Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инженерное сооружение

Сколько инженеров нужно России? Как студенту получить грант на полмиллиона? Кто готовит кадры для нового космодрома "Восточный"? Эти и другие вопросы на "Деловом завтраке" в "РГ" обсуждали заместитель министра образования и науки России Александр Климов и ректоры ведущих вузов.

Просмотров: 404

Сколько инженеров нужно России? Как студенту получить грант на полмиллиона? Кто готовит кадры для нового космодрома "Восточный"? Эти и другие вопросы на "Деловом завтраке" в "РГ" обсуждали заместитель министра образования и науки России Александр Климов и ректоры ведущих вузов.

В колледжах и техникумах открыто 440 тысяч мест, так или иначе связанных с производством. В вузах - примерно 200 тысяч мест на инженерных специальностях. Сколько инженеров нужно сейчас в России?
Александр Климов: В последние годы инженерный труд изменился. Теперь мало знать только свою узкую профессиональную область, надо обладать широкими компетенциями, чтобы грамотно организовывать деятельность, взаимодействовать с другими специалистами, работать в команде, куда зачастую входят люди, не имеющие инженерного образования, дизайнеры, биологи, врачи. Важно, насколько быстро выпускник может адаптироваться под изменения технологий и моделей организации производства. Поэтому вопрос не только и не столько в том, какое количество инженеров нужно, а еще и в том, где они нужны и какими знаниями и компетенциями должны обладать. Для решения этих вопросов приказом министра образования и науки утвержден координационный совет по инженерному образованию. Его основная задача - актуализировать федеральные государственные образовательные стандарты. Далее будут разработаны примерные образовательные программы. Это важно. Хотя, с моей точки зрения, ведущие вузы и сегодня выпускают толковых инженеров и технологов.
Петр Чубик: Я не уверен, что мы сейчас найдем человека, который будет способен подробно расписать, сколько инженеров нужно подготовить по существующим 254 направлениям и специальностям, относящимся к группе "Инженерное дело, технологии и технические науки". Да еще в разрезе прикладного бакалавриата, академического бакалавриата, специалитета и магистратуры... Востребованность наших выпускников - 160-170 процентов.
Иными словами, на 10 выпускников есть 16-17 заявок от предприятий. На некоторые направления и специальности востребованность до 400 процентов. Это прежде всего то, что связано с ядерными технологиями. По заявкам предприятий трудоустраиваются примерно 92-94 процента наших выпускников, остальные ищут работу самостоятельно. В оставшихся 6-8 процентах и иностранцы, которые не имеют права трудоустраиваться на наших предприятиях.
 
А что думают работодатели?
Марина Новикова: У нашей компании четыре больших комбината - Лебединский и Михайловский горно-обогатительные комбинаты, Оскольский электрометаллургический завод, "Уральская сталь" на Южном Урале. Примерно 50 тысяч сотрудников. Каждый год около 20 процентов вакансий мы закрываем выпускниками МИСиСа - нашего основного поставщика инженерных кадров. Более того, в вузе мы формируем свои группы и знаем, что эти студенты через какое-то время придут к нам работать. У нас есть стипендиальная программа для талантливых школьников в регионах, которые победили в наших олимпиадах. Они поступают в МИСиС, и мы гарантируем им место на предприятии.
Алевтина Черникова: И Новотроицк, и Оскол, и Выкса - в основном моногорода. Конечно, мы досконально изучаем потребности работодателей и на каждый их запрос стараемся ответить конкретными программами и учебными планами. Программы подготовки инженеров в Москве и в наших филиалах в регионах немного отличаются. В регионах выпускники получают еще до пяти рабочих профессий. Все это мы организовали вместе с работодателями - учебные курсы, учебные центры профинансировали нам предприятия. В наших филиалах есть ежегодные стипендиальные программы от работодателей для лучших студентов. Более 1500 студентов вовлечены в проекты, которые интересны работодателям. Ежегодно около 30 студентов получают гранты до 400 тысяч рублей.
 
Расскажите, что за проект инженерного спецназа создается в МИСиС?
Алевтина Черникова: Речь идет о магистерской программе, в которой активное участие принимает работодатель. Наш вуз давно перестал быть институтом только стали и сплавов. Теперь это прежде всего материаловедческий университет, где изучаются нанотехнологии, горное дело, IT-технологии и управление производством. Для развития материаловедения очень важно, куда пойдут наши материалы, какие изделия будут из них изготавливаться. В университете создается инжиниринговый центр для подготовки специалистов, которые будут способны организовать любое производство - от идеи до внедрения на конкретном предприятии. Для этого мы будем приглашать лучших преподавателей, в том числе иностранных.
 
В Томском политехе только что впервые в России получили стратегически важный металл бериллий. Студенты в этих разработках участвовали?
Петр Чубик: Да, потому что здесь есть большие перспективы для молодых исследователей. Например, сталь с добавками бериллия приобретает уникальные свойства. В частности, она способна выдерживать огромные напряжения и может использоваться на стартовых площадках космодромов. Нужно и получать новые уникальные материалы, и исследовать их свойства, и совершенствовать технологию получения самого металлического бериллия, ведь пока наработаны лишь первые 100 граммов этого металла.
 
Как быстро устаревают инженерные знания?
Александр Климов: Если инженер с первого дня работы не начинает думать о профессиональном развитии, то через месяц-два его знания начинают устаревать. Есть технологии, которые меняются в течение года-двух. Особенно в области обработки и использования информации.
Анатолий Александров: Знания устаревают так же быстро, как компьютер. Его только из коробки вынули, а он уже устарел за то время, пока вынимали. С образованием то же самое. Работодатели часто говорят: вы дайте нам выпускника, заточенного под наше производство, который сразу знает, что и где крутить. Но будущему инженеру надо дать прежде всего базовые знания и научить его потом добывать их. Ведущие университеты так и делают.
 
ИНЖЕНЕР - ЭТО ТОТ, КТО ПРИНОСИТ ЖЕНЕ БОЛЬШУЮ ЗАРПЛАТУ
Два года назад в редакции "РГ" мы обсуждали проблему подготовки кадров для космоса и ситуация была драматичная. Что-то поменялось?
Анатолий Александров: Драматизм, который был два года назад, немного ушел в сторону. Сегодня, по-моему, абсолютно все понимают, насколько нужны инженеры. Несмотря на демографический кризис, в Бауманке растет конкурс. К нам приходит больше ребят с высокими баллами ЕГЭ. Реальный конкурс - три человека на место, а принимаем мы 3,5 тысячи в год. Так что приходят более 10 тысяч абитуриентов. Это много. Особенно если учитывать, что идут те, кто четко сориентирован на профессию, а названия большинства наших специальностей звучат совсем не модно. Например, физика взрыва, технология машиностроения, прокатка, обработка давлением. Никакой романтики. А лет 5-7 назад у нас были проблемы с набором. Сегодня мы чувствуем, что у абитуриентов и их родителей изменилось отношение к инженерному образованию.
 
Юристов и экономистов во власти знают все. А кто из инженеров сейчас в российской политической или управленческой элите? За исключением Дмитрия Ливанова - выпускника МИСиС.
Алевтина Черникова: Скажу: губернатор Приморского края Владимир Миклушевский.
Петр Чубик: Когда я учился в школе, нас обучали проверять правильность написания слова "инженер" очень просто: инженер - это тот, кто приносит жене большую зарплату. Лет 50-60 назад труд инженера высоко оценивался обществом. У главных инженеров предприятий жены обычно могли не работать - достатка хватало. Вот вы затронули вопрос о падении престижа инженерной профессии. Чем в этом смысле отличается нынешнее время от прежнего? В условиях плановой экономики человек шел учиться на инженера и потому, что видел перспективу стать главным инженером, директором завода. К примеру, был период, когда все атомные электростанции Советского Союза возглавляли выпускники Томского политеха и три наших выпускника одновременно были союзными министрами. Сегодня, в условиях рыночной экономики, такой перспективы почти нет.
Анатолий Александров: Время было таким, что в руководстве страны и управлении промышленностью были инженеры. Сейчас в каждом министерстве есть заместитель министра - бауманец, есть много директоров департаментов. Но не в этом главное. Главное, чтобы наши выпускники могли заниматься своим делом, чтобы мы могли перечислять не заместителей министра, а генеральных конструкторов, таких как Туполев, Королев. А управленцы из инженеров тоже получаются хорошие. Важно, чтобы они ушли не в Большой театр, а остались на производстве.
 
ЗАЧЕМ ШКОЛЕ КАФЕДРА
Выпускники школ плохо знают физику, математику. В этом году даже снизили минимальный порог, чтобы не оставить двоечников без аттестатов. При этом количество мест на инженерных специальностях растет. Зачем нам столько плохих инженеров?
Петр Чубик: ЕГЭ по физике и химии сдают суммарно только треть выпускников. Химию, кстати, школьники сдают лучше, но у нас на химические технологии в общей сложности примерно 100 мест. Больше нужна физика, а ребят, которые хорошо сдают физику, к сожалению, не так уж много. Одномоментно проблему школьной физики не решить, поэтому мы сами решили идти в школу и весьма оригинальным путем.
В марте этого года Томский политех официально запустит открытую образовательную платформу, которую я условно называю "Интернет-лицей для миллионов", чтобы с помощью игровых технологий привлечь школьников, начиная с седьмых-восьмых классов, к изучению естественных и точных наук. Апробация ее уже идет. Вряд ли получится значительно увеличить долю сдающих ЕГЭ по физике и химии, но можно и нужно сделать так, чтобы внутри этой группы было больше сдающих ЕГЭ на "хорошо" и "отлично".
Знания устаревают так же быстро, как компьютер. Его только из коробки достали, а он уже устарел за то время, пока доставали.
Анатолий Александров: Согласен, что физику в школах преподают слабо. Мы идем на то, чтобы переподготавливать учителей. Во всех наших лицеях, которые работают при Бауманке, открыты кафедры физики.
Александр Климов: Сдать хорошо ЕГЭ по математике, физике, химии достаточно сложно. У нас обеспечена доступность высшего образования. Гораздо сложнее обеспечить доступность качественного высшего образования. Ключевой фактор успеха - мобильность абитуриентов и студентов. По абитуриентам ЕГЭ сыграл ключевую роль. Дал возможность учиться в ведущих вузах лучшим выпускникам школ. Кстати, все ректоры, которые присутствуют на этой встрече, принимают ежегодно много выпускников школ из регионов.
Алевтина Черникова: Разработанная три года назад программа профессиональной навигации университета уже сегодня дает свои результаты: в 2012 году у нас не было абитуриентов из 17 регионов, в 2013-м - только из трех, а в 2014-м к нам поступали абитуриенты из всех регионов России и 27 стран мира. 70 процентов наших студентов - иногородние. Практически все нуждающиеся обеспечены общежитием. Общежитие университета, к слову, признано лучшим в Москве и заняло третье место по России.
 
С какими баллами поступают абитуриенты?
Алевтина Черникова: Нижняя граница - 185 баллов за три предмета (физика, математика, русский язык). Более 80 первокурсников имеют балл ЕГЭ выше 200.
Анатолий Александров: Средний балл по одному экзамену 78, по сумме трех экзаменов - 234.
Петр Чубик: 80 процентов поступивших в наш вуз на технические направления и специальности набрали на ЕГЭ по математике, физике и русскому языку более 185 баллов.
 
Продолжится ли программа переподготовки инженерных кадров, по которой прошли обучение около 16 тысяч человек?
Александр Климов: Я считаю, что это одна из самых успешных программ. Все присутствующие тут ректоры активно участвовали в ее реализации вместе с ведущими предприятиями. Сейчас мы работаем над тем, чтобы еще на два года продлить эту программу.
Петр Чубик: Вузам эта программа и в целом это направление деятельности очень выгодно. Достаточно сказать, что мы зарабатываем на повышении квалификации и профессиональной переподготовке больше 200 млн рублей в год. Деньги платят работодатели, которые заинтересованы в профессиональном росте своих кадров.
 
Один из руководителей военно-промышленного холдинга России сказал, что российскому инженеру не хватает патриотизма. А вы как считаете?
Алевтина Черникова: Главное для вузов сейчас - формировать креативную творческую среду, где могли бы максимально развиваться все способности студентов. Без чувства патриотизма, без любви к Родине, родному университету, к своей семье ничего этого не будет. У человека вообще не будет будущего. Как и у народа, если он не помнит своих корней, не помнит своей истории.
Анатолий Александров: Буквально несколько лет назад слово патриотизм было ругательным, мы почему-то его стеснялись. Но для Бауманки это часть внутреннего содержания. У нас седые стены, наши традиции основаны на патриотизме. И это было во все времена начиная с 1830 года.
Александр Климов: Для человека очень важна профессиональная самореализация. У России есть гордость за нашу инженерную школу. Весь мир знает Королева, Туполева, Сухого. Есть сотни менее известных талантливых конструкторов и инженеров, которые внесли колоссальный вклад в развитие техники и технологий во всем мире.
Петр Чубик: Я уже говорил о том, что наши выпускники востребованы. И так было всегда. Они приходят на предприятие, впрягаются и тянут свой воз, тянут профессионально и надежно. Обогатившись опытом, переходят из пристяжных в коренные. Они нужны своей стране и поэтому почти все работают в России.
Марина Новикова: Без патриотизма нельзя стать хорошим руководителем предприятия, креативным инженером. Все наши руководители, которые работают на комбинатах управляющими директорами, зачастую прошли путь от рабочего. Они осознанно выучились и продвигались вперед по служебной лестнице.
 
КАДРЫ ДЛЯ КОСМОДРОМА: ЗВОНОК ИЗ "РГ"
В декабре этого года должен состояться первый пуск ракеты "Союз-2" с нового космодрома Восточный. Космодром строится, планы огромные. Не предусматривается ли специальная программа по подготовке специалистов именно для Восточного? На какие вузы ляжет основная нагрузка? - задали вопрос ректорам журналисты "РГ".
 
– У нас в стране достаточно много технических, в том числе авиационных и аэрокосмических университетов. Бауманка, МАИ, Казанский авиационный институт, Самарский аэрокосмический университет... - ответил ректор Бауманки. - И не совсем правильно было бы говорить о том, что только Бауманка и МАИ откроют на Восточном свои филиалы. На первый план выходит сетевое сотрудничество. В Благовещенске есть хороший университет, который мог бы к нему присоединиться. Нужны совместные программы с региональными университетами: надо переподготовить их профессуру, преподавателей, которые читают математику, физику, инженерные дисциплины. Можно открывать совместные магистратуры, чтобы студент получил базовые знания в местном вузе, в магистратуру приехал в Москву, Казань, Самару или Томск и потом вернулся на космодром работать. Надо думать, как адресно готовить инженеров. Есть возможность открыть на предприятиях отраслевые факультеты, когда в первой половине дня идут лекции, а во второй - работа на производстве. Такие факультеты уже есть на РКК "Энергия", НПО "Машиностроение", на других предприятиях. Примерно такое же мы должны сделать для космодрома Восточный.
Корреспонденты "РГ" тут же позвонили в Благовещенск ректору Амурского госуниверситета Андрею Плутенко.
– Мы за все формы кооперации, - сказал ректор. - С 2009 года наш университет сотрудничает в подготовке кадров с МАИ и Южноуральским госуниверситетом. Сначала студенты учатся у нас два с половиной года, потом мы отправляем их еще на такое же время в Москву и Челябинск. По таким программам уехали учиться уже 100 студентов. Проблема в том, как их вернуть назад в регион? Если удастся вернуть хотя бы половину инженеров - уже хорошо. Их надо заинтересовывать перспективами карьерного роста, зарплатой, социальным пакетом. Может быть, и жильем.
 
 Продолжение: «Российская газета»  02.02.2015

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
9 проектов ТПУ прошли предварительную экспертизу Союза машиностроителей России
Стране нужны инженеры
Шанс для развития кораблестроительного образования
Проблемы инженерно-технического образования
«Саханефтегазсбыт» станет партнером СВФУ по подготовке инженерных кадров
В России предлагают реструктуризовать сеть инженерных вузов
Детский технопарк с инженерными образовательными программами от МАМИ
Чего не хватает молодым специалистам?
Представители «Горного» стали лауреатами конкурса «Инженер года»
Заказ на инновации от Союза машиностроителей России

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ