Содружество Приборостроительного завода и Трехгорного технологического институтаОсновной задачей Трехгорного технологического института НИЯУ МИФИ является подготовка квалифицированных кадров для ГК Росатом с широким участием в этой деятельности одного из ведущих предприятий атомной отрасли – Приборостроительного завода в г.Трехгорном. О том, как сложились и развиваются эти отношения, рассказывает директор ТТИ НИЯУ МИФИ Т.И.Улитина. Просмотров: 143
Материал опубликован в журнале №102 от 26.03.2018.
Содружество завода и института Трехгорный технологический институт НИЯУ МИФИ эффективно реализует образовательные программы высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, выполняет прикладные научные исследования по запросам предприятий ГК Росатом. Основной задачей образовательной организации является подготовка квалифицированных кадров для атомной индустрии с широким участием в этой деятельности одного из ведущих предприятий отрасли – Приборостроительного завода в г. Трехгорном. О том, как сложились и развиваются эти отношения, рассказывает директор ТТИ НИЯУ МИФИ, кандидат педагогических наук Татьяна УЛИТИНА. – Татьяна Ивановна, институт и завод сотрудничают уже не один десяток лет? – Да, наши отношения имеют давнюю шестидесятилетнюю историю. Приборостроительный завод создан в г. Трехгорном в 1952 году. Первым директором был назначен Константин Арсеньевич Володин, который руководил производством более десяти лет. И именно он заложил основы содружества завода и института, начинавшегося с техникума. Градообразующему предприятию были нужны особые кадры. Директор завода, как никто другой, это прекрасно понимал и создавал все условия, чтобы эти кадры появились. С одной стороны, город насыщался тогда специалистами с высшим образованием. С другой – нужны были не только инженеры и ученые. Заводу требовались рабочие руки, «свои кадры», обученные с учетом специфики производства. Для их подготовки и был открыт техникум, для которого даже построили отдельное здание. Местное население, приезжавшее в Трехгорный из окрестных населенных пунктов, поступало в техникум и проходило специальную подготовку. Начало было положено. Со временем образовательный процесс набирал обороты, что привело к созданию института, названного первоначально МИФИ-5. Это было пятое высшее учебное заведение на Урале, вошедшее в обойму ядерного оружейного комплекса России. Новоуральск, Снежинск, Озерск, Лесной и наш Трехгорный – в каждом происходили аналогичные процессы. – Какие направления подготовки развиваются в институте? – Те, которые нужны заводу. Основная деятельность предприятия определялась и определяется государственным оборонным заказом. Здесь создано уникальное производство с постоянно обновляющимися прогрессивными технологиями, освоены и выпущены десятки наименований специзделий, сотни наименований их составных частей и эксплуатационного оборудования.
Согласно именно тем требованиям, которые нам выдвигал завод, и происходило открытие направлений подготовки. В зависимости от производственных планов что-то лицензировалось, от чего-то наоборот отказывались, что-то перекраивали, привносили новое. Так, например, в настоящее время мы открыли уже три направления подготовки из топ-50 наиболее востребованных профессий [1]. И, естественно, завод, видя в институте полноценного партнера, стал работать с нами не только в сфере образования. Мы постепенно подключились к их проектам, научной работе. Волонтерами вошли в культурную жизнь заводчан, стали принимать активное участие в экологических субботниках, профсоюзных мероприятиях и, конечно, всё большее и большее участие в производственной деятельности. Так, через заводские конкурсы профмастерстваAtomSkills мы доросли до участия в международном чемпионатном движении WorldSkills. – Когда Трехгорный технологический институт присоединился к WorldSkills? Какие требования предъявляются к участникам движения? – С 2015 года мы активно участвуем в WorldSkills. Но, подчеркну, одного желания для этого мало, нужна соответствующая материальная база, и здесь свою ведущую роль вновь сыграл завод. Техническое оснащение мастерских и лабораторий в соответствии с требованиями инфраструктурных листов – это условие, без которого успешное участие в чемпионатном движении невозможно. Завод закупил оборудование, ставшее основой центра профессиональных компетенций, созданного на базе института. На протяжении нескольких лет мы это оборудование дополняли и довели до очень высокого уровня. Сейчас в центре не только реализуется подготовка по электронике и инженерному дизайну CAD, но и проводится демонстрационный экзамен, в ходе которого оцениваются знания и умения наших выпускников, проводится повышение квалификации приборостроителей и других горожан. Необходимо изучение отечественного и зарубежного опыта организации образовательного процесса по методике WorldSkills. С 2016 года все наши наставники, методисты, начальники центра компетенций неоднократно выезжали на зарубежные стажировки, а также в течение целого года учились в Москве на сессиях в Агентстве стратегических инициатив и корпоративной Академии Росатом. Немецкую дуальную систему профессиональной подготовки кадров мы изучали в Ремесленной Палате г. Лейпцига, в сертифицированном центре WS Germany и в образовательных центрах Porshe и Siemens. В Финляндии знакомство с системой профобразования и организации чемпионатов профессионального мастерства происходило во время стажировки в колледже ESEDU (г. Миккели).
Требуется специальная подготовка экспертов, методистов и наставников по методике WS, непосредственное участие в чемпионатах и конкурсах профессионального мастерства и, конечно, внедрение технологий WS в образовательные программы, реализуемые в институте. Благодаря поддержке завода за сравнительно небольшой отрезок времени мы достигли очень многого. За последние три года в копилке наград института появилось 6 золотых, 6 серебряных и 8 бронзовых медалей по различным компетенциям. Студенты и выпускники вуза – постоянные участники, наставники и эксперты чемпионатов WS/ AS. И на достигнутом не останавливаемся. Сейчас вместе с Приборостроительным заводом в г. Трехгорном и Росатомом по совместному проекту строим второй центр компетенций. Результативное участие в чемпионатном движении развивает материально-техническую базу института, способствует ранней профориентации и всестороннему повышению качества образовательного процесса, ведущего к увеличению среднего балла успеваемости. – Как связана ранняя профориентация с центрами компетенций и чемпионатным движением? – Самым непосредственным образом. Центры компетенций создаются ведь не только для взрослых, но и для детей. Малышню по технике безопасности не везде можно допустить, не имеем права, но показать, дать поиграть – это не только можно, но и нужно. Сначала мы просто придумывали различные игровые формы, потом родилась идея создать кружок и при содействии корпоративной Академии Росатом мы вошли в кружковое движение. Это большая программа, являющаяся одной из составляющих Национальной технологической инициативы (НТИ). В Академии Росатома наших специалистов обучили как руководителей кружкового движения, мы получили специальное оборудование. И уже год в институте это движение развивается. «Путешествие в страну «Инженерия», «Школа Архимеда», «Техношкола «Я – инженер!» и другие профориентационные проекты, реализуемые в вузе, способствуют формированию и развитию нестандартного аналитического мышления дошкольников и школьников всех возрастов. Дети занимаются на специальных учебных площадках, в лабораториях, оснащенных современным учебно-производственным оборудованием в сфере конструирования, сборки электронных схем, программирования, прототипирования и робототехники. Осваивают образовательный курс по легороботоконструированию, состязаются в JuniorSkills. Таким образом, управление талантами происходит по специально выстроенной многоступенчатой сквозной системе подготовки кадров «детский сад – школа – вуз – работодатель» на всех уровнях образования. Беседовала Екатерина СИНДЕЕВА. [1] В соответствии с комплексом мер, направленных на совершенствование системы СПО, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2015 г., № 349-р, издан приказ Минтруда России от 02.11.2015 г., № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования». Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы:
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|