X Международный форум Гильдии экспертов в сфере профессионального образованияВ ходе работы X Международного форума Гильдии экспертов в сфере профессионального образования «Новые технологии оценки качества образования» обсуждались темы, актуальные во всем мире: международные подходы к организации независимой оценки качества образования, роль студенческих объединений в повышении качества высшего образования, определение и оценка результатов обучения и многие другие. Просмотров: 25132
Путь к стабильности – через диалогВ ноябре в Москве состоялся X Международный форум Гильдии экспертов в сфере профессионального образования «Новые технологии оценки качества образования», организованный в рамках международного проекта TEMPUS-1-2013-1-AM-TEMPUS-JPGR. Более 160 экспертов из 8 стран – Армении, Бельгии, Великобритании, Германии, Ирландии, Польши, России, Украины – собрались на базе Московского педагогического государственного университета. Форум стал эффективной и продуктивной коммуникационной площадкой для экспертов: обмена опытом, формирования общей позиции, подведения итогов, постановки задач и подготовки рекомендаций. Подвести итогиБогат на юбилеи 2015 год. И самым важным является двадцатилетие создания инфраструктуры аккредитации в России. В 1995 году был создан Научно-информационный центр государственной аккредитации – одно из первых в Европе аккредитационных агентств (с 2005 года – Национальное аккредитационное агентство в сфере образования). За двадцать лет, как любая социальная система, государственная аккредитация не могла избежать взлетов и падений, ярких достижений и неразрешимых проблем. Важно то, что сформировалась культура оценки качества – пришло понимание необходимости такой оценки и признания качества образования. Еще один юбилей – пятилетие создания Национального центра профессионально-общественной аккредитации. Он стал достойным продолжателем идей поддержки развития и совершенствования качества образования, активной деятельности по интеграции в области аккредитации с зарубежными аккредитационными агентствами. Свидетельство тому – получение полноправного членства в Европейской ассоциации агентств гарантии качества образования (ENQA) первым из независимых аккредитационных агентств России. В 2005 году, десять лет назад, вышел первый номер журнала «Аккредитация в образовании» – специализированного издания в области оценки качества образования. Несмотря на довольно узкую специфику, журнал поднимает самый широкий спектр вопросов: от вузовского до школьного образования, от кафедрального уровня до ректорского, а также региональные, отраслевые, профессиональные, общероссийские и международные вопросы развития образования. Десятилетний опыт в России насчитывает и практика специальной подготовки экспертов, которые привлекаются к процедурам государственной аккредитации, а в последние несколько лет и к процедурам профессионально-общественной и международной аккредитации, экспертизе качества разработки собственных образовательных стандартов федеральными университетами, новых образовательных программ и фондов оценочных средств. Первая группа по подготовке экспертов прошла обучение в 2005 году. Через полгода, по завершению курса, в 2006 году экспертами-выпускниками было предложено создание общественной организации – Гильдии экспертов в сфере профессионального образования. К настоящему времени она объединяет более тысячи экспертов из всех регионов России из числа ректоров, проректоров, начальников структурных подразделений вузов, деканов и заведующих кафедр. Гильдия сформировала и поддерживает развитие экспертного сообщества, культивирует качество и культуру экспертизы. Гильдия ежегодно проводит всероссийские конференции для обсуждения проблем оценки качества высшего образования. Такие встречи выросли в международные форумы, в которых ежегодно принимают участие зарубежные коллеги. В процессе подготовки формируются и издаются сборники материалов на основе работ экспертов, анализирующих самые актуальные вопросы в области оценки качества. Увидеть и помочьЮбилейный форум был открыт приветственными словами президента Гильдии экспертов в сфере профессионального образования Николая Максимова (Москва, Россия), а также координатора проекта TEMPUS-ALIGN Луизы Милитосян (Ереван, Армения). Пожелав участникам встречи удачи в работе, Николай Максимов подчеркнул востребованность профессионально-общественной аккредитации и компетентного экспертного сообщества: – Мы полезны и органично дополняем государственную аккредитацию, цель которой найти и наказать, наша с вами – увидеть и помочь. От лица международных экспертов эту установку поддержала Луиза Милитосян: – Думаю, самая основная функция образовательной политики – именно функция помощи. Оценка сама по себе не дает тех результатов, которые может дать помощь. Она необходима для улучшения образовательного процесса. Оценить главноеИменно о такой оценке шла речь в трех следующих выступлениях, посвященных итогам апробации федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ). Этот экзамен, инициированный Ассоциацией ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ), весной 2015 года успешно провел Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования (НИИ МКО). Первый в России опыт массовой независимой оценки качества подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата, вызвал живой интерес участников форума. Генеральный директор НИИ МКО Владимир Наводнов отметил, что ФИЭБ – очень масштабный эксперимент прямой оценки качества подготовки бакалавров, и очень важно, что это дело добровольное: – Главное – никого не заставлять. Если бакалаврам, если вузам это надо, они будут участвовать. Если не надо, значит принуждать никто не будет. В первом экзамене приняли участие свыше 4 тыс. студентов. Для начала – немало. Базовыми площадками ФИЭБ стали 70 образовательных организаций из 40 регионов страны. Многие региональные ведущие вузы, почти все федеральные и большинство национальных исследовательских университетов не побоялись показать уровень знаний своих студентов. Среди этих лидеров отечественной высшей школы и Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Выступая на форуме, первый проректор по учебной и методической работе университета Нелли Розина убедительно продемонстрировала, что независимая оценка качества подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата, дает вузу конкурентное преимущество и позволяет эффективно осуществлять приемную кампанию в магистратуру. И что еще важно – позволяет увидеть внутренние проблемы вуза: например, не слишком ответственное отношение отдельных кафедр к качеству подготовки студентов. Руководитель методического центра Дирекции основных образовательных программ НИУ ВШЭ Александра Серова, представляющая АВВЭМ, обратила внимание собравшихся на технологию разработки педагогических измерительных материалов для междисциплинарных и кейсзаданий, а также новую идеологию проведения экзамена – оценку результатов обучения по «ядру направления»: – Для каждого направления подготовки были выбраны те дисциплины, которые, на взгляд экспертов, составляют самую суть. Отбор – это отдельная «веселая и трагическая песня». Мы не можем пока сказать, что на сто процентов договорились внутри экспертного сообщества о том, что это именно «те дисциплины». Есть дветри, по которым согласны все, а дальше начинается «экспертное мнение»… Работа продолжается. Ещё десять лет назад в России началось развитие инновационных проектов по оценке результатов обучения с использованием интернет-технологий, первый из которых – федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО). За эти годы интернет-экзамен дал начало развитию других проектов, сформировавших к настоящему времени независимую систему интернет-тестирования в сфере образования, сопровождающую полный цикл мониторинга качества подготовки студентов в вузе: диагностическое тестирование для первокусников, интернет-тренажеры (включающие студенческие и преподавательские режимы), ФЭПО – для промежуточной аттестации, открытые международные студенческие интернет-олимпиады – для талантливых (и просто способных) студентов и новый проект – ФИЭБ. Создание такой масштабной системы тестирования в стране (до 7 млн. сеансов тестирования в год) свидетельствует о востребованности независимой объективной оценки качества подготовки обучающихся. Сменить парадигмуПредставитель МИА «Россия сегодня», руководитель проекта «Социальный навигатор» Наталья Тюрина сопоставила две парадигмы развития оценки качества образования в мире. Одна ситуация, когда оценка производится в рамках системы образования (от международных исследований до уровня класса): используются кадры и инфраструктура системы, финансирование происходит за счет бюджетов различного уровня (но все они при этом государственные), результаты используются в первую очередь для развития самой системы. Другая ситуация – оценка за рамками системы образования: создание и развитие агентствами независимых по отношению к действующей системе инфраструктурных элементов (собственные инструменты оценки и системы сбора данных, которые не контролируются системой образования), финансирование осуществляется за счет отдельных организаций, бюджетов семей (но в большей степени сегодня присутствуют смешанные финансовые модели, когда, в том числе, привлекаются государственные субсидии), результаты используются в первую очередь в интересах конкретного потребителя. Мир делает ставку на развитие второй парадигмы. Но в каких бы условиях ни происходило развитие систем оценки, принципиальное значение имеет целевой ориентир. Ради кого (чего) это всё делается? – Коллеги, мы всегда декларируем важный принцип: самый главный человек в вузе – это студент, – констатировала модератор пленарного заседания Галина Мотова. Неслучайно, в работе форума приняли участие лидеры студенческих общественных организаций Олег Цапко (studdozor.ru) и Артём Хромов (russiansu.ru). Председатель Всероссийского студенческого союза О. Цапко представил проект «Качество образования: перезагрузка», который поддержан грантом Президента РФ. Уполномоченный по правам студентов в России А. Хромов акцентировал внимание на развитии студентоцентрированного образования. В ходе первого пленарного заседания были также рассмотрены новые подходы к актуализации профессиональных компетенций. О них, как об основе повышения качества подготовки специалистов, шла речь в выступлении Ирины Аржановой, директора Национального фонда подготовки кадров (НФПК). Расширить зону доверияВторое пленарное заседание было посвящено вопросам обеспечения качества в высшем образовании в контексте Болонского процесса. Говоря о Конференции министров образования стран EHEA и Болонском форуме (bolognayerevan2015.ehea.info), руководитель Национального офиса программы «Erasmus+» в России Ольга Олейникова обратила внимание участников форума на ряд приоритетных задач. Среди них включение квалификаций, полученных после краткосрочных программ обучения, в рамку квалификаций и пересмотр национальных рамок квалификаций с целью признания ранее полученного обучения: – Это то, с чем мы сейчас сталкиваемся всё больше и больше в контексте обучения в течение всей жизни. Предстоит сделать очень многое. Мало того, что необходимо просто принять и доработать рамку квалификаций, нужно программы наши включить в эту рамку, все результаты обучения определить… Огромный пласт работы, но если мы не будем это делать, отстанем. Тема актуализации рамок квалификаций красной нитью прошла через несколько выступлений, в том числе и яркий доклад Иринга Вассера, президента Сети агентств гарантии качества Центральной и Восточной Европы (CEENQA), директора аккредитационного агентства ASIIN (Германия). В ряду ключевых «магических слов» на первом месте, по мнению докладчика, – национальная структура квалификаций. Затем – гармонизация результатов обучения и соглашения о взаимном признании на основании согласованных результатов обучения. – Будьте осторожны при использовании собственных ценностей в качестве точки отсчета, – призвал, продолжая тему, Штефан Хандке, начальник отдела по международной аккредитации Института аккредитации, сертификации и обеспечения качества (ACQUIN, Германия). И наглядно проиллюстрировал этот тезис запоминающимся слайдом. Презентации к выступлениям докладчиков и другие материалы форума размещены на сайте Гильдии экспертов в сфере профессионального образования expert-nica.ru. «Нострифицировать» ESGДискуссионный характер носило выступление заместителя директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации Галины Мотовой. Детально проанализировав состояние отечественной высшей школы на соответствие основным положениям новых европейских стандартов качества (ESG), Галина Мотова сделала ряд предложений, касающихся внесения изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации», нормативного и методического обеспечения процедур гарантии качества, а также стимулирования процесса европейской интеграции в сфере аккредитации. • Убрать дублирование процедур: ст. 92 (государственная аккредитация образовательной деятельности) и ст. 93 (государственный контроль (надзор) в сфере образования) 273-ФЗ. • Пересмотреть ст. 96 (общественная и профессионально-общественная аккредитация) 27-3ФЗ: – аккредитация не должна быть государственной или профессионально-общественной, она должна учитывать интересы всех заинтересованных лиц (включая студентов и работодателей) и быть независимой от органов управления, вузов, профессиональных сообществ для обеспечения объективности; – аккредитация должна быть добровольной, но предусмотреть механизм мотивации, например, учитываться при распределении КЦП, конкурсных заявках на ФЦПРО и прочих; – аккредитация должна проводиться не работодателями или их объединениями, а с участием работодателей. • Формировать внутривузовские системы обеспечения качества на основе ESG (Часть 1). • Соблюдать принципы и технологии внешней экспертизы качества на основе ESG (Часть 2): – самообследование; – внешняя экспертиза (с участием студентов, работодателей, зарубежных экспертов); – публикация полных и кратких отчетов для широкой общественности, в том числе на английском языке. • Национальным аккредитационным агентствам периодически проходить оценочные процедуры на основе ESG (Часть 3). • Создать национальный реестр аккредитационных агентств. Для гармонизации систем образования также крайне важно вхождение национальных аккредитационных агентств в международные ассоциации агентств (в частности, Европейскую ассоциацию агентств гарантии качества в высшем образовании, ENQA), международные реестры агентств Наградить причастныхЯрким моментом форума стало награждение победителей I Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ». Председатель экспертной комиссии конкурса, руководитель отдела журналистики редакции журнала «Аккредитация в образовании» Екатерина Синдеева ознакомила участников пленарного заседания с первыми итогами проекта. Были вручены наградные планшеты представителям 5 вузовлидеров с высоким PR-фактором: Алтайского государственного университета, Государственного аграрного университета Северного Зауралья, СанктПетербургского политехнического университета Петра Великого, Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Кроме того, в рамках форума состоялось представление результатов пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России», проведено общее собрание членов Гильдии экспертов в сфере профессионального образования и заседание Руководящего комитета проекта ALIGN. Работать вместеВо второй день форума эксперты приступили к секционной работе по следующим вопросам: аккредитация в России, Internet-технологии в оценке результатов обучения, проектирование результатов обучения, способствующих повышению качества подготовки студентов. Также все желающие имели возможность посетить мастеркласс «Developing-Student-Centred-Learning», организованный профессорами Университета Бат Спа Полом Хайлэнд и Ириной Помориной (Великобритания). В целом в ходе работы форума обсуждались темы, актуальные сегодня во всем мире: международные подходы к организации независимой оценки качества образования, роль студенческих объединений в повышении качества высшего образования, определение и оценка результатов обучения в российской системе высшего образования, использование новых подходов к актуализации профессиональных компетенций с целью повышения качества подготовки, введение новых европейских стандартов качества. – Нам часто не хватает в работе стабильности образовательной политики и устойчивого развития системы высшего образования. Форум экспертного сообщества способен выявлять самые сложные проблемы и предлагать пути их решения, – подчеркнула Галина Мотова во время подведения итогов форума. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|