Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Смена знаниевой парадигмы

Об основных задачах и перспективах развития проекта «Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход» рассказывает директор Научно-исследовательского института мониторинга качества образования Валентина Киселева.

Просмотров: 4392

Оценка результатов обучения – одна из тем, которые сегодня в связи с внедрением ФГОС ВПО пробуждают у представителей академического сообщества множество вопросов. Компетентностная ориентация новых стандартов определяет и необходимость соответствующей переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся.

Разработка федеральных государственных образовательных стандартов в профессиональном образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия требований к подготовке студентов по заданным стандартам. Перенос акцента на результаты обучения, смена знаниевой парадигмы образования на компетентностную, переход от простой передачи знаний к содействию и поддержке студентов в овладении компетенциями привели к рождению в сфере профессионального образования инновационного проекта «Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход». Каковы его основные задачи? На этот и другие вопросы ответила генеральный директор НИИ мониторинга качества образования Валентина КИСЕЛЕВА.

– Валентина Петровна, каковы основные задачи инновационного проекта «Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход»?

– Этот проект направлен на создание системы оценивания компетенций, опирающейся на результаты обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС, и на содействие преемственности развития компетенций студентов на различных этапах обучения. Принципиальным моментом при этом является разработка студентоцентрированной технологии, позволяющей сфокусировать внимание на результатах каждого отдельного студента, что особенно важно при реализации компетентностного подхода, основанного на формировании и развитии компетенций.

– Очевидно, что оценка компетенций предполагает новый инструментарий для их измерения. В чем заключается содержательная новизна измерительных материалов, разработанных в рамках нового проекта ФЭПО?

Одной из ведущих организаций, занимающихся проблемами оценки качества образования в России, является Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования (г. Йошкар-Ола). К основным направлениям его деятельности относятся Интернет-тестирование в сфере профессионального образования, подготовка мониторинговых отчетов на основе результатов Интернет-тестирования студентов, организационно-технологическое и методическое сопровождение открытых международных студенческих Интернет-олимпиад и прочие.

– Вы правы, нам действительно предстояло решить задачу создания новой модели педагогического измерителя. Сейчас эта задача решена. Новая уровневая модель педагогических измерительных материалов (ПИМ) представлена в трех взаимосвязанных блоках.

Первый блок заданий проверяет степень владения студентом материала дисциплины на уровне «знать». Он содержит задания, в которых очевиден способ решения, усвоенный студентом при изучении дисциплины.

Задания второго блока оценивают степень владения материалом дисциплины на уровне «знать» и «уметь». Здесь представлены задания, в которых нет явного указания на способ выполнения, и студент для их решения самостоятельно выбирает один из изученных способов. Задания данного блока позволяют оценить не только знания по дисциплине, но и умение пользоваться ими при решении стандартных (типовых) задач.

И, наконец, перспективным в плане технологии оценки навыков является третий блок, содержащий практикоориентированные задания. Он представлен кейс-измерителями, содержание которых предполагает применение комплекса умений, необходимых для самостоятельного конструирования способа решения задания. Кейс-задания составлены на основе ситуаций, взятых из учебной и внеучебной деятельности студентов, и позволяют формировать у студентов нетрадиционный способ мышления, характерный и необходимый для современного человека.

Выполнение студентами подобного рода нестандартных практикоориентированных заданий свидетельствует о степени влияния процесса обучения на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС.

– Проводилась ли апробация проекта «Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход»?

– Да, предлагаемая технология проведения Интернет-экзамена была успешно апробирована в режиме on-line в декабре 2011 года – январе 2012 года. В испытании приняли участие 1577 образовательных программ 164 вузов и 37 ссузов из 64 регионов России и Республики Казахстан, а количество сеансов тестирования составило 45842. Доля государственных образовательных учреждений – участников проекта составила 87 процентов.

Тестирование проводилось по 11 дисциплинам ВПО – философия, английский язык, история, экономика, русский язык и культура речи, информатика, математика, физика, химия, экология, микроэкономика, а также по 3 дисциплинам СПО – основы философии, математика и экологические основы природопользования.

Результаты апробации позволили охарактеризовать конкретные измеряемые учебные достижения студента на определенном этапе обучения в вузе, рассматривая обучение с точки зрения студента, а не преподавателя и реализуя тем самым студентоцентрированный подход.

– Каковы, по-вашему, перспективы развития проекта «Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход»?

– В перспективе этот проект позволит решить еще одну очень важную задачу – реализовать диагностическую технологию внешнего оценивания компетенций на всем пути освоения содержания программ обучения в вузе, то есть перейти от оценивания для контроля к оцениванию для развития.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Проблема инженерного образования – в школе
ФЭПО: ретроспектива и перспективы
Новая версия единого портала интернет-тестирования
Альтернативный «Стандарт» или альтернатива «Стандарту»?
Сентенции о компетенциях
ФЭПО: интеллектуальный тренинг по Интернету
Заседание Президиума Совета УМО по образованию в области металлургии
ФГОС нового поколения в системе СПО
Принимаются заявки на участие в федеральном интернет-экзамене
О влиянии развития системы ФУМО на качество образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ