Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Интеграция образования, науки и производства в КузГТУ

Более тысячи выпускников КузГТУ ежегодно получают дипломы горных инженеров, инженеров-технологов, строителей, экономистов и других востребованных на предприятиях специалистов. В своей работе вуз делает акцент на том, что именно интеграция образования, науки и производства способствует подготовке квалифицированных инженерных кадров.

Просмотров: 127

Профессию стоит потрогать руками

Семинары и лекции издавна стали привычными формами получения знаний. Но разве может состояться современный специалист, если придет работать на предприятие, в шахту или в финансовую компанию без практической подготовки?

Вуз расставляет акценты

Более тысячи выпускников Кузбасского государственного технического университета ежегодно получают дипломы горных инженеров, инженеров-технологов, строителей, экономистов и других востребованных на предприятиях специалистов. В своей работе вуз делает акцент на том, что именно интеграция образования, науки и производства способствует подготовке квалифицированных инженерных кадров.

На протяжении всего образовательного процесса, начиная со времени создания вуза, Кузбасский государственный технический университет активно развивает сотрудничество с промышленными предприятиями. И такое требование нового закона об образовании, как создание научно-учебных центров, а также базовых кафедр и их филиалов непосредственно на промышленных предприятиях и в научных организациях, стало для вуза направлением, получившим опережающее развитие.

– Формирование базовых кафедр позволяет решать несколько задач: активизировать участие работодателей в учебном процессе, способствовать получению студентами знаний в области достижений современной науки и, конечно, повысить уровень подготовки инженерных кадров, – отмечает ректор университета, доктор технических наук, профессор Владимир Ковалёв. – Кроме того, благодаря базовым кафедрам, совместным научным центрам и лабораториям, созданным на крупных производственных площадках области, студенты под патронажем своих научных руководителей разрабатывают новые технологии, помогающие промышленным предприятиям, бизнесу решать проблемы перспективного развития производства.

Сегодня КузГТУ открыл более десятка базовых кафедр на предприятиях области. Как оценивают руководители, сотрудники и сами студенты роль этих структурных подразделений в приобретении практических профессиональных навыков? В чем заключается основной эффект сотрудничества науки, образования и производства? Зная ответы на эти вопросы, можно в определенной степени оценить и перспективы дальнейшей интеграции образовательного, научного и производственных процессов.

Горному инженеру нужны и знания, и опыт

Кафедра диагностики и эксплуатации горных машин и оборудования филиала КузГТУ в г. Прокопьевске при шахтоуправлении «Талдинское-Западное» Сибирской угольной энергетической компании была открыта в 2013 году. Заместитель заведующего кафедрой Евгений Кузин выделил важнейшие стороны ее деятельности:

– Основная задача – помочь студентам максимально быстро адаптироваться в рабочей среде после окончания учебы. Сегодня на заводах и в шахтах установлено современное дорогостоящее оборудование, поэтому иметь его аналог в вузах не представляется возможным. Можно, конечно, смоделировать какую-то деталь на компьютере, но студент, если не видит перед собой производственное оборудование, не чувствует его руками, в своей подготовке далек от реальности. Кроме того, базовая кафедра на предприятии предоставляет учащимся возможность рассматривать в курсовых и дипломных работах проблемные вопросы производства и решать их в условиях современной шахты.

По мнению заместителя директора по работе с персоналом шахтоуправления «Талдинское-Западное» ОАО «СУЭК-Кузбасс» Андрея Лысова, для будущего горного инженера важно понимать технологию процесса добычи угля, видеть, как работают проходческие комбайны и очистные комплексы, как подается уголь на-гора. Поэтому практические занятия проводятся в выработках шахты «Талдинская-Западная-1» и «Талдинская-Западная-2».

– Практика на предприятии дает опыт и представление о том, в каких конкретных условиях будет работать молодой человек, придя на производство. Только так можно стать знающим своё дело инженером, – сделал вывод студент пятого курса специальности «Горные машины и оборудование» Алексей Григорьев.

Химия как наука новых открытий

Сотрудничество Кузбасского государственного технического университета и компании «Кокс», как уточняет заведующий кафедрой химической технологии твердого топлива КузГТУ, директор по науке и инновационным технологиям ОАО «Кокс» Сергей Субботин, продолжается уже более полувека. С момента создания кафедры студенты постоянно проходили на предприятии ознакомительную, производственную и преддипломную практику. По сей день сохраняется традиция, когда лекции будущим технологам читают не только преподаватели вуза, причем многие из них имеют значительный опыт работы на предприятии, но и производственники. Например, занятия со студентами на базовой кафедре в цехах и центральной лаборатории проводят такие ведущие специалисты компании, как главный химик, кандидат технических наук, доцент Валерий Чимаров, начальник управления охраны окружающей среды предприятия, кандидат химических наук Сергей Герасимов, кандидат химических наук, доцент Евгений Кошелев, работавший заместителем главного инженера по качеству продукции.

Глубокая переработка угля является одним из наиболее перспективных направлений научной деятельности, которой предстоит заниматься филиалу кафедры химической технологии твердого топлива на ОАО «Кокс». Как отмечают специалисты, продукты коксохимии, в том числе смола и бензол, – это кладезь различных дорогостоящих соединений, компонентов многих технологических процессов.

Исследовательская работа аспирантки КузГТУ, ассистентки кафедры Елены Васильевой как раз относится к ряду задач, связанных с глубокой переработкой угля. Елена убеждена, что химия развивает творческое мышление и учит думать нестандартно – ведь это единственный путь открытий.

– Одно дело – представить какую-то производственную установку по иллюстрации в учебнике и совсем другое восприятие, когда можно увидеть объект в заводском цехе в процессе производства, – подчеркивает значимость практики студент пятого курса института химических и нефтегазовых технологий Станислав Венц. Специалисты предприятия помогли молодому специалисту освоить практическую часть при подготовке дипломной работы «Установка сухого тушения кокса».

Понимать, чем управляешь

Вести бухгалтерский и налоговый учет финансово-хозяйственной деятельности предприятия, анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний, владеть современными методами управления предприятиями и организациями – этому и многому другому учат студентов института экономики и управления Кузбасского государственного технического университета.

– Управленец должен понимать, чем он управляет, – кратко обозначила задачу профессиональной подготовки будущих специалистов директор института экономики и управления КузГТУ Наталья Голофастова, – и поэтому, конечно, будущим экономистам, бухгалтерам, руководителям финансово-экономических департаментов и служб, помимо теории, необходимо знакомиться с практикой профессии. И преподаватели, и студенты благодарны специалистам кемеровского ОАО «Азот» за то, что они делятся опытом с начинающими осваивать выбранное дело.

– Изучать профессию только с теоретической стороны – это, наверное, всё равно, что прочитать книгу о какой-то стране, но не побывать в ней, – утверждает пятикурсница института экономики и управления Дарья Березовская. – В нашем вузе замечательные преподаватели, и, безусловно, уверенности в собственных силах добавляет практика на предприятии. Большим плюсом становится то, что можно видеть сам производственный процесс: ты не сидишь в кабинете, считая безликие цифры, наблюдаешь, что на предприятии сегодня уже нет тяжелого ручного труда – многие процессы автоматизированы.

Для студентов оборудованы более десятка учебных классов, конференц-зал, компьютерный класс.

– У будущих специалистов пробуждается интерес к профессии, а для нас это источник квалифицированных кадров, – обобщает взаимовыгодное значение сотрудничества директор обучения кадров Андрей Бунин.

Открытие базовых кафедр на предприятиях, сотрудничество с бизнесом в подготовке профессиональных кадров дает конкретные результаты: студенты и выпускники КузГТУ ориентированы на реальный промышленный сектор. Подтверждением тому стал подготовленный Минэнергетики РФ анализ по трудоустройству в горные компании, который показывает, что КузГТУ обеспечивает на сегодня более 30 процентов всех кадров угольной промышленности России.

Текст и фото предоставлены управлением информационной политики Кузбасского государственного технического университета.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Европейские стандарты и российская практика оценки качества образования
Дайджест № 117 «Аккредитация в образовании»
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества
Удовлетворенность обучением в колледже и вузе
Развитие форм оценки качества образования
Образование – российское, измерители – европейские
Ранняя профориентация для качества образования
Кадры под ключ? Это реально!
Европейские стандарты и российская практика оценки качества образования
Определены 200 лучших университетов мира по версии QS

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ