Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инновационная обучающая среда «Educon»

В Тюменском нефтегазовом университете создана уникальная инновационная среда «Educon», позволяющая максимально приблизить электронный процесс обучения к реальному. В статье представлен опыт развития электронного образования в ТюмГНГУ и некоторые проблемы, с которыми приходится сталкиваться авторам в практической деятельности.

Просмотров: 1588
В.В. МАЙЕРВ.В. МАЙЕР, проректор по учебно-методической работе и инновационному развитию Тюменского государственного нефтегазового университета, доктор социологических наук, доцент

С.М. МООРС.М. МООР, директор центра дистанционного образования Тюменского государственного нефтегазового университета, доктор социологических наук, профессор

В Тюменском государственном нефтегазовом университете создана уникальная инновационная среда «Educon», позволяющая максимально приблизить электронный процесс обучения к реальному. Дистанционные технологии служат универсальным инструментом донесения образовательных услуг до потребителя, который заинтересован не только в получении диплома об образовании, но, прежде всего, знаний, необходимых для трудоустройства или продвижения по карьерной лестнице.

В статье представлен опыт развития электронного образования в ТюмГНГУ и некоторые проблемы, с которыми приходится сталкиваться авторам в практической деятельности.

Тюменский государственный нефтегазовый университет приступил к созданию интернет-­среды на уровне образовательного учреждения в 2009 году. Именно тогда было положено начало внедрению дистанционных технологий в обучение специалистов, занятых в нефтегазовой отрасли – стратегической не только для Тюменской области, но и всей России.

Новое структурное подразделение, центр дистанционного образования (ЦДО), реализует заочное образование с использованием дистанционных технологий (электронный формат обучения) и вносит значительный вклад в инновационное развитие ТюмГНГУ [1, 5]. С момента создания ЦДО университет динамично развивается, уровень организации образовательного процесса совершенствуется путем активизации различных факторов – педагогических, экономических, технических, социальных [2].

Взаимодействие между основными участниками образовательного процесса – обучающимися, преподавателями, специалистами по учебно­методической работе ЦДО – осуществляется в системе поддержки учебного процесса «Educon», в которой размещены разработанные педагогами электронные учебно-­методические комплексы (ЭУМК). В состав ЭУМК входят электронные учебники, практические задания, курсовые, контрольные, виртуальные лабораторные работы, промежуточные и итоговые тесты [3]. Следует отметить, что руководство ТюмГНГУ достаточно длительное время работало над формированием электронной среды в вузе, в том числе образовательных ресурсов ЭУМК, разработанных по единым требованиям. Сегодня студенты самостоятельно изучают учебный материал, проходят тестирование, получают консультации у преподавателей, сдают экзамены и зачеты в интерактивном режиме – и всё это на уникальной электронной площадке «Educon», не имеющей аналогов (рис. 1).

Рисунок 1. Система дистанционного образования ТюмГНГУ.

Становление системы в вузе проходило не без определенных трудностей, связанных, главным образом, с основной составляющей любого учебного процесса – педагогическим корпусом. В начале пути в силу объективных и субъективных причин было чрезвычайно сложно найти педагогов, горячо желающих преподавать студентам заочной формы обучения с использованием дистанционных технологий. Сегодня ситуация диаметрально противоположная.

Электронная обучающая среда «Educon» является абсолютно «прозрачной», в ней отражаются действия и преподавателей, и студентов. Видно всё: кто заходил в систему, как часто работал с материалами, какие задания выполнял и как с ними справился. Вот почему подобная схема позволяет разрешать различные конфликты между педагогами и студентами, возникающие практически при любой форме обучения.

Система содержит как тесты для текущего контроля, так и итоговые, экзаменационные (в университете введена стобалльная система оценки). Учебные планы по многим дисциплинам включают лабораторный практикум, поэтому в вузе активно создаются авторские виртуальные лабораторные работы и тренажеры, способствующие визуализации сложных технологических процессов, отработке навыков работы при опасном производстве, которым является нефтегазовая индустрия [6].

В настоящее время предпринимаются меры по созданию унифицированных электронных ресурсов для обучения студентов в системе «Educon», которые обеспечат гибкость перехода с бумажных носителей информации на электронные. Кроме того, создание видеосюжетов к лекционным материалам позволяет сделать курс более привлекательным.

Высокоэффективный и экономичный способ использования «дистанционного» преподавателя позволит установить новые кросс­культурные связи и разрешит многие проблемы. В том числе обеспечит более мягкое и разумное вхождение в новые образовательные отношения, в которых пока еще очень много противоречий, требующих урегулирования.

Заочное обучение с использованием дистанционных технологий предполагает изучение студентом дисциплины самостоятельно, при этом потребность в помощи во время освоения учебного материала возрастает. Такую поддерж­ку способны оказать тьюторы­преподаватели. В вузе также создан и совершенствуется институт тьюторов-­организаторов, занимающихся организацией деятельности тьюторов­-преподавателей на кафедрах. Координационную функцию выполняют сотрудники ЦДО – тьюторы-­кураторы, которые несут ответственность за течение учебного процесса в группах, закрепленных за ними.

С помощью дистанционных курсов преподаватели овладевают компетенциями в области планирования, организации, мотивации и контроля процесса обучения студентов ЦДО. Курсы позволяют решать проблему недостаточной адаптированности субъектов электронного образования к взаимодействию в виртуальной образовательной среде [7]. Полученные знания и приобретенные навыки педагоги используют в работе с обучающимися путем совершенствования ЭУМК, поиска и реализации новых форматов общения со студентами в режиме онлайн, офлайн, проведения плановых вебинаров. Специалисты по учебно­-методической работе ЦДО осуществляют консультационную поддержку студентов и преподавателей как по техническим вопросам работы в системе поддержки учебного процесса «Educon», так и по вопросам виртуального взаимодействия.

Всё вышеуказанное мотивирует участников образовательного процесса к овладению современными технологиями, новыми формами взаимодействия, что в свою очередь приводит к непрерывному развитию электронного образования и повышению его качества.

В то же время далеко не все преподаватели намерены использовать в своей профессиональной деятельности информационно­коммуникационные технологии. Одни из них придерживаются «принципиальных» соображений, и чаще всего за этим скрывается психологический барьер – страх перед новым. Другие – из лени либо высокой занятости, так как создание электронных ресурсов требует серьезных затрат времени и наличия необходимых для этого знаний. Третья группа преподавателей – не мотивированные в силу разных причин.

Регламент, установивший порядок отношений центра дистанционного образования и структурных подразделений университета, позволил упорядочить всю процедуру обучения. С этого начался процесс взаимодействия, интеграции всех структурных подразделений университета в единое образовательное пространство для активного использования электронных ресурсов.

Таким образом, все виды цифровых технологий не могут полностью заменить традиционное образование, но способны дополнить, изменить его качественно, придать новый вектор развитию и сформировать инновационные подходы при условии приемлемой технической базы [4, 8].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Материалы официального сайта центра дистанционного образования ТюмГНГУ //http://www.tsogu.ru/distantsionnoe­obrazovanie/205432/.
  2. Майер В.В., Моор С.М. Инновационный проект по продвижению дистанционного образования нефтегазового университета //Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ – 2012): Сборник материалов (IX Международной научно-­методической конференции, 8­-10 февраля, 2012) /Отв. за выпуск А.В. Щербаков. – Екатеринбург: УрФУ, 2012. – С. 114-­119.
  3. Майер В.В., Моор С.М. Использование информационно­-коммуникационных технологий в образовательном процессе //НЕФТЬГАЗТЭК: Сборник материалов форума //Тюменский международный инновационный форум (17-­18 сентября, 2013). – Тюмень: Экспресс, 2013. – С. 152­-153.
  4. Майер В.В., Моор С.М. Проблемы качества дистанционного образования //Социология. Экономика. Политика: «Известия высших учебных заведений». – № 2 (41), апрель-­июнь, 2014. Тюмень: Изд­-во ТюмГНГУ, 2014. – С. 98-­101.
  5. Майер В.В., Моор С.М. Электронное образование как фактор инновационного развития //Сборник докладов Международной конференции ICDE «Открытое, дистанционное, электронное обучение: мир без границ». Часть 2. – М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2014. – С. 87-­92.
  6. Майер В.В., Моор С.М. О реализации дистанционных технологий в подготовке инженерных кадров // «Инженерное образование»: журнал Ассоциации инженерного образования России. Спецвыпуск: Материалы общероссийской научно-­практической конференции «Качество инженерного образования». – № 15, 2014. – С. 93-­97.
  7. Майер В.В., Моор С.М. Дистанционные технологии – новый аспект в организации учебного процесса // «Вестник Челябинского государственного университета: философия, социология, культура». – № 24, 2014. – С. 95-­97.
  8. Моор П.К. Опыт применения дистанционных технологий в очной и заочной форме обучения //Социология. Экономика. Политика: «Известия высших учебных заведений». – № 1 (40), январь-­март, 2014. Тюмень: Изд­во ТюмГНГУ, 2014. – С. 95-­96.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Нейротехнологии.рф - новый научно-популярный информационный проект
Опыт внедрения методики servicelearning в образовательный процесс
Тюменская область продолжит инвестировать в производство йода
III Уфимский международный салон образования
«Медиаобразование»: вектор развития
Инновационная разработка извлечения йода создана учеными ТюмГНГУ
Сетевой университет СНГ
Мировые стандарты инженерного образования в СФУ
Экспериментальный завод буровой техники Тюменского нефтегазового университета
Университет, преобразующий мир

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ