ФЭПО: ретроспектива и перспективыПереход системы высшего профессионального образования на новые образовательные стандарты подразумевает трансформацию знаниевой модели обучения в компетентностную и требует нового подхода к оцениванию результатов обучения.Об изменении идеологии федерального Интернет-экзамена рассказывает один из создателей ФЭПО Владимир НАВОДНОВ, доктор технических наук, профессор, директор Национального центра общественно-профессиональной аккредитации. Просмотров: 3234
Переход системы высшего профессионального образования на образовательные стандарты нового поколения подразумевает трансформацию знаниевой модели обучения в компетентностную и требует особого, нового подхода к оцениванию результатов обучения и уровня сформированности компетенций студентов и выпускников. В связи с этим меняется идеология федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования. Предлагаем вниманию читателей интервью с одним из создателей ФЭПО Владимиром НАВОДНОВЫМ, доктором технических наук, профессором, директором Национального центра общественно-профессиональной аккредитации. После выступления на III Всероссийской научно-практической конференции «Оценка компетенций и результатов обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС» он поделился с нами размышлениями о роли ФЭПО на современном этапе реформы высшего образования и перспективах развития этого проекта. – Владимир Григорьевич, для начала хотелось бы узнать, как возникла идея о создании национальной системы тестирования ФЭПО? – Идея создания национальной системы тестирования, функционирующей на базе Интернет-технологий, возникла в 2004 году на одном из научных семинаров. В основе создания нового проекта лежали предшествующий опыт разработки популярной в 1995-2004 годы системы тестирования «КАМЕРТОН» и научное обоснование методологии массового тестирования. Буквально за несколько лет проект получил широкую известность под именем ФЭПО (федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования). – Как отнеслась к ФЭПО педагогическая общественность? – Этот проект был благосклонно принят педагогической общественностью. Уже в первом этапе ФЭПО, который прошел в мае-июне 2005 года, приняли участие 58 вузов из 31 региона Российской Федерации. Всего было проведено 15 774 сеанса тестирования в режимах on-line и off-line. Три года спустя количество участников в проекте резко увеличилось: до 1186 вузов и филиалов и 403 ссузов из 81 региона РФ и 5 стран СНГ. Количество тестирований превысило миллион! Тем самым была доказана возможность построения массовых систем тестирования на инновационной основе. По количеству участников проект ФЭПО вошел в десятку мировых массовых систем тестирования. Причем до сих пор ФЭПО остается единственной массовой системой тестирования, полностью функционирующей на базе Интернет-технологий. Благодаря применению современных информационных технологий достигнута потрясающая эффективность: себестоимость тестирования одного студента не превышает одного рубля! В сотни раз меньше, чем при проведении ЕГЭ в западных системах массового тестирования. Кроме того, ФЭПО был поддержан на государственном уровне. В 2008 году Аккредитационной коллегией Рособрнадзора (протокол заседания от 7 февраля № 1-2008/АК) было принято решение о том, что результаты Интернет-экзамена могут быть использованы для оценки усвоения студентами программного материала при экспертизе соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственного образовательного стандарта. Таким образом, была создана удивительная возможность постепенного ненасильственного (без административного нажима) выращивания национальной системы мониторинга качества образования. И главное – без вложений из госбюджета! – Каковы, на ваш взгляд, принципиальные отличия ФЭПО? – При проектировании технологии ФЭПО мы основывались на принципиально новых подходах. Во-первых, я бы выделил добровольность участия. Образовательные учреждения участвуют в Интернет–экзамене на добровольной основе и сами планируют объемы тестирования и процедуру проведения. И здесь добровольность является «краеугольным камнем» технологии, поскольку основная цель ФЭПО не осуществление контроля, а оказание методологической помощи образовательным учреждениям в построении внутренней системы мониторинга качества образования, возможность проверить учебное заведение на соответствие требованиям образовательных стандартов, сравнить уровень подготовки по конкретной программе с аналогичными образовательными программами других учебных заведений всей страны. Во-вторых, это полное доверие образовательным учреждениям по вопросам организации и проведения экзамена. Отсутствие контрольных функций позволяет вузам использовать результаты ФЭПО в режиме аудита. Вузам нет необходимости лукавить самим себе и стремиться представить результаты лучше, чем они могут быть на деле. Далее, конфиденциальность результатов для окружающих и направление их только в вуз для проведения самоанализа. Следующим отличием является единая база АПИМ. Вузы имеют возможность использования качественных тестовых заданий из единой базы АПИМ, в которой они прошли экспертизу независимых профессионалов и большую апробацию (сотни и даже тысячи испытаний каждого задания). Опыт эксплуатации показывает, что брак (некорректность формулировок, ошибки в заданиях и т.п.) не превышает 1-2 процентов. В рамках одного вуза создание БД заданий такого качества чрезвычайно дорого и просто нерентабельно. Лишь массовое производство и массовая апробация позволяют сделать их эффективными по соотношению «цена – качество». Тестирование носит критериально-ориентированный характер. Основная задача – это сравнение с требованиями ГОС. ФЭПО предполагает использование современных инфокоммуникационных технологий. Такой подход позволяет значительно удешевить организацию массового тестирования: нет необходимости тиражирования бумажных копий, их доставки, обеспечения режима секретности, сканерной обработки результатов тестирования и т.п. Оперативность проведения и обработки происходит практически в режиме реального времени. Интегрированная аналитическая информация в форме педагогического анализа, собранная в целом по стране, поступает в учебные заведения в течение месяца по окончанию экзамена. Очень ценной составляющей ФЭПО является развернутый педагогический анализ результатов тестирования. Централизованная обработка на едином Интернет-сервере позволяет для каждого вуза и каждой образовательной программы проводить педагогический анализ и мониторинг на соответствие требованиям образовательных стандартов, а также сравнительный анализ результатов обученности студентов данного вуза по данной программе с аналогичными программами других вузов. Кроме того, экзамен проходит дважды в год по всей стране (как правило, перед и во время зимней и летней сессий) и не только для выпускников, но и для студентов вторых-четвертых курсов, что позволяет проводить корректный сравнительный анализ и мониторинг результатов обученности. Регулярность участия в Интернет-экзамене помогает вузам предотвратить стрессовые ситуации, избежать случайностей и скороспелых выводов. Важно, что Интернет-экзамен «встраивается в сессию», не нарушая учебный процесс. Успешное прохождение тестирования может быть зачтено студенту на «удовлетворительно», а более высокий бал может быть получен традиционно – по экзаменационным билетам. Еще одним отличием ФЭПО от ЕГЭ является самофинансирование проекта (голосование рублем) – финансирование проекта «в складчину» вузами и ссузами, участниками, если проект действительно удовлетворяет учебное заведение. Цена участия не является обременительной для образовательного учреждения. Сравните: стоимость одного тестирования, проводимого фирмой ETS (США), составляет от 100 долларов США. Стоимость одного экзамена ЕГЭ составляет от 10 долларов США (экспертная оценка – официальных данных нет). Стоимость одного тестирования в ФЭПО (для среднего вуза) около одного рубля (менее 10 центов)! Причем, основные финансовые затраты при проведении Интернет–экзамена – это стоимость разработки высококачественных АПИМ. И, наконец, ФЭПО предполагает оценивание, но не инспектирование. – В своих выступлениях об Интернет-экзамене вы часто используете понятия «зеленый коридор» и «красный коридор». Не могли бы рассказать об этом подробнее? – Понятия «зеленый коридор» и «красный коридор» нами взяты из терминологии таможенных органов, обозначающих системы контроля в аэропортах. Говоря об Интернет-тестировании, «зеленый коридор» – это сайт федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования. «Красный коридор» – сайт тестирования при аккредитации учебного заведения. Более того, еще появились понятия «синий коридор» и «оранжевый коридор».
«Синий коридор» – это разработанная НИИ мониторинга качества образования система Интернет-тренажеров в сфере образования, в основу которой положены оригинальная методика оценки знаний, умений, навыков студентов и целенаправленная тренировка обучающихся в процессе многократного повторного решения тестовых заданий. Сегодня Интернет- А «оранжевый коридор» – Интернет-олимпиады, технология проведения которых была разработана также на базе ФЭПО в 2009 году. Интернет-олимпиады быстро получили признание студентов и педагогов не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Сейчас этот проект носит название «Открытые международные Интернет-олимпиады» (Open International Internet – Olympiads OIIO). Вообще, нужно сказать, что технология ФЭПО является настолько эффективной, что она позволяет развивать новые направления. Например, в 2010 году появились два новых проекта: «Диагностическое тестирование», позволяющее в самом начале обучения определить пробелы в знаниях первокурсников и «Бакалаврский экзамен», целью которого является итоговый экзамен по завершению обучения. Ряд вузов использовал технологию «Бакалаврского экзамена» в качестве вступительного испытания в магистратуру. – Переход на двухуровневое образование, введение ФГОС предполагают внедрение в процесс обучения компетентностного подхода, что влечет за собой глубокие системные преобразования, затрагивающие не только преподавание и содержание, но и оценивание. В связи с этим каким вы видите развитие проекта Интернет-тестирования? – Действительно, переход на двухуровневую систему образования повлек за собой немало изменений. Контингент обучающихся разделился на две категории: студентов, продолжающих учиться по образовательным стандартам 2-го поколения, и студентов, принятых на обучение в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов (ФГОС). Поэтому сейчас система оценивания подготовки студентов должна быть направлена как на оценку образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения в соответствии с требованиями ФГОС, так и на оценку базового уровня подготовки студентов в соответствии с требованиями ГОС-II. В связи с этим название проекта ФЭПО получило новое звучание – «Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный и традиционный подходы». В рамках проекта можно провести диагностику уровня знаний и умений студентов, исходя из требований ГОС-II. Что касается студентов, обучающихся в соответствии с новыми стандартами, ясно, что традиционная оценка уровня их подготовки не позволяет в должной степени оценить сформированность компетенций, заложенных ФГОС. Необходимо было изменить саму суть, философию оценивания, а значит и всего проекта ФЭПО. Такие изменения были предприняты, и сейчас существует новая концепция ФЭПО – проект «Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход», который, исходя из названия, предполагает создание системы оценивания компетенций, опирающейся на результаты обучения студентов. На данный момент уже разработана согласно требованиям ФГОС новая уровневая модель педагогического измерителя, которая, будучи студентоцентрированной, позволяет сфокусировать внимание на результатах отдельного студента, что особенно важно при реализации компетентностного подхода. Кроме того, в настоящее время уже имеется банк тестовых заданий по 27 дисциплинам профессионального образования. Первая апробация предлагаемой модели прошла в декабре 2011 года – январе 2012 года. Проект ФЭПО получил добавление «компетентностный и традиционный подходы», а сайт получил русскоязычный домен www.фэпо.рф. В апробации приняло участие более 200 вузов и ссузов. Хочу добавить, что методология и подходы к оценке компетенций развиваются довольно медленно, и до настоящего времени не было инструмента, позволяющего оценивать компетенции студентов одновременно и быстро, и недорого. Наш опыт показал, что надежным и валидным для оценки компетенций студентов и выпускников является проект «Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход». Думается, именно в этом направлении проекты Интернет-тестирования и будут развиваться. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 1
Оставить комментарий
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|