Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

А. Баринов: «Как только человек перестаёт учиться, он умирает как профессионал»

Институт экономики и менеджмента БФУ им.И.Канта возглавил Александр Баринов, человек хорошо известный в бизнес-кругах не только Калининграда. Популярность Международной школы бизнеса, которую он создал и развивает уже более 20 лет, простирается далеко за пределами региона.

Просмотров: 464

Институт экономики и менеджмента БФУ им.И.Канта (ранее экономический факультет) возглавил Александр Баринов, человек хорошо известный в бизнес-кругах не только Калининграда. Популярность Международной школы бизнеса, которую он создал и развивает уже более 20 лет, простирается далеко за пределами региона. О том, какие цели Александр Баринов ставит перед собой и перед коллективом, какие изменения ждут институт и что в результате изменится в жизни студентов, мы спросили у самого руководителя Института экономики и менеджмента.

Экономический корпусАлександр Яковлевич, вы уже 25 лет возглавляете Калининградскую международную школу бизнеса, так что в бизнес-образовании вы не новичок. Однако до этого вашими «студентами» были руководители, сотрудники компаний, предприниматели, которые хотели повысить свою квалификацию. А теперь вы столкнётесь со студентами, у которых нет такой сильной мотивации: кто-то пошёл в экономику, потому что это модно и престижно, а кто-то решил, что больше некуда. Это проблема?

Мода приходит и уходит, и вообще имеет цикличность. Но на самом деле это не тот фактор, который должен играть роль при выборе профессии. Потому что если вы решили прийти в Институт экономики и менеджмента, скорее всего, у вас есть какие-то предпосылки для того, чтобы стать экономистом: любите работать с цифрами, любите анализировать, любите принимать решения и брать ответственность на себя. Это не всем дано, на самом деле. Да, я согласен, что был и, наверное, остаётся перебор в подготовке менеджеров, но проблема в том, что в хороших специалистах был и остаётся недостаток.

Наша задача, задача новой команды — реализовать общую установку университета по практико-ориентированному образованию. Для экономистов это очень значимо. В контексте этого тренда (на мой взгляд, очень правильного) и будет выстраиваться вся будущая работа, что в дальнейшем приведёт к тому, что качество подготовки специалистов будет иным, и включение молодых специалистов в работу будет быстрым.

Наш институт для тех, кто хочет не просто получить диплом, а суметь быстро и успешно войти в реальную жизнь, начать работать, тот будет стремиться учиться в таких практико-ориентированных вузах.

Пока понятие «практико-ориентированное обучение» звучит довольно абстрактно. Как это будет выглядеть на практике?

Это самый сложный вопрос. Во-первых, будут пересмотрены и отредактированы программы обучения, где будет изменено соотношение курсов общеобразовательных и профессиональных, связанных со специализацией. Во-вторых, будет меняться состав преподавателей в сторону увеличения практиков, которые на своём опыте знают, что такое бизнес и экономика. И в-третьих, будут меняться требования к студентам в плане выполнения ими курсовых, дипломных и прочих работ. На мой взгляд, эти работы должны выполняться только по запросу от реальных компаний и организаций, которым эти исследования нужны и которые будут выступать рецензентами при защите работ. Это жёстко, но правильно: зачем переписывать чужие мысли на абстрактные темы? Нужно заниматься реальным делом. Более того, написать такую работу — значит, в некотором роде «застолбить» будущее место работы: если ты напишешь хорошую работу, если ты проявишь интерес к компании, покажешь на практике свои знания и навыки, то работодатель обязательно обратит на тебя внимание. То есть эта система позволяет студентам ещё в течение обучения завязать деловые связи, «обрасти» контактами, увидеть реальное функционирование компании изнутри.

Тогда сразу возникает два вопроса. Во-первых, для компании-партнёра такая работа со студентами — это бремя, и речь не только о затрате времени и сил, но и вопрос ответственности: компании должны сделать прогноз и понять, кто когда и в каком количестве им нужен. Уже понятен круг партнёров, которые готовы пойти на это? И второй вопрос: такая система предполагает подготовку сотрудников для компаний, но не способствует развитию предпринимательства, разве мы не хотим, чтобы наши выпускники открывали своё дело?

Я на этой должности всего две недели. Так что пока не могу предоставить список компаний, но для меня сейчас это первоочередная задача. Я уже провёл встречу с Союзом промышленников и предпринимателей, я веду переговоры с Балтийским деловым клубом (на днях состоится встреча), буду договариваться с Торгово-промышленной палатой. Поиск партнёров-заказчиков — это непростой вопрос. Но у меня есть представления, с кем можно работать, у кого можно чему-то научиться и кто может грамотно руководить, скажем, выпускными квалификационными работами. Поэтому задачу будем решать, и эта задача требует оперативных действий, но важно понимать, что обновление этого списка партнёров должно происходить нон-стоп, постоянно. Теперь что касается предпринимателей. Конечно, мы будет поддерживать таких студентов. Стартапы — это важно и с точки зрения опыта, и с точки зрения образовательной среды. Поэтому мы будем делать программы для стартапщиков. Более того, могу сказать, что уже есть заинтересованные лица, которые готовы нам помогать. Так что мы ни в коем случае не собираемся готовить исключительно наёмных работников.

Раз уж мы заговорили о будущем выпускников, вопрос в продолжение: а вы понимаете, каким должен стать выпускник Института экономики и менеджмента? Какие у него знания и компетенции? Где он сможет работать?

Мне всегда обидно видеть, когда выпускники экономических специальностей работают продавцами. Неважно, где именно работают (продукты, машины, услуги). Чтобы работать продавцом, не нужно высшее образование. И раз выпускник с дипломом стал продавцом, то может быть два объяснения: либо у него слабая подготовка, либо экономика находится в таком состоянии, когда для свежих специалистов нет места. Чаще всего оба фактора накладываются, но всегда есть лучшие, которые быстро находят работы и продвигаются вперёд. Что бы мне хотелось видеть? чтобы в процессе обучения наши студенты получали такие навыки и компетенции, которые позволяли бы им развиваться в компании, чтобы они регулярно получали повышение и становились менеджерами среднего звена, а потом и высшего уровня. Именно поэтому мы говорим о практико-ориентированном обучении, чтобы студенты получали знания и компетенции и могли сразу применять их на практике. Это непросто. И дело не только в преподавателях.

При фразе «практико-ориентированное обучение» и студенты должны вздрагивать, потому что это означает кропотливый и напряжённый труд. Здесь нет места послаблениям: как только студент расслабляется, он что-то упускает, возможно, что-то очень важное. Тем более когда речь идёт о магистрах. На мой взгляд, плох тот студент, который не хочет стать магистром.

Выше вы сказали, что будете активно привлекать на работу практиков. Однако российские реалии таковы, что имеет значение не опыт человека, а его научная степень. Насколько осуществима ваша цель?

Да, есть эти нормативы и мы, конечно, будем им соответствовать. Но вы не представляете, сколько кандидатов и даже докторов наук сейчас работает в реальном бизнесе. Это успешные люди, которые ушли в бизнес и успешно там себя реализуют. И теперь нам нужно очень постараться, чтобы заинтересовать их работой со студентами. Буквально накануне я переговорил с двумя прекрасными профессионалами, кандидатами наук, но пока они готовы работать в экзаменационных комиссиях, слушать и оценивать выпускников, а вот читать лекции, вести занятия — пока нет. Буду с ними договариваться о том, чтобы они руководили дипломниками, проводили мастер-классы. В общем, будем искать варианты. Иначе никак. Кстати, человек пять уже готовы включиться в работу. Это очень неплохо. Ведь тут ещё вот какой вопрос: как показывает практика, кто готов говорить — тому нечего сказать, а кому есть что сказать — тот молчит. Так что моя задача найти не просто практика, а того практика, который сумеет своим опытом и знаниями поделиться со студентами. Это сложно, это особый талант. Будем искать.

А если бы вы сейчас стали студентом, то как построили бы свою образовательную траекторию?

Знаете, нет ничего проще, чем с высоты прожитых лет давать советы, как нужно жить. Но ведь все мои пожелания останутся пожеланиями, потому что каждый человек набирается своего опыта, потому что все советы старшего поколения не воспринимаются как ценная информация и руководство к действию. Я-то могу сказать, каким я вижу идеального студента, но боюсь, все студенты пройдут обычный путь от ощущения свободы к пониманию потребности познания. И весь вопрос: когда это понимание придёт. Чем раньше, тем лучше. 4 или 6 лет (бакалавриат или магистратура) — это та платформа, которая потом кормит или не кормит тебя всю жизнь. Мне представляется, что грех не воспользоваться шансом и не строить эту платформу основательно, тем более когда для этого всё есть.

Но ведь вы можете с первого дня обучения давать студентам понять, что есть преподаватели и лекции, но это только малая часть огромного информационного пространства, что есть онлайн-курсы, разные вебинары, мастерские и т.д. Вы можете дать чёткую установку студентам: современное образование — это в большей степени самообразование, а не лекции в вузе. И второе возражение: 4 или 6 лет – это, конечно, платформа, но разве после получения диплома не нужно дальше учиться и развиваться, ведь знания обновляются так быстро. Разве нет?

Абсолютно верно. Чем шире базис, тем больше альтернатив для дальнейшего развития, чем уже базис, тем меньше возможностей добиться успеха. И я совершенно согласен, что наша задача — учиться всю жизнь. Более того, я считаю, что как только человек перестаёт учиться, он умирает как профессионал. И это может случиться и в 25, и 30 лет. Вы никуда больше не двинетесь. Сегодняшний мир так устроен, что если ты остановился, то тебя очень быстро обходят и ты никому не нужен.

Да, но этот тезис нивелируется неразвитостью российского рынка труда: конкуренция такая низкая, что даже стоя на месте можно долго оставаться на плаву, потому что рядом нет никого, некому занять твоё место…

Надо ориентироваться на лучшие образцы. Надо стремиться к комплексному познанию той области, в которой хочешь работать. Не знаешь чего-то — обязательно найдётся тот, кто знает и кто займёт твоё место. А возможностей узнать сегодня невероятно много, и в этом смысле требования к студентам серьёзно повысились: преподаватель не может и не должен их научить всему, он должен им дать базу и инструменты для дальнейшего развития.

Стоит ли ожидать, что изменятся формы образовательного процесса? Современное образование — современные технологии. Ведь порой 2-часовой мастер-класс настоящего профессионала даёт больше, чем полгода традиционных лекций и практических занятий…

Ну во-первых, мы будем менять систему обучения и переходить на модульное обучение, когда полгода курс не изучается. Модуль — это 3-6 дней, а дальше ты пишешь работу. И всё, дисциплина закрыта. Потом я хочу напомнить, что 25 лет возглавляю Калининградскую школу международного бизнеса.

И наши партнёры — это лучшие школы во всём мире, эти контакты мы будем использовать и приглашать преподавателей в том числе из-за рубежа. И для проведения модуля многие готовы приезжать в Калининград. А уж о проведении онлайн-конференций и других форм дистантной работы и говорить нечего: конечно, мы будем их использовать. Это реалии 21 века.

Мы только вчера говорили с президентом Союза маркетологов России: у них есть два онлайн-курса и мы сейчас обсуждаем, как мы можем к этим программам присоединиться.

Вы сейчас упомянули о Калининградской школе международного бизнеса. Теперь это часть Института. При этом есть ещё Европейская бизнес-школа, есть сам институт. Это пример внутренней конкуренции или сегментирования образовательных услуг?

На самом деле, конкуренции здесь нет и не может быть. Сам по себе Институт экономики и менеджмента занимается подготовкой студентов, даёт им высшее образование. Европейская бизнес-школа занимается тем же самым, но в сотрудничестве со своими иностранными партнёрами. А вот Калининградская школа международного бизнеса занимается тем, что даёт дополнительное профессиональное образование. С другими структурными подразделениями эта школа не пересекается. Тут нужно говорить не о конкуренции, а о дополнении друг друга. Ведь на самом деле, ресурсов не так и много, поэтому нужно объединить то, что есть, сконцентрировать то, что сейчас разбросано по разным местам и структурам, чтобы выдавать достойный результат.

И последний вопрос: кто и когда почувствует изменения? Студенты, преподаватели или руководство университета?

Наша задача — очень хорошо подготовиться к следующему учебному году. Как в методическом плане, так и с точки зрения ресурсов. Но это не значит, что до сентября ничего не будет делаться. Уже с января мы постараемся перевести магистров на модульное обучение. К концу учебного года мы постараемся определиться с теми компаниями и организациями, которые будут готовы вместе с нами обучать специалистов, будут делать заказ на разного рода исследовательские работы. То есть я надеюсь, что этот учебный год мы будет заканчивать уже в несколько ином качестве, чем когда он начинался. Но мы не хотим ждать, мы хотим получить результаты достаточно быстро: либо делать, либо говорить. Мы хотим делать. При целеполагании один из параметров — время, за которое ты хочешь получить результат: конечно, можно оставить достижение цели правнукам, но хочется что-то достойное и качественное сделать самим.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Летняя школа по европейским исследованиям стартовала в Калининграде
В БФУ им. И. Канта обсудили миграционные проблемы в Европе и пути их решения
Молодёжный научный форум по гибридным технологиям
Сергей Мясоедов: Университет и бизнес-школа – есть разница? Да. Принципиальная!
Россия вступила в ESRF
Чему и зачем учить успешных менеджеров?
Сотрудничество БФУ имени И. Канта с Силезским университетом
Физик-аспирант БФУ им.И.Канта - победитель конкурса молодых ученых в Сеуле
Вектор развития - интеллектуальная робототехника
Форум по карьере, трудоустройству и развитию молодежного предпринимательства

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ