Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Руководство исследовательской деятельностью студентов

Представляем опыт Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа по реализации одной из важнейших трудовых функций педагога, входящей в профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Просмотров: 220

Материал опубликован в журнале №98 от 25.10.2017.

МЕЛЬНИЧУК Марина Мартьяновна 

преподаватель высшей квалификационной категории Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа, лауреат премии губернатора Хабаровского края 2017 года.

Представляем опыт Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа (knask.ru) по реализации одной из важнейших трудовых функций педагога, входящей в профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Руководство исследованием

Одной из трудовых функций педагога профессионального обучения является «руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся по программам СПО и (или) ДПП, в том числе подготовкой выпускной квалификационной работы (если она предусмотрена)».

Руководство исследованием требует от педагога следующих умений:

* выбирать и обосновывать тему исследования (значимую как для самих обучающихся, так и для целого региона или даже страны);

* подбирать необходимые для проведения исследования источники: литературу, интернет-ресурсы, статистические данные, анкеты (при необходимости составлять их самостоятельно);

* развивать коммуникации, то есть научить студентов искать потенциально значимую информацию в многообразии материалов;

* применять инноватику – стимулировать поиск новых технологий, методов, приемов, которые позволят им достичь результата с наименьшими потерями сил и средств;

* определять этапы исследования и своевременно оценивать каждый из них, корректировать деятельность обучающихся;

* прогнозировать результативность научной работы и возможность ее практического применения;

* выделять, анализировать и критически оценивать ведущие идеи исследования;

* обобщать, описывать и литературно оформлять результаты работ;

* по окончании исследовательской работы формулировать выводы и рекомендации.

Алгоритм работы

Приступая к работе с потенциальными студентами-исследователями, часто сталкиваемся с недостаточной подготовкой к такому роду деятельности. Ни в общеобразовательной школе, ни профессиональной образовательной организации нет учебной дисциплины, которая бы формировала знания по методике информационно-поисковой деятельности исследования: с чего начинать, какими методами пользоваться? На эти вопросы студенты в большинстве своем не могут дать чёткого ответа.

Для достижения результатов в руководстве исследовательской деятельностью педагогу необходимо грамотно её организовать. Первым шагом при подготовке к занятиям со студентами должно быть составление плана исследования, где в общих чертах перечислены все необходимые действия. Это позволит иметь представление об общей структуре предстоящей деятельности.

Подобная работа необходима по той простой причине, что успешное обучение и выполнение исследовательской деятельности, как деятельности сложной, возможно тогда, когда студент имеет чёткое и ясное понимание обо всех ее элементах и этапах в целом. При составлении плана исследования необходимо заранее учесть возможные затруднения. Но главное – выполняя какую-то часть работы, нужно не утратить представления о целом.

При организации и проведении научного исследования студентами колледжа, руководителям рекомендуется соблюдать определенный алгоритм работы.

1. Определить общую тему, предмет и объект исследования.

При выборе темы большое значение имеет социальная, культурная, экологическая и экономическая значимость. Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема. Она должна представлять интерес не только для автора, но и для общества, быть актуальной.

2. Выявить и сформулировать общую проблему.

Перед студентами-исследователями ставится ряд вопросов, ответы на которые приведут к следующему шагу – формулированию на основе частных общей проблемы. Актуальность темы – это способность результатов данной работы быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и проверки новых методов, прочем подобном. Обсуждается актуальность и новизна исследования. Новизна результата есть то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов.

3. Сформулировать гипотезы.

Гипотеза – есть аргументированное, теоретически обоснованное предположение автора о связи между воздействием и результатом. Когда проблема определена, можно приступать к написанию введения.

4. Определить методы сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез.

Студенты и педагог определяют методы исследований (например, изучают первоисточники, проводят анкетирование, интервью). Возможна работа в малых группах в случае масштабного анкетирования / интервьюирования. Используются разные способы обработки данных: построение электронной таблицы или диаграммы, составление вторичных текстов с иллюстрациями из произведений искусства, литературы, научных статей, публицистики.

5. Определить способы оформления результатов.

Это может быть научная статья в газету и/или журнал, доклад / стендовый доклад, презентация на научно-практической или научно-исследовательской конференции регионального или федерального уровней, сетевой конференции, видеофильм, презентация в интернете.

6. Проверить гипотезы и сформулировать выводы.

Данные обобщаются на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, которые стали утверждениями. Их фиксируют.

7. Написать заключения, выводы.

Студенты-исследователи формулируют заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своего города, страны. Обозначают новые проблемы – для настоящего и будущего времени.

8. Представить работу.

Следует тщательно подготовиться к презентации исследовательской работы. Доклад должен быть кратким, ясным, включающим основные положения исследования.

Количество слайдов должно быть таким, чтобы осветить полученные результаты и при этом не нарушить временные требования, предъявляемые к докладу. Как правило, до десяти минут.

Структура доклада и презентации:

– тема исследования– 1 слайд;

– актуальность темы и решаемая проблемная ситуация – 1-2 слайда;

– цель, объект и предмет исследования – 1 слайд;

– гипотеза и задачи исследования – 1-3 слайда;

– результаты решения задач – 1-3 слайда;

– оценка эффективности решений – 1-2 слайда;

– общие выводы по работе – 1 слайд.

Текстовый материал в презентации сводится к минимуму. Делается упор на структурно-логические схемы и другие инструменты образного представления результатов исследования (диаграммы, графики, таблицы). Дублировать информацию устного док­лада на слайдах не требуется.

Смена слайдов должна соответствовать устной речи выступающего. Иллюстративные материалы призваны помогать докладу, а не отвлекать внимание слушателей.

Делая доклад, следует излагать результаты исследования в повествовательной форме с активным использованием презентации, не зачитывая с листа. Исключение – для общих выводов по работе. Также важно постараться придать выступлению эмоциональную окраску.

Высокие результаты

Сложившаяся в колледже система исследовательской работы со студентами позволяет достичь стабильно высоких результатов. В числе самых значимых из них:

• 1 место – А. Пархоменко (научный руководитель – К.У. Бойко) на XXXIV Всероссийской конференции обучающихся «Юность. Наука. Культура» (г. Москва, 2014);

• 1 место – М. Дулько (научный руководитель – Н.В. Цветкова) на краевом открытом фестивале «Студенческая весна» (г. Хабаровск, 2015);

• 1 место – К. Галкин, 2 место – В. Орлова, 1 место – С. Полеев (научные руководители – А.Л. Маля, Е.В. Наводкина, И.Г. Симоненко) на городском конкурсе на лучший курсовой проект / работу (Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре – Межрегиональный центр компетенций, филиал Хабаровского краевого института развития системы профессионального образования, 2017).

ИСТОЧНИКИ

1. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденный приказом Минтруда РФ от 8 сентября 2015 г., № 608н, регистрационный номер 514 http://base.garant.ru/71202838/#friends.

2. Менеджер образования. [www.document]. URL https://www.menobr.ru/professionalnyy-standart-pedagoga.

3. Справочник классного руководителя. [www.document]. URL http://e.klass-ruk.ru.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Общество «Знание» и Кубанское казачье общество основали техникум
Технические кадры для гражданской авиации России
Практико-ориентированное образование в Воркутинском медицинском колледже
Навстречу столетнему юбилею
Прививая хороший вкус к культурным ценностям
В Ярославском колледже управления и профессиональных технологий развивается инклюзивное образование
Индивидуальный подход в обучении – залог успешности будущего специалиста
Ивановский колледж культуры развивает таланты
Дуальное обучение как важная форма профподготовки кадров
Стратегии совершенствования профессионального мастерства

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ