Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Содружество Приборостроительного завода и Трехгорного технологического института

Основной задачей Трехгорного технологического института НИЯУ МИФИ является подготовка квалифицированных кадров для ГК Росатом с широким участием в этой деятельности одного из ведущих предприятий атомной отрасли – Приборостроительного завода в г.Трехгорном. О том, как сложились и развиваются эти отношения, рассказывает директор ТТИ НИЯУ МИФИ Т.И.Улитина.

Просмотров: 17

Материал опубликован в журнале №102 от 26.03.2018.

Татьяна Ивановна УЛИТИНА

Содружество завода и института

Трехгорный технологический институт НИЯУ МИФИ эффективно реализует образовательные программы высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, выполняет прикладные научные исследования по запросам предприятий ГК Росатом.

Основной задачей образовательной организации является подготовка квалифицированных кадров для атомной индустрии с широким участием в этой деятельности одного из ведущих предприятий отрасли – Приборостроительного завода в г. Трехгорном. О том, как сложились и развиваются эти отношения, рассказывает директор ТТИ НИЯУ МИФИ, кандидат педагогических наук Татьяна УЛИТИНА.

– Татьяна Ивановна, институт и завод сотрудничают уже не один десяток лет?

– Да, наши отношения имеют давнюю шестидесятилетнюю историю. Приборостроительный завод создан в г. Трехгорном в 1952 году. Первым директором был назначен Константин Арсеньевич Володин, который руководил производством более десяти лет. И именно он заложил основы содружества завода и института, начинавшегося с техникума.

Градообразующему предприятию были нужны особые кадры. Директор завода, как никто другой, это прекрасно понимал и создавал все условия, чтобы эти кадры появились. С одной стороны, город насыщался тогда специалистами с высшим образованием. С другой – нужны были не только инженеры и ученые. Заводу требовались рабочие руки, «свои кадры», обученные с учетом специфики производства. Для их подготовки и был открыт техникум, для которого даже построили отдельное здание.

Местное население, приезжавшее в Трехгорный из окрестных населенных пунктов, поступало в техникум и проходило специальную подготовку. Начало было положено. Со временем образовательный процесс набирал обороты, что привело к созданию института, названного первоначально МИФИ-5. Это было пятое высшее учебное заведение на Урале, вошедшее в обойму ядерного оружейного комплекса России. Новоуральск, Снежинск, Озерск, Лесной и наш Трехгорный – в каждом происходили аналогичные процессы.

– Какие направления подготовки развиваются в институте?

– Те, которые нужны заводу. Основная деятельность предприятия определялась и определяется государственным оборонным заказом. Здесь создано уникальное производство с постоянно обновляющимися прогрессивными технологиями, освоены и выпущены десятки наименований специзделий, сотни наименований их составных частей и эксплуатационного оборудования.

Трехгорный технологический институт НИЯУ МИФИ и Приборостроительный завод в г. Трехгорном – команда единомышленников, объединенная Госкорпорацией «Росатом».

Согласно именно тем требованиям, которые нам выдвигал завод, и происходило открытие направлений подготовки. В зависимости от производственных планов что-то лицензировалось, от чего-то наоборот отказывались, что-то перекраивали, привносили новое. Так, например, в настоящее время мы открыли уже три направления подготовки из топ-50 наиболее востребованных профессий [1].

И, естественно, завод, видя в институте полноценного партнера, стал работать с нами не только в сфере образования. Мы постепенно подключились к их проектам, научной работе. Волонтерами вошли в культурную жизнь заводчан, стали принимать активное участие в экологических субботниках, профсоюзных мероприятиях и, конечно, всё большее и большее участие в производственной деятельности. Так, через заводские конкурсы профмастерстваAtomSkills мы доросли до участия в международном чемпионатном движении WorldSkills.

– Когда Трехгорный технологический институт присоединился к WorldSkills? Какие требования предъявляются к участникам движения?

– С 2015 года мы активно участвуем в WorldSkills. Но, подчеркну, одного желания для этого мало, нужна соответствующая материальная база, и здесь свою ведущую роль вновь сыграл завод.

Техническое оснащение мастерских и лабораторий в соответствии с требованиями инфраструктурных листов – это условие, без которого успешное участие в чемпионатном движении невозможно. Завод закупил оборудование, ставшее основой центра профессиональных компетенций, созданного на базе института. На протяжении нескольких лет мы это оборудование дополняли и довели до очень высокого уровня. Сейчас в центре не только реализуется подготовка по электронике и инженерному дизайну CAD, но и проводится демонстрационный экзамен, в ходе которого оцениваются знания и умения наших выпускников, проводится повышение квалификации приборостроителей и других горожан.

Необходимо изучение отечественного и зарубежного опыта организации образовательного процесса по методике WorldSkills. С 2016 года все наши наставники, методисты, начальники центра компетенций неоднократно выезжали на зарубежные стажировки, а также в течение целого года учились в Москве на сессиях в Агентстве стратегических инициатив и корпоративной Академии Рос­атом. Немецкую дуальную систему профессиональной подготовки кадров мы изучали в Ремесленной Палате г. Лейпцига, в сертифицированном центре WS Germany и в образовательных центрах Porshe и Siemens. В Финляндии знакомство с системой профобразования и организации чемпионатов профессионального мастерства происходило во время стажировки в колледже ESEDU (г. Миккели).

Требования к выпускникам, трудоустраивающимся на завод, высокие: отраслевая планка – средний балл диплома не ниже 4,5.

Требуется специальная подготовка экспертов, методистов и наставников по методике WS, непосредственное участие в чемпионатах и конкурсах профессионального мастерства и, конечно, внедрение технологий WS в образовательные программы, реализуемые в институте.

Благодаря поддержке завода за сравнительно небольшой отрезок времени мы достигли очень многого. За последние три года в копилке наград института появилось 6 золотых, 6 серебряных и 8 бронзовых медалей по различным компетенциям. Студенты и выпускники вуза – постоянные участники, наставники и эксперты чемпионатов WS/ AS. И на достигнутом не останавливаемся. Сейчас вместе с Приборостроительным заводом в г. Трехгорном и Росатомом по совместному проекту строим второй центр компетенций.

Результативное участие в чемпионатном движении развивает материально-техническую базу института, способствует ранней профориентации и всестороннему повышению качества образовательного процесса, ведущего к увеличению среднего балла успеваемости.

– Как связана ранняя профориентация с центрами компетенций и чемпионатным движением?

– Самым непосредственным образом. Центры компетенций создаются ведь не только для взрослых, но и для детей. Малышню по технике безопасности не везде можно допустить, не имеем права, но показать, дать поиграть – это не только можно, но и нужно.

Сначала мы просто придумывали различные игровые формы, потом родилась идея создать кружок и при содейст­вии корпоративной Академии Росатом мы вошли в кружковое движение. Это большая программа, являющаяся одной из составляющих Национальной технологической инициативы (НТИ). В Академии Росатома наших специалистов обучили как руководителей кружкового движения, мы получили специальное оборудование. И уже год в институте это движение развивается.

«Путешествие в страну «Инженерия», «Школа Архимеда», «Техношкола «Я – инженер!» и другие профориентационные проекты, реализуемые в вузе, способствуют формированию и развитию нестандартного аналитического мышления дошкольников и школьников всех возрастов. Дети занимаются на специальных учебных площадках, в лабораториях, оснащенных современным учебно-производственным оборудованием в сфере конструирования, сборки электронных схем, программирования, прототипирования и робототехники. Осваивают образовательный курс по легороботоконструированию, состязаются в JuniorSkills.

Таким образом, управление талантами происходит по специально выстроенной многоступенчатой сквозной системе подготовки кадров «детский сад – школа – вуз – работодатель» на всех уровнях образования.

Беседовала Екатерина СИНДЕЕВА.

[1] В соответствии с комплексом мер, направленных на совершенствование системы СПО, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2015 г., № 349-р, издан приказ Минтруда России от 02.11.2015 г., № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: челябинская область, екатерина синдеева, татьяна улитина, МИФИ, worldskills russia, инженерное образование, ао-102

Похожие материалы:
Коркинский горно-строительный техникум готовит востребованные кадры
BabySkills – ранняя профориентация по стандартам WSR
Новочебоксарский химико-механический техникум дает достойное образование
Студенты Раменского колледжа за три года получили 100 медалей WorldSkills
Синергетический эффект интеграционной модели обучения
Армавирский машиностроительный техникум входит в сотню лучших ссузов страны
Снежинский физико-технический институт отметил шестидесятилетие
Сергиево-Посадский колледж активно участвует в WorldSkills
Современное инженерное образование: проблемы модернизации
Сосновоборский механико-технологический техникум отмечает тридцатилетие

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 10 (110) 2019

Парадоксы – наше всё! По данным доклада Организации экономического сотрудничества и развития «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», российское образование вошло в тройку самых инновационных среди стран-участниц ОЭСР. Между тем в результате того, что в России 98% учителей задают домашнюю работу минимум два раза в неделю, 36% старшеклассников не умеют использовать полученные знания и принимать решения. Еще больше парадоксов – в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#100Щелковский колледж отметил семидесятилетие
#104Тетюшский сельскохозяйственный техникум развивается динамично
#107Учителями Подмосковья опробованы перспективные модели поддержки педагогического роста
#102Студенты Раменского колледжа за три года получили 100 медалей WorldSkills
#95Высшие курсы иностранных языков Минэкономразвития России обеспечивают непрерывное образование граждан
Информационная лента
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний
09:51Популяризируя знания о Байкале
09:51Магистерская программа «Информационные и гибридные конфликты» запускается в ИОНМО СевГУ
09:40Новые материалы и технологии: российские ученые переходят на экологичное производство