Мониторинг эффективности. Программа вместо забастовкиИтоги нашумевшего мониторинга российских вузов, которое провело Министерство образования и науки РФ, до сих пор вызывают острую реакцию. Как стало известно, студенты, оказавшегося "неэффективным" Российского государственного торгово-экономического университета, провели на днях в знак протеста против такого решения Минобрнауки забастовку. Просмотров: 1587
Итоги нашумевшего мониторинга российских вузов, которое провело Министерство образования и науки РФ, до сих пор вызывают острую реакцию. Как стало известно, студенты, оказавшегося "неэффективным" Российского государственного торгово-экономического университета, провели на днях в знак протеста против такого решения Минобрнауки забастовку. Напомним, что КемГУ по первым итогам этого мониторинга был отнесен к группе вузов с "признаками неэффективности", затем в министерстве это решение изменили и отнесли вуз к "образовательным учреждениям, нуждающимся в оптимизации деятельности". Недавно Ученый совет КемГУ утвердил программу развития на 2013 - 2017 годы. Ее основные показатели проанализировал доктор экономических наук, профессор, завкафедрой экономической теории ЭФ КемГУ В.А. Шабашев. - Владимир Алексеевич, для того, чтобы сказать о том, какие показатели заложены в новую программу, необходимо напомнить, а из-за чего собственно разгорелся весь этот сыр-бор? -В соответствии с распоряжением Минобрнауки все вузы до 15 сентября 2012 г. подготовили сведения о своей работе за 2011 год по 50 показателям. После их анализа Минобрнауки 1 ноября 2012 г. разместил на своем сайте список более 100 государственных вузов, признанных неэффективными. Потом появилась другая трактовка: "имеют признаки неэффективности". КемГУ оказался в их числе. При этом использовалось лишь 5 показателей. Условие такое: если вуз не укладывается в пороговые значения по четырем из пяти показателей, он является не эффективным, требуется его оптимизация. Первый показатель: средний балл зачисленных в вуз абитуриентов. Пороговое значение - 60 баллов. В КемГУ он превышен: 61,61 баллов. Здесь все в порядке. Причем он самый высокий из всех кузбасских вузов (кроме медакадемии). Второй показатель: объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) на одного научно-педагогического работника (НПР). Пороговое значение: 50 тыс.рублей. В КемГУ этот показатель - около 47 тыс. рублей, меньше на 6 %. Заметим, что по итогам 2012 года он будет больше порогового - 62,8 тыс.рублей, в 2017 г. - 165,5 тыс. рублей. Третий показатель - доходы вуза из всех источников (в том числе бюджетных) на одного НПР. Пороговое значение - 1100 тыс. рублей. В КемГУ этот показатель - 1045,19 тыс. рублей, т. е. на 5 % меньше. По итогам 2012 года он будет больше порогового: 1196,2 тыс. рублей; в 2017 г. - 2000,7 тыс. рублей. Четвертый показатель - доля иностранных студентов, обучающихся в вузе. Пороговый показатель - 0.7 %. В КемГУ - 0,3 %. Удастся довести его до порогового значения в 2013 году, в 2017 г. - 1,0 %. Пятый показатель - общая площадь учебно-научных помещений в расчете на одного студента. Пороговое значение - 11 квадратных метров. В КемГУ - 8,8 квадратов. Достигнуть пороговое значение удастся в 2013 году, в 2017 г. - 11,9 квадратных метра. Это произойдет за счет того, что администрация Кемеровской области и города Кемерово планируют передать КемГУ в безвозмездное пользование здание на 6600 квадратных метров. - Словом, в КемГУ по анализируемым показателям не все так плохо, чтобы его относить к неэффективным. А как обстоят дела с другими критериями? - Другие показатели деятельности КемГУ позволяли входить в последние 5 лет в сотню лучших из 600 вузов. Обратим внимание на оценку деятельности КемГУ экспертным сообществом, которое в 2012 году учитывало качество подготовки выпускников работодателями, востребованность выпускников на рынке труда и несколько десятков других показателей. Наш вуз вошел в 100 лучших (98 место). В этой сотне нет других вузов Кемеровской области. - Почему именно названные пять показателей выбраны для характеристики эффективности вуза? - Когда российская вузовская общественность возмутилась по этому поводу, Минобрнауки не дал внятного ответа. Кстати, эти показатели не согласовывались с Советом ректоров вузов России. По крайней мере, первый, четвертый и пятый показатели к эффективности никакого отношения не имеют. Это, скорее, предпосылка, базовое условие для решения главной цели вуза - готовить высококвалифицированных выпускников. Эффективность в строгом экономическом смысле - соотношение результата (эффекта) с затратами. Для вуза под эффективностью следует считать достижение поставленной цели. Минобрнауки планировал ряд неэффективных вузов закрыть или присоединить к другим. И это несмотря на то, что существуют официальные процедуры оценки деятельности вузов: лицензирование, аккредитация. После давления общественности Межведомственная комиссия по проведению мони-торинга деятельности вузов 22 ноября 2012 года приняла решение снять ярлык "неэффективный вуз" и считать эту группу вузов нуждающимися в оптимизации. Комиссия также обязала вузы этой группы разработать планы развития. Принятая в КемГУ программа предлагает существенный рост не только этих пресловутых показателей, но и более важных: рост остепенённости преподавателей, повышение качества научных результа-тов, рост участия студентов в научной деятельности, увеличение обеспеченности студентов учебно-методическими пособиями, развитие магистерских программ и другие. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|