Инновационная площадка дуального обученияПовышение качества профессионального образования – одна из важнейших задач сегодня, а укрепление связи СПО с реальным производством – залог успешной подготовки кадров. Якутский технологический техникум сервиса проводит в этом направлении разностороннюю и плодотворную работу. Просмотров: 516
Материал опубликован в журнале №89 от 30.09.2016. ![]() Повышение качества профессионального образования – одна из важнейших задач сегодня, а укрепление связи СПО с реальным производством – залог успешной подготовки кадров. Якутский технологический техникум сервиса (ЯТТС), являясь федеральной инновационной площадкой1 внедрения элементов дуального обучения в образовательный процесс, проводит в этом направлении разностороннюю и плодотворную работу. ПЕРВЫЙ этап работы включил оценку имеющихся ресурсов для обеспечения требуемого качества подготовки по нормативно-правовому, кадровому, материально-техническому и финансовому направлениям. Нормативно-правовую базу составили положение о порядке внедрения элементов дуального обучения в образовательный процесс техникума, договор о сотрудничестве по реализации дуального обучения, ученический договор, дорожная карта реализации проекта. В рамках мониторинга и анализа потребности в кадрах для формирования заказа на дуальное обучение были проведены опросы и анкетирование предприятий-работодателей, а также оформлена соответствующая заявка, выявлены приоритетные направления подготовки кадров на основании статистических данных Департамента занятости населения Республики Саха (Якутия), определена целевая аудитория, на которую направлены усилия организаторов проекта. Кроме того, подписаны соглашения и договоры с республиканской торгово-промышленной палатой, ассоциациями гостеприимства, парикмахеров и косметологов, бизнес-школой при Министерстве по делам предпринимательства и развития туризма РС (Я). В рамках проекта начато сотрудничество с Якутским хлебокомбинатом, комбинатом питания «Сергелях», ресторанами «Тыгын Дархан», «Полярная звезда», «Застава», «Махтал», культурно-развлекательным центром «Муус Хайа», парикмахерскими «Катерина», «Шоколад», «Анабель», тренинг-центром Londa, Wella, Ollin и другими предприятиями. Обозначены основные направления взаимодействия с партнерами.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ итоги работы техникума по программе реализации дуальной формы обучения были представлены в рамках ряда мероприятий. Так, в мае 2015 года Институт проблем образовательной политики «Эврика» организовал семинар, посвященный экспертизе эффективности разработанных федеральными площадками моделей и механизмов в рамках реализации технологии дуального обучения. В июне 2015 года на базе ЯТТС был проведен круглый стол «Дуальное образование: компетентность и гарантированное трудоустройство выпускников». Важным событием стало совещание в июле 2015 года у главы республики Е.А. Борисова по вопросам развития движения WorldSkills Russia в регионе. Было отмечено, что дуальная система обучения и внедрение стандартов WorldSkills в систему профессионального образования неразрывно связаны между собой. В конце октября прошлого года состоялось заседание фокус-группы по обобщению эффективных моделей и успешных практик федеральных инновационных площадок в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа «Эврика». На IX Международном конгрессе-выставке «Global Education – Образование без границ» (2015) директор Якутского технологического техникума сервиса О.А. Коко ш выступила с докладом об опыте организации учебного предприятия как ресурса практикоориентированного образовательного процесса. В 2016 году результаты деятельности по проекту были представлены на двух мероприятиях: круглом столе «Дуальное обучение как содержание работы профессиональных образовательных кластеров» и семинаре «Диссеминация опыта реализации успешных проектов и эффективных практик федеральных инновационных площадок» на базе Института развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского – II. ВНЕДРЕНИЕ практикоориентированных моделей обучения существенно расширяет спектр взаимодействия образовательных организаций с социальными партнерами, усиливает роль работодателей. В связи с этим Якутский технологический техникум сервиса уделяет большое внимание расширению диапазона работы федеральной инновационной площадки в направлении создания профессионально-образовательного кластера (ПОК) «Индустрия питания» и специализированного центра компетенций (СЦК) «Кондитерское дело». Профессионально-образовательный кластер «Индустрия питания» был создан на основании приказа министерства профессионально образования, подготовки и расстановки кадров республики «Об итогах конкурса инновационных проектов по созданию и развитию профессионально-образовательных кластеров среди государственных образовательных организаций РС (Я)». Подписание соглашения о создании кластера состоялось в январе 2016 года. В объединение вошли 7 профессиональных образовательных организаций СПО Минпрофобразования РС (Я), 1 образовательная организация высшего образования, Ассоциация гостеприимства РС (Я), Торгово-промышленная палата РС (Я), 20 предприятий г. Якутска и региона по направлениям подготовки «Хлебопекарное производство», «Кондитерское производство», «Поварское дело», «Ресторанный сервис». Работа в рамках кластера ведется сразу в нескольких направлениях: функционирует федеральная инновационная площадка дуального обучения, осуществляется руководство работой специализированного центра по компетенции «Кондитерское дело», реализуется совместная с Ассоциацией гостеприимства РС (Я) деятельность по созданию центров оценки квалификации и повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров. В сентябре этого года состоялось выездное заседание кластера в Намский улус (Якутия). В результате обмена опытом и обсуждения поставленных на повестке заседания вопросов выработаны возможные пути дальнейшего развития, взаимодействия и расширения состава ПОК. Принимая участие в различных инновационных проектах и грантах, техникум значительно укрепил материально-техническую базу. В настоящее время на базе ссуза функционируют учебно-производственная пекарня, учебно-производственный кондитерский цех и гостиничный комплекс, учебные швейные мастерские, бар и парикмахерская, учебно-лабораторный корпус для проведения лабораторных занятий по специальностям и профессиям СПО «Технология продукции общественного питания, «Организация обслуживания в общественном питании», «Официант, бармен», «Повар, кондитер» для освоения студентами соответствующих профессиональных компетенций. Создание реальных условий для профессиональной деятельности и адаптации обучающихся к работе в сфере сервиса на базе учебно-производственных лабораторий позволяет реализовать комплекс мер и по профориентации учащихся общеобразовательных организаций. Модель дуального обучения школьников реализуется с 2006 года в рамках программы «Профессиональные пробы». В течение учебного года старшеклассники один раз в неделю обучаются на базе техникума в условиях малого производства по выбранным профессиям под руководством мастеров производственного обучения и преподавателей профессиональных модулей. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что эта программа способствует реализации мер по социальной защите молодежи и малоимущих семей, содействует становлению гражданственности школьников, позволяет улучшить конечные результаты обучения за счет притока квалифицированных молодых рабочих, а также обеспечивает развитие компетенций, способствующих осознанному выбору профессии.
АНАЛИЗ деятельности по внедрению элементов дуального обучения в образовательный процесс позволил сделать следующие выводы.
В июле 2016 года с Якутским хлебокомбинатом проведено согласительное совещание по вопросу взаимодействия, на котором принят ряд решений.
Для успешной работы в рамках дуальной системы необходимо обратить еще большее внимание на профориентацию и переподготовку педагогических кадров – как в образовательной организации, так и на предприятии. В настоящее время требуются кадры для обучения высококвалифицированных рабочих или специалистов под конкретные рабочие места, готовые к деятельности в совершенно иных условиях, по новым технологиям и на качественно другом уровне. Перед Якутским технологическим техникумом сервиса поставлены сложные задачи, но коллектив ссуза уверен в их успешном решении. Совместно с предприятиями-партнерами в техникуме будет продолжена работа по внедрению дуального обучения в образовательный процесс с целью повышения качества подготовки кадров в сфере СПО.
1. Подробнее: fip.kpmo.ru/fip/project/manage/1002.html Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|