Родительская школаСредняя общеобразовательная школа №55 города Твери создана по инициативе родителей еще в 80-х годах, она и сегодня остается уникальным примером эффективного взаимодействия семьи и школы. Наш корреспондент задал несколько вопросов директору «семейной» школы Ольге СТАРОСТИНОЙ. Просмотров: 2047
Средняя общеобразовательная школа №55 города Твери – не совсем обычная. Созданная по инициативе родителей еще в 80-х годах, она и сегодня остается уникальным примером эффективного взаимодействия семьи и школы. Наш корреспондент задал несколько вопросов директору «семейной» школы Ольге СТАРОСТИНОЙ. – Ольга Сергеевна, как возникла идея родительской школы? Какова история ее создания? – Идея создания родительской школы возникла в начале 80-х годов. Группой родителей было принято решение организовать клуб «Семья». Время шло, дети росли. И следующим этапом взаимодействия участников клуба стала организация «семейной» школы, которая поначалу располагалась в обычной квартире. Результат итоговых контрольных работ в конце учебного года внушил надежду, и инициативная группа родителей, подготовив необходимые документы, зарегистрировала учебное заведение в городском отделе образования. Желающих учиться в «семейной» школе становилось все больше, необходимо было найти новые помещения, юридически закрепить и обосновать вклад родителей в развитие необычного учебного заведения. Была создана государственно-общественная модель управления: двойное учредительство в лице управления образования и общественной родительской организации. Школа разработала и зарегистрировала устав, который закреплял права управления образования и родительской общественности как учредителей. Таким образом, родители получили реальную возможность выбора направления развития, влияния на кадровую политику школы. Например, директора выбрали, согласовав с управлением образования. Материально-техническая база также, в основном, формировалась за счет добровольных пожертвований родителей. Много раз школа получала гранты городского и областного комитетов по делам молодежи за программы «Путь к истокам», «Голубые дороги веков», становилась победителем конкурса «Организация воспитательной работы в школе» центра «Педагогический поиск», обладателем гранта за программу «Государственно-общественная школа», участвовала в конкурсе памяти Матери Терезы – «Детство без насилия и жестокости». Оборудование для первого компьютерного класса было приобретено на средства, заработанные участием в конкурсе «Ресурсы Интернет для культуры, здравоохранения, образования и гражданского общества». Программы, посвященные активному семейному отдыху, неоднократно завоевывали дипломы комитета по делам молодежи. В 2001 году тверская экспериментальная общеобразовательная школасад была переименована в среднюю общеобразовательную школу №55. Сегодня у нашего учебного заведения один учредитель – управление образования. Двойное учредительство было упразднено в 2006 году в связи с внесением поправок в Закон Российской Федерации «Об образовании». В школе реализуются программы дошкольного, начального, общего и полного среднего образования. В учебном заведении функционируют две группы детского сада (старшая и подготовительная), где обучаются 40 воспитанников. Школу посещают 280 учащихся (12 классов-комплектов). Средний возраст учителя – 47 лет. Большинство педагогов – уже сформировавшиеся профессионалы. В начале этого года учреждена новая общественная организация, зарегистрирован новый устав. Главной задачей школы в реализации этого непростого шага было вывести родительскую общественность из формальной плоскости участия или безучастности, показать, что «мнение народное» учитывается у нас в обязательном порядке и решения родительской конференции принимаются к исполнению. Конечно, взаимодействие семьи и школы зиждется на сугубо добровольной основе. И у нас есть родители, которые придерживаются принципа «моя хата с краю». Но те, кто подписывает договор с общественной родительской организацией, имеющей свой устав, бухгалтера и так далее, стремятся не только помочь школе, но и получить полный отчет о том, куда пошли его кровные… Стараемся о каждом действии, касающемся организации учебного процесса, экономических моментов, перспективы развития школы, информировать всех участников образовательного процесса. – Чем ваша школа принципиально отличается от обычной? – Малокомплектная школа – особый мир. Это та образовательная модель, которую может позволить себе государство, понимающее, что каждый ребенок – это человек будущего, к которому не приемлим подход «Образование, одинаковое для всех». Маленькая школа позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику не просто на словах. Теплые отношения всех участников образовательного процесса, личностный подход к каждому ребенку способствуют социализации как слишком ранимых детей, так и тех, которые находятся на грани асоциального поведения. В школе детям комфортно и безопасно. Родители это понимают и ценят. Наша школа с самого начала была и есть на финансово-хозяйственной самостоятельности. Однако переход на подушевое финансирование и нас заставил добирать детей в классах до 25 человек. Золотое время для учреждения закончилось, но осталась атмосфера добра, уют, стремление видеть в ребенке прежде всего личность, понимание того, что каждый имеет право на ошибку. – Как расставляются акценты в учебно-воспитательной системе «семейной» школы? – Не скажу, что наша учебно-воспитательная система очень выделяется на фоне других учреждений, каждая школа имеет свое лицо. Мы используем модель «Теплый дом». В свое время проработали единую методическую тему «Школа без стресса как фактор и условие позитивной социализации личности». Понимая, что и педагоги, и наши ученики постоянно находятся в ситуации оценивания, мы старались таким образом выстраивать нашу учебно-воспитательную систему, чтобы и качество обучения не пострадало, но и высокая отметка в журнале не стала единственной целью для ребенка. Много путешествуем, гостей принимаем, в интернате с благотворительными концертами выступаем, делимся с теми, кто нуждается. По отзывам, наши школьники умеют себя вести, умеют слышать и видеть, не стесняются говорить о своих чувствах. – Как родители участвуют в оценке качества образовательного процесса? Какой формат взаимодействия школы и родительской общественности в этом направлении вы считаете наиболее эффективным? – В нашем городе существует структура, которая проводит мониторинг качества по различным предметам. Наши родители держат руку на пульсе, знают к какому учителю или воспитателю отдать свое чадо, так как понимают, что именно от учителя во многом зависит жизненный успех их ребенка. Мечтаем о том, что родители более активно будут участвовать в подготовке работ учащихся в рамках научно-практических конференций. Например, в качестве научных руководителей. Привлекаем родителей к организации досуга, лекций, формированию материально-технической базы учебного заведения. Регулярно проводятся общешкольные родительские собрания, они имеют конструктивный неформальный характер. Деловые игры, круглые столы дают хороший результат по сближению участников образовательного процесса. – Тверская область вошла в число 19 субъектов России, в которых будет проходить пилотная апробация учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Как родители относятся к появлению нового предмета? – Поскольку родители наших учеников, в основном, успешные и довольно молодые люди, они с пониманием отнеслись к введению нового учебного курса. Наше время – время больших и малых компромиссов. К сожалению, стирается грань между добром и злом, понятие «совесть» становится размытым и необязательным. Главное в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики» – корректность, профессионализм и стремление не навредить. Мы подготовили троих учителей, будем ждать результата. – Должна ли школа, на ваш взгляд, закрепляться за конкретным вузом, быть элементом довузовской подготовки? – О закреплении нашей школы за конкретным вузом пока говорить не приходится, так как мы не имеем финансовой возможности оплачивать труд преподавателей высшей школы. Предпринимаемые нами попытки заключить договоры с некоторыми вузами Твери разбились о финансовую составляющую. – В последнее время преподаватели высших учебных заведений все чаще упоминают о невысоком уровне знаний первокурсников, об отсутствии у них навыков самостоятельной работы. А у вас, как представителя средней школы, какие требования к выпускникам педагогических высших учебных заведений? – Упрекая школу в недостаточном уровне подготовки выпускников, представители вузов в какой-то степени правы. Однако наши бывшие ученики, а ныне студенты, часто приходят в школу и рассказывают о своих успехах. Все-таки основные компетенции мы у них сформировать смогли, в том числе, способность к самостоятельной работе. Хотелось бы, чтобы в школу шла работать молодежь, причем не с установкой: «А какие доплаты вы мне дадите?», хотя это тоже важно, а с искренним желанием реализоваться в нашей трудной профессии. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|