Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Михаил Стриханов рассказал о деятельности экспертного совета по высшему образованию

Журнал «Аккредитация в образовании» совместно с Комитетом Госдумы РФ по образованию и науке продолжает цикл публикаций о деятельности экспертных советов, действующих при комитете. Экспертным советом по высшему образованию – одним из самых крупных по составу – в 2017 году было рассмотрено и проанализировано 85 законодательных инициатив. О ключевых моментах этой обширной повестки – в интервью председателя совета М.Н.Стриханова.

Просмотров: 162

Материал опубликован в журнале №100 от 25.12.2017.

Михаил СТРИХАНОВ

Найти баланс интересов

Журнал «Аккредитация в образовании» совместно с Комитетом Госдумы РФ по образованию и науке продолжает цикл публикаций о деятельности экспертных советов, дейст­вующих при комитете.

Экспертным советом по высшему образованию – одним из самых крупных по составу– в 2017 году было рассмотрено и проанализировано 85 законодательных инициатив.

О ключевых моментах этой обширной повестки сегодня рассказывает председатель Экс­пертного совета по высшему образованию при Комитете Госдумы РФ по образованию и науке, ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», доктор физико-математических наук, академик РАО Михаил СТРИХАНОВ.

– Михаил Николаевич, новый созыв Госдумы РФ и, соответственно, профильного комитета работает год. Какие ключевые темы обсуждались Экспертным советом по высшему образованию за этот период?

– Работа с Комитетом по образованию и науке Госдумы РФ VII созыва для экспертного совета началась фактически с момента формирования комитета. Благодаря активной позиции председателя В.А.Никонова, а также депутата, курирующего деятельность совета, Г.К.Сафаралиева, экспертный совет привлекается к рассмотрению значительного количества вопросов, входящих в компетенцию комитета. Большой объем работы был связан с анализом законодательных инициатив, поступивших на рассмотрение в Госдуму предыдущего созыва. К числу ключевых тем, обсуждавшихся экспертным советом, можно отнести вопрос по базовым кафедрам, которые широко известны еще с советских времен как действенный инструмент интеграции образования, науки и производства. Однако в современных реалиях ему необходимо придать недостающую правовую основу для эффективного функционирования.

Также рассматривался вопрос об организации целевого обучения. При рассмотрении этого законопроекта планируется учесть рекомендации, выработанные экспертным советом.

– Кроме экспертной оценки предлагаемых законопроектов, в полномочия совета входит также «анализ правоприменительной практики». Какие на сегодняшний день актуальные проблемы правоприменения, или даже «болевые точки», обсуждаются экспертами?

– Действительно, совет занимается не только экспертной оценкой законопроектов. Довольно часто через Комитет Госдумы РФ по образованию и науке поступают обращения граждан и организаций, связанные с теми или иными проблемами.

Например, наиболее острые дискуссии вызывает вопрос сетевой формы реализации образовательных программ, которую активно внедряют многие ведущие университеты. Положения закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273 о сетевой форме обучения не детализированы, а некоторые моменты и вовсе не регулируются даже на уровне подзаконных нормативных актов. Минобрнауки РФ пока осуществляет только мониторинг практики применения сетевой формы обучения, в то время как от образовательных организаций высшего образования прослеживается четкий запрос на нормативную детализацию этой сферы. В связи с этим экспертный совет также обобщает лучшие практики вузов и готовит предложения по нормативному регулированию этого вопроса.

– Порой государственные образовательные организации попадают в парадоксальную ситуацию, когда из-за нынешнего бюджетного недофинансирования они лишаются возможности выполнить какие-либо нормативные требования (например, лицензионные нормативы по материально-техническому обеспечению образовательного процесса), и в результате получают санкции от государственных же контрольно-надзорных органов. Имеется ли какой-то вариант разрешения этого парадокса? Возможно ли законодательно «обязать» государство финансировать в полном объеме те статьи расходов вузов, от которых зависит выполнение государственных же требований?

– Выполнение нормативных требований в сфере образования является приоритетом для любой образовательной организации, так как в противном случае может быть остановлена образовательная деятельность и, что еще хуже, нанесен вред здоровью обучающихся.

По поводу законодательного «обязывания» государства финансировать в полном объеме статьи расходов вузов, от которых зависит выполнение государственных требований, необходимо отметить, что это является определенным шагом назад. Подавляющее большинство образовательных организаций высшего образования создано в форме автономных и бюджетных учреждений, которые финансируются путем предоставления субсидии на выполнение государственного задания, а также в некоторых случаях предоставляются целевые субсидии. В рамках выделенной субсидии учреждение самостоятельно распределяет средства по направлениям деятельности. В связи с этим немаловажную роль играет уровень финансового менеджмента образовательной организации.

С одной стороны, следует признать, что любая образовательная организация, получающая денежные средства из соответствующего бюджета, никогда не признается в том, что ей хватает средств и не требуется дополнительное финансирование. Всегда возникают потребности, которые хотелось бы реализовать в интересах образовательной организации: модернизировать, построить, закупить оборудование, повысить заработную плату и прочие. С другой стороны, образовательные организации должны находить возможности для внебюджетного финансирования, сотрудничества с бизнесом. Особенное внимание следует уделять научным исследованиям, которые осуществляются на конкурсной основе. Необходимо учитывать фактор востребованности такой организации у абитуриентов. За исключением некоторых профильных узкоспециализированных направлений, отсутствие внебюджетного финансирования или его низкая доля свидетельствуют о низком качестве образования в такой организации, о невозможности проведения ею конкурентных научных исследований, что приводит к отсутст­вию спроса на ее образовательную и научную деятельность. Соответст­венно, возникает вопрос о целесообразности поддержки организаций, неспособных организовать качественные образование и науку.

– Рассматриваются ли некие законодательные «послабления» для негосударственного сектора высшей школы, который сейчас переживает очень непростые времена? В частности, стоит ли ожидать введения льгот: скажем, в части налога на землю и имущество?

– В экспертный совет входят представители как государственных образовательных организаций, так и негосударственных. В связи с этим проблемы негосударственных вузов также известны нашему совету.

Наиболее остро стоит вопрос применения к негосударственным вузам требования по финансовому обеспечению реализации образовательных программ в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки РФ базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с утвержденной приказом методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг. Здесь сталкиваются два аспекта: обеспечение негосударственным вузом выполнения государственных требований к качеству образования и финансовые возможности негосударственного вуза, не имеющего бюджетных источников финансирования. Понятно, что в условиях поступательно растущих нормативов негосударственным вузам все сложнее выдерживать ценовую конкуренцию с государственными вузами. Вместе с тем, несоблюдение единых требований к финансовому обеспечению образовательной деятельности может привести к сущест­венному падению качества образовательной деятельности и падению востребованности выпускников таких организаций.

Что касается земельного налога, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что Налоговый кодекс РФ не предоставляет налоговых льгот никаким образовательным организациям. Подобные возможности существуют на уровне нормативных правовых актов муниципальных образований. Для справки, НИЯУ МИФИ как федеральное государственное учреждение также является плательщиком земельного налога. Аналогичная ситуация с налогом на имущество организаций.

– С 2013 года в системе высшей школы внедряется модель подушевого финансирования. Как показывает практика, модель требует определенной корректировки. В чем она может заключаться?

– Внедрение модели подушевого финансирования позволяет перейти от командно-административной к конкурсной системе распределения финансовых ресурсов государства. Конечно, в настоящее время система подушевого финансирования нуждается в дальнейшем обсуждении и совершенствовании. В связи с этим планируется посвятить одно из заседаний экспертного совета в 2018 году этой проблематике.

– На состоявшихся в июле 2017 года парламентских слушаниях, посвященных проблемам финансирования отраслевых вузов, был высказан ряд предложений, в том числе по законодательному обеспечению деятельности высшей школы. Например, о поправках, которые на законных основаниях позволили бы региональным властям оказывать помощь вузам, дейст­вующим на территории субъекта. Ждет отраслевое профессиональное сообщество и принятия закона о статусе и деятельности базовых кафедр. Выше вы уже упомянули, что эта тема стала одной из ключевых в повестке дня совета. Расскажите, пожалуйс­та, об этом чуть подробнее.

– Действительно, законопроект «Овнесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части создания и деятельности базовых подразделений образовательных организаций)», № 19750-7, внесенный Правительст­вом РФ, стал предметом нашего особого внимания.

В феврале 2017 года рассмотрение законопроекта в Госдуме РФ было перенесено на неопределённый срок, так как по нему возникли определенные разногласия. В связи с этим законопроект обсуждался экспертным советом с целью возможной доработки документа и его повторного обсуждения с экспертным сообществом, представленным образовательными организациями высшего образования. По итогам обсуждений в рамках экспертного совета принято решение поддержать законопроект в целом, однако члены совета обратили внимание на целесообразность доработки отдельных его положений, так как в противном случае предложенные изменения могут оказаться невостребованными образовательными организациями из-за излишней бюрократизации.

В частности, предложения по доработке касаются:

– вопросов и порядка согласования с учредителем образовательной организации и Минобрнауки РФ создания базовых подразделений;

– содержания типового договора о создании базового подразделения, либо замены его типовым положением о базовом подразделении;

– перечня укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки по образовательным программам, в рамках которых могут создаваться базовые подразделения;

– распределения ответственности за безопасность обучающихся между образовательной организацией и предприятием.

При принятии законопроекта о базовых кафедрах должен быть найден определенный баланс интересов: с одной стороны, минимизация бюрократических процедур для образовательных организаций, с другой – качество и безопасность образовательной деятельности, исключение возможности для злоупотреблений.

– Как известно, в конце мая 2017 года была принята стратегия экспорта образования до 2025 года, утвержден паспорт ее реализации. Целевые индикаторы довольно жесткие: от высшей школы ожидается очень серьезное увеличение потока иностранных студентов в российские университеты и, соответственно, доходов от экспорта образовательных услуг к 2025 году. Какие законодательные меры будут предприняты в ближайшей перспективе для обеспечения эффективной реализации принятой стратегии?

– Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» преследует амбициозную цель по повышению привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг с целью увеличения доли несырьевого экспорта РФ. Его реализация потребует модернизации не только самих образовательных организаций высшего образования и их кадрового состава, но и сопутствующей нормативной правовой базы. Вчастности, вопросы въезда, выезда и пребывания на территории нашей страны иностранных граждан, их трудоустройства и стажировок в период обучения в России находятся за пределами компетенции образовательных организаций. Соответственно, при увеличении потока иностранных граждан, прибывающих для обучения, возникнет объективная потребность в нормативном совершенствовании данных процессов.

В связи с этим, на наш взгляд, в ближайшей перспективе законодательные инициативы будут направлены в эту сферу.

– Какие еще важные, значимые для высшей школы законопроекты будут обсуждаться в ближней и среднесрочной перспективе, в том числе в рамках вашего экспертного совета?

– В настоящее время в Госдуме РФ находится на рассмотрении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования целевого обучения», № 352780-7. Его целью является оптимизации механизмов целевого обучения, повышения ответственности студентов и будущих работодателей.

В среднесрочной перспективе в повестке экспертного совета планируется обсудить вопрос организации научно-исследовательской работы в вузах, а также вопросы управления образовательными организациями высшего образования.

Благодарим за помощь в подготовке интервью начальника организационно-правового департамента НИЯУ МИФИ, ответственного секретаря Экспертного совета по выс­шему образованию при Комитете Госдумы РФ по образованию и науке Дмитрия ЛОЗОВСКОГО.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Уральский ГАУ стал одним из лидеров аграрной науки страны
Волгодонский инженерно-технический институт отметил юбилей
Филиал СПб ИВЭСЭП в Наро-Фоминске дает старт профессионалам
Чурапчинский институт физкультуры и спорта готовит чемпионов
При Комитете Госдумы РФ по образованию и науке работает 21 экспертный совет
Ставропольский ГМУ отметил восьмидесятилетие
Академия, положившая начало высшему ветеринарному образованию в России
Заокский университет дает качественное образование в христианской среде
Филиал ЮУрГУ в Нижневартовске заключил более 70 договоров с работодателями
Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ готовит инженеров нового поколения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ