Перспективы сотрудничества России с северными и прибалтийскими странамиВ 2010-2012 году группой ученых было проведено большое исследование «Сравнительный анализ и прогноз развития инновационных центров и технологических кластеров северо-запада России, Прибалтики и северных стран». С некоторыми итогами и выводами проведенной исследовательской работы знакомит авторская статья. Просмотров: 2527
Создать «треугольники роста»О перспективах инновационного сотрудничества России с северными и прибалтийскими странами
СОТРУДНИЧЕСТВО в сфере науки и инноваций между экономически развитыми странами быстро развивается, однако Россия участвует в нем довольно слабо. Вместе с тем именно расширение международных связей, развитие сетевого взаимодействия российских и зарубежных партнеров могло бы стать одним из факторов перехода страны на инновационный путь развития. Регионом, где уже накоплен некоторый опыт транснационального (между странами) и трансграничного (между регионами) сотрудничества субъектов РФ и ЕС, в том числе в сфере науки и инноваций, является Балтийский регион. Здесь реализуется ряд программ ЕС, направленных на развитие сотрудничества (в том числе инновационного). В части из этих программ участвует и Россия, в частности, субъекты Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Приведем краткую характеристику инновационного портрета СЗФО. Вот несколько фактов:
Если же обратиться к краткой сравнительной характеристике стран, входящих в Балтийский регион, то в целом картина здесь следующая: северные страны, особенно Швеция, Дания и Финляндия, имеют высокий уровень инновационного развития, занимая высокие места в известных рейтингах Глобального инновационного индекса [5, 6]. Несколько ниже позиция Норвегии, а также Эстонии (наиболее продвинувшейся по пути рыночных реформ из стран Балтии). Латвия и Литва занимают места в конце списка инновационного развития стран Балтийского региона. Последнее место в этом списке принадлежит России. РАССЧИТАН интегральный инновационный индекс для рассматриваемых территорий, в основу которого положены 12 показателей, сгруппированных по четырем категориям: кадровой, научно-исследовательской, материально-технической компоненты и преобразующей способности научно-технологического потенциала (см. табл. 1) [4]. Различия инновационного индекса свидетельствуют о большом отставании по ряду показателей СЗФО от северных стран и Эстонии (более-менее мы близки к показателям Литвы и Латвии). Таблица 1. Интегральный инновационный индекс Северо-Западного федерального округа (Россия), северных стран и Прибалтики [3]
При детальном рассмотрении показателей отставание от наиболее развитых в инновационном отношении стран объясняется тем, что, во-первых, в России в сектор инноваций вкладывается недостаточно финансовых ресурсов (в особенности со стороны бизнеса) и, во-вторых, ниже доля исследователей в общей численности занятых. И как результат – остается низкой доля осуществляющих инновации предприятий, менее развито производство высокотехнологичной продукции, меньше ее доля в экспорте, ниже доля оборота новой продукции в общем обороте товаров и услуг. ОДНАКО наблюдается и иная тенденция: большинство других индикаторов растет в Северо-Западном федеральном округе намного быстрее по сравнению с северными и прибалтийскими странами, а некоторые индикаторы даже более благоприятны. Так, например, по числу патентных заявок в расчете на 100 тыс. жителей СЗФО почти не уступает Швеции и превосходит Финляндию. Особо отметим благоприятную динамику показателей, характеризующих доступ к Интернету, и число мобильных телефонов. Эти данные, отражающие внедрение современных средств коммуникаций, особенно наглядно выявляют достаточно высокую скорость распространения инноваций, практическую пользу которых осознает как бизнес, так и население. СЗФО в этом отношении занимает неплохие позиции в сравнении с такими лидерами инновационного развития, как Швеция и Финляндия. Так, за 2002-2011 годы в СЗФО, как и в Российской Федерации в целом, качественно изменилось количество рабочих станций, подключенных к Интернету. В 2011 году в Северо-Западном федеральном округе в расчете на 100 жителей насчитывалось 61 подключение к Интернету против 93 – в Швеции и 89 – в Финляндии, тогда как в 2002 году это соотношение составляло: 4 – в СЗФО, 58 – в Швеции и 51 – в Финляндии. Еще более показательна динамика количества проданных SIM-карт мобильной связи в процентах к численности населения. В 2005 году в СЗФО этот показатель достиг, а в 2006 году превысил показатели Финляндии и Швеции (см. рис. 1). Рисунок 1. Динамика количества проданных SIM-карт мобильной связи, в % к численности населения [4]
ЛИДЕРОМ Северо-Западного федерального округа по уровню инновационного развития является Санкт-Петербург. По относительным показателям развития научно-технологического потенциала он близок к средним показателям северных стран или даже превосходит их. Но по финансированию научных исследований и разработок уступает наиболее развитым в инновационном отношении регионам. Среди остальных субъектов СЗФО, помимо Санкт-Петербурга, наиболее высокие показатели инновационного развития имеет Ленинградская область. Наименее же благоприятны показатели у Ненецкого автономного округа и Псковской области. Остальные регионы имеют сопоставимые друг с другом показатели. Из исследованных государств именно северные страны наиболее перспективны для кооперации с СЗФО в научно-технической и инновационной сфере. Однако имеются сферы деятельности, в которых сотрудничество целесообразно и со странами Балтии (см. табл. 2). Таблица 2. Перспективные сферы сотрудничества России с северными и прибалтийскими странами
НАИБОЛЕЕ активными регионами СЗФО в реализации проектов трансграничного сотрудничества, направленных на развитие инноваций, являются Калининградская область и Санкт-Петербург. Анализ баз данных, утвержденных к реализации проектов с инновационной составляющей программ приграничного сотрудничества, показывает, что наибольшая их часть соотносится с такими приоритетами, как устойчивое развитие коммуникативных связей и развитие транснациональной институциональной инфраструктуры для целей наращивания потенциала регионального развития и улучшения пространственной интеграции, поддержка совместных стратегий реализации мероприятий для макрорегионов. Инновационная составляющая этих проектов касается различных аспектов развития, среди которых преобладает применение инновационных подходов в сфере транспорта и логистики (включая совершенствование морской инфраструктуры на базе использования ИКТ-технологий), а также развитие и использование инноваций в сфере экологии, охраны окружающей среды и ресурсосберегающих технологий. Кроме того, в проектах большое внимание уделяется развитию трансграничных сетей бизнеса на основе трансфера инноваций, а также поиску инновационных вариантов решения проблем регионального развития. ВАЖНЫМ фактором инновационного развития СЗФО может стать создание внутренних, а также трансграничных инновационных кластеров, под которыми понимается устойчивое сочетание широкого круга взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, локализованных в приграничных территориях соседних стран и функционирующих в смежных отраслях. Формированию таких кластеров способствует сходный уровень технологического развития. Совместная деятельность субъектов разных стран по созданию и производству новых товаров и/или услуг способствует диффузии инноваций между ними и обеспечивает синергетический эффект. Поскольку все страны Балтийского региона наиболее активно специализируются в информационно-коммуникационных технологиях и биотехнологиях, это дает основания прогнозировать, что новые рыночные секторы продолжат формироваться и развиваться именно в этих сегментах. И именно в этих сферах будут открываться наиболее широкие возможности для развития международного научно-технологического сотрудничества. ПЕРСПЕКТИВЫ сотрудничества Северо-Западного федерального округа с северными странами и странами Балтии тем не менее существенно различаются. Конечно, и те, и другие являются возможными партнерами для реализации совместных проектов. Но при планировании возможного сотрудничества необходимо учитывать, что северные страны – это страны-экспортеры (поставщики) технологий и инноваций. А страны Балтии представляют интерес с точки зрения опыта внедрения инновационных товаров и технологий в производство. Рассмотрим эти позиции подробнее. Несмотря на то, что северные страны – это поставщики инноваций для России, сами они (как любые страны с развитой системой инноваций) остро нуждаются в квалифицированных кадрах. Поскольку такие кадры имеются в России, в этом контексте нашей стране особое внимание следует уделить так называемому обмену «кадров на технологии». Таким образом, при эффективно выстроенной системе научных обменов, стажировок, грантов в перспективе Российская Федерация может получить «площадку» для профессионального роста молодых кадров, а в дальнейшем развить систему совместных исследовательских проектов, получив одновременно высокие технологии и переподготовленные кадры. Что касается стран Балтии, то их опыт решения проблем, свойственных стадии реформирования научной и инновационной сфер, представляет для нас несомненный интерес, поскольку Россия (и СЗФО, в частности) сталкивается во многом с аналогичными проблемами. Это одно из на правлений сотрудничества. Другое перспективное направление: Россия – в силу масштаба и разнообразности ее научного потенциала – могла бы выступать в качестве «генератора знаний». А партнеры из стран Балтии имеют преимущество в превращении новых идей в технологии, в запуске стартапов. Они, располагая необходимыми логистическими и коммуникативными ресурсами, способны развивать перспективные технологии на территории своих технопарков, где можно создавать компании с участием российского капитала. Кроме того, несмотря на то что по уровню инновационного развития страны Балтии уступают мировым лидерам, у них есть отдельные научно-технические заделы и достижения мирового уровня, и кооперация в этих сферах может быть полезна обеим сторонам. В частности, сотрудничество возможно в энергетике, машиностроении (энергетическое и транспортное машиностроение, электронная и электротехническая промышленность), IТ-отрасли, химической промышленности (косметические товары, фармацевтика, основная химия), лесной и деревообрабатывающей промышленности, АПК, на транспорте [1]. Но пока основным препятствием активизации подобного сотрудничества является политический фактор – страны Балтии ориентируются на тесное партнерство исключительно с западными государствами. ПЕРСПЕКТИВНЫ также для внедрения инноваций и налаживания трансграничного сотрудничества в инновационной сфере новые пространственные формы международной экономической интеграции: еврорегионы, «треугольники роста», трансграничные инновационные кластеры. Так, на основе комплексного подхода с использованием «коэффициента локализации» по методу Европейской кластерной обсерватории (European Cluster Observatory) в Балтийском регионе выявлено 15 трансграничных кластеров. Из 38 их основных видов экономической деятельности с высокими показателями специализации 16 получили развитие в СЗФО и являются перспективными направлениями активизации международной кооперации и сотрудничества. Особенно перспективным для формирования международных кластеров в Балтийском регионе с участием России представляется механизм «треугольников роста». Такие зоны роста могут формироваться с участием Калининградской области путем создания триполярной (Трехградье – Калининград – Клайпеда) территориальной системы и в районе Финского залива –с участием Санкт-Петербурга (и Ленинградской области), Финляндии и Эстонии. Перспективно создание российско-эстонского трансграничного кластера, а также развитие общего пространства научных исследований в рамках триполярной территориальной системы Трехградье (Гданьск –Гдыня –Сопот) –Калининград –Клайпеда. ИННОВАЦИИ, к сожалению, пока не считаются главным приоритетом трансграничного сотрудничества России и Европейского Союза. Но постепенно им придается все большее значение: именно они способны обеспечить создание эффективных трансграничных сетей научно-образовательных учреждений, технопарков и инновационных парков, субъектов науки, бизнеса и органов власти. Важнейшую роль в сотрудничестве должны играть университеты, действующие в конструктивной связке с бизнесом, генерирующие инновации и формирующие среду для инновационной деятельности. Эффективным механизмом межгосударственного сотрудничества в сфере науки и технологий могут стать межправительственные соглашения о сотрудничестве в области науки и технологий с каждой из рассмотренных стран. Виды деятельности в рамках сотрудничества могли бы включать совместные проекты, свободный доступ к научному оборудованию, сбор данных, организацию визитов и обменных программ, различные формы информационного обмена. Думается, для координации такой деятельности целесообразно создать совместные комитеты по сотрудничеству. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|