Оценка качества образования: региональная модельЮжно-Уральский центр мониторинга системы образования при Магнитогорском государственном университете ведет работу по созданию региональной модели системы оценки качества образования. Просмотров: 2827
Проблема независимой оценки качества российского образования не нова. Процедуры аккредитации и лицензирования позволяют проводить системный анализ работы учебного заведения, но для отслеживания текущей ситуации необходимы иные методы. Кроме того, выявление качества интеллектуальных Вот уже пять лет в Магнитогорском государственном университете ведется работа по созданию региональной модели системы оценки качества образования (РСОКО). О ее результатах рассказывает ректор Владимир СЕМЕНОВ. – Владимир Петрович, на первый взгляд, построить эффективный контрольный механизм на уровне субъекта федерации должно быть легче, чем общегосударственный. С другой стороны, регионы достаточно автономны и обладают сложной образовательной структурой: от собственного профильного министерства до учебных заведений различных типов. Какой комплекс задач стоял перед вами как разработчиками региональной модели оценки качества? – Задачи стояли следующие: определение методологических подходов к построению региональной системы, анализ ее организационной структуры, описание информационно-технологического обеспечения, разработка инструментов оценивания, создание нормативно-правовой базы функционирования РСОКО. Наименее разработанными в научном плане являлись методологический подход к оцениванию и, соответственно, сам его инструментарий. Это и обусловило направление исследований, проводимых в последние годы в Южно-Уральском центре мониторинга системы образования, созданном при Магнитогорском государственном университете. При построении РСОКО образовательная система рассматривается как непрерывная, состоящая из генетически связанных уровней: дошкольное, среднее (полное) общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование. Эффективное и оперативное управление всей системой требует оценки как конечного, так и отдельных результатов образовательного процесса на всех уровнях. – А что собой представляет сам процесс оценивания, как он протекает и что вы планируете получить на выходе?
– Под оцениванием понимается сложная процедура соотнесения свойств объектов образовательных систем с принятым критерием, образцом или нормой. При этом процедура оценивания состоит из двух этапов: измерения свойств объекта и анализа самого оценивания измеренных свойств. Результатом оценивания становится характеристика качества объектов образовательных систем. В процедуре оценивания принимают участие субъект оценки (лицо или группа лиц, приписывающие ценность некоторому объекту), предмет оценки (объект, которому приписывается ценность), характер оценки (абсолютная или сравнительная), основание оценки (с точки зрения чего производится оценивание). Проще всего охарактеризовать объекты – их градация лежит на поверхности: региональная система образования, муниципальная образовательная система, образовательное учреждение, учащийся (воспитанник, студент). Под субъектами понимаются заинтересованные в качестве образования стороны, которые вовлекаются в систему как эксперты. Субъекты оценивания представляют основные группы потребителей результатов системы образования: государство (собственно система образования), учащихся и их родителей, работодателей и общественные институты. – Чем отличаются подходы названных субъектов к РСОКО? – Государство формирует нормативноправовую основу функционирования РСОКО и, таким образом, управляет опосредованным социальным эффектом. Любой заинтересованный субъект (в частности, учащиеся и их родители) ждет от системы образования, прежде всего, подготовленности к трудоустройству и возможности осуществления непрерывного образования. Во внимание также принимаются возможность социальной адаптации обучающихся и экономический аспект. А работодатель, в свою очередь, оценивает систему образования с точки зрения успешности работника в профессиональной деятельности и формирования потенциала профессиональных ресурсов. Таким образом, названные субъекты, в конечном счете, имеют общую цель, а в рамках РСОКО происходит функциональная взаимовыгодная реализация их интересов. Подведя итог сказанному, можно определить следующие составляющие методологии РСОКО:
– Наличие методологии – это, безусловно, большой шаг вперед, но без практического наполнения система вряд ли будет работать. Вы упомянули, что одно из важнейших направлений вашей деятельности – подготовка инструментария оценивания. Расскажите об этом подробнее. – Наиболее эффективно может быть использован аппарат образовательной квалиметрии. Его несомненными достоинствами является возможность интегрирования оценок разнородных объектов, прозрачность математического анализа, а также большой опыт, накопленный в данной сфере. В результате, качество работы образовательного учреждения оценивается единым числовым комплексным показателем. Комплексный показатель, в свою очередь, интегрируется из единичных, представляющих собой иерархическую структуру. По содержанию единичные показатели делятся на доминирующие, которые не могут быть перекрыты сколь угодно большим значением менее значимых, и компенсируемые (менее значимые), которые должны вносить свой количественный вклад в комплексный показатель. Для сворачивания множества единичных показателей в единый числовой комплексный показатель необходимо установить их численное значение значимости – «весомость». Таким образом, создается стройный аппарат оценивания образовательного учреждения как социально-экономического объекта, нематериальные свойства которого плохо поддаются формализации. – Работа в этом направлении ведется университетом уже пять лет. Каких результатов вы успели добиться за прошедшее время? – Действительно, Южно-Уральский центр мониторинга системы образования при Магнитогорском государственном университете апробирует изложенные выше подходы для оценки образовательных учреждений Челябинской области с 2004 года. За это время на основе нашей методики произведено оценивание более 1200 общеобразовательных школ и более 200 дошкольных образовательных учреждений. Результаты расчетов показали достаточно высокое сходство оценок с мнениями экспертов, что подтверждает ее состоятельность. Хочу подчеркнуть: несомненное достоинство нашей методики состоит в том, что она не только представляет количественную оценку качества образовательного учреждения, но и позволяет проанализировать факторы, обеспечивающие формирование уровня качества, а следовательно, получить практические рекомендации для принятия управленческих решений. Добавлю, что с 2004 по 2008 годы работа по созданию региональной модели оценки качества образования – а всего выполнено более 30 грантовых проектов – финансировалась за счет средств Магнитогорского государственного университета, Федеральной целевой программы развития образования, Российского государственного негуманитарного фонда и грантов правительства Челябинской области. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|