Инновационная обучающая среда «Educon»В Тюменском нефтегазовом университете создана уникальная инновационная среда «Educon», позволяющая максимально приблизить электронный процесс обучения к реальному. В статье представлен опыт развития электронного образования в ТюмГНГУ и некоторые проблемы, с которыми приходится сталкиваться авторам в практической деятельности. Просмотров: 1588
В Тюменском государственном нефтегазовом университете создана уникальная инновационная среда «Educon», позволяющая максимально приблизить электронный процесс обучения к реальному. Дистанционные технологии служат универсальным инструментом донесения образовательных услуг до потребителя, который заинтересован не только в получении диплома об образовании, но, прежде всего, знаний, необходимых для трудоустройства или продвижения по карьерной лестнице. В статье представлен опыт развития электронного образования в ТюмГНГУ и некоторые проблемы, с которыми приходится сталкиваться авторам в практической деятельности. Тюменский государственный нефтегазовый университет приступил к созданию интернет-среды на уровне образовательного учреждения в 2009 году. Именно тогда было положено начало внедрению дистанционных технологий в обучение специалистов, занятых в нефтегазовой отрасли – стратегической не только для Тюменской области, но и всей России. Новое структурное подразделение, центр дистанционного образования (ЦДО), реализует заочное образование с использованием дистанционных технологий (электронный формат обучения) и вносит значительный вклад в инновационное развитие ТюмГНГУ [1, 5]. С момента создания ЦДО университет динамично развивается, уровень организации образовательного процесса совершенствуется путем активизации различных факторов – педагогических, экономических, технических, социальных [2]. Взаимодействие между основными участниками образовательного процесса – обучающимися, преподавателями, специалистами по учебнометодической работе ЦДО – осуществляется в системе поддержки учебного процесса «Educon», в которой размещены разработанные педагогами электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК). В состав ЭУМК входят электронные учебники, практические задания, курсовые, контрольные, виртуальные лабораторные работы, промежуточные и итоговые тесты [3]. Следует отметить, что руководство ТюмГНГУ достаточно длительное время работало над формированием электронной среды в вузе, в том числе образовательных ресурсов ЭУМК, разработанных по единым требованиям. Сегодня студенты самостоятельно изучают учебный материал, проходят тестирование, получают консультации у преподавателей, сдают экзамены и зачеты в интерактивном режиме – и всё это на уникальной электронной площадке «Educon», не имеющей аналогов (рис. 1). Рисунок 1. Система дистанционного образования ТюмГНГУ. Становление системы в вузе проходило не без определенных трудностей, связанных, главным образом, с основной составляющей любого учебного процесса – педагогическим корпусом. В начале пути в силу объективных и субъективных причин было чрезвычайно сложно найти педагогов, горячо желающих преподавать студентам заочной формы обучения с использованием дистанционных технологий. Сегодня ситуация диаметрально противоположная. Электронная обучающая среда «Educon» является абсолютно «прозрачной», в ней отражаются действия и преподавателей, и студентов. Видно всё: кто заходил в систему, как часто работал с материалами, какие задания выполнял и как с ними справился. Вот почему подобная схема позволяет разрешать различные конфликты между педагогами и студентами, возникающие практически при любой форме обучения. Система содержит как тесты для текущего контроля, так и итоговые, экзаменационные (в университете введена стобалльная система оценки). Учебные планы по многим дисциплинам включают лабораторный практикум, поэтому в вузе активно создаются авторские виртуальные лабораторные работы и тренажеры, способствующие визуализации сложных технологических процессов, отработке навыков работы при опасном производстве, которым является нефтегазовая индустрия [6]. В настоящее время предпринимаются меры по созданию унифицированных электронных ресурсов для обучения студентов в системе «Educon», которые обеспечат гибкость перехода с бумажных носителей информации на электронные. Кроме того, создание видеосюжетов к лекционным материалам позволяет сделать курс более привлекательным. Высокоэффективный и экономичный способ использования «дистанционного» преподавателя позволит установить новые кросскультурные связи и разрешит многие проблемы. В том числе обеспечит более мягкое и разумное вхождение в новые образовательные отношения, в которых пока еще очень много противоречий, требующих урегулирования. Заочное обучение с использованием дистанционных технологий предполагает изучение студентом дисциплины самостоятельно, при этом потребность в помощи во время освоения учебного материала возрастает. Такую поддержку способны оказать тьюторыпреподаватели. В вузе также создан и совершенствуется институт тьюторов-организаторов, занимающихся организацией деятельности тьюторов-преподавателей на кафедрах. Координационную функцию выполняют сотрудники ЦДО – тьюторы-кураторы, которые несут ответственность за течение учебного процесса в группах, закрепленных за ними. С помощью дистанционных курсов преподаватели овладевают компетенциями в области планирования, организации, мотивации и контроля процесса обучения студентов ЦДО. Курсы позволяют решать проблему недостаточной адаптированности субъектов электронного образования к взаимодействию в виртуальной образовательной среде [7]. Полученные знания и приобретенные навыки педагоги используют в работе с обучающимися путем совершенствования ЭУМК, поиска и реализации новых форматов общения со студентами в режиме онлайн, офлайн, проведения плановых вебинаров. Специалисты по учебно-методической работе ЦДО осуществляют консультационную поддержку студентов и преподавателей как по техническим вопросам работы в системе поддержки учебного процесса «Educon», так и по вопросам виртуального взаимодействия. Всё вышеуказанное мотивирует участников образовательного процесса к овладению современными технологиями, новыми формами взаимодействия, что в свою очередь приводит к непрерывному развитию электронного образования и повышению его качества. В то же время далеко не все преподаватели намерены использовать в своей профессиональной деятельности информационнокоммуникационные технологии. Одни из них придерживаются «принципиальных» соображений, и чаще всего за этим скрывается психологический барьер – страх перед новым. Другие – из лени либо высокой занятости, так как создание электронных ресурсов требует серьезных затрат времени и наличия необходимых для этого знаний. Третья группа преподавателей – не мотивированные в силу разных причин. Регламент, установивший порядок отношений центра дистанционного образования и структурных подразделений университета, позволил упорядочить всю процедуру обучения. С этого начался процесс взаимодействия, интеграции всех структурных подразделений университета в единое образовательное пространство для активного использования электронных ресурсов. Таким образом, все виды цифровых технологий не могут полностью заменить традиционное образование, но способны дополнить, изменить его качественно, придать новый вектор развитию и сформировать инновационные подходы при условии приемлемой технической базы [4, 8]. ЛИТЕРАТУРА
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|