Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Исполнилось пять лет с момента принятия нового закона об образовании

Размышлениями о том, как изменилась система российского образования вследствие принятия 273 ФЗ «Об образовании в Российской федерации», делится председатель Комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты г.Москвы М.Н.Лазутова.

Просмотров: 327

Материал опубликован в журнале №100 от 25.12.2017.

Мария ЛАЗУТОВА

Каков закон – таково и время

Исполнилось пять лет с момента принятия закона «Об образовании в Российской федерации» – №273, 29 декабря 2012 года. Размышлениями о том, как изменилась система российского образования вследствие принятия этого документа, делится Мария ЛАЗУТОВА, доктор исторических наук, профессор, в прошлом замминистра образования РФ (1993-1996), замминистра – статс-секретарь Министерства по сотрудничеству с государствами-участниками СНГ (1997-2000), в настоящее время председатель Комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты г. Москвы.

– Мария Николаевна, вам как государственному человеку, на разных исторических этапах развития образования принимавшему участие в работе государственных комиссий и координационных советов по разработке образовательной политики, наверняка, гораздо яснее видны рельефы и барьеры нового образовательного законодательства. Насколько новый закон об образовании отвечает задачам времени?

– Было бы неверным говорить о таких соответствиях и корреляциях. Любой закон определяет эпоху. Каков закон – таково и время, таковы система и мы. Новый закон об образовании переформатировал профильную систему и создал ее новое лицо. Надо признать, что все происходящие изменения есть следствие введения в действие новых законодательных механизмов, раскрывающихся в подзаконных актах, исполнение которых и влечет за собой структурные, содержательные и иные изменения. Не закон соответствует времени, а эпоха складывается и формируется под влиянием закона. И сегодня законодательство, регулирующее отрасль образования, уже получило свое соответствующее наименование – образовательное право.

– В разные периоды государственного служения вам довелось изучать нормы образовательного права и в Америке, и Японии, и других странах. Российский закон об образовании имеет на себе влияние общемировых законотворческих тенденций?

– Безусловно, каждое государство формирует законодательную базу, соответствующую конституционному порядку и традициям. Однако в условиях интернационализации, интеграции государств и образовательных систем, определилось несколько культурно-исторических трендов, оказавших наибольшее влияние на развитие образовательного права во многих странах. Прежде всего, появление в конце ХХ века ряда важных международных правовых актов – аименно Лиссабонской конвенции (1997), Сорбонской декларации (1998), Болонской декларации (1999)– потребовало внесения обязательных и серьезных поправок в национальные законодательства или принятия новых законодательных актов. Поэтому влияние международного права и соответствующих обязательств имеет место. Наиболее существенные для нас изменения происходили в Европе: они потребовали вступления в Болонский процесс – процесс формирования общеевропейского пространства высшего образования. И на сегодня в европейском пространст­ве подходит к завершению двадцатилетний этап работы по нормативному правовому обеспечению интеграционного Болонского процесса, включившего унификацию системы уровней и квалификаций высшего образования, введения единых зачетных кредитов и единого приложения к диплому, утверждения докторантуры в качестве третьего уровня высшего образования. В настоящее время страны-участницы Болонского процесса, выполнившие нормативно-правовые требования интеграции, перешли к разработке условий и требований к качеству образования. Анализируя общие тенденции, нельзя не отметить, что глобализация мировой экономики, усиление конкуренции на мировых рынках привели к появлению экономики знаний, где профессиональное образование и высшее академическое образование выступают индикатором интеллектуального и материального уровня общества.

И если в зарубежных университетах уже сегодня врежиме онлайн реализуются не только отдельные онлайн-курсы, но и в целом бакалаврские и магистерские программы, полностью состоящие из онлайн-курсов, то в нашей системе высшего образования необходимо осуществить еще ряд нормативно-правовых шагов, чтобы сделать это и доступным, и качественным.

Эпицентром нормативно-правовых разработок сегодня выступает цифровизация образования, которая должна обеспечить академическую мобильность студентов, осваивающих образовательные программы, курсы или модули в формате онлайн-обучения. Цифровизация для высшего образования становится поистине цифровой революцией, поскольку позволяет студенту одновременно учиться в нескольких университетах на самых разных специальностях. И если в зарубежных университетах уже сегодня в режиме онлайн реализуются не только отдельные онлайн-курсы, но и в целом бакалаврские и магистерские программы, полностью состоящие из онлайн-курсов, то в нашей системе высшего образования необходимо осуществить еще ряд нормативно-правовых шагов, чтобы сделать это и доступным, и качественным. Как известно, международная образовательная платформа Coursera, которая обеспечивает доступность онлайн-курсов от ведущих инновационных университетов мира, в 2016 году насчитала 22 млн. зарегистрированных пользователей, в том числе из России, ведь она предоставляет доступ к курсам 147 ведущих зарубежных университетов, 7 из которых российские. Необходимые шаги по нормативному регулированию электронного обучения и дистанционных технологий на уровне приказов уже сделаны, и в скором времени, я уверена, российские вузы будут осуществлять экспорт программ высшего образования на мировой рынок.

– Особенностью действующего закона являются не только уровни образования – общего, профессионального, но и уровневость основных образовательных программ общего, среднего профессионального и выс­шего образования. Насколько конструктивна и результативна такая законодательная регуляция, по вашему мнению?

– Современным вузам такая дифференциация уровней образования и уровней программ позволила стать крупными организациями высшего образования, в которых наличествует линейка непрерывных программ и возможность перехода от одной к другой внутри единого пространст­ва вуза. Вспомните, и раньше были школы при вузах, которые рассматривались как завуалированная форма подготовительных курсов к поступлению в вуз. Нормой законодательства этот процесс легитимизирован: теперь вуз при наличии лицензии имеет право реализовывать любые программы общего или среднего профессионального образования, но обязан обеспечить качество образования и образовательные результаты, провести государственную итоговую аттестацию и получить результаты, которые будут признаны. Более того, сегодня мы говорим уже не о школе при вузе, а о новой форме профильного среднего общего образования в вузе: как например, о предуниверсариях, которые открывают огромные возможности технического или гуманитарного профиля талантливым детям, которые достигают благодаря этому высоких результатов. В целом такая веерность уровневых основных образовательных программ обусловлена обеспечением образовательного права ребенка на доступность непрерывного их освоения, что особенно значимо для одаренных детей, составляющих будущее страны, наш национальный человеческий капитал. Причем такая системная работа с отбором и сопровождением талантливых детей в разных областях ценна как для крупных университетов в мегаполисах или больших городах, поскольку развернутая и многообразная инфраструктура современного университета – это город в городе со всеми возможностями и социальными связями в том числе, так и для вузов в малых городах, где они выступают градообразующими образовательными, научными и культурными центрами. Отсутствие барьеров и ограничений в связи с переходом с уровня на уровень, с программы на программу, возможность непрерывной социализации, ранней профессионализации, вовлеченности и причастности к вузу с высокой репутацией чрезвычайно важны для современного ребенка. Возможность стать субъектом университетского образования еще в школьном возрасте – разве не об этом мечтали мы лет двадцать назад?

– В период обсуждения закона об образовании в 2011-2012 годах самые острые споры профессионального сообщества вызывал вопрос о начальном профессиональном образовании. Утрата уровня НПО в новом законодательстве не отразилась на качестве подготовки рабочих кадров?

Отсутствие барьеров и ограничений в связи с переходом с уровня на уровень, с программы на программу, возможность непрерывной социализации, ранней профессионализации, вовлеченности и причастности к вузу с высокой репутацией чрезвычайно важны для современного ребенка. Возможность стать субъектом университетского образования еще в школьном возрасте – разве не об этом мечтали мы лет двадцать назад?

– Пример НПО – отражение не утраты, а возрождения профессионального образования, признания его как ценности и уважения к труду рабочего человека. Как определено законом, уровень образования – это завершенный цикл, который характеризуется определенной совокупностью требований. В контексте современного глобального мира и перехода к концепции обучения в течение всей жизни невозможно себе представить современного молодого человека, который будет выстраивать трудовую карьеру на основе только начального профессионального образования, когда изменилось производство, технологии, изменились требования – от освоения профессий к освоению профессиональных компетенций. Каждая законодательная норма должна быть адекватной времени, эпохе, современным трудовым функциям и профессиональным стандартам. Невозможно говорить об этой норме в отрыве от всех реалий и изменений. НПО – наиболее убедительный пример колоссального изменения самой специфики труда и профессий, востребованности новых компетенций. Цифровая экономика изменила и рынок труда, и природу труда, и запросы работодателей, промышленников. Закономерно, что программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, предусмотренные законом на уровне среднего профессионального образования достойно на современном уровне выполняют свои задачи. Сегодня все профессиональные образовательные организации – колледжи и техникумы– уже динамично встроились в систему международных стандартов WorldSkills, студенты открыто демонстрируют владение компетенциями на демонстрационных экзаменах непосредственно перед будущими работодателями и по итогам их автоматически включают в общий рейтинговый перечень рабочих кадров. Налицо стремительная результативность подготовки новых рабочих и служащих. И сегодня мы уже забыли о том, что еще в 2012 году – наряду с дебатами о сохранении НПО – набатом звучал голос промышленников и работодателей о низком уровне подготовки кадров и его несоответствии современным требованиям. За эти пять лет произошли колоссальные изменения и резкий отрыв от старых норм и догм. Можно ли оплакивать НПО, если Россия на международных чемпионатах WorldSkills показывает высокие результаты в рабочих компетенциях, если работодатели начали конкурировать между собой в борьбе за «золотые руки», привлекая на работу выпускников? И самое главное – сегодня любой выпускник колледжа гордится, что он овладел той или иной профессией, которая дала ему путевку в жизнь и позволила заработать самому. Вот в этом истинное завоевание образовательного законодательства – мы вернули уважение к человеку труда и ценности рабочих профессий.

– По законодательству, в нашей стране могут получать образование иностранные граждане, в том числе из стран СНГ. Каким образом это регулируется в настоящее время?

– Да, законодательством определен и ряд принципиальных изменений по предоставлению права иностранным гражданам и расширению возможностей для обучения в российских вузах. Места для обучения иностранцев квотируются в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 8 октября 2013 года, № 891. Ежегодная квота на образование в вузах России для иностранных граждан не превышает 15 тыс. человек. За последние три года в России бесплатно обучается по 15 тыс. иностранцев по 659 различным направлениям и специальностям во многих вузах, среди которых есть много граждан из стран СНГ. А в целом иностранцы составляют 6% от общего числа студентов вузов. Кстати, по данным Россотрудничества, в 2017-2018 учебном году конкурс среди иностранцев составил 4,5 человека на одно бюджетное место. Обучение иностранных граждан – важная часть государственной политики России, когда соединены интересы внутренней и внешней политики, интересы в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных организациях. Важным является усиление влияния России на глобальном образовательном рынке, использование каналов международного сотрудничества в интересах повышения качества и конкурентоспособности национальной образовательной системы, наращивание экспорта российских образовательных услуг. Закономерным решением этого вопроса на государственном уровне является беспрецедентный приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30 мая 2017 года. Именно в предстоящий период до 2025 года будут разворачиваться значимые мероприятия, направленные на экспорт образовательных услуг, создание системы маркетинга российского образования и комплексных мероприятий по продвижению российских интеллектуальных «брендов» и проектов. Законодательная политика в сфере образования сегодня убедительно подтверждается проектным управлением государственными приоритетными проектами.

Беседовала Лариса ЛЬВОВА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования
Щелковский колледж отметил семидесятилетие
Уральский ГАУ стал одним из лидеров аграрной науки страны
Модель экспорта образования: сетевое взаимодействие вузов
Академия, положившая начало высшему ветеринарному образованию в России
Новости №86
Обсуждение проекта закона об образовании
Ставропольский ГМУ отметил восьмидесятилетие
КалмГУ прилагает системные усилия для совершенствования региональной среды
Михаил Стриханов рассказал о деятельности экспертного совета по высшему образованию

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ