Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Время Х: новый учебный год в российских вузах

В традиционной рубрике «Заочный круглый стол» представляем мнения лидеров отрасли о новом учебном годе, сопутствующих вызовах и решениях. Ректоры ведущих вузов России ответили на вопросы редакции «АО».

Просмотров: 363

Новая реальность – именно так теперь называют мир после пандемии – диктует новые правила. Актуально это и для высшей школы. Абсолютно всем вузам «предстоит выход в совершенно другое пространство деятельности»[1]. Это потребует развития технологий, повышения квалификации преподавателей, организации образовательного процесса на качественно ином уровне. В традиционной рубрике «Заочный круглый стол» представляем мнения лидеров отрасли о новом учебном годе, сопутствующих вызовах и решениях. Ректоры ведущих вузов России ответили на вопросы редакции «АО».

1. Предыдущий учебный год завершился в онлайн-формате. Как организован процесс обучения в новом? Какой успешный опыт в условиях вынужденной самоизоляции планируете использовать?

2. Отнестись с пониманием к материальному положению студентов – одна из рекомендаций Президента РФ[2]. Какие меры поддержки обучающихся реализуются или будут реализованы в университете?

3. Острый вопрос для высшей школы сегодня – обучение студентов-иностранцев. Как известно, многие из них не могут вернуться после каникул из-за рубежа. Ваше решение проблемы?

4. Обеспечить качество образования в ситуации усиления мер по эпидемиологической защите – задача весьма непростая. Как собираетесь ее решать?

5. Сегодня вузы оказались в ситуации, когда однозначных ответов на общие вопросы и вызовы времени просто нет. Ориентируясь на рекомендации сверху, решения порой принимают на местах в довольно сжатые сроки. Какое вам достаточно сложно было принять, однако в дальнейшем оно доказало свою эффективность и значимость? Какие шаги вы бы не сделали, оценивая результаты сегодня?

6. Новый учебный год – новый этап в развитии образовательной организации. Что качественно иное ожидает коллектив и студентов?

 

 

 

 

 

МОШКИН Николай Ильич, ректор Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова:

– (1) В нашем вузе система дистанционного образования постепенно внедрялась уже с 2003 года, поэтому мартовский переход прошел практически безболезненно. В кратчайшие сроки была развернута наработанная за эти годы многозвенная АИС. Это позволило обеспечить сквозную информационную поддержку всех участников учебного процесса.

Система включает модули «Деканат» и «Абитуриент», размещенные на сайте вуза личные кабинеты студентов и преподавателей, функционирующий на базе LMS Moodle портал электронного обучения, университетский YouTube-канал с полными курсами лекций ведущих преподавателей, официальные аккаунты во всех социальных сетях для информирования и коммуникации со студентами.

Единственным внедренным новшеством стали массовые онлайн-занятия. Тут нужно отдать должное студентам, которые в большинстве своём имеют опыт использования программ вроде Zoom и Discord, поэтому проведение лекций тоже не стало проблемой.

Новый учебный год начался в традиционном очном формате, но с соблюдением всех противоэпидемиологических мер и рекомендаций Роспотребнадзора. Например, поточные лекции численностью более 50 человек, а также программы по очно-заочной и заочной формам обучения переведены на электронное обучение. Занятия по физической культуре и спорту проводятся на открытом воздухе с учетом погодных условий. Все массовые мероприятия отложили до снятия ограничений.

Со студентами общаемся в режиме реального времени. Через соцсети и электронные ресурсы оперативно информируем о характере вводимых ограничений и необходимости соблюдения безопасности. Пока находим полное понимание. Также исключительно в онлайн-формате проводятся все совещания администрации вуза.

По сути сейчас в университете успешно реализуется смешанная модель обучения, позволяющая гибко и оперативно реагировать на любые изменения эпидемиологической обстановки и по необходимости выборочно переводить на дистант потенциально попадающих в зону риска студентов, преподавателей или сотрудников без отрыва от учебы и работы.

– (2) Одним из первых в условиях распространения коронавирусной инфекции стал университетский приказ «Об оказании поддержки студентам». В документе автоматически продлены сроки выплаты ранее назначенных социальных стипендий без необходимости предоставления подтверждающих документов, при этом выплаты производились в максимально полном размере. Всем нуждающимся студентам по заявительному принципу из средств университета выплатили материальную помощь. Для проживающих в общежитиях на период введения ограничений была полностью отменена плата за проживание. Иностранные студенты, которые из-за ограничений не смогли выехать на родину, также получили материальную помощь.

Во время летней приемной кампании в качестве технических секретарей приемной комиссии были трудоустроены исключительно студенты университета, что позволило им заработать.

– (3) Поскольку регион в силу исторических обстоятельств и географического положения тесно взаимодействует с Монголией, БГУ одним из первых принял активное участие в мероприятиях правительства республики по возвращению своих граждан. Общее количество подавших в монгольские консульские учреждения сведения на возвращение составило порядка 2 тыс., в том числе и наши студенты. Они благополучно пересекли границу с Монголией, прошли тест на COVID -19 и после карантина смогли вернуться домой.

В новом учебном году определен порядок заселения иностранных студентов в общежития по прибытии в Бурятию. Мы стараемся относиться к ним максимально внимательно, по возможности не создавать неудобств. Тем не менее все прибывающие проходят обязательную четырнадцатидневную самоизоляцию. В общежитиях оборудованы обсерваторы, проводятся соответствующие тесты. Во время самоизоляции учащиеся обеспечены всем необходимым и продолжают заниматься.

Для тех, кто пока не может приехать из-за закрытия границ, организовано дистанционное обучение по утвержденным индивидуальным образовательным траекториям.

Между тем сохраняется проблема: замораживаются языковые практики и стажировки студентов языковых направлений обучения. Надеемся, ситуация изменится в лучшую сторону.

– (4) Обучение стартовало по графику, первого сентября. Университет проводил и продолжает реализовывать полный комплекс мер, направленных на недопущение распространения среди студентов и ППС коронавирусной инфекции. Все это стало возможно благодаря своевременной финансовой помощи Минобрнауки РФ, направленной на организацию и проведение противоэпидемиологических мероприятий в вузе для неукоснительного соблюдения рекомендаций Роспотребнадзора.

Соблюдается полный масочный режим. Как уже отмечалось, поточные лекции на 50 и более слушателей переведены на дистанционный формат. Учебное расписание составлено в режиме максимального разобщения студенческих групп. Золотой фонд университета – преподаватели старше 65 лет – работают в дистанционном режиме. Библиотеки, спортивные сооружения и столовые работают в штатном порядке, но с соблюдением мер безопасности. Разработаны планы и инструкции на случай обнаружения заболевших.

– (5) Безусловно, больше всего сложностей выпало на период прошедшей недавно приемной кампании. Приемная комиссия работала только дистанционно. Из-за переноса сроков ЕГЭ сдвинулись сроки приема, зачисления и вступительных испытаний, которые также проходили в дистанционном формате. Здесь следует отметить, что на протяжении последних двух-трех лет внутренние вступительные испытания в университете успешно проводились на базе локальной тестовой системы Moodle: студенты могли сдавать экзамены дистанционно с минимумом изменений.

Год назад, еще задолго до пандемии коронавируса, в проектном офисе БГУ приняли решение разработать и внедрить новый личный кабинет абитуриента, что в итоге и было успешно реализовано. Отличительные характеристики – простота и легкость использования. Адаптированный под мобильный формат интерфейс кабинета позволяет вместо длительного ввода текста с персональными данными прикреплять фото документов; автоматически выбирать направления для поступления на основе указанных ЕГЭ.

Благодаря продуманной и удобной системе за весь период приемной кампании было подано свыше 10 тыс. заявлений от 6 тыс. зарегистрированных пользователей, что обеспечило высокий конкурс – от 10 до 30 человек на одно бюджетное место. Средний балл ЕГЭ по сравнению с прошлым годом вырос на 3,5 балла. География поступающих представлена 46 регионами России. Реализовали набор иностранных студентов из Китая, Кореи, Монголии. Кроме того, университет набирает популярность у абитуриентов из Таджикистана, Узбекистана, Молдавии.

– (6) Векторов развития у БГУ довольно много. Хотелось бы отметить формирование институтов интеграции социума, бизнеса и государства на базе университета в рамках реализации «третьей миссии», а именно взаимодействие вуза с обществом, его социальную ответственность и вовлеченность в дела региона и страны. С 2019 года мы стали партнером Агентства стратегических инициатив, открыли проектный офис, где разрабатываются проекты для республики.

Готовимся к открытию университетской «Точки кипения БГУ». Как показывает опыт вузов-участников сети, такого рода площадки – уникальная возможность интегрировать усилия разных людей, будь то запуск нового социального или предпринимательского проекта, проведение открытой лекции для школьников.

Проект выходит за рамки вуза – к этим инициативам привлекаются не только студенты и преподаватели. На базе университета происходит интеграция идей, мыслей, людей, рождаются проекты, быстро переходящие к практической реализации. Особенно приятно, что наряду с признанными научными и общественными авторитетами к этой работе активно подключается молодежь.

Сейчас университет готовится к форуму АСИ «Сильные идеи для нового времени». Наша команда уже предложила более 20 позиций на крауд-платформе idea.asi.ru.

 

 

 

 

 

Сактоев Владимир Евгеньевич, ректор Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления:

– (1) В результате пандемии в мире произошли серьезные изменения. Понятно, что к привычному формату работы вузы уже не вернутся.

Экстренный переход на онлайн-обучение выявил сильные и слабые места образовательных организаций. Многое из того, что планировали, но откладывали, пришлось делать в рекордно короткие сроки. В частности, это касается некоторых аспектов документооборота вуза. В то же время прошла проверку на прочность электронная информационно-образовательная система университета. И здесь следует отметить положительную роль ФГОС, требования которых определили качество перехода на дистант. Вузы, успешно прошедшие аккредитацию, уже имели работающую систему, и переход на дистанционное обучение для них оказался не столь проблемным.

Еще недавно политика полного замещения очного обучения дистанционным казалась перспективной, однако пандемия показала плюсы и минусы онлайн-обучения. С одной стороны, расширились возможности доступа к учебным программам и онлайн-курсам ведущих университетов. С другой стороны, мы убедились: дистанционное обучение более затратно для преподавателя по трудоемкости и эмоционально неэффективно, особенно для студентов. Социализацию обучающихся, личное общение невозможно заменить дистанционным форматом. Университет – это не только знания, но и большая воспитательная работа, формирование культуры человека.

Начав новый учебный год в штатном режиме, настроены поддерживать нормальный учебный процесс с соблюдением всех санитарных норм безопасности. По мере необходимости используем смешанный формат обучения: потоковые лекции проходят дистанционно, а практические занятия для небольших групп студентов – в корпусах вуза.

– (2) Безусловно, в это непростое время первоочередной задачей является поддержка студентов. Весной, в связи с реализацией образовательных программ в дистанционном режиме и массовым выездом студентов из общежитий, произвели перерасчет за проживание. Эти денежные средства были использованы для оплаты общежития, а студентам-выпускникам вернули ранее уплаченные деньги.

Сегодня эту политику продолжаем. Стипендии выдаются своевременно и в полном объеме. Более того, все обучающиеся на бюджетной основе летом получили единовременную материальную помощь. Материальную помощь нуждающиеся получают и сейчас. Для «коммерческих» студентов предусмотрена возможность рассрочки оплаты. Кроме того, решили не менять стоимость обучения, а также разработали систему скидок по всем контрактным формам.

– (3) Обучение иностранных граждан является одной из стоящих перед российскими вузами ключевых задач, а в условиях пандемии вопрос сохранения их контингента приобрел еще большую актуальность. В университете основной контингент иностранных студентов традиционно формируется из граждан КНР и Монголии, в том числе по причине географической близости этих стран. Есть студенты из стран СНГ.

С началом пандемии большинство иностранных студентов выехали в свои страны. Как и другим вузам, ВСУГУТУ в короткие сроки пришлось решать вопросы организации дистанционного учебного процесса. Возникали разные проблемы, в том числе и методические. Так, иностранцам гораздо сложнее обучаться в дистанционном формате, поскольку при личном общении с преподавателем материал воспринимается быстрее и лучше. Не обошлось и без технических проблем. Например, не всем проживающим в отдаленных провинциях Китая обучающимся доступна качественная интернет-связь, однако благодаря совместной работе кафедр и управления по международным связям со студентами-иностранцами удалось выстроить эффективное дистанционное взаимодействие.

Несмотря на пандемию, успешно прошла кампания по приему студентов из-за рубежа. В университет на разные уровни обучения, в том числе в пределах квоты Правительства РФ, поступили свыше 70 иностранных граждан из Китая, Монголии, Афганистана, Вьетнама, Индонезии, стран СНГ. Студенты, у которых пока нет возможности въехать в РФ, начали первый год обучения в уже отрегулированном дистанционном формате.

Уверены, что эпидемиологическая ситуация вскоре улучшится, и студенты смогут приехать. Будем рады познакомиться с первокурсниками, встретиться с учащимися старших курсов.

– (4) На протяжении последних лет в университете уделяли особое внимание развитию образовательных цифровых технологий, поэтому к переходу на дистанционное обучение мы оказались готовы. Сформированная в вузе электронная образовательная информационная среда, помимо прочего включающая модули для оперативной связи с преподавателями и студентами, позволила в сжатые сроки настроить новые механизмы управления учебным процессом, удержать на должном уровне качество образования. Также в вузе действует система управления обучением Moodle, на платформе которой ППС разместили свои курсы. Функционирует система Microsoft Teams, имеющая большие возможности для организации качественного дистанционного обучения: проведения занятий, защиты курсовых и дипломных работ, других видов деятельности. Если весенний семестр в авральном порядке был полностью переведен на дистант, то осенний реализуем в смешанном формате. Наши преподаватели и службы университета достойно справляются с возникающими трудностями.

– (6) Кризис не лучшее время для внедрения новых подходов, но иного выбора нет. В ситуации, когда процессы ускоряются, а человек более тесно взаимодействует с технологиями, особенно важно поддерживать сотрудников организации при переходе на цифровые методы работы, тем более что в университетской среде много людей старшего возраста. И здесь суть в том, могут ли вам доверять коллеги. Речь идет не только о проявлении заботы со стороны администрации, но и уверенности сотрудников в её способности контролировать ситуацию: сохранить организацию и обеспечить людям достойное положение в период нестабильности.

 

 

 

 

 

Дареев Галсан Евгеньевич, ректор Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова:

– (1) Окончание предыдущего учебного года для БГСХА выдалось сложным, но студенты и ППС выдержали испытания достойно. Первыми среди вузов Бурятии мы перешли на дистанционный режим работы, и этот опыт обязательно пригодится в будущем. В первую очередь – для повышения качества образования и развития передовых дистанционных образовательных технологий.

Наибольшую популярность среди сотрудников и студентов академия получила платформа Moodle. Были востребованы вебинарные сервисы для онлайн-лекций и консультаций, социальные сети и мессенджеры для коммуникации обучающихся и преподавателей, рассылки по электронной почте для доставки контента. Рядом вузов открыт общий доступ к своим онлайн-курсам, что стало положительным моментом. Курсы были размещены на онлайн-площадках, специально созданных электронных ресурсах или разделах официальных сайтов. Доступ к своим онлайн-курсам открыли и такие платформы, как Coursera, «Открытое образование».

Летом успешно проведена государственная итоговая аттестация. Дипломные работы защищали студенты из российских регионов и Монголии. В 2020-2021 учебном году вуз готов перейти на смешанный и дистанционный форматы обучения.

– (2) Рекомендации Президента РФ по дальнейшей работе системы образования мы приняли во внимание своевременно. В первую очередь организовали работу по обеспечению максимальной безопасности студентов и сотрудников академии в соответствии с требованиями Роспотребнадзора. Академия взяла на себя расходы на приобретение масок и дезинфицирующих средств для студентов и сотрудников. Также отменили плату за проживание в общежитии студентам, которые покинули город на период эпидемии коронавируса. В соответствии с приказом Минобрнауки РФ установили размер платы за образовательные услуги на уровне прошлого года.

– (3) Вопрос о текущем обучении иностранных студентов стоит остро для всех вузов. В настоящее время дистанционный формат является единственно возможным выходом из сложившегося положения. Академия уже имеет подобный опыт, и на его основе мы спроектировали учебный процесс в электронной информационной образовательной среде. Студенты получают постоянную поддержку преподавателей, учебный процесс подкрепляется учебно-методическими и контрольно-измерительными материалами. Надеемся, такой комплексный и тщательный подход обеспечит достижение хороших результатов в формате исключительно электронного и дистанционного обучения.

– (4) Качество образования – один из важнейших вопросов в сложившейся ситуации. Современное онлайн-обучение – это не просто передача информации в интернете, а прежде всего когнитивный и социальный процесс. Исходя из этого, мы подбираем обладающие положительной обратной связью материалы курсов и дисциплин и затем организуем учебный процесс, который сможет обеспечить высокие образовательные результаты.

– (5) В середине марта пришло указание от нашего учредителя, Минсельхоза РФ, о переводе обучающихся на дистанционное обучение. Решение далось сложно, но было принято в тот же день. На сотрудников вуза легла большая нагрузка по переводу обучающихся на дистанционное обучение с использованием ЭИОС академии. Также следовало продолжить реализацию образовательных программ в полном объеме. Проблемой стало то, что переход проходил в середине семестра, и это потребовало перестройки курсов на ходу. У преподавателей и сотрудников возникали сложности с нехваткой навыков работы в цифровой среде, но готовность мобилизоваться и трудиться в новом режиме обеспечила стабильность всем участникам процесса. В конечном итоге все справились, и, можно сказать, дистанционное обучение оправдало наши ожидания.

 

 

 

 

 

ПЕРОВА Елена Юрьевна, ректор Восточно-Сибирского государственного института культуры:

– (1) В новом учебном году во ВСГИК реализуется смешанный формат обучения – в очном и дистанционном режимах.

Студенты-очники всех направлений подготовки и специальностей бакалавриата приступили к учебным занятиям в офлайн-режиме, магистранты – с элементами дистанта. Обучающиеся первого и пятого-шестого курсов заочной формы обучения приступят к занятиям в очном режиме. Второго-четвертого курсов творческих направлений и специальностей «Хореографическое искусство», «Музыкально-инструментальное искусство», «Искусство народного пения», «Дирижирование», «Музыкальное искусство эстрады» и других – в очном. Гуманитарных направлений «Библиотечно-информационная деятельность», «Социально-культурная деятельность», «Культурология», «Туризм», прочих – в дистанционном.

Несмотря на возникшие в период пандемии сложности и недостатки обучения в удаленном режиме с применением ДОТ следует отметить ряд позитивных моментов.

Первое и самое важное – преподаватели существенно увеличили количество форматов взаимодействия со студентами, что позволило совершенно иначе взглянуть на содержание, формы и технологии обучения, дополнить образовательные программы инновационным компонентом, подумать об открытии новых профилей. Например, в этом году мы осуществили набор на новую программу – «Звукорежиссура. Компьютерная аранжировка», это прямое подтверждение востребованности подготовки специалистов в цифровом пространстве.

Многие педагоги озвучили необходимость и желание повысить квалификацию в сфере IT, поэтому в новом учебном году мы сделали постоянными курсы повышения квалификации по программе «Технологии дистанционного обучения», включающей модули «Обучение в электронном курсе Moodle», «Дистанционное обучение на удаленных технологических платформах».

Самоизоляция стала толчком к интенсивному профессиональному общению, хотя и в ином формате. Педагоги стали активными подписчиками профессиональных сообществ на различных образовательных цифровых платформах, некоторые начали разрабатывать собственные электронные образовательные ресурсы: курсы видеолекций, блоги.

– (2) Чтобы улучшить материальное положение нуждающихся студентов-очников, обучающихся на бюджете, ВСГИК на системной основе и в соответствии с нормативными актами вуза реализует множество различных форм поддержки. Помощь получают абсолютно все при наличии заявления и по различным основаниям: будь то трудное материальное положение, компенсация затрат при прохождении лечения, расходов на проезд до дома, многодетная и неполная семья.

Кроме того, за различные достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности назначаются повышенные государственные академические стипендии. Что касается государственных социальных стипендий, они выплачиваются согласно соответствующему положению.

В период самоизоляции и завершения обучения в дистанционном режиме (апрель-июнь, 2020) все студенты получили материальную помощь для компенсации транспортных расходов, расходов на оплату интернет-трафика, приобретения средств индивидуальной защиты. Из внебюджетных средств материальную помощь получили студенты из числа иностранных граждан, проживавшие в общежитии в период карантина.

В сентябре материальную помощь выплатили бюджетникам очной формы обучения для приобретения санитарно-гигиенических средств и средств индивидуальной защиты.

– (3) Обучение студентов из числа иностранных граждан организовано в рамках методических рекомендаций федеральных министерств и ведомств.

Специфика нашего вуза в том, что студенты-иностранцы – а у нас это граждане КНР – обучаются в основном на музыкальных специальностях и программах хореографической направленности. При переводе на дистант были сохранены сроки и содержание индивидуального обучения по дисциплинам профессионального блока образовательной программы, но все студенты отметили нехватку живого общения. Сложность возникла и в процессе организации поточных дисциплин, что было сопряжено с удвоенной нагрузкой на преподавателей и необходимостью мобильной организации обучения со стороны студентов-иностранцев.

Для качественного и бесперебойного обеспечения учебного процесса при проведении занятий в формате вебинаров приобретены лицензии удаленной платформы Zoom, организованы рабочие места для педагогов с выходом в интернет и веб-камерой, систематически контролируются результаты обучения.

– (4) Обеспечить качество образовательных услуг – первостепенная задача любой организации. В период с 2018 по 2020 годы во время плановых проверок Рособрнадзора, подготовки и проведения процедуры госаккредитации в качестве приоритетного направления ВСГИК определил создание системы менеджмента качества. Это позволило получить аккредитацию по всем реализуемым образовательным программам и оценку соответствия качества образовательных услуг как в федеральной нормативной базе ВО, так и ФГОС ВО.

В сложившейся эпидемиологической ситуации акцент сделан на качество организации учебного процесса в электронной информационно-образовательной среде и использование дистанционных технологий. Основное решение развития ДОТ в нашем вузе – это бесперебойная работа системы управления обучения Moodle[3], где размещены учебно-методические комплексы дисциплин, фонды оценочных материалов, журналы посещаемости и успеваемости.

Специфика творческого вуза заключается в том, что довольно большой перечень образовательных программ и специальных дисциплин требует непосредственного живого контакта и индивидуальной работы. В противном случае не представляется возможным сформировать профессиональные компетенции музыканта, хореографа, режиссера, художника в соответствии с ожиданиями работодателей и современными требованиям.

– (5) Вуз обязан обеспечить реализуемые образовательные программы дорогостоящим специальным учебным оборудованием, в том числе музыкальными инструментами, всем необходимым для художников и дизайнеров, хореографическими классами с профессиональными зеркалами, станками и напольным покрытием.

В условиях быстрой перестройки учебного процесса было очень непросто научиться рационально использовать ресурсы, изыскать дополнительные средства и возможности на техническое оснащение учебных аудиторий для активного использования технологий онлайн-обучения по всем ОП – то есть сделать буквально за два месяца то, что планировалось реализовывать поэтапно и не в такие сжатые сроки. Не менее сложным оказалось, взвесив все за и против, организовать в рамках новых требований на должном уровне приемную кампанию с учетом специфики вуза.

– (6) В 2020 году ВСГИК исполняется шестьдесят лет. Весь юбилейный год проводятся образовательные, научные и творческие мероприятия с активным участием преподавателей, сотрудников и студентов. Большинство мероприятий переведено в онлайн-формат, что никоим образом не сказалось на их качестве и содержании.

Запланирован большой объем работ по подготовке к лицензированию новых программ магистратуры и ассистентуры-стажировки.

В рамках реализации программы развития ВСГИК на 2017-2021 годы будет модернизирована и обновлена компьютерная база вуза с целью повышения качества образовательного процесса в сложившихся условиях.

 

[1] Из интервью эксперта РАНХиГС Татьяны Клячко «Цифровая дидактика» запускает вузы в совершенно новое пространство деятельности».

[2] Совещание по текущей ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (21, май, 2020).

[3] Подробнее cdo3.vsgaki.ru.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Межрегиональный форум «Сибирь – территория мира и согласия»
Информация о Всероссийской научно-практической конференции «Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения».
Содействие трудоустройству выпускников вузов и ссузов Республики Бурятия
Всегда на связи с будущим
Дмитрий Ливанов посетил Бурятский госуниверситет
Российско-монгольский конкурс 2019 года на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
Межэтнические отношения и процессы в современном мире
Связанные одной целью
Российские студенты смогут учиться в зарубежных вузах за государственный счет
Заочный круглый стол для представителей научно-педагогического сообщества России

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ