Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Школы Сколково: конкурс идей

В конце 2011 года в Москве состоялась церемония награждения победителей, лауреатов и финалистов конкурса концепций «Школы Сколково». Свои идеи по созданию новой системы дошкольного и школьного образования в иннограде имели возможность представить как специалисты из разных регионов России, так и зарубежные – из США, Германии, Великобритании, Литвы, Беларуси.

Просмотров: 3096

В Москве, в гостинице «Золотое кольцо», 24 декабря состоялась церемония награждения победителей, лауреатов и финалистов конкурса концепций «Школы Сколково», стартовавшего в сентябре 2011 года при поддержке Министерства образования и науки РФ и компании «Майкрософт». После церемонии награждения и презентации концепции-победителя был проведен итоговый круглый стол.

На пути к новой модели

Еще в сентябре, объявляя конкурс, оргкомитет четко сформулировал свои позиции: «В городе Сколково будет построена передовая система дошкольного и школьного образования. Созданная в Сколково модель образовательного комплекса будущего сможет послужить одним из прототипов массовой российской школы в наступающем десятилетии».

Свои идеи по созданию новой системы имели возможность представить как специалисты из разных регионов России, так и зарубежные – из США, Германии, Великобритании, Литвы, Беларуси. Было обещано, что лучшая концепция (или группа концепций) станет основой для разработки того проекта, который и будет реализован в иннограде – так часто называют будущий современный город, где разместится центр разработки и коммерциализации новых технологий.

По данным пресс-службы Фонда «Сколково», всего на конкурс поступили 202 заявки из 47 регионов России и 5 – из стран ближнего и дальнего зарубежья. После первого этапа остались 33 заявки, а в финал вышли 26 работ. Из них и формировались лидеры.

Финалисты стали известны 19 декабря. Конкурсная комиссия по отбору концепций для проектирования «Школы Сколково» признала лауреатами 12 концепций и рекомендовала на их основе разработку образовательных проектов в регионах России.

«Нужно давать школьникам яркие примеры деятельности российских ученых и инженеров ХХ и ХХI веков, сокращать дистанцию «школа – наука и технология». Сегодняшняя школа предполагает профильное обучение и элективные курсы. Такие курсы могут идти при участии современных лидеров науки и технологии. Широкополосный Интернет, цифровое видео, хранилища данных огромного объема принципиально расширяют возможность для такого участия, где ученый, учитель, методист и ученики погружены в атмосферу и дело открытия нового… Принципиальную роль в новой школе играет ее информационная среда. Она становится столь же необходимой, как здание, классные комнаты и журналы в школе традиционной. Для родителя и всего общества информационная среда делает школу прозрачной, понятной и привлекательной».

Алексей СЕМЕНОВ

Победителем конкурса стала концепция образовательного комплекса «Школа Сколково», представленная международным коллективом под руководством Алексея Львовича Семенова. Концепция представляет собой результат сотрудничества шести коллективов, победителей первого этапа, руководители которых объединили свои усилия. Вот имена ученых, способных генерировать новые идеи:

  • Семенов Алексей Львович, ректор Московского института открытого образования;
  • Заир-Бек Сергей Измаилович, руководитель Центра методологии управления, экономики нормативно-правового регулирования образования ФИРО;
  • Пул Крис, директор компании «Lookred», Великобритания;
  • Беренфельд Борис Семенович, директор ГлобалЛаб;
  • Водопьян Григорий Моисеевич, НКО «Образовательные ресурсы и технологический тренинг»;
  • Ездов Александр Анатольевич, директор центра образования «Технологии обучения»;
  • Ловягин Сергей Александрович, директор центра профориентации и профильного обучения «Полигон Про».

А судьи кто?

В мероприятии, в рамках которого состоялось награждение победителей конкурса и презентация концепции-победителя, приняли участие вице-президент Фонда «Сколково», главный управляющий директор по образованию и исследованиям Олег Алексеев, заместитель министра образования и науки РФ Максим Дулинов и руководитель направления по работе с федеральными органами системы образования ООО «Майкрософт Рус» Антон Шульженко. У каждого из них есть свое видение ситуации, свои прогнозы. «Представленные концепции – это образы тех школ, которые будут в 2020 году, – сказал на церемонии награждения участников конкурса памятными дипломами замминистра образования и науки РФ Максим Дулинов. – Я практически уверен, что реализация концепций будет успешной, и вокруг этих школ будет выстраиваться вся образовательная сеть. Это будет площадка, ориентир для того, какой должна быть школа, куда надо двигаться».

Вице-президент Фонда «Сколково» Олег Алексеев отметил необходимость сотрудничества всех финалистов конкурса для появления по-настоящему гибкой и динамичной учебной системы, основанной на новых принципах и технологиях обучения: «К сожалению, 90 процентов идей обычно не воплощаются из-за отсутствия рядом того, кто вселил бы уверенность в успех… В нашем проекте, наряду с конкуренцией очень важно развивать ассоциативность и сотрудничество. Мы рассчитываем, что это будет горизонтальное взаимодействие, а не вертикальное».

Каковы же критерии, по которым отбирались финалисты? На этот вопрос ответил советник вице-президента Фонда «Сколково», заместитель руководителя конкурсной комиссии, научный руководитель Института развития образования ВШЭ Исак Фрумин. По его словам, отметались те концепции, где на первый план выходила так называемая «селективность», то есть такой подход, при котором новые школы будут доступны не для всех детей, а для своего рода избранных. Предпочтение также отдавалось тем работам, авторам которых удалось показать образовательные процессы, интегрированные в городскую среду в целом, а не изолированные и существующие сами по себе. Профессор И. Фрумин подчеркнул, что из 43 регионов России пришли письма в поддержку проекта от руководителей субъектов РФ и муниципальных округов, что говорит о серьезных перспективах создания сети инновационных сколковских школ, образовательного комплекса нового поколения в масштабах страны.

Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково» – некоммерческая организация, созданная по инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева в сентябре 2010 года. Цель Фонда – мобилизация ресурсов России в области современных прикладных исследований, создание благоприятной среды для осуществления научных разработок по пяти приоритетным направлениям технологического развития: энергетика и энергоэффективность, космос, биомедицина, ядерные и компьютерные технологии. Проект подразумевает создание Сколковского института науки и технологии (СИНТ), исследовательских институтов, бизнес-инкубатора, центра передачи технологий и коммерциализации, представительств зарубежных компаний и R&D-центров, жилых помещений и социальной инфраструктуры, а также последующее распространение эффективного режима на другие инновационные регионы России.

Концепция – это только идея

А конкурс концепций, по сути, – конкурс идей. Чтобы их воплотить в жизнь, нужен детальный проект. С этой целью Фонд «Сколково» и его партнеры, Минобрнауки России и компания «Майкрософт», сформируют команду разработчиков, которая на основе концепции-победителя создаст рабочий проект. Он и будет реализован в Сколково. К участию в работе над проектом будут привлечены как авторы концепции-победителя, так и международные эксперты, приглашенные фондом.

Участники круглого стола говорили о том, что в России есть понимание, как можно и нужно учить по-новому в условиях стремительно изменяющегося мира, что учащийся имеет право выбора и не обязан «вписываться в систему». Наоборот, система должна учитывать его образовательные и другие потребности. Обучение становится индивидуализированным, стимулирующим и вдохновляющим, способствующим развитию творчества, инициативности, ответственности. Для того чтобы учащийся мог работать в своем собственном, подходящем ему темпе, система образования должна быть гибкой и инновационной, характеризоваться высоким уровнем сотрудничества, использовать современные технологии, отвечать потребностям учащихся.

В представленных работах, по отзывам экспертов, отмечается важность связи учащихся с сообществом, предоставление им возможностей экспериментальной и практической деятельности в городской среде, ориентированной на образование, подчеркивается важность формирования привычки вести здоровый образ жизни, включая анализ выбора питания, повышения уровня физической культуры и создания значимых межличностных отношений.

Как школа будет развивать и поддерживать современные компетенции, инициативы учащихся, в том числе технологические и предпринимательские?

Ответ на этот вопрос тоже можно найти у авторов многих концепций. Выступая, они отмечали, что для основной части учащихся целостность формирования технологической компетенции – начало пути. Важно, чтобы пробы, которые совершил ребенок за последние годы образования, были поддержаны вузами.

В планах организаторов конкурса – подготовка сборника, в который войдут представленные концепции, дополненные мнениями и комментариями экспертов.

КОНЦЕПЦИИ-ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСА

  • «Школы Сколково» в Свердловской области, гимназия № 210 «Корифей» г. Екатеринбурга, руководитель Бабетов Алексей Алимович.
  • «Школы Сколково» для Республики Татарстан, Минобрнауки РТ, руководитель Гильмутдинов Альберт Харисович.
  • «Школа Сколково» регионального образовательного комплекса в Новосибирске, городская общественная организация «Центр развивающего обучения «УМКА», руководитель Гольцер Светлана Владимировна.
  • «Школа взросления», Красноярская университетская гимназия «Универс», руководитель Чиганова Елена Анатольевна.
  • «Школа Сколково – Апатиты», г. Апатиты Мурманской области, Кольский филиал Петрозаводского государственного университета, руководитель Шишаев Максим Геннадьевич.
  • Образовательный комплекс «Школа Сколково», НОУ «Открытый институт «Развивающее образование», г. Москва, руководитель Попов Александр Анатольевич.
  • Образовательный комплекс «Школа Сколково – Тамбов», Управление образования и науки Тамбовской области, руководитель Астафьева Наталья Георгиевна.
  • Образовательный комплекс «Школа Сколково», МОУ СОШ «Эврика – развитие», Томская область, руководитель Муха Надежда Владимировна.
  • Образовательный комплекс «Школа Сколково», образовательный центр «Лидер», Самарская область, руководитель Коган Ефим Яковлевич.
  • Образовательный комплекс «Школа Сколково», Лицей № 10 г. Перми, руководитель Ивенских Андрей Викторович.
  • «Школа Сколково», группа Межрегиональной тьюторской ассоциации, руководитель Ковалева Татьяна Михайловна.
  • Образовательный комплекс «Школа Сколково», ГБОУ ЦО № 354 им. Д.М. Карбышева, г. Москва, руководитель Родионова Татьяна Константиновна.

Материал подготовлен при участии пресс-службы Фонда «Сколково».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-52, ноу-хау, сколково, общеобразовательная школа

Похожие материалы:
Русский язык в многонациональной школе
Школы Сколково. Центр развивающего обучения «Умка»
Педагог в системе школьного образования
Опыт «Сколково» интересен Казахстану
Религия как компонент образовательного процесса
Инженерное будущее со школьной скамьи
Уровень компетенции выявляют тесты
Гимназия «Универс» – пространство для взросления
Российские школьники занимают лидирующие позиции в изучении математики
Преобразования в школьном образовании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#103Пятигорский медицинский колледж активно развивает ДПО
#99Новости рубрики «Новая школа России»
#104Конкурсный проект «Образовательный марафон» популяризирует лучшие практики ДПО России
#94Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы увеличивается
#99Барабинский медицинский колледж готовит сильные кадры
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний