Федеральные университеты России: точки и многоточия ростаИдея создания нового типа вузов – федеральных университетов – была выдвинута в сентябре 2007 года на заседании, состоявшегося в Белгороде Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Просмотров: 3271
Идея создания нового типа вузов – федеральных университетов – была выдвинута в сентябре 2007 года на заседании, состоявшегося в Белгороде Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Регионы активно откликнулись на идею: за довольно короткий срок в адрес федеральных органов поступило примерно три десятка инициатив о желании создать новый университет на своей территории. Ответные требования центра были жесткими: государство готово выделить средства только в обмен на обязательство – «локомотивную» инновационную поддержку новым вузом развития региона. Кроме того, предполагалось, что всего за пять лет университет должен сформировать собственный серьезный задел: научно-образовательную инфраструктуру, методическую и кадровую базу... Учитывая, что Россия совсем не имела опыта реализации столь масштабных образовательных проектов, задача для тех, кто рискнул, действительно была, мягко говоря, непростой. Правда, для новых вузов предусматривались и своеобразные преференции: например, право обучать студентов по программам, разработанным на основе собственных образовательных стандартов. Лицензирование и государственная аккредитация также будут проходить особым образом (хотя никто не обещает, что станет проще, чем для остальных вузов). Итак, что сделано на сегодняшний день? В России созданы восемь федеральных университетов. – У всех вузов есть реальный результат – оснащение современным оборудованием, обновление инфраструктуры, повышение квалификации кадров, – отметил министр А. Фурсенко на состоявшейся 19 марта коллегии Минобрнауки, посвященной анализу итогов деятельности системы образования за 2010 год и задачам на 2011 год. – Есть примеры «лучших практик» в области управления вузом и программой, инновационной деятельности, нестандартной образовательной составляющей за счет партнерства с российскими работодателями и зарубежными организациями. Работа по созданию ведущих университетов неразрывно связана с решением задач совершенствования структуры и содержания профессионального образования, где главным критерием успеха является востребованность выпускника, его профессиональный и карьерный рост. Такова предварительная оценка. А также, как проинформировал министр, в мае на специальной коллегии будет представлен подробный анализ деятельности новых вузов. Конечно, сделать предстоит еще очень много. Перед федеральными университетами, напомним, была поставлена крайне амбициозная задача – к 2015 году их деятельность должна быть сравнима с ведущими российскими вузами, такими как Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, а по ряду показателей Южный и Сибирский федеральные университеты (как первые в списке новых вузов) должны выйти на мировые позиции. В частности, в международных рейтингах наши федеральные университеты должны занять ведущие позиции по таким областям, как, например, биофизическая экология и биотехнология, космическая информация для рационального природопользования и освоения новых территорий, инженерная физика и геотехнологии. И не менее 15 процентов образовательных программ СФУ и ЮФУ должны получить международную аккредитацию. До 2020 года на развитие федеральных университетов будет потрачено порядка 150 млрд. рублей. Взамен к этому же рубежу корпусом федеральных университетов должны быть достигнуты следующие стратегические цели:
Справимся? А иного выхода уже нет. Вот лишь одна цифра из все более удлиняющегося ряда негативной для России сравнительной статистики: по данным Организации экономического сотрудничества и развития, доля России в мировом секторе исследований и разработок сегодня меньше 2 процентов – примерно как у Индии и Бразилии. На Китай приходится уже 8 процентов. Причем, если в РФ последние пятнадцать лет динамика этого показателя практически не увеличивается, то КНР за десять лет (1996-2005) свою долю увеличила почти в четыре раза. Сократить эту дистанцию, а впоследствии выйти в ряд стран-лидеров – такая задача под силу только при грамотном использовании всего интеллектуального потенциала высшей школы и ее авангарда – сети вузов нового типа. А грамотно – получается? Чтобы знать об этом журнал и открывает новую рубрику, посвященную деятельности федеральных университетов. Слишком велика цена вопроса – интеллектуальное выживание нации, – дабы оставлять эту тему на периферии общественного внимания. В декабрьском номере журнала («АО», №44, 2010) об открытии уникального, пока единственного по своим возможностям среди аналогичных вузовских подразделений – о Центре космического мониторинга Арктики – рассказал Северный (Арктический) федеральный университет (г. Архангельск). В этом номере свою программу развития, а также видение вузовской политики в области качества представляет Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск). И тема обязательно будет продолжена – ждем ваших откликов и мнений! Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|