящим подвижником. Служение делу образования становится смыслом жизни. Но и человек, посвятивший свою жизнь такому служению, становится незаурядной Личностью, достойной восхищения.

Энергичен, по-спортивному подтянут. Живой взгляд, приветливая улыбка. Искренний интерес, пытливый ум. Стремительным шагом входит в зал Аккредитационной коллегии Рособрнадзора Владимир Дмитриевич Шадриков. 15 лет он постоянный член коллегии. Сменилась должность, меняются установки и технология аккредитации – не меняется он, деятельный и внимательный ко всему, что касается принятия решений и их последствий для образования.

Вся жизнь Владимира Дмитриевича Шадрикова – в образовании и для образования. От простого сельского учителя до директора школы и инспектора районного отдела народного образования, от старшего преподавателя кафедры психологии до ректора Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского. И еще полтора десятка лет – руководитель федерального органа управления образованием. Далеко не каждый чиновник такого ранга имеет столь значительный опыт и знание средней и высшей школы и далеко не каждому удается реализовать их так эффективно.

На его долю выпал период кардинальной трансформации всей системы образования в период перестройки. На него как на заместителя министра были возложены право и ответственность принимать судьбоносные решения по изменению структуры и содержания образования.

Тогда в школах впервые был введен базисный учебный план как основа построения учебного процесса и новый предмет «Информатика». Впервые был проведен конкурс школьных учебников для введения в педагогическую практику учебников по выбору. Прошел Первый (и единственный) съезд работников образования СССР, решения которого легли в основу демократизации системы образования в стране. Организован первый общесоюзный конкурс «Учитель года», в последствии ставший ежегодным. Проведена реорганизация Академии педагогических наук для совершенствования педагогической науки.

Под руководством и при участии В.Д. Шадрикова кардинальные изменения произошли и в высшей школе. Впервые была разработана отечественная система государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и первый классификатор специальностей и направлений подготовки. Разработаны первый в истории страны закон «Об образовании» (1992) и закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), национальная доктрина развития образования (1999).

Все это вехи истории образования новой России, уже вошедшие в учебники. Все это факты, ставшие общепринятыми, безотносительно к личности человека, кто поддержал и инициировал эти реформы. Все это деяния, которые можно обсуждать и даже осуждать, но то, что они стимулировали бурное развитие образовательной системы – неоспоримо.

Совершенно новым явлением в истории российского образования стали и процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации, которые предоставили учреждениям образования широкие возможности для самостоятельного развития.

Владимир Дмитриевич умеет видеть и поддержать в людях творческий поиск, жажду научного исследования и умение довести его результаты до технологии. Именно ему принадлежало беспрецедентное решение открыть Центр государственной аккредитации в г. Йошкар-Ола, а не в столице. На вопрос «почему в Йошкар-Оле?», он отвечал, что «при нынешнем развитии информационных технологий он может быть где угодно, лишь бы вовремя и качественно готовились документы на коллегию».

Общение с ним – школа высокой культуры и интеллекта, уважения и такта к другим ученым, корректности к научным результатам, объективности и обоснованности решений.

Гармоничное сочетание ученого и организатора, ответственности и требовательности к себе и другим позволяет ему сплотить вокруг себя единомышленников и учеников, увлечь их своей неиссякаемой творческой энергией, смелыми замыслами и идеями.

В настоящее время Владимир Дмитриевич по-прежнему активен. Профессор, научный руководитель факультета психологии ГУ — ВШЭ, директор Института содержания образования ГУ — ВШЭ, член Аккредитационной коллегии Рособрнадзора. Под его руководством выполняются государственные проекты, связанные с разработкой государственных образовательных стандартов, совершенствованием системы лицензирования и аккредитации, модернизацией педагогического образования. Он один из учредителей (1992) и академик Российской академии образования, член ряда общественных академий, член редколлегий ведущих психологических изданий и журналов. Под руководством Владимира Дмитриевича подготовлено 11 докторских и 53 кандидатские диссертации. Он автор более 200 научных работ, из них — 15 монографий. В.Д. Шадриков удостоен звания «Заслуженный работник высшей школы РФ». Лауреат премий Президента РФ (1999) и Правительства РФ (2005), премии им. С.Л. Рубинштейна Президиума РАН (1996). Награжден орденами Почета, Св. благоверного князя Даниила Московского, медалями им. Н.К. Крупской (1989), им. К.Д. Ушинского (1989), им. А.С. Макаренко (1990), золотой медалью «За достижения в науке» Российской академией образования (2007), знаком «Почетный работник науки и техники РФ» (2007).

18 ноября Владимир Дмитриевич отметил свое 70-летие.

Редакция «АО» сердечно поздравляет Владимира Дмитриевича с юбилеем! Пусть сопутствуют Вам во всех Ваших начинаниях неиссякаемая энергия, поддержка коллег, успех и заслуженное признание!

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Внеочередное заседание Аккредитационной коллегии Рособрнадзора
Работодатель выбирает магистра
Отраслевым университетам поможет оптимизация
Модернизация педагогического образования
Рособрнадзор проводит конкурс проектов по оценке качества образования
Аккредитационные процедуры совершенствуются
Новости образования «АО-100»
Заседание Аккредитационной коллегии Рособрнадзора
Экспресс-форум: закон о малых предприятиях
Качество образования зависит не от статуса вуза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ