Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Федеральные университеты России: точки и многоточия роста

Идея создания нового типа вузов – федеральных университетов – была выдвинута в сентябре 2007 года на заседании, состоявшегося в Белгороде Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Просмотров: 3006

Идея создания нового типа вузов – федеральных университетов – была выдвинута в сентябре 2007 года на заседании, состоявшегося в Белгороде Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Регионы активно откликнулись на идею: за довольно короткий срок в адрес федеральных органов поступило примерно три десятка инициатив о желании создать новый университет на своей территории. Ответные требования центра были жесткими: государство готово выделить средства только в обмен на обязательство – «локомотивную» инновационную поддержку новым вузом развития региона. Кроме того, предполагалось, что всего за пять лет университет должен сформировать собственный серьезный задел: научно-образовательную инфраструктуру, методическую и кадровую базу...

Учитывая, что Россия совсем не имела опыта реализации столь масштабных образовательных проектов, задача для тех, кто рискнул, действительно была, мягко говоря, непростой. Правда, для новых вузов предусматривались и своеобразные преференции: например, право обучать студентов по программам, разработанным на основе собственных образовательных стандартов. Лицензирование и государственная аккредитация также будут проходить особым образом (хотя никто не обещает, что станет проще, чем для остальных вузов).

Итак, что сделано на сегодняшний день?

В России созданы восемь федеральных университетов.

– У всех вузов есть реальный результат – оснащение современным оборудованием, обновление инфраструктуры, повышение квалификации кадров, – отметил министр А. Фурсенко на состоявшейся 19 марта коллегии Минобрнауки, посвященной анализу итогов деятельности системы образования за 2010 год и задачам на 2011 год. – Есть примеры «лучших практик» в области управления вузом и программой, инновационной деятельности, нестандартной образовательной составляющей за счет партнерства с российскими работодателями и зарубежными организациями. Работа по созданию ведущих университетов неразрывно связана с решением задач совершенствования структуры и содержания профессионального образования, где главным критерием успеха является востребованность выпускника, его профессиональный и карьерный рост.

Такова предварительная оценка. А также, как проинформировал министр, в мае на специальной коллегии будет представлен подробный анализ деятельности новых вузов.

Конечно, сделать предстоит еще очень много. Перед федеральными университетами, напомним, была поставлена крайне амбициозная задача – к 2015 году их деятельность должна быть сравнима с ведущими российскими вузами, такими как Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, а по ряду показателей Южный и Сибирский федеральные университеты (как первые в списке новых вузов) должны выйти на мировые позиции. В частности, в международных рейтингах наши федеральные университеты должны занять ведущие позиции по таким областям, как, например, биофизическая экология и биотехнология, космическая информация для рационального природопользования и освоения новых территорий, инженерная физика и геотехнологии. И не менее 15 процентов образовательных программ СФУ и ЮФУ должны получить международную аккредитацию.

До 2020 года на развитие федеральных университетов будет потрачено порядка 150 млрд. рублей. Взамен к этому же рубежу корпусом федеральных университетов должны быть достигнуты следующие стратегические цели:

  • создание в России конкурентоспособных научно-образовательных центров, призванных обеспечить доступность для ее граждан качественного высшего образования;
  • повышение конкурентоспособности отечественного высшего образования на международных рынках образовательных услуг (в том числе вхождение в мировой рейтинг лучших мировых университетов);
  • придание устойчивости социально-экономическому развитию регионов России.

Справимся? А иного выхода уже нет. Вот лишь одна цифра из все более удлиняющегося ряда негативной для России сравнительной статистики: по данным Организации экономического сотрудничества и развития, доля России в мировом секторе исследований и разработок сегодня меньше 2 процентов – примерно как у Индии и Бразилии. На Китай приходится уже 8 процентов. Причем, если в РФ последние пятнадцать лет динамика этого показателя практически не увеличивается, то КНР за десять лет (1996-2005) свою долю увеличила почти в четыре раза. Сократить эту дистанцию, а впоследствии выйти в ряд стран-лидеров – такая задача под силу только при грамотном использовании всего интеллектуального потенциала высшей школы и ее авангарда – сети вузов нового типа.

А грамотно – получается? Чтобы знать об этом журнал и открывает новую рубрику, посвященную деятельности федеральных университетов. Слишком велика цена вопроса – интеллектуальное выживание нации, – дабы оставлять эту тему на периферии общественного внимания.

В декабрьском номере журнала («АО», №44, 2010) об открытии уникального, пока единственного по своим возможностям среди аналогичных вузовских подразделений – о Центре космического мониторинга Арктики – рассказал Северный (Арктический) федеральный университет (г. Архангельск). В этом номере свою программу развития, а также видение вузовской политики в области качества представляет Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск). И тема обязательно будет продолжена – ждем ваших откликов и мнений!

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, федеральные университеты, ао-46

Похожие материалы:
Правительство РФ одобрило Программу развития САФУ до 2020 года
Северо-Восточный федеральный университет: первый день рождения
НИИ: мотивационный аспект образования
Инновационное образование для автомобильной отрасли
Перспективы развития северной медицинской школы
Оценка качества образования: точки зрения
СКФУ: Политика форсированного роста
На Ученом совете ДВФУ озвучили приоритеты
Сегодня нужно не столько знание, сколько умение
Архитектура посткризисного периода

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#98Студенческая оценка качества образования
#100Перечень основных стратегических документов Правительства РФ в сфере образования за 2017 год
#94Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы увеличивается
#101Артур Лященко о поддержке экспортной деятельности в России
#105Творческая жизнь фортепианного факультета Московской консерватории
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний