Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Кто ты в атомной отрасли? Try a Skill! Профессиональные пробы как эффективная форма профориентации

Можно долго говорить с потенциальными абитуриентами о выборе будущей профессии. В Снежинском физико-техническом институте НИЯУ МИФИ (Челябинская область) ознакомиться с направлениями и специальностями, востребованными в атомной отрасли, школьникам предлагают действием – попробовав получить конкретный результат своими руками под руководством наставников-студентов из числа чемпионов и призеров WorldSkills.

Просмотров: 152

Материал опубликован в журнале №110 от 25.03.2019.

ЛИННИК Оксана Владимировна – руководитель Снежинского физико-технического института НИЯУ МИФИ, кандидат исторических наук, доцент.

 

 

 

 

ПЕВНЕВА Наталья Анатольевна – начальник Информационного центра Снежинского физико-технического института НИЯУ МИФИ.

 

 

 

 

Можно долго говорить с потенциальными абитуриентами о выборе будущей профессии. В Снежинском физико-техническом институте НИЯУ МИФИ (Челябинская область) ознакомиться с направлениями и специальностями, востребованными в атомной отрасли, школьникам предлагают действием – попробовав получить конкретный результат своими руками под руководством наставников-студентов из числа чемпионов и призеров WorldSkills.

 Новые формы профориентационной работы

Традиционный День открытых дверей: школьники вместе с родителями проходят по кафедрам и лабораториям, встречаются с руководством и ведущими преподавателями. Да, вуз показывает свою образовательную базу. Да, абитуриентам рассказывают о том, чему и как их будут учить в ближайшие годы.

Но выбор за ребенка зачастую делают родители. Считается, что им – сознательным и опытным – лучше знать, на какую специальность поступать. Тем более что сам абитуриент нередко слабо представляет, чем ему на самом деле предстоит заняться в будущем. О том же, что делают специалисты на реальном производстве, он вообще подчас не имеет представления. Поэтому в Снежинском физико-техническом институте НИЯУ МИФИ активно внедряются новые формы профориентационной работы, охватывающие учащихся не только старшего и среднего звена, но и младших школьников и даже дошкольников.

Вуз готовит инженерные кадры для предприятий ядерного оружейного комплекса атомной отрасли вот уже более шестидесяти лет, заслуженно гордясь качеством подготовки. Об этом говорит как высокий процент трудоустройства выпускников, так и лидерские позиции студентов и воспитанников лабораторий «Юниоры AtomSkills» вуза на чемпионатах по методике WSR отраслевого и национального уровней. Именно им, чемпионам и их наставникам, доверено знакомить школьников с компетенциями, востребованными в атомной отрасли – буквально пробовать профессии руками, «на зубок», прикипать сердцем и душой.

Профессиональные пробы так и назвали: «Кто ты в атомной отрасли? Try a Skill!». Было решено, что любой молодой человек должен получить возможность попробовать себя в разных профессиях, и не просто профессиях, а профессиях будущего. Базой для освоения современных и будущих профессиональных компетенций на основе инструментов движения WorldSkills с опорой на передовой мировой опыт стал специализированный центр компе­тенций СФТИ НИЯУ МИФИ «Инженерный дизайн CAD» – единственный в контуре Росатома, аккредитованный Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по данной компетенции. Здесь проходят чемпионаты разных уровней, ведется подготовка лидеров национальной сборной России и сборной команды Госкорпорации «Росатом», юниоров AtomSkills. Используются также сертифицированные площадки для проведения демоэкзамена по приоритетным компетенциям ГК «Росатом» и технические лаборатории движения «Юниоры AtomSkills». Мероприятие отлично вписалось в рамки четырехстороннего соглашения о сотрудничестве, подписанного с целью развития системы ранней профориентации и подготовки кадров в соответствии с отраслевыми и международными требованиями к уровню профессиональных компетенций.

Первые профпробы прошли в СФТИ НИЯУ МИФИ в осенние каникулы 2018 года. Участие в них приняли снежинские школьники: в течение двух дней им было предложено выполнить элементы модулей заданий соревнований по методике WorldSkills по пяти компетенциям. Разумеется, с помощью наставников. По результатам многочасового образовательно-трудового марафона, к удивлению организаторов, с дистанции сошли единицы. Ребятам, показавшим себя лучше всех, были вручены символические «билеты в профессию» и предложено пройти обучение в лабораториях «Юниоры AtomSkills». Всё это пошло на пользу: школьники более сознательно подошли к выбору вуза, чтобы готовиться к ЕГЭ по выбранным направлениям, СФТИ подобрал команду юниоров. Уже в текущем сезоне школьники, прошедшие профпробы, победили на соревнованиях регионального уровня. А наставники смогли откорректировать методики отбора и подготовки и уже готовят команды к Национальным финалам WorldSkills.

Обучение действием в региональном масштабе

Удачный опыт проведения профессиональных проб было решено тиражировать на регион. В марте 2019 года в профпробах приняли участие 60 учащихся из Екатеринбурга, Челябинска и других городов Уральского федерального округа. Мероприятие прошло при поддержке партнеров: Корпоративной академии Росатома и Информационного центра по атомной энергии города Челябинска.

Количество компетенций было увеличено до 6, а именно: «Инженерный дизайн CAD», «Мобильная робототехника», «Электроника», «Изготовление прототипов», «Фрезерные работы на станках с ЧПУ» и «Сетевое и системное администрирование».

Профпробы заняли в общей сложности 128 академических часов. В течение обычной «пары» на каждой из компетенций участники смогли выполнить целый, законченный модуль заданий, направленный на получение конкретного результата. Скажем, выполнение задачи мобильным роботом в автономном режиме, создание сборки в CAD-программе, создание и распечатка собственной 3D-модели, создание и проверка работоспособности своей первой локальной сети или работающей «мигалки» на печатной плате.

В течение обычной «пары» на каждой из компетенций участники смогли выполнить целый, законченный модуль заданий, направленный на получение конкретного результата. Скажем, выполнение задачи мобильным роботом в автономном режиме, создание сборки в CAD-программе, создание и распечатка собственной 3D-модели, создание и проверка работоспособности своей первой локальной сети или работающей «мигалки»на печатной плате.

В напряженную сетку профпроб был включен и блок мероприятий, направленных на развитие soft-skills (умение излагать свои мысли, работать в команде, проявлять лидерские качест­ва), подготовленный специалистами Информационного центра по атомной энергии. И если интерактивные игры, научно-литературный баттл и турнир по бумажному сопромату позволили проверить, насколько молодые люди готовы к будущей профессиональной деятельности, то нацелить на будущую профессиональную деятельность помогло знакомство с миссией и задачами ядерного оружейного комплекса ГК «Росатом» по созданию и укреплению ядерного щита нашей Родины.

Сами участники профпроб отзываются о полученном опыте с восторгом. Например: «Больше всего мне понравились и запомнились пары в институте, особенно, когда мы делали что-либо самостоятельно. Например, 3D-моделирование, работали за компьютерами, паяли электронную схему. Также когда мы командой конструировали предмет по критериям. Вообще мне очень понравилась студенческая жизнь <…> я бы с удовольствием ещё посетила Снежинск». Или такое мнение: «Мне очень понравился сам институт, его аудитории и оборудование. Интересно было работать на станках, создавать 3D-модели. Так как в будущем я хочу пойти именно в институт ядерной физики, то для меня эта поезд­ка была очень полезна».

Но дело, наверное, даже не в охвате компетенций, новейшем оборудовании и мировых методиках преподавания. Мощный обучающий эффект мероприятия, позволяющий сориентироваться в мире профессий, заключен в обучении действием. Возможность попробовать конкретную специальность своими руками на реальном оборудовании под руководством наставника, не многим старше тебя самого, который говорит с учеником на одном языке, дает представление о профессии больше, чем любая экскурсия на предприятие или беседа с представителями вуза.

Девиз международного движения «Молодые профессионалы» звучит так: «Делай мир лучше силой своего мастерства». Уверены, что участники профпроб смогут измениться и сами: полученный опыт командной работы, напряженного труда и обработки огромного объема информации позволит им самим стать лучше, а там уже и миром можно заняться. Тем более что они уже сумели стать частью команды НИЯУ МИФИ, а в будущем, возможно, станут и частью команды «Росатома».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: лучшие практики, ао-110, МИФИ, росатом, высшее образование, челябинская область

Похожие материалы:
Волгодонский инженерно-технический институт отметил юбилей
Синергетический эффект интеграционной модели обучения
Белгородский государственный институт искусств и культуры активно применяет бережливые технологии
АГТУ – важнейшее звено социально-экономической системы Астраханской области
Кабардино-Балкарский госуниверситет претендует на статус опорного вуза
Интеграция основного и дополнительного образования в Северо-Кавказском филиале МТУСИ
Государственный социально-гуманитарный университет развивает международное сотрудничество

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Экспресс-форум для представителей научно-педагогического сообщества России
Редакция журнала «Аккредитация в образовании» провела экспресс-форум для представителей...
Михаил Калашников – человек и университет
Сегодня ИжГТУ – крупный технический университет региона, выпустивший более 50 тыс. инженеров для...
Состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс»состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии...
Инновационные подходы к повышению профессионального мастерства
Особая миссия Северного педагогического колледжа заключается в подготовке кадров для северных...
4 декабря 2019 года состоится вебинар "Интернационализация высшего образования" под эгидой APQN
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#107Дайджест № 107 «Аккредитация в образовании»
#104Волгатех – университет инновационного развития
#103Психологические проблемы непрерывного образования
#108Нацаккредсовет гарантирует высокое качество образования
#111Опыт профессиональной переподготовки специалистов в области дизайна
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ