Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новые технологии оценки качества образования

В ноябре в Москве состоялся X Международный форум Гильдии экспертов в сфере профессионального образования «Новые технологии оценки качества образования», организованный в рамках международного проекта TEMPUS­-1­2013­-1-­AM-­TEMPUS-­JPGR. Более 160 экспертов из 8 стран собрались на базе Московского педагогического государственного университета.

Просмотров: 277

Материал опубликован в журнале №83 от 30.11.2015.

В ноябре в Москве состоялся X Международный форум Гильдии экспертов в сфере профессионального образования «Новые технологии оценки качества образования», организованный в рамках международного проекта TEMPUS­-1­2013­-1-­AM-­TEMPUS-­JPGR. Более 160 экспертов из 8 стран – Армении, Бельгии, Великобритании, Германии, Ирландии, Польши, России, Украины – собрались на базе Московского педагогического государственного университета.

Форум стал эффективной и продуктивной коммуникационной площадкой для экспертов: обмена опытом, формирования общей позиции, подведения итогов, постановки задач и подготовки рекомендаций.

Подвести итоги

Богат на юбилеи 2015 год. И самым важным является двадцатилетие создания инфраструктуры аккредитации в России. В 1995 году был создан Научно­информационный центр государственной аккредитации – одно из первых в Европе аккредитационных агентств (с 2005 года – Национальное аккредитационное агентство в сфере образования). За двадцать лет, как любая социальная система, государственная аккредитация не могла избежать взлетов и падений, ярких достижений и неразрешимых проблем. Важно то, что сформировалась культура оценки качества – пришло понимание необходимости такой оценки и признания качества образования.

Еще один юбилей – пятилетие создания Национального центра профессионально­-общественной аккредитации. Он стал достойным продолжателем идей поддержки развития и совершенствования качества образования, активной деятельности по интеграции в области аккредитации с зарубежными аккредитационными агентствами. Свидетельство тому – получение полноправного членства в Европейской ассоциации агентств гарантии качества образования (ENQA) первым из независимых аккредитационных агентств России.

В 2005 году, десять лет назад, вышел первый номер журнала «Аккредитация в образовании» – специализированного издания в области оценки качества образования. Несмотря на довольно узкую специфику, журнал поднимает самый широкий спектр вопросов: от вузовского до школьного образования, от кафедрального уровня до ректорского, а также региональные, отраслевые, профессиональные, общероссийские и международные вопросы развития образования.

Десятилетний опыт в России насчитывает и практика специальной подготовки экспертов, которые привлекаются к процедурам государственной аккредитации, а в последние несколько лет и к процедурам профессионально­-общественной и международной аккредитации, экспертизе качества разработки собственных образовательных стандартов федеральными университетами, новых образовательных программ и фондов оценочных средств. Первая группа по подготовке экспертов прошла обучение в 2005 году.

Через полгода, по завершению курса, в 2006 году экспертами-­выпускниками было предложено создание общественной организации – Гильдии экспертов в сфере профессионального образования. К настоящему времени она объединяет более тысячи экспертов из всех регионов России из числа ректоров, проректоров, начальников структурных подразделений вузов, деканов и заведующих кафедр. Гильдия сформировала и поддерживает развитие экспертного сообщества, культивирует качество и культуру экспертизы. Гильдия ежегодно проводит всероссийские конференции для обсуждения проблем оценки качества высшего образования. Такие встречи выросли в международные форумы, в которых ежегодно принимают участие зарубежные коллеги. В процессе подготовки формируются и издаются сборники материалов на основе работ экспертов, анализирующих самые актуальные вопросы в области оценки качества.

Увидеть и помочь

Луиза Мелитосян

Координатор проекта TEMPUS-ALIGN Луиза Милитосян
(Армения).

Юбилейный форум был открыт приветственными словами президента Гильдии экспертов в сфере профессионального образования Николая Максимова (Москва, Россия), а также координатора проекта TEMPUS-­ALIGN Луизы Милитосян (Ереван, Армения).

Пожелав участникам встречи удачи в работе, Николай Максимов подчеркнул востребованность профессионально­общественной аккредитации и компетентного экспертного сообщества:

– Мы полезны и органично дополняем государственную аккредитацию, цель которой найти и наказать, наша с вами – увидеть и помочь.

От лица международных экспертов эту установку поддержала Луиза Милитосян:

– Думаю, самая основная функция образовательной политики – именно функция помощи. Оценка сама по себе не дает тех результатов, которые может дать помощь. Она необходима для улучшения образовательного процесса.

Оценить главное

Владимир Наводнов

Генеральный директор Научно-исследовательского инсти-
тута мониторинга качества образования Владимир Наводнов
(Россия).

Именно о такой оценке шла речь в трех следующих выступлениях, посвященных итогам апробации федерального интернет-­экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ). Этот экзамен, инициированный Ассоциацией ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ), весной 2015 года успешно провел Научно­исследовательский институт мониторинга качества образования (НИИ МКО). Первый в России опыт массовой независимой оценки качества подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата, вызвал живой интерес участников форума.

Генеральный директор НИИ МКО Владимир Наводнов отметил, что ФИЭБ – очень масштабный эксперимент прямой оценки качества подготовки бакалавров, и очень важно, что это дело добровольное:

– Главное – никого не заставлять. Если бакалаврам, если вузам это надо, они будут участвовать. Если не надо, значит принуждать никто не будет. В первом экзамене приняли участие свыше 4 тыс. студентов. Для начала – немало. Базовыми площадками ФИЭБ стали 70 образовательных организаций из 40 регионов страны.

Многие региональные ведущие вузы, почти все федеральные и большинство национальных исследовательских университетов не побоялись показать уровень знаний своих студентов. Среди этих лидеров отечественной высшей школы и Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Выступая на форуме, первый проректор по учебной и методической работе университета Нелли Розина убедительно продемонстрировала, что независимая оценка качества подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата, дает вузу конкурентное преимущество и позволяет эффективно осуществлять приемную кампанию в магистратуру. И что еще важно – позволяет увидеть внутренние проблемы вуза: например, не слишком ответственное отношение отдельных кафедр к качеству подготовки студентов.

Руководитель методического центра Дирекции основных образовательных программ НИУ ВШЭ Александра Серова, представляющая АВВЭМ, обратила внимание собравшихся на технологию разработки педагогических измерительных материалов для междисциплинарных и кейс­-заданий, а также новую идеологию проведения экзамена – оценку результатов обучения по «ядру направления»:

– Для каждого направления подготовки были выбраны те дисциплины, которые, на взгляд экспертов, составляют самую суть. Отбор – это отдельная «веселая и трагическая песня». Мы не можем пока сказать, что на сто процентов договорились внутри экспертного сообщества о том, что это именно «те дисциплины». Есть две­три, по которым согласны все, а дальше начинается «экспертное мнение»…

Работа продолжается. Ещё десять лет назад в России началось развитие инновационных проектов по оценке результатов обучения с использованием интернет­-технологий, первый из которых – федеральный интернет-­экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО). За эти годы интернет­экзамен дал начало развитию других проектов, сформировавших к настоящему времени независимую систему интернет-­тестирования в сфере образования, сопровождающую полный цикл мониторинга качества подготовки студентов в вузе: диагностическое тестирование для первокусников, интернет­тренажеры (включающие студенческие и преподавательские режимы), ФЭПО – для промежуточной аттестации, открытые международные студенческие интернет­олимпиады – для талантливых (и просто способных) студентов и новый проект – ФИЭБ. Создание такой масштабной системы тестирования в стране (до 7 млн. сеансов тестирования в год) свидетельствует о востребованности независимой объективной оценки качества подготовки обучающихся.

Сменить парадигму

Иринг Вассер

Президент Сети агентств гарантии качества Центральной и
Восточной европы (CEENQA), директор аккредитационного
агентства ASIIN Иринг Вассер (Германия).

Представитель МИА «Россия сегодня», руководитель проекта «Социальный навигатор» Наталья Тюрина сопоставила две парадигмы развития оценки качества образования в мире. Одна ситуация, когда оценка производится в рамках системы образования (от международных исследований до уровня класса): используются кадры и инфраструктура системы, финансирование происходит за счет бюджетов различного уровня (но все они при этом государственные), результаты используются в первую очередь для развития самой системы. Другая ситуация – оценка за рамками системы образования: создание и развитие агентствами независимых по отношению к действующей системе инфраструктурных элементов (собственные инструменты оценки и системы сбора данных, которые не контролируются системой образования), финансирование осуществляется за счет отдельных организаций, бюджетов семей (но в большей степени сегодня присутствуют смешанные финансовые модели, когда, в том числе, привлекаются государственные субсидии), результаты используются в первую очередь в интересах конкретного потребителя.

Мир делает ставку на развитие второй парадигмы. Но в каких бы условиях ни происходило развитие систем оценки, принципиальное значение имеет целевой ориентир. Ради кого (чего) это всё делается?

– Коллеги, мы всегда декларируем важный принцип: самый главный человек в вузе – это студент, – констатировала модератор пленарного заседания Галина Мотова.

Неслучайно, в работе форума приняли участие лидеры студенческих общественных организаций Олег Цапко (studdozor.ru) и Артём Хромов (russiansu.ru). Председатель Всероссийского студенческого союза О. Цапко представил проект «Качество образования: перезагрузка», который поддержан грантом Президента РФ. Уполномоченный по правам студентов в России А. Хромов акцентировал внимание на развитии студентоцентрированного образования.

В ходе первого пленарного заседания были также рассмотрены новые подходы к актуализации профессиональных компетенций. О них, как об основе повышения качества подготовки специалистов, шла речь в выступлении Ирины Аржановой, директора Национального фонда подготовки кадров (НФПК).

Расширить зону доверия

Ольга Олейникова

Руководитель Национального офиса программы «Erasmus+»
в России Ольга Олейникова.

Второе пленарное заседание было посвящено вопросам обеспечения качества в высшем образовании в контексте Болонского процесса.

Говоря о Конференции министров образования стран EHEA и Болонском форуме (bologna­yerevan2015.ehea.info), руководитель Национального офиса программы «Erasmus+» в России Ольга Олейникова обратила внимание участников форума на ряд приоритетных задач. Среди них включение квалификаций, полученных после краткосрочных программ обучения, в рамку квалификаций и пересмотр национальных рамок квалификаций с целью признания ранее полученного обучения:

– Это то, с чем мы сейчас сталкиваемся всё больше и больше в контексте обучения в течение всей жизни. Предстоит сделать очень многое. Мало того, что необходимо просто принять и доработать рамку квалификаций, нужно программы наши включить в эту рамку, все результаты обучения определить… Огромный пласт работы, но если мы не будем это делать, отстанем.

Тема актуализации рамок квалификаций красной нитью прошла через несколько выступлений, в том числе и яркий доклад Иринга Вассера, президента Сети агентств гарантии качества Центральной и Восточной Европы (CEENQA), директора аккредитационного агентства ASIIN (Германия). В ряду ключевых «магических слов» на первом месте, по мнению докладчика, – национальная структура квалификаций. Затем – гармонизация результатов обучения и соглашения о взаимном признании на основании согласованных результатов обучения.

– Будьте осторожны при использовании собственных ценностей в качестве точки отсчета, – призвал, продолжая тему, Штефан Хандке, начальник отдела по международной аккредитации Института аккредитации, сертификации и обеспечения качества (ACQUIN, Германия). И наглядно проиллюстрировал этот тезис запоминающимся слайдом.

Презентации к выступлениям докладчиков и другие материалы форума размещены на сайте Гильдии экспертов в сфере профессионального образования expert­nica.ru.

«Нострифицировать» ESG

МЕДИАактивность вузов

Первый проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве РФ Нелли Розина, главный редактор журнала «Аккредитация в образовании» Галина Мотова, председатель экспертной комиссии I Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность
вузов РФ» Екатерина Синдеева (слева направо).

Дискуссионный характер носило выступление заместителя директора Национального центра профессионально-­общественной аккредитации Галины Мотовой. Детально проанализировав состояние отечественной высшей школы на соответствие основным положениям новых европейских стандартов качества (ESG), Галина Мотова сделала ряд предложений, касающихся внесения изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации», нормативного и методического обеспечения процедур гарантии качества, а также стимулирования процесса европейской интеграции в сфере аккредитации.

• Убрать дублирование процедур: ст. 92 (государственная аккредитация образовательной деятельности) и ст. 93 (государственный контроль (надзор) в сфере образования) 273­ФЗ.

• Пересмотреть ст. 96 (общественная и профессионально­-общественная аккредитация) 273­ФЗ:

  • аккредитация не должна быть государственной или профессионально­общественной, она должна учитывать интересы всех заинтересованных лиц (включая студентов и работодателей) и быть независимой от органов управления, вузов, профессиональных сообществ для обеспечения объективности;
  • аккредитация должна быть добровольной, но предусмотреть механизм мотивации, например, учитываться при распределении КЦП, конкурсных заявках на ФЦПРО и прочих;
  • аккредитация должна проводиться не работодателями или их объединениями, а с участием работодателей.

• Формировать внутривузовские системы обеспечения качества на основе ESG (Часть 1).

• Соблюдать принципы и технологии внешней экспертизы качества на основе ESG (Часть 2):

  • самообследование;
  • внешняя экспертиза (с участием студентов, работодателей, зарубежных экспертов);
  • публикация полных и кратких отчетов для широкой общественности, в том числе на английском языке.

• Национальным аккредитационным агентствам периодически проходить оценочные процедуры на основе ESG (Часть 3).

• Создать национальный реестр аккредитационных агентств.

Для гармонизации систем образования также крайне важно вхождение национальных аккредитационных агентств в международные ассоциации агентств (в частности, Европейскую ассоциацию агентств гарантии качества в высшем образовании, ENQA), международные реестры агентств
(а именно, Европейский реестр агентств гарантии качества, EQAR) и признание аккредитационных решений аккредитационных агентств (национальных и зарубежных), входящих в ENQA и EQAR, признание решений по совместной аккредитации образовательных программ.

Наградить причастных

Ярким моментом форума стало награждение победителей I Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ». Председатель экспертной комиссии конкурса, руководитель отдела журналистики редакции журнала «Аккредитация в образовании» Екатерина Синдеева ознакомила участников пленарного заседания с первыми итогами проекта. Были вручены наградные планшеты представителям 5 вузов­-лидеров с высоким PR-­фактором: Алтайского государственного университета, Государственного аграрного университета Северного Зауралья, Санкт­-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Северо-­Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Кроме того, в рамках форума состоялось представление результатов пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России», проведено общее собрание членов Гильдии экспертов в сфере профессионального образования и заседание Руководящего комитета проекта ALIGN.

Работать вместе

Во второй день форума эксперты приступили к секционной работе по следующим вопросам: аккредитация в России, Internet­-технологии в оценке результатов обучения, проектирование результатов обучения, способствующих повышению качества подготовки студентов. Также все желающие имели возможность посетить мастер­-класс «DevelopingStudent­CentredLearning», организованный профессорами Университета Бат Спа Полом Хайлэнд и Ириной Помориной (Великобритания).

В целом в ходе работы форума обсуждались темы, актуальные сегодня во всем мире: международные подходы к организации независимой оценки качества образования, роль студенческих объединений в повышении качества высшего образования, определение и оценка результатов обучения в российской системе высшего образования, использование новых подходов к актуализации профессиональных компетенций с целью повышения качества подготовки, введение новых европейских стандартов качества.

– Нам часто не хватает в работе стабильности образовательной политики и устойчивого развития системы высшего образования. Форум экспертного сообщества способен выявлять самые сложные проблемы и предлагать пути их решения, – подчеркнула Галина Мотова во время подведения итогов форума.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-83, гильдия экспертов, качество образования, с места события

Похожие материалы:
Национальная система квалификаций – основа взаимодействия рынков труда и образования
X съезд Российского союза ректоров. Итоги
Отраслевое образование – сильное звено в цепи трансформаций
НСК – основа взаимодействия рынков труда и образования
Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares
Гильдия экспертов в сфере профессионального образования отметила юбилей
Электронное обучение. Проблемы и перспективы
Росаккредагентство: быть или не быть в ENQA?
X Международный форум Гильдии экспертов в сфере профессионального образования
Система аттестации: в поисках «камертонов настройки»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Всероссийский форум профессий #СделайШагвБудущее
Портал для осознанной профориентации WOWPROFI провел Всероссийский форум профессий...
Как быть законодателем инновационной моды
Инновационный подход необходим большим компаниям для повышения их внутренней производительности и...
Искусственный интеллект на форуме «Открытые инновации»
Президент России Владимир Путин считает сектор ИИ «одним из ключевых направлений технологического...
На форуме «Открытые инновации» обсудят цифровые трансформации образования
Мощные вызовы, связанные с цифровой трансформацией, серьезно обновляют облик всей образовательной...
Что делать с поколением Z и как вовлечь в экономику «цифровых детей»?
​​​​​​​Поколение Z, согласно теории Уильяма Штрауса и Нила Хау, составляют дети, рожденные в...
Из журнала
#96Новости образования «АО-96»
#109Воспитывая достойные кадры для республики и страны
#104Ученые ВСИЭМ работают над улучшением качества жизни населения Якутии
#110Хабаровский технический колледж готовит кадры для строительной индустрии региона
#100Филиал СПб ИВЭСЭП в Наро-Фоминске дает старт профессионалам
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку