Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Пути эффективного развития сферы ДПО в России

Каковы пути эффективного развития сферы ДПО в России, и каким образом проект «Образовательный марафон – 2016» может этому способствовать?

Просмотров: 231

Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016.

Сергей Щенников ЩЕННИКОВ Сергей Александ­рович – руководитель экспертного совета по дополнительному профессиональному и корпоративному образованию Комитета Госдумы РФ по образованию, член совета Союза руководителей учреждений и подразделений ДПО и работодателей, экспертного совета по МВА при Минобрнауки РФ, экспертно-консультативного совета по вопросам электронного обучения, открытого образования и внедрению новых образовательных технологий Комитета Федерального Собрания РФ по образованию и науке, доктор педагогических и кандидат технических наук, почетный доктор Британского открытого университета, профессор.

– Каковы пути эффективного развития сферы ДПО в России, и каким образом проект «Образовательный марафон – 2016» может этому способствовать?1

– Рассматривать развитие системы ДПО в отрыве от среднего и высшего профессионального образования и в конечном итоге вне идеологии непрерывного образования малопродуктивно. Построение индивидуальных траекторий развития на протяжении всей жизни затруднительно в пространстве, разделенном глубокими рвами по таким критериям, как «высшее образование – дополнительное профессиональное образование», «государственные организации – частные», «местные – неместные», «учебные заведения – научные или производственные организации» и им подобным. Эти рвы создаются существующей системой лицензирования и государственной аккредитации, мониторингами, статистическими отчетами, рейтингами, оценками эффективности и качества, избыточными требованиями и другими факторами.

Как следствие:

  • образование по-прежнему остается, по-видимому, единственной отраслью, где объединение ресурсов не только затруднено, но и  зачастую наказуемо;
  • возможности реализации системных инноваций весьма ограничены;
  • за чиновником остается исключительное право выражать интересы всех стейкхолдеров, что ограничивает пространство их конструктивного сотрудничества;
  • сложившиеся ментальная и организационная структуры становятся основой для формирования привилегий и субъективных оценок.

Непрерывное образование возможно только в непрерывном, то есть интегрированном образовательном пространстве, объединяющем все доступные ресурсы. Нововведения, реализуемые в старой парадигме, ничего, кроме роста деструктивной бюрократии, не дают, так как объективно обречены на неудачу. Необходимы стратегическая диверсификация, серьезное концептуальное обновление, общесистемные решения и механизмы развития.

Основополагающим инструментом в связи с этим должно было стать развитие сетевого взаимодействия и создание гибких образовательных сетей, объединяющих потребности и возможности на ресурсах различных организаций. Этот механизм не заработает в должной мере, пока не созданы необходимые условия.

Среди первоочередных шагов, которые следует реализовать, – определение порядка лицензирования и аккредитации сетевых программ, учет интегрированных сетевых ресурсов.

В рамках сетевой парадигмы построения образовательных структур осуществляются следующие процессы:

  • приобретает свою осмысленность использование современных информационно-коммуникационных технологий;
  • становится объективно необходимым саморегулирование и развитие системы менеджмента качества;
  • создаются условия адекватного ответа на запросы общества, работодателей и отдельных граждан путем объединения усилий и ресурсов;
  • формируется потребность и создаются инструменты формирования механизмов оценки и аккредитации, опирающиеся на творчество и потенциал всех заинтересованных сторон.

Думается, что проект «Образовательный марафон – 2016» будет способствовать созданию среды, поддерживающей образовательные инновации и объективные тенденции обновления образования с опорой на профессионалов.

1 Системный ответ на поставленный вопрос дан в коллективной монографии «Обоснование российской концепции непрерывного образования взрослых» // http://bit.ly/AO88CRE

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: дополнительное профессиональное образование, ао-88, экспертные советы

Похожие материалы:
ДПО: частный случай большой проблемы
Академия экспорта открылась на базе Университета управления «ТИСБИ»
Марафон ДПО
Краснодарский региональный институт агробизнеса
Дайджест № 88 «Аккредитация в образовании»
Качество определяет конкурентоспособность
Конкурсный проект «Образовательный марафон» популяризирует лучшие практики ДПО России
САФУ развивает систему дополнительного профобразования
Угольная отрасль Кузбасса: кадры решают всё
Стажировочная площадка как источник лучшего опыта и инноваций

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#100Михаил Стриханов рассказал о деятельности экспертного совета по высшему образованию
#108«Серебряный Морин хуур» – созвучие педагогических талантов
#99Национальная система профессиональных квалификаций отметила первый юбилей
#95Октябрьский нефтяной колледж развивает кадровый потенциал нефтегазовой отрасли
#105Владимирский филиал РАНХиГС лидирует в системе образования региона
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний